Урок-сказка
классный час по теме

Иванишина Нина Федоровна

 

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-skazka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

1

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Цель: повторить сведения о числе имен существительных, известных учащимся с младших классов, углубит сведения о числе имен существительных; научить различать имена существительные , которые имеют только форму единственного числа от существительных , которые имеют только форму множественного числа, учить орфографическим и пунктуационным нормам.

Воспитательная цель: Воспитание навыков культуры речи, развитие творческого потенциала у учащихся.

Оборудование урока: опорные схемы по теме имя существительное,  лото, раздаточный материал,  репродукция картины Левитана « Март».

Ход урока:

                 Однажды две сестры собственные и нарицательные имена существительные  со своими  друзьями одушевленными и неодушевленными именами существительными отправились в путешествие  по своей замечательной стране « Морфологии».

                   Было лето, кругом все цвело и пело, к вечеру друзья поднялись на высокую гору и увидели двоих стражников КТО? и ЧТО?

-Что за хозяева у этого мрачного замка?- спросили друзья. Стражники ответили, что здесь живет ее величество королева Имя Существительное со своими неразлучными друзьями Родами, Числами и Падежами.

-Это ее дворец, но пройти вы можете только тогда, когда правильно назовете части речи в загадке.

                                 Живет в лесу, ухает, как разбойник, люди его бояться, а он людей боится.(Филин)( глагол, предлог, существительное ,глагол, союз, существительное, существительное, местоимение и т. д.

                          Стражники отперли ворота и впустили гостей. В это время королева Существительное сидела в тронном зале. Сюда позвали гостей. Она рассказала, как скучно они живут. Она лишь называет ПРЕДМЕТЫ и так много лет подряд. Соседи их уважают, потому что без них стране Морфологии не обойтись. Одна отрада - мои самые близкие друзья ЕДИНСТВЕННОЕ и МНОЖЕСТВЕННОЕ число.

Королева предложила поселиться всем вместе в ее дворце, но при условии, если гости выполнят ее задание. А мы , ребята поможем героям сказки.

  1. Расскажите историю слова каникулы.

Желанный отдых после труда, но не все знают , что такое слово вполне земное , появлением обязано небу. Каникулой от латинского canis                        ( собака) в древности называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса-Сириуса. Она появлялась в самый разгар лета, в конце июля. Именно тогда учащиеся получали передышку в честь звезды. Эти дни прозвали каникулярными. Узнать историю слов помогает этимологический словарь.  

Два ученика работают у доски по карточкам.

2

Синтаксический разбор предложения. Найдите собственные имена существительные.

     На каникулах наш класс поедет на экскурсию в город - герой Волгоград.

Морфологический разбор имени существительного в город.

Расставь ударение, определи род имен существительных.

Средства, добыча, мозоль,(ж) центнер, приговор, комбайнер, шампунь(м)

Два ученика раскладывают в конвертики имена существительные по родам.

Толь(ж), тюль(м), мозоль(ж), шампунь(м), вестибюль(м), туфля, молодежь, рельс(м), рояль(м), картофель(м),яблоко(ср.), впечатление(ср.),

У доски.

II. Класс записывает слова, указывая род. Работа с сигнальными карточками.

Гармонь,  бюро,  пальто,  трамвай, фамилия, море, тюль, дочь, шалаш, жираф, мозоль, кофе, ветчина, росток, морковь, лимон, вермишель, малина, сердце.

В словари запишем каучук, фарфор, цемент, щавель, свекла, силос, хлопок.

III. - Что называется именем существительным?

-Назовите морфологические признаки.

- Какова синтаксическая роль имен существительных?

-Чем отличаются одушевленные имена существительные от неодушевленных имен существительных?

Королева Имя Существительное предложила гостям игру.

Превратите имена существительные в имена собственные.

     Птица орел-город Орел

     Цветок роза- девушка роза

     Воздушный шарик-собака Шарик

     Плодородная земля-планета Земля                                                               Переставьте  буквы в словах так, чтобы получить новые слова.

                                   Куст-стук

                                   Атлас-салат

                                   Кайма-майка

                                  Сосна-насос

Тем временем Единственное и Множественное Число поспорили, кто из них важнее.

Чтобы помирить друзей ее величество Королева прибегла к крайней мере. Она создала правила. Давайте познакомимся с ними.

В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Они обозначают такие предметы, которые нельзя сосчитать. Они могут обозначать.

3

 вещество

Группу предметов как единство

Признак

качество

Материал

Листва

Зелень

Бензин

детство

текучесть

пшено

                Жители дворца и гости помирились и решили не разлучаться.

С тех пор Имя Существительное живет со своими друзьями дружно, и работает в стране МОРФОЛОГИИ. Мы тоже будем работать над закреплением новой темы.                                                                                         Читается отрывок из  «Сказки о мертвой царевне и семи  богатырях» А.С. Пушкина.

Дети должны назвать абстрактные существительные.

Преданность, верность

     И молва трезвонить стала:

                                           Дочка царская пропала!

  Тужит бедный царь по ней

                                          Королевич Елисей.

                                          Помолясь усердно богу ,

                                         Отправляется в дорогу

                                         За красавицей – душой

                                         За невестой молодой.

-Подумайте , как называется то нравственное качество, которое заставляет королевича Елисея отправиться в путь, объясните, в чем заключается это качество?

Воспитанность, скромность.

И царевна к ним сошла,                                                                                                                      Честь хозяевам  отдала,

В пояс низко поклонилась,

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Зависть.

Какие нравственные качества царицы ясно видны в этой сцене?

На девичник собираясь,

Вот царица ,наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

« Я ль, скажи мне , всех милее.                                                                        

 Всех румяней и белее?

Выберите существительные только ед. числа.

Сахар,  растение,  родня, простота, аккуратность, магазин, вермишель, ветчина, молодость, певец, величие, измерение, темнота, потемки.

4

  1. Величие (что?) сущ.
  2. Начальная  форма.  -    величие, нарицательное, неодушевленное,  2 склонение, средний род, единственное число, именительный падеж,
  3. Величие.

           

Работа с учебником, упражнение № 496.

Творческая работа.

Левитан.  « Март».

    Передо мной  картина « Март» Левитана.

Поражает ослепительность белого утра.

Март – предвестник весны. Снег уже мешается с землею. Уже на синем небе четко рисуются ветви деревьев со скворечниками. До предела доведена ослепительность белого мартовского утра.

Это выражено в игре света, на корке « осевшего снега», в контрасте тени и деревьев, в темно-зеленых ветвях сосен.

- О каком месяце идет речь? О марте.

(   Весны еще нет, а воздух нагревается под теплым солнышком, налетает ветерок, в котором чувствуются влажные запахи  весны.)

Д/з

Упражнение 497.

Подведение итогов урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка. Тема "Сказка про Ивана-царевича и деление обыкновенных дробей"

Главные задачи этого урока: познакомить с правилом деления обыкновенных дробей и научить выполненять деление.Вырабатывать навык хорошего счета.Формировать интерес к математике, развивать воображение, ...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...

Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Контрольный урок- сказка по предмету развитие музыкальных способностей на отделении раннего эстетического развития на тему Нганасанской сказки "Старик и птичка"

Мне очень хотелось поставить с ребятами 4-5 лет музыкальную сказку. Основой для нее я решила взять нганасанскую народную сказку " Старик и птичка" Я разработала сценарий. Дети играли на баргане, скри...