Классный час « Воля и её развитие».
классный час (7 класс) по теме

Видус Марина Викторовна

 

Цель: ознакомить с понятием «воля», сформировать навыки социального поведения, развивать творческие способности.

Эпиграф: « Воля и труд человека, дивные дива творят».  Н. Некрасов.                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_volya_i_eyo_razvitie.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный час « Воля и её развитие».

Цель: ознакомить с понятием «воля», сформировать навыки социального поведения, развивать творческие способности.

Эпиграф: « Воля и труд человека, дивные дива творят».  Н. Некрасов.                

                                        Ход классного часа.

Классный руководитель. Наряду с другими оценками человек в своей жизни оценивается ещё и как личность. В этом случае главное внимание  уделяется его поведению и деятельности.  Каждый из нас, стремясь достичь определённого уровня жизни, ставит перед собой конкретные задачи. Мы начинаем осуществлять эти задачи, т.е. действовать. Другое дело, что люди -  разные. Они и поступают по – разному. Поэтому об одном мы говорим, что он человек волевой, о другом – безвольный.  Воля человека, его волевые решения   помогают ему  вести  здоровый образ жизни. Как же это всё происходит?

Некоторым людям приходится уговаривать себя, чтобы сделать что – то хорошее, полезное. Особенно непросто даётся режим дня, но нужно находить убеждающие доводы.

А некоторые считают, что убедить себя сделать что – то полезное, проще, чем не делать чего – то плохого. Это им даётся труднее. Следует вырабатывать у себя полезные привычки, которые становятся постепенно навыками, помогающими нам что – то делать или чего – то не делать. В этом случае снимается волевое напряжение. И ты уже более сознательно начинаешь выполнять то, что полезно или необходимо. Или не делаешь того, например, что явно нанесёт вред твоей репутации, здоровью и.д.

Говоря о безвольных людях, мы, по сути, низко оцениваем их способ, действовать для достижения своих целей.

Помимо того что человек преодолевает трудности и препятствия под влиянием своих привычек и потребностей, он ещё и сознательно управляет своей волей для достижения определённых целей.

Человеку приходится  управлять своими желаниями. Потому что желать можно многого. Но далеко не всегда мы имеем возможность в силу физических, моральных, финансовых и других причин исполнить наши желания ( явные и тайные). Вот этот процесс и регулируется усилиями нашей воли.

Потребности часто бывают завышенными. Даже жизненно необходимыми потребностями природы, например питанием, человеку приходится управлять. Тем более необходимо разумно подходить к управлению своими другими желаниями, которые могут противоречить нормам морали, здоровья.

Я считаю, что человек чувствует себя в жизни комфортно только тогда, когда его желания совпадают с возможностями. Естественно , желания не должны навредить ни самому человеку, ни окружающим. Надо учиться с детства соизмерять свои желания и возможности.

- Согласны ли вы с высказыванием, что нужно довольствоваться каким-то минимумом, малостью?

- Разумеется, нет. Надо всегда стремиться к достижению большего ( я говорю о благородных целях). Но прилагая волевые усилия, чтобы чего-то достичь, необходимо правильно рассчитывать свои силы и возможности. Иначе могут быть неприятные последствия: разочарования, нервные срывы, а значит, и болезни.

Некоторые считают, что самые большие волевые усилия сосредоточены в мире эмоций. Например, сосредоточив огромные волевые усилия, мы подходим к отрицательному результату. И в итоге мы получаем – стресс. Вот где понадобится воля, чтобы не сдаться, не заболеть.  

Задание 1

  1. Что вызывает у вас наибольший всплеск отрицательных эмоций? ( Оскорбление, обида, принуждение, нежелание выполнять какую-либо работу, нецензурная брань, горе, если что-то задуманное не получится, равнодушие людей.)   Выберите 2-3 наиболее значимые для вас категории , выскажите свои чувства, приведите примеры ситуаций, скажите как вы справляетесь с отрицательными эмоциями.
  2. Что вызывает у вас наибольший всплеск  положительных эмоций? ( Похвала; признание достоинств; осознание преимущества  по сравнению с кем – либо; уважение меня, как личности; реальная оценка моих достоинств, успехов; ощущение приятных перемен в жизни; успех, к которому давно стремился; красота в любом её проявлении и т.д.).

Задание 2    

Нарисуйте ( изобразите), то, что у вас ассоциируется со словом « воля».

Ребята рисуют, объясняют:   

- жирная точка (« Так надо – и точка!» );

-? и ! ( « Что, надо? Придётся!»)

- руки, сгибающие стальной прут ( « Воля – это сила!» ) и др.

Классный руководитель.

Уже в древности понимали, что положительного результата, успеха в жизни достигают люди мудрые. В чём же заключалась мудрость7 в том, что они были сдержаны во всём: в мыслях, словах и поступках. Мудрость древних  заключалась в разумном сочетании своих желаний и возможностей, о чём мы сегодня с вами и говорили. Эмоции – одна из важнейших частей нашей психики. И если мир эмоций слабо управляем нашей волей, если мы не воспитаны в плане житейской мудрости, о которой мы говорили ( сдержанность, умеренность), то, разумеется, всё отрицательное, что происходит в нашей жизни,( а без этого не бывает), приводит нас к нервозному состоянию.

Очень важно знать уровень своей стрессоустойчивости.

Сейчас мы проведём с вами тест. Чем искренне вы будете в ответах, тем ближе к истинному положению вещей окажется результат. И тем вероятнее, что вы сможете изменить что-то в своём поведении, когда вам придётся решать конкретные вопросы. А возможно, что вам будет по силам даже изменить что-то в положительном плане в своей жизни в целом.

                  Тест  « Самооценка стрессоустойчивости личности».

Обведите кружочком подходящий для вас вариант ответа на каждое из утверждений: 1-редко, 2-иногда, 3-часто.

  1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе.                                   1 2 3
  2. Я стараюсь что-то делать, даже если не совсем здоров.                       1 2 3
  3. Я постоянно переживаю за качество того, что делаю.                           1 2 3
  4. Я бываю, настроен агрессивно.                                                                   1 2 3
  5. Я не терплю критики в свой адрес.                                                             1 2 3
  6. Я бываю раздражителен.                                                                              1 2 3
  7. Я стараюсь быть лидером, где это возможно.                                          1 2 3
  8. Меня считают человеком напористым и настойчивым.                         1 2 3
  9. Я страдаю бессонницей.                                                                               1 2 3
  10. Своим недругам я могу дать отпор.                                                            1 2 3
  11. Я болезненно переживаю неприятности.                                                   1 2 3
  12. У меня не хватает времени на отдых.                                                          1 2 3
  13. У меня возникают конфликтные ситуации.                                                1 2 3
  14. Мне недостаёт уверенности, чтобы реализовать себя.                            1 2 3
  15. У меня не хватает времени для любимых дел.                                           1 2 3
  16. Я всё делаю быстро.                                                                                       1 2 3
  17. Я испытываю страх за своё будущее.                                                           1 2 3
  18. Я часто переживаю из-за своих необдуманных поступков.                    1 2 3

Обработка результатов.  

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости по следующей таблице:

  Сумма баллов                                                    Уровень стрессоустойчивости 

  51-54                                                                       1-очень низкий

   53-50                                                                       2- низкий

   49-46                                                                       3- ниже среднего

   45-42                                                                       4- чуть ниже среднего

   41-38                                                                       5- средний

   37-34                                                                        6- чуть выше среднего

  33-30                                                                         7- выше среднего

  29-26                                                                         8- высокий

  25-18                                                                         9- очень высокий

Классный руководитель.

Процесс развития человека долгий и сложный. В его ходе формируются разные качества личности. Одно из качеств- воля. Оно сознательно направляется человеком на преодоление препятствий на пути достижения целей.

В большей степени всё зависит от уровня воспитанности человека и его умения преодолевать жизненные трудности и свои комплексы.

Людей , полностью довольных собой, не так много. Мы часто испытываем недовольство по тому или иному вопросу, случаю, событию или своему действию. Но некоторые очень сильно  зацикливаются на своих комплексах. И стремятся снять чувство тревоги за свою « неполноценность» (я не такой, как все; у меня ничего не получается; жизнь отвернулась от меня и т.д)  алкоголем, наркотиками, преступлениями.

А вы когда-нибудь задумывались серьёзно о том, чего вы стоите? У каждого из нас свои комплексы. А ваши? Выберите в каждом пункте предлагаемого теста ответ, который, как вы считаете , наиболее соответствует вашему состоянию. Подсчитайте сумму баллов и обдумайте результат. 

Тест « Ваши комплексы»  

1. Люди меня не понимают:

а) часто-0;

б) редко-3;

в) такого не бывает-5.

2.  Чувствую  себя « не в своей тарелке»:

а) редко-5;

б) всё зависит от ситуации-3;

в) очень часто-0.

3. Я  оптимист:

а) да-5;

б) только в исключительных случаях-3;

в) нет-0.  

4.  Радоваться чему попало – это:

а) глупость – 0;

б) помогает пережить трудные минуты -3;

в) то, чему стоит научиться – 5.

5. Хотел бы иметь такие же способности, как другие:

а) да  - 0;

б) временами – 3;

в) это меня не трогает – 5.

       6. У меня слишком много недостатков:

 а) это правда -  0;

б) это не моё мнение – 3;

в) неправда – 5.                                                                                         

         7. Жизнь прекрасна!

           а) и это действительно так – 5;

          б) слишком общее утверждение – 3;

          в)  вовсе нет-0.

          8. Я чувствую себя не нужным:

          а) часто – 0;

          б) временами – 3;

          в) редко – 5.

         9. Мои поступки окружающим не понятны:

         а) часто – 0;

         б) иногда – 3;

        в) очень редко – 5.

      10. Мне говорят, что я не оправдываю надежд:

      а) часто -  0;

       б) иногда – 3;

       в) очень редко -5.

      11. У меня масса достоинств:

       а) да -5;

      б) кое-какие есть;

     в)  нет – 0.

    12. Я пессимист:

     а)  да – 0;

      б) в исключительных случаях – 3;

      в) нет -5.

   13. Как всякий думающий человек анализирую своё время:

      а) часто – 0;

     б) иногда – 3;

      в) редко – 5. 

   14. Жизнь – грустная штука:

     а) вообще, да – 0;

     б) утверждение слишком общее – 3;

     в) это не так – 5.

  15. Смех – это здоровье:

    а) банальное утверждение – 0;

    б) об этом стоит помнить в трудных ситуациях – 3;

    в) вовсе нет – 5.

  16.  Люди меня недооценивают:

   а) увы, это так – 0;

   б)  не придаю этому большое  значение – 3;

в) вовсе нет – 5.

17. Сужу о других слишком строго:

а) часто – 0;

б) иногда – 3;

в) редко – 5.

18. После полосы неудач всегда приходит успех:

 а) верю в это, хотя и знаю, что эта вера наивна – 5;

 б) может и так, но научного подтверждения этому нет – 3;

в) не верю в это, потому что эта вера наивна – 0.

19. Веду себя агрессивно:

а) часто – 0,

б) иногда – 3;

в) редко – 5.  

20. Бывает одиноко:

а) очень редко – 5;

б) иногда – 3;

в) редко – 0.

21.  Люди недоброжелательны:

а) большинство – 0;

б) некоторые – 3;

в) вовсе нет – 0.

22.  Не верю, что можно достичь того, чего очень хочется:

 а) потому, что не знаю того, кому это удалось – 0;

б) иногда, это всё- таки удаётся – 3;

в)  это не так, я - верю! – 5.

23. Требования, которые ставит передо мной жизнь, превышают мои возможности:

а)  часто – 0,

б) иногда – 3;

в) редко – 5.  

24. Наверное, каждый человек недоволен своей внешностью:

а) я думаю, да – 0;

б) наверное, некоторые – 3;

в) я так не думаю – 5.

25. Когда я что-то, делаю или говорю, бывает, меня не понимают:

 а) часто – 0;

б) иногда – 3;

в) очень редко – 5.

26. Я люблю людей:

  а) да – 5; 

   б) утверждение слишком общее – 3;

    в) нет – 0.

27.  Случается, я сомневаюсь в собственных способностях:

     а) часто – 0;

      б)  иногда – 3;

      в) скорее редко – 5.

   28. Я доволен собой:

     а)  часто – 5;

     б) иногда – 3;

     в) редко – 0.  

  29.  Считаю, что к себе следует быть более критичным, чем к другим людям:

    а) да – 0;

  б) не знаю – 3;

   в) нет – 5.

 30.  Верю, что мне хватит сил реализовать свои жизненные планы:

   а) да -5;

   б) по-разному это бывает – 3;

   в) нет – 0.   

Подведение итогов:      

0-40 баллов.  К сожалению, вы человек закомплексованный. Чем меньше набрали баллов, тем больше у вас комплексов,  и тем сильнее они затрудняют вам жизнь. 

Более того – в изрядной мере вы сами несёте ответственность за такое положение.  

О себе думаете в негативных категориях. « Зациклились» на своих слабостях, недостатках, ошибках  (а ведь они есть у каждого!). Постоянно боритесь с собой, а это только усугубляет ситуацию, осложняет отношения с людьми. Каждый порой бывает не в ладах с самим с собой, но это вовсе не трагедия. Попробуйте подумать о себе иначе: сконцентрируйтесь на том, что есть в вас сильного, положительного и радостного. Увидите, что очень скоро изменится ваше отношение к себе и окружающему миру.      

41-80 баллов. У вас есть все возможности для того, чтобы самому прекрасно справляться со своими комплексами. В общем-то, они не очень мешают вам     жить. Чем больше вы набрали баллов, тем меньше вы страдаете. Тревожит, пожалуй, только то, что временами вы боитесь анализировать себя, свои поступки; вы лавируете, отступаете, любой ценой стремитесь уклониться от конфликта. Поэтому не всегда можете справиться с проблемами, когда они появляются. А появляться они будут, это неизбежно.     Запомните: прятать голову в песок – дело совершенно бесперспективное, до добра оно не доведёт и может только на время  разрядить обстановку. У вас хватит сил справиться с любыми проблемами. Смелее!

81-130 баллов. Вы не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляетесь со своими проблемами. Чем больше баллов, тем лучше. Вы оцениваете  своё поведение и поступки людей взвешенно и объективно. Ваше ровное  душевное состояние помогает вам преодолевать превратности судьбы. Вы никогда не опускаете рук и считаете, что безвыходных ситуаций не бывает.      Не полагаетесь на   счастливый случай и везение. Может, именно поэтому судьба к вам и благосклонна. В компании чувствуете себя легко и свободно, и люди чувствуют себя так же в вашем обществе. Если кто-то утверждает обратное – не верьте: наверняка этот кто-то сам имеет массу комплексов. Вам же можно посоветовать  одно – так держать! 

131-150 баллов. Вы полагаете, что у вас совсем нет комплексов. Не обманывайте себя, такого просто не бывает. Лучше всё-таки знать свои сильные и слабые стороны и брать «быка за рога», когда этого требует ситуация, нежели просто повторять себе: у меня нет проблем, у меня всё о, кей.  Придуманный  вами мир и собственный образ,  далеки от реальности. Это может стать причиной того, что ваша способность твёрдо стоять на земле в один прекрасный момент подведёт вас. Прислушайтесь к тому, что о вас говорят другие, позволяйте им говорить искренне. Может быть, услышите о себе что – то такое, что позволит вам оценивать себя более реально. Самообман вообще не безопасен, потому что, в конце концов, приведёт к ощущению постоянного беспокойства и напряжения. Это может стать причиной расстройства вашего здоровья, например головных болей. Хотя врачи будут говорить, что с медицинской точки зрения у вас всё в порядке. Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Комплексы ведь для того и существуют, чтобы с ними справляться или чтобы их любить. Вас хватит и на то и другое!                                       

Итог.

Классный руководитель

« Воля и труд человека, дивные дива творят»,- утверждал Н.Некрасов. И нет  оснований сомневаться в этом.

И в заключении послушайте стихотворение.

Я - сильный, умный, волевой,

И всё в порядке с головой,

И с моим телом, и душой.

Фонтан эмоций не приемлю,

Страшный порок во мне не дремлет.

Сдержан в поступках и словах,

А также в мыслях и делах.

Вы спросите, не скучно ли

Со мною всем водиться?

Отвечу- нет, а мой совет,

Уверен пригодиться

Всем тем, кто в жизни этой

От крайностей страдает,

И тем, кто не задумавшись,

Пороки примеряет.

Умом и волею пиши судьбу свою,

Как можно дольше ты останешься в строю.

Из года в год, из века в век-

Такую цель вот ставит человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

Из опыта работы   классного руководителя Евдаковой Л.Г. по теме  «Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся»....

Сообщение на тему: «Создание классным руководителем оптимальных условий, для развития и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями».

laquo;... среди многочисленных средств воздействия на юное сердце,  важное место принадлежит музыке. Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека».В.А. Сухомлински...

Роль классного руководителя в определении и развитии индивидуальной траектории обучающегося

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возло...

Классный час Мы можем развиваться! Развитие креативности

Мы можем развиваться!Развитие креативности...

Классный час в 5 классе. Развитие внимания

Психологический классный час в 5 классеКлассный час на тему «Мой помощник – внимание»,5 класс...

«Взаимодействие классного руководителя и родителей по развитию у обучающихся творческой активности и самостоятельности»

   Творчество - это деятельность, порождающая нечто   новое, никогда ранее не существовавшее.       «Творчество,- пишет психолог В.В.Давыдов, ...