Социальное развитие личности.
статья по теме

Проценко Елена Николаевна

 

Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskoe_vospitanie.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданское воспитания.

Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

Гражданское воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение,  гражданская, нравственная позиция.

Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Все это выражается в формирующемся гражданском поведении человека.

Опыт работы образовательного учреждения гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность и правдивость в реальной деятельности - то есть совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию юного гражданина выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие  процесса воспитания гражданина, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития. Активная совместная деятельность, направленная на решение общественных проблем, поможет сформировать чувство ответственности перед страной, обществом в котором мы живем.

       

Гражданская позиция не противоречит гуманистическим устремлениям личности, а непосредственно с ними связана, так как основана на общечеловеческих ценностях: нельзя уважать и чтить только свою страну и свой народ, «уничтожая» другой. Поэтому формирование гражданской позиции – это, прежде всего, формирование гуманистической позиции, основанной на самоценности человека. Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них  –  свой народ и страну.

Наиболее эффективным является привлечение к активной совместной деятельности в области гражданского и патриотического воспитания, непосредственно с подросткового возраста. Творческая работа в образовательном учреждении дает возможность не только  для самореализации  личности, но и приобщают к работе в коллективе, формирует гражданскую позицию, ответственность перед обществом.

В МОУ «Гимназия №159» уделяется большое внимание решению задач воспитания гражданственности через организацию деятельности в следующих напрвлениях:

  1. воспитание гражданина России посредством изучения ее правовой и государственной систем. Например, проведение классных часов на темы: «Мои права и обязанности»; «История государства Российского»; «Символы государства»; «Устав гимназии».
  2. формирование чувства гордости за свой родной край. Например, посещение музеев воинской и боевой славы омичей; организация встреч с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, воинами интернационалистами.
  3. воспитание и развитие у школьников патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Например, участие в проектах «Вклад моей семьи в летопись победы» (грамота за участие в проекте ученицы 9в класса Антоновой Е.), участие в областном конкурсе сочинений и рисунков «Гремят истории колокола» и «Отечеству любимому служить» (гран-при за участие ученику 5а класса Брониковскому Е.).

Воспитательная работа в образовательных учреждениях, ориентированных на гражданское воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Реализация технологий социального развития личности в воспитательной системе школы"

Целью проекта является моделирование системы работы педагога-организатора, обеспечивающей эффективное социальное воспитание обучающихся в сфере школьной среды и внешкольного пространства социальных пр...

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Формирование и развитие социальной активности обучающихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют акт...

Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности подростка

Выступление на районном заседании учителей иностранного языка...

Выступление на школьном методическом совете на тему: "Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности"

Среди критериев эффективности школьного образования особо выделяется обеспечение выпускникам готовности и умения активно включаться во все сферы социальной жизни. В связи с этим, как отмечает И.Л. Бим...

Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА тема «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»...

"Творчество как фактор социального развития личности"

Пленарное заседание общественно-просветительского проекта городского уровня "Правовая школа"...

" Мультимедийные технологии как условие социального развития личности учащихся"

Использование информационно-коммуникативных технологий в школах становится очень актуальной проблемой современного  образования, и занимают особое положение в нашем современном мире модернизации....