Целостное духовно - нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника.
статья

Ли Александра Алексеевна

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Целостное духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка - дошкольника, достигается  посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно - нравственных традиций руского народа. Развитие его духовного, психического и физического здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«СОШ№ 3» им. Д. Лавриненко Дошкольное отделение Дружбы 4А

Московская область

Статья

Тема: «Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника»

Подготовила:

Ли Александра Алексеевна

Воспитатель Дошкольного отделения

  МБОУ «СОШ» №3» г. Протвино

г. Протвино 2024 год

Статья

Тема: «Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника»

Всё нравственное воспитание детей сводится

к доброму примеру. Живите хорошо или хоть

старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего

успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

Л. Н. Толстой

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.

«Духовность» (филос. словарь) рассматривается - как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями; как способ самосовершенствования; как качество личности. Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Сегодня духовное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души.

«Нравственность» (словарь С.И.Ожегова) – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. По словам отечественного педагога И.Ф. Харламова, «формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки, поведения личности и их неуклонное соблюдение».

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. В России с 1 января 2014 года вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Цель: Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка- дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа. Развитие его духовного, психического и физического здоровья.

Определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

• формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт).

• воспитание уважительного отношения к труду.

В основу формирования подходов к определению сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» для детей дошкольного возраста предложены следующие принципы:

1. отбор знаний, наиболее актуальный для ребенка данного возраста.

2. непрерывность и преемственность педагогического процесса;

3. дифференцированный подход к каждому ребенку;

4. рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту;

5. принцип интеграции образовательных областей;

6. деятельностный подход;

7. развивающий характер обучения

 В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы. Оно должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Одной из основных областей, направленной на духовно - нравственное воспитание дошкольников является «социально ‐ коммуникативное развитие». Оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

 Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, выработать привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника.

 Нравственное воспитание – не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Таким образом, педагогический процесс духовно - нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения. Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Богатство идейно ‐ нравственного содержания учебно ‐ игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования духовной нравственности детей.

Духовно - нравственное воспитание ценно не только потому, что оно способствует социализации личности, возможности стать хорошим гражданином, надежным семьянином, добросовестным тружеником, убежденным патриотом. Благодаря воспитанию раскрываются лучшие стороны человека, обозначаются его стремления к морально высшему, к совершенству и идеалу.

 Нравственное воспитание должно быть ориентировано на будущее. Оно призвано, по словам Л. Н. Толстого, «воспитывать человека, годного для будущего». Лишь в этом случае он сможет стать «достойным членом того поколения, в котором ему придется жить».

В. А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».

Список литературы

 1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П.Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений 2‐е изд. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М: Академия, 1997. – 240 с.

2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети / Р.С. Буре. – М., 1997. – 143 с.

3. Гелло В. Учите беречь книгу / В. Гелло // Дошкольное воспитание. – 1976. – №1. – С. 11–14.

 4. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами // Дошкольное воспитание. – 1980. – №10. – С. 32–35.

5. Иванова. Воспитание культуры речи. // Дошкольное воспитание. – 1988. – №12. – С. 6–12.

6.Назаров В. Н и Сидоров Г.П. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. ТЦ Сфера, 2015.

7.ФГОС: Письма и приказы Минобрнауки. – М.:

 8. Аманбеккызы Ж., Ибрагимова У.Б., Мейрбекова Р.Т., Умирзахова Г.А. Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс].

9. Нравственное воспитание дошкольников по ФГОС. Raguda.ru. [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА тема «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»...

Взаимодействие УДО и семьи в интересах духовно-нравственного и творческого развития личности ребенка

Практическое применение различных форм и методов в работе с родителями в учреждениях дополнительного образования...

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Ф.И.Тютчев      Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тос...

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Статья  подготовлена в рамках  мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

Внутренняя культура, внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека часто уходят на второй план. Послание Президента России Федеральному собранию РФ  звучит как государственный заказ у...

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Ф.И.Тютчев      Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тос...

Социальное здоровье как составляющая духовно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка в семье.

Именно в семье начинают закладываться ценностные основы бытия, формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах взаимоотношений: духовно- практи...