Адиктивное поведение учащихся
презентация к уроку по теме

Шовгенова Анжела Мухамедовна

Материал подробно излагает виды вредных привычек, которые категорически отрицательно влияют на воспитание и развитие подростков. В презентации изложены моменты, как исправить те или иные вредные привычки и увлечения детей подросткового возраста, а так же даются сслки на сайты, в которых более подробно излагается данный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл addiktivnoe_povedenie.rar761.39 КБ

Подписи к слайдам:

*
Аддиктивное поведение учащихся,
проблемы диагностики склонности учащихсяк вредным привычкам.
*
ДЕТИ – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими никогда. В.П.Астафьев
*
Что такое привычка?
«Привычка – это капитал, приобретаемый в ходе постоянных упражнений. Их надо сначала накопить, а потом жить на проценты с этого капитала.» Джемс,амер.психолог
*
Начиная разговор о вредных привычках и зависимостях с подростками или родителями, воспользуйтесь следующими известными афоризмами:
«Привычка - вторая натура.» (Цицерон)«Руководителем в жизни является не разум, а привычка. Лишь она понуждает ум во всех случаях предполагать, что будущее соответствует прошлому.» (Юм Давид)«Привычка, эта вторая натура, оказывается для большинства людей их единственной натурой.» (Ромен Роллан)«Привычки превращают обязанности в удовольствия, а удовольствия в обязанности.» (Э.А.Севрус (Ворохов))«Вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек.» (Достоевский Ф.М.)
Так ли безобидны детские «безобидные» привычки?
Склонность ко лжи? Ябедничество? Плаксивость? Забывчивость? Игры в азартные игры? Бесцельное гуляние? Увлечение мобильными телефонами?Подражание героям фильмов?Увлечение японскими мультиками?Интерес к эротическим рисункам и фильмам?
Если вовремя не обратитьвнимания на эти «безобид-ные» привычки, ребенок может стать зависимыми мы получим личностьс девиантным поведением.
*
Аддиктивное поведение -
склонность подростка к приобретению вредных привычек, пагубная склонность к чему-либо. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить своё психическое состояние посредством приёма некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности.
*
Что происходит с психикой человека, склонного к аддикции?
Процесс употребления ПАВ, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций, принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции.
*
Кто склонен к аддикциям?
Люди с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующиеся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящиеся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта.
*
С чем связано аддиктивное поведение?
С желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения своего сознания. Аддикция становится средством бегства от проблем. Для самозащиты, люди с аддиктивным поведением используют механизм, называемый в психологии «мышлением по желанию», т.е. они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.
*
Какие бывают аддикции?
В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальности выделяются зависимости: - фармакологические (химические)- зависимость от психоактивных веществ (ПАВ); - субстанциональные – эмоциональные (секс- и любовные зависимости), трудо- или работоголизм, компьютерные и игорные зависимости и многие другие; - пищевые зависимости говорят сами за себя.
*
Какие вещества, предметы или действия могут быть предметом аддикции ?
наркотики, алкоголь, табак;азартные игры(включая компьютерные);длительное прослушивание ритмичной музыки;полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека (хобби, работа и т.д.);люди, предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.
*
Алкогольная аддикция
Одна из форм фармакологических или химических зависимостей.
В основе алкогольной зависимо-сти лежит употребление спирто-содержащих напитков. Алкогольявляется пищевым продуктомили входит в них, не являясьзапрещенным как, например,наркотики. Алкоголь не изменя-ет, а кристаллизует текущеесостояние: если вам грустно, тоупотребление алкоголя не под-нимет ваше настроение,а, наобо-рот, его еще больше ухудшит.
*
Наркотическая аддикция-
болезненные состояния, характеризующиеся явлениямипсихической и физической зависимости, настоятельной и непреодолимой потребностьюв повторном потреблении ПАВ.Наркотическими признаютсявещества или лекарства,которые обладают способностьюспецифического действия нацентральную нервную систему(стимулируют, вызывают эйфорию, изменяют восприятие окружающего мира и т.п.)
*
Лекарственная аддикция-
синдром, развивающийся при употреблении психотропных веществ; характеризуется патало- гической потребностью в приеме таких веществ для того, чтобы избежать развития абстиненции или психических нарушений и состояния дискомфорта, возникаю- щих при прекращении их приема либо при введении антагонистов этих веществ. К ним относятся: димедрол, феназепам и т.п.
*
Табакокурение
Курение табака - один из наиболее распространенных видов наркомании, охватывающий большое количество людей иявляющийся поэтому бытовой наркоманией. Дымящаяся сигарета доставляет привычному курильщику удовольствие.Особенно остро ощущается потребность в курении после принятия пищи, во время выпивки, при отрицательных эмоциях и во время напряженной работы. При этом сам вдыхаемый никотин не оказывает какого-либо положитель-ного действия на организм. Сигарета является больше отвле-кающим фактором:переключение сознания на неё помогаетотодвинуть неприятные мысли, прервать тяжелую работу.Совместное курение облегчает контакт между людьми, явля-ется хорошим предлогом для знакомства.
*
Токсикомания
Токсикомания развивается в связи с употреблением лекарственныхсредств и веществ, не отнесенныхк наркотическим, но также изменя-ющих психическое состояние человека и его поведение. Диапазонвеществ с токсикологическимдействием очень широк – от меди-каментов (аналгетики, транквили-заторы, снотворные, стимуляторыи др.) до технических растворителейи средств бытовой химии.
*
Суицид
Намерение лишить себя жизни, повышенный риск совер-шения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведе-ния пассивного типа является способом ухода от нераз-решимых проблем.Идея может стать навязчивой и превра-титься в аддикцию. Суициды в большей степени характер-ны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тен-денция к увеличению их числа. Суицидная активностьимеет временные циклы: весенне -летний пик и осенне-зимний спад. Количество самоубийств возрастает во втор-ник и снижается в среду-четверг.Чаще совершаются в воз-расте после 55 и до 20 лет.Соотношение между мужчинамии женщинами-самоубийцами примерно 4:1.
*
Трудоголизм
Трудоголизм, в отличие от многихдругих зависимостей, являетсясоциально-одобряемой аддикцией.Но на самом деле трудоголик -это личность с определенными психологическими пробле-мами.Трудоголиком может стать и лентяй, дни и ночиотсиживающий на работе во время домашних неурядиц.Источником психологического дискомфорта, психологи-ческой травмы чаще всего бывает реально пережитый или мнимый страх:боязнь неудачи, страх перед одиноче-ством или, напротив, боязнь общения.
*
Пищевые зависимости
К ним относятся такие пси-хические расстройства какбулимия (переедание) ианорексия (добровольныйотказ от пищи). Пищевая зависимость – это не только переедание и голодание,но и зависимость от вкуса:от вкуса кофе, шоколада, сливок и т.д.
*
Игромания и компьютерная зависимость
Одной из проблем современногоинформационного обществаявляется новая для педагогикипроблема – игромания и компью-терная зависимость. Это увлечениекомьютерными играми, интернет-технологиями, игровыми автоматами, азартными играми.Игромания – увлечение или болезнь? Психиатры утвер-ждают – игромания лечится, но бороться с зависимостьюнужно на ранней стадии.Болезнь начинается с привязан-ности к компьютерным играм, которая превращается в паталогию.Игра – это взаимодействие. И не важно с кем-с людьми, компьютером или же с самим собой.
*
Проблемы компьютерной зависимости
Критерии, определяющие начало компьютерной зависимости:беспричинные частые и резкие перепады настроения от подавленного до эйфорически-приподнятого;-болезненная и неадекватная реакция на критику;-нарастающая оппозиционность к родителям, друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;-ухудшение памяти, внимания;-снижение успеваемости, прогулы занятий;-уход от участия в делах, которые ранее былиинтересны, отказ от хобби, любимого дела;-пропажа из дома ценностей или денег, проявлениечужих вещей, денежные долги ребенка,-появляющаяся изворотливость, лживость;-неопрятность, неряшливость не характерные ранее;-приступы депрессии, страха, тревоги.
*
Памятка для родителей по использованию компьютера ребенком
Для того, чтобы родители могли контролировать использование ребенком компьютера, они сами должны хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться.Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5-2 часов в сутки.Если ребенок посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе (зале) он бывает и с кем там общается.
*
Компьютер-мясорубка для информации. Компьютер-это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему обращается.
Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.Контролируйте какие именно Интернет - сайты посещает ваш ребенок.
В.Г.Кротов
*
Подробно о методах и приемах профилактики компьютерной зависимости можно ознакомиться на Интернет – сайтах:
http://www.net196.soes.ru/http://www.BestReferat.ru/http://www.baby.com.ua/http://www.Le-Mon.ruhttp://www.add.net.ru/http://www.med.resourse.ruhttp://www.DJV.ruhttp://www.родитель.ru
*
Как воспитать у ребенка положительные привычки?
Первое правило. Необходимо научить ребенка осознавать, что без неё жизнь превращается в катастрофу.Второе правило. Ребенок должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной привычки. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек, даже если для этого необходимо проявить твердость и жесткость.Третье правило. Необходимо учить ребенка использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка в положительных привычках приводит к их закреплению и привычки становятся «второй натурой».
*
Четвертое правило. Нельзя бесконечно говорить обладателю плохой привычки, что он - её хозяин. Бесконечные проповеди и нравоучения озлобляют учащихся. Многие учащиеся и так прекрасно знают, что у них есть плохие привычки. Надо быть среди учащихся очень авторитетным человеком, чтобы они стали прислушиваться к взрослым и хотели исправить свои привычки.Пятое правило. Для проявления положительных привычек взрослый ( классный руководитель, родитель) должен создавать условия. Если классный руководитель знает, что большинство учащихся курит, необходимо организовать встречи с врачами, людьми, преодолевшими пристрастие к курению, смотреть фильмы, участвовать и организовывать акции и т.п. Однако для того чтобы так строить работу, надо знать, какие вредные привычки стали частью образа жизни ваших детей.
*
Желаем успехов
в преодолении вредных привычек и зависимостей ( аддикций ) и воспитании положительных привычек.«Смысл притягивает, комплекс толкает».(Франкл). Зависимость-это не притяжение, это толкание.толкание изнутри собственным страхом подростка- страхом перед реальностью.Помогите ребенку избавиться от своих страхов!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профилактика негативных проявлений в поведении учащихся

Иногда по поведению или внешним признакам можно догадаться о тех или иных отрицательных склонностях в поведении детей. Здесь приведены рекомендации по профилактики таких проявлений...

Правила поведения учащихся в школе

Создание благоприятной обстановки в школе, безопасному пребыванию учащихся в школе и т.п....

Программа аддиктивного поведения учащихся

За последнее время количество детей с трудностями в обучении и ухудшении состояния здоровья резко возросло. Работа по профилактике правонарушений и их рецидивов, пропаганда здорового образа жизни в по...

Профилактика аддиктивного поведения учащихся МБОУ СОШ№15 г. Нерюнгри РС(Я)

За последнее время количество детей с трудностями в обучении и ухудшении состояния здоровья резко возросло. Работа по профилактике правонарушений и их рецидивов, пропаганда здорового образа жизни в по...

Художественное творчество альтернатива асоциальному поведению учащихся

Художественное творчество альтернатива асоциальному поведению учащихся. Большая часть подростков испытывает дефицит духовного общения, и в то же время пытаются отыскать приемлемую для...

Причины плохого поведения учащихся. Стратегии и техники в работе педагога с данной категорией учащихся.

Обучающийся может отвлекать внимание учителя и класса разными способами, например: • стучать карандашом, вертеться и разговаривать; • входить в класс, когда урок начался; • вызывающе выглядеть; • ...


 

Комментарии

Шовгенова Анжела Мухамедовна

Интересный материал для родителя, для классного руководителя

Шовгенова Анжела Мухамедовна

Материал очень интересный для работы классного руководителя