Классный час "Урок героя. Пётр Иванович Багратион".
классный час (7 класс) по теме

Классный час (методическая разработка и презентация,  7 класс) посвящён  военной деятельности Героя Отечественной войны 1812-ого года  Багратиона Петра Ивановича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon klassnyy_chas_urok_geroya._pyotr_ivanovich_bagration.zip1.16 МБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГУСЬ – ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА

Разработка

 классного часа  в 7-ом классе

на тему

“УРОК  ГЕРОЯ.  

ПЁТР  ИВАНОВИЧ БАГРАТИОН”.

АВТОР РАЗРАБОТКИ:

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

                                                                                                   ГОРЧАКОВА ИРИНА   ВЛАДИМИРОВНА

(МКОУ  КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ СОШ

ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА  

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

2012 г.

Цель: раскрыть на примере П.И. Багратиона  такие черты характера, как   мужество, честь, героизм, преданность Отечеству.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с биографией и военной карьерой П.И. Багратиона;
  2. способствовать формированию представления об Отечественной войне 1812 года;
  3. способствовать воспитанию патриотизма;
  4. активизировать познавательную и аналитическую деятельность учащихся.

Участники:  учащиеся  12 – 13 лет.

Форма проведения: устный журнал с элементами рассуждения.

Подготовительная работа: учащиеся готовят устные сообщения о жизни и военной карьере П.И. Багратиона.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор для демонстрации слайдов.

ХОД  КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель. Ребята, послушайте  стихотворение  известного дагестанского поэта Мусы Джалиля  и определите, о ком мы с вами сегодня будем говорить.

Знаю, в песне есть твоей, джигит,
Пламя и любовь к родной стране.
Но боец не песней знаменит:
Что, скажи, ты сделал на войне?

Встал ли ты за родину свою
В час, когда пылал великий бой?
Смелых узнают всегда в бою,
В горе проверяется герой.

Бой отваги требует, джигит,
В бой с надеждою идет, кто храбр.
С мужеством свобода, что гранит,
Кто не знает мужества - тот раб.

Не спастись мольбою, если враг
Нас возьмет в железный плен оков.
Но не быть оковам на руках,
Саблей поражающих врагов.

Если жизнь проходит без следа,
В низости, в неволе, что за честь?
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!

Если кровь твоя за родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит.
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит,

Умирая, не умрет герой -
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!
                           (Муса Джалиль. О героизме. Декабрь 1943 г.)

(О том, кто такой настоящий герой.)  СЛАЙД 1

  1. А  кто такой герой? Давайте заглянем в “Толковый словарь” Ушакова. (Распечатки толкования слова – на партах.)  СЛАЙД 2

ГЕРОЙ, героя, м. (греч. heros). 1. Исключительный по смелости или по своим доблестям человек. || Выделившийся своей храбростью на войне. Герой гражданской войны. 2. В теориях некоторых буржуазных социологов - выдающаяся личность как сила, направляющая исторический процесс (в противоп. массе). "Герои и толпа" (название сочинения Н. К. Михайловского). 3. Главное действующее лицо древних эпических поэм и мифов, одаренное сверхчеловеческими силами (истор. лит.). Ахилл был героем древних греков. Парсифаль - герой легенды о Граале. 4. Лицо, привлекающее к себе общее внимание в течение известного времени. Герой дня. Герой газетной хроники. 5. Главное действующее лицо литературного произведения. Базаров – герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”.

  1. Как мы видим, слово “герой” многозначное. В каком значении оно употребляется в стихотворении Мусы Джалиля? Почему?  (Ответы учащихся.) 

  1. Сегодня я хочу поговорить с вами об удивительном человеке, о герое Отечественной войны 1812 года, чьё имя связано и с историей Владимирской области. СЛАЙД 3

Грузинский князь, но русский генерал,

Непобедимый муж, каких лишь единицы,

Он жил Россией, и при этом жизнь отдал

За нашу православную столицу.  

                                   (Г. Готовцев)

- О ком пойдёт сегодня речь?  ( О Петре Ивановиче Багратионе.)  СЛАЙД 4

- Солдаты называли Багратиона «Орел». Беспредельная храбрость его была легендарна. Он брался за самые рискованные операции и часто своей храбростью исправлял ошибки других. Там, где грозила явная гибель, появлялся этот удивительный человек, и русские солдаты под его руководством совершали чудеса. Багратион всегда находился на самых опасных местах боя. Это видели и ценили солдаты и любили его так, как они любили Суворова. Служить под началом Багратиона было почетно, но и опасно — Багратионовы  адъютанты считались обреченными людьми.

Первый ученик. СЛАЙД 5 Пётр Иванович Багратион родился  11 ноября 1765 года  предположительно в городе Кизляре в семье грузинских князей из старинного рода  Багратиони. Это сказалось на его внешности: он был среднего роста, худощавый, мускулистый брюнет с типичным грузинским лицом. Спокойный, сдержанный, медлительный в манерах, но в гневе был несдержан, а по отношению к врагам неукротим и страстен.

В 17 лет  Багратион был определён на военную службу, принимал участие в экспедициях против чеченцев. В одном из боёв получил тяжёлое ранение и оказался в плену, но горцы вернули его без выкупа  из признательности к его отцу, оказавшему им какую-то услугу.

СЛАЙД 6  Пётр Иванович Багратион  участвовал  в русско-турецкой войне 1787 – 1791 годов и польской кампании.  Во время  Итальянского и Швейцарского походов А.В. Суворова  он  командовал  авангардом русской армии. Багратион был любимым учеником Суворова.  В 1799 году ему присвоили звание генерал-майора.

Второй ученик. СЛАЙД  7  Багратион был великим мастером наступательного боя. «На него находили минуты вдохновения. Огонь сражения зажигал что-то в душе его», — рассказывали очевидцы. Багратион, будучи одним из наиболее способных учеников Суворова, помнил его наказ: «...прямо нападать на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами...». Багратион обладал для этого необходимыми качествами: железным упорством и тактическим глазомером. Наполеон, который в течение многих лет посылал против Багратиона своих лучших маршалов, говорил: «Багратион — лучший генерал русской армии». Но у Багратиона был один недостаток, который помешал ему превратиться в полководца такого ранга, как Суворов и Кутузов. У него не было большого военного образования. Он не был стратегом, но на поле боя он был «лев, не знавший, ни опасности, ни страха».

В походах Багратион был неприхотлив.  Он участвовал в 20-ти походах и 150-ти сражениях. Славу храбреца он пронес от стен Очакова, через горы Италии и вершины Альп до Бородинского поля, где французская граната поставила кровавую точку в его биографии.

Третий  ученик. СЛАЙД  8  В войну 1812 г. Багратион получил крупное назначение — командующим 2-й армией. Под началом находились два пехотных и один кавалерийский корпуса — всего около 50 тысяч человек и 180 орудий. Армия занимала фронт около 100 километров, между Неманом и Бугом. Когда войска Наполеона перешли русскую границу, у Багратиона было 6 дивизий, против которых неприятель направил одиннадцать. Багратион получил приказ отступить для соединения с Барклаем-де-Толли в Минске. 29 июня Багратион двинулся к Минску. Наполеон решил истребить армию Багратиона или взять в плен.

Против Багратиона двинулось 50-ти тысячная армия французов. Багратион попал в клещи, надо было обязательно вырваться. Искусно маневрируя, Багратион ушел из клещей Наполеона. Французские генералы долго потом оправдывались перед Наполеоном, а Петр Иванович писал Ермолову в эти дни: «Насилу выпутался из ада! Дураки меня выпустили, теперь иду к Могилеву; авось их в клещи поставлю». Идти на Минск без продовольственных баз, через леса и болота было безумием. И Багратион меняет направление, но Наполеон не собирался выпускать Багратиона. Неприятель шел следом. В эти трудные дни Багратион не терял присутствия духа, он снова меняет направление и ведет войска к Смоленску, где 15 августа соединился с армией Барклая.

СЛАЙД  9  16 августа к Смоленску подошел Наполеон. Смоленск после героического сражения под его стенами был оставлен. Наполеон послал корпус Жюно с целью расстроить соединение русских армий. Жюно допустил большую ошибку, предоставив войскам отдых. Багратион следил за Жюно и расстроил весь план Наполеона, он задержал Жюно у деревни Синявино. Наполеон так кричал на Жюно, что вскоре тот сошел с ума. Русские армии продолжали отступать.

Четвёртый  ученик.  СЛАЙД 10  Новым главнокомандующим вместо Барклая был назначен Михаил Илларионович Кутузов, который решил дать бой Наполеону у Бородино. Армия Багратиона занимала левое крыло позиции  — два пехотных корпуса и один кавалерийский. 5 сентября в 6 часов утра прозвучал первый выстрел. Главный удар Наполеон направил на левое крыло русского боевого расположения — на Багратионовы армии. Против 29 тысяч солдат Багратиона Наполеон послал 7 пехот и 8 кавалерийских дивизий. — около 43 тысяч человек. Восемь раз шли французы на Багратионовские флеши и откатывались, оставляя на подступах к ним груды окровавленных тел. Русские тоже терпели огромный урон, но «храбрые воины, собравшись с последними силами, нападали на нас по-прежнему», — рассказывал французский генерал Пеле.

СЛАЙД  11  Против 46 тысяч неприятельских солдат Багратион мог противопоставить только 18 тысяч бойцов. Французские войска двинулись плотными рядами в атаку. Это был самый замечательный и страшный момент боя.  Это был ад и ужас. Была страшная сеча, в которой с той и другой стороны проявлялись чудеса сверхъестественной храбрости.

Пятый ученик.  СЛАЙД 12  Багратион не только постоянно оборонялся, но и продолжал со своими полками атаки на неприятеля. Внезапно он упал с лошади. Осколок разорвавшейся гранаты попал в Багратиона и раздробил ему ногу. Рана была тяжелой, и героя-командира вынесли с поля боя. Краткое замешательство в войсках, узнавших о тяжелом ранении Багратиона, было быстро восстановлено храбрым Дохтуровым, который принял командование. Перед лицом наседавших французов он приказал: «Умирать всем, ни шагу назад!». На Бородинском поле Наполеону так и не удалось сломить силы русской армии.

СЛАЙД 13  В тяжелом состоянии истекающего кровью Багратиона доставили в имение Голицына, которое находилось в  селе  Сима Владимирской губернии Юрьев – Польского уезда. Врачи, как могли, боролись за его жизнь. 26 сентября 1812 г. врачи предложили Петру Ивановичу ампутировать ногу. Он отказался. В 12 часов дня Петр Иванович Багратион умер.  СЛАЙД 14   Багратион был похоронен в селе Сима, но в 1839 году по настоянию Дениса Васильевича Давыдова прах Багратиона был торжественно перезахоронен на Бородинском поле.

Учитель. СЛАЙД 15 Петра Ивановича Багратиона, как и всех офицеров 1812 года, отличало какое-то особенное чувство долга, чести, гордости, беззаветной храбрости и, конечно же, безграничной любви к своему Отечеству.

И закончить наш разговор об этом героическом человеке я хочу строками из стихотворения  Ирины Суворовой:  СЛАЙД 16

И вспомни притчу о герое,
Что не страшился ни невзгод, ни бурь.
И чтоб в минуту лихолетья
Тебе, как крысе, не бежать,
Впечатай в сердце строки эти:
«Достойно жить –
Достойно умирать!»

        В заключение классного часа ребята сочиняют синквейн о Багратионе.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКОВ:

  1. Глинка В.М., Помарнацкий А.В.   Военная галерея Зимнего Дворца. http://www.museum.ru/1812/Persons/russ/t_b02_vg.html
  2. Готовцев Геннадий. Памяти Петра Ивановича Багратиона. http://soyuz1812.ru/creativity/gotovtsev.html
  3. Джалиль Муса. Избранное. – М.: 1966.
  4. Иванов Н. И. Братские могилы и другие воинские захоронения 1812 года на Бородинском поле.  http://www.museum.ru/1812/memorial/Ivanov/ivanov.html
  5. Микаберизде А. “Лев русской армии”. Проект “1812 год”. Биография Багратиона.  http://militera.lib.ru/bio/mikaberidze/01.html
  6. Ростунов И. И.  П. И. Багратион. http://militera.lib.ru/bio/rostunov_ii/index.html
  7. Суворова Ирина. Притча о герое. http://www.stihi.ru/2006/10/10-1886
  8. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. – М.: 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Герои, герои! Мы вас не забудем…", посвященный памяти воина-интернационалиста, выпускника нашей школы Александра Уварова, погибшего в Чечне

Классный час для 9-11 классов о выпускнике Быстроистокской средней школы, погибшем в первую чеченскую войну. В материалах используются стихи завуча школы по воспитательной работе и бывшего классного р...

Петр Иванович Багратион - "генерал-орел".

2012 год объявлен годом российской истории не случайно – в сентябре наша страна широко отметила 200-летие бородинского сражения. Это славная страница в истории нашей Родины. Грандиозная битва столкнул...

Классный час Героями не рождаются, героями становятся!"

Данная работа содержит в себе разработку классного часа к 9 мая, и 100-летию А.П.Маресьева...

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 7-8 классах.Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустре...

Материал для классного часа "Пухов Иван Иванович"

Об известном павловском фабриканте начала XX века И.И.Пухове...