Воспитательная система класса "Истоки"
материал на тему

Потемкина Светлана Николаевна

Воспитательная система класса "истоки" создана на основе воспитательной системы школы школы "Я - гражданин России". Рассчитана на работу с учащимися 5- 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_klassa.docx70.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПотемкинаСветлана Николаевна

Воспитательная система класса

ИСТОКИ

                                 АВТОР:

                                       Классный руководитель 5 класса

                        МОУ «Борчанская СОШ»

                                                         Валуйского района Белгородской области

                                         Потемкина Светлана Николаевна

Борки

2012

ЦЕННОСТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

       Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

       Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

  1. Воспитание — процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
  2. Воспитание — это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
  3. Воспитание это чувство, голос души и сердца.

     Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

    Ребенка должны окружать забота, любовь и уважение. Должны быть созданы условия для раскрытия и реализации каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я.

    Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ, классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная задача классного руководителя — быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь.

   Моя задача как классного руководителя — обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

    Я часто представляю, какими будут мои дети - это будут САМОстоятельные  личности, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации. И они обязательно будут знать и уважать прошлое и настоящее своей Родины и своего края – Белгородчины.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

     Цель воспитательной системы:

    Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, имеющей четкую гражданскую позицию, высоконравственные идеалы и разностороннее образование.

        Задачи:

  1. способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  2. оказать помощь в преодолении трудностей подросткового периода;
  3. создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении;
  4. способствовать формированию основ культуры общения;
  5. развивать творческую деятельность;
  6. создавать условия для поддержания стабильного здоровья;
  7. способствовать сплочению классного коллектива.

ФУНКЦИИ

  1. - образовательная:    направлена на формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира.
  2. -развивающая:  направлена на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности.
  3. - воспитательная: содействует нравственному становлению личности школьника.
  4. - защитная: способствует психологической защите ребенка от негативных влияний среды.
  5. - компенсирующая:  предлагает создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей.
  6. - интегрирующая: содействует социализации личности.
  7. - корректирующая:  способствует коррекции поведения и общения ребенка

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Принцип открытости.

     Школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения с учетом своих интересов.

  1. Принцип привлекательности будущего дела.

     Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела: «Что будет, если…»

  1. Принцип деятельности.

     Привлекать каждого ребенка во все мероприятия, которые проходят в школе.

  1. Принцип обратной связи.

     Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое должно заканчиваться рефлексией.

  1. Принцип сотворчества.

     В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество.

  1. Принцип успешности.

          И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным.

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ:

- Восприятие ценности достоинства человека.

-Уважение к женщине, ребенку, старшему поколению.

-Уважение к своей Родине – России.

-Восприятие ценности природы родного края, её исторических памятников.

-Тактичность.

-Трудолюбие.

-Чуткость.

-Реализм.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ:

 -Знания, умения и навыки, соответствующие личностным потребностям конкретного ученика и образовательному стандарту школы 2-й ступени.

 - Знание широкого спектра профессиональной деятельности человека.

- Знание своих психофизических особенностей.

-Абстрактно-логическое мышление.

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ:

 -Умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс.

 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ:

 - Эстетическая культура, художественная активность в сферах молодежной субкультуры.

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    Воспитательная система класса — это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, отражающий специфический способ организации жизнедеятельности коллектива класса.

       Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.

   Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.

СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КЛАССА:

СТРУКТУРА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА:

КЛАССНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Воспитательная программа

 «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Направление «Я и Я»

Цель: формировать у учащихся представление о самосознании и самовоспитании; научить «видеть себя со стороны», контролировать себя и свою деятельность.

- Индивидуальные и коллективные беседы

- Психологические тренинги и практикумы

- Тестирование и анкетирование

- Диагностика интересов, склонностей и способностей

- КВН «Друг в беде не бросит»

Направление «Я и СЕМЬЯ»

Цель:.сформировать у учащихся представление о ценностях семейных отношений.

 - Сочинение «Моя мама лучше всех»

- Конкурсы стихотворений о маме, бабушке, семье

-Конкурсы рисунков:

              -«Я и моя семья»

              -«Моя мама»

              -«Лесенка моей семьи»

- Конкурс семейных плакатов

- Игра «Детки и предки»

- Праздник «С женским днем!»

- Родительский день

Направление «Я и ШКОЛА»

Цель: воспитывать любовь к школе, ответственность за сохранение школьных традиций; формировать классный коллектив

-Беседы:

         -«Давайте жить дружно

         -«Легко ли учиться»

         -«В дружбе сила»

         -«Трудности в учебе»

-Конкурсы:

         -«Говорящий портфель»

         -«Мои учителя»

         - «Лучший читатель года»

- Организация дежурства по классу и школе

- Праздники в классе

- Участие во всех общешкольных мероприятиях, праздниках, соревнованиях

- Организации рейдов по проверке учебников

- Викторина «Интеллектуальный марафон»

Направление «Я и КУЛЬТУРА»

Цель: формировать эстетические вкусы и идеалы

- Диспут «Красота в моде, жизни, искусстве»

- Творческие конкурсы

- Участие в праздничных концертах

- Выставки поделок, букетов

- Коллективные просмотры кинофильмов

- Игра «Идем в театр»

- Украшение кабинета к новогодним праздникам

- Цикл кл.часов по этике

- Анкетирование

- Беседы о православных праздниках

Направление «Я и ОТЕЧЕСТВО»

Цель: знакомить учащихся с «малой» и «большой» родиной, ее историческим прошлым, многообразием флоры и фауны, культурой, национальными традициями; воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за национальную культуру, героическое прошлое Отечества; воспитывать чувство ответственности за будущее своего села, района, страны..

- Беседы:

              -«Моя малая Родина»

              -«Я-гражданин России»

              -«Откуда мы родом»

              - «Защита Родины – долг каждого»    

 - Экскурсии в школьный музей, музей ПУ-2

- Экскурсии в музеи Белгородской области

- Государственные праздники России

- Традиционные русские народные праздники

- Конкурсы рисунков о России

- Конкурсы сочинений и стихотворений о крае

- Поле чудес

             -«Великая победа»

             - «Отчий край»

- Викторины и конкурсы знатоков истории и края

-Часы истории

- Музейные уроки

- Устные журналы

             - «Прославленный полководец»

             - «По музеям боевой славы Белгородчины»

- Акции «памятникам – наша забота»

- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий

- Уроки нравственности

Направление «Я и ПЛАНЕТА»

Цель: воспитывать экологическую культуру: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным;содействовать процветанию флоры и фауны в микросреде человека;

воспитывать уважение к национальным традициям и культуре разных народов мира..

- Беседы и наблюдения:

                -«Природа- наш дом»

                -«Наши меньшие друзья»

                -«Путешествие в город Экоград»

 - Экскурсии в лес, на луг

 - Праздники «Дары осени»

 - Конкурсы рисунков

- Акции

                - «Цветник у школы»

                - «Покормите птиц»

- Политинформации «Сегодня в мире»

- «Путешествие по необыкновенным музеям мира»

- Беседа «Общество как фактор развития человека»

- Кл.час «В каком народе живешь, того и обычая держись»

Воспитание здорового образа жизни

и обеспечение безопасности

- Дни здоровья

- Участие в спортивных соревнованиях

- Посещение спортивных секций

- Встречи с медработниками

- Игра «Мы – за здоровый образ жизни»

- Изучение правил безопасности в разных ситуациях

- Выпуск стенгазет, плакатов по здоровому образу жизни

- Викторины и конкурсы

- Участие в неделе «Нет наркотикам!»

- Игра «Внимание – дорога!»

- Игра-викторина «Пожарным можешь ты не быть…»

- «Путешествие в страну Здоровья»

ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

1 этап - становление воспитательной системы 

(5 класс)

Цель:

            - пробудить творческую активность у учащихся, педагогов,

                родителей;

              - связать воедино звенья цепи: педагоги- учащиеся- родители;

              - определить главные ориентиры в организации воспитательной

                 системы.

Результаты:

          - создание модели воспитательной системы;

          - сформированность целей воспитательной системы;

          - внедрение их в сознание детей и родителей.

2 этап - практический

(6-8 классы)

Цель: 

               - построение воспитательной системы классного коллектива;

               - реализация программы «Я – гражданин России»;

               - проведение мониторинга развития личности.

Результаты:

           - создание и реализация воспитательной системы класса.

3 этап - обобщающий

(9 класс)

Цель: 

                 - анализ результативности и постановка задач дальнейшего

                    развития;

                 - создание условий для саморазвития личности.

Результаты:

          - определение перспектив развития воспитательной системы;

          - поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности

            класса.

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    Критерии

    Показатели

Методы изучения

Сформированность познавательного потенциала

1. Освоение образовательных программ.

2. Развитие познавательных интересов.

3.Стремление к творчеству

1.Анализ успеваемости.

2.Предметные олимпиады. Конкурсы.

3.Педагогическое наблюдение.

Нравственное развитие

1.Нравственная направленность личности.

2.Сформированность отношения к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

1.Диагностика уровня воспитанности.

2.Педагогическое наблюдение.

Сформированность классного коллектива

1.Степень развития компонентов педагогического взаимодействия.

2.Уровень развития детского коллектива.

3. Развитость самоуправления

1. Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного коллектива»

2.Диагностика изучения детского коллектива:

 «Портретная галерея»

 Сформированность физического потенциала

1. Состояние здоровья учащихся.

2. Развитость физических качеств личности

1. Медицинский осмотр

2. Выполнение нормативов по проверке развития физических качеств

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе

1.Комфортность ребенка в школе

2.Эмоционально-психологическое положение ученика в классе

1.Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью»

2.Анкетирование

«Самые памятные события из жизни моего класса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Проект "Модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД ЦДТ "Созвездие",презентация к проекту.

Вам предлагается практический материал по формированию у педагогического коллектива готовности создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования дет...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.

Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...