Сообщение на тему: «Создание классным руководителем оптимальных условий, для развития и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями».
материал

Хилько Оксана Владимировна

«... среди многочисленных средств воздействия на юное сердце,  важное место принадлежит музыке. Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека».

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_chteniya.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»  пгт. Нижний Одес

Педагогические чтения:

«Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного и воспитательного процесса»

Тема сообщения: «Создание классным руководителем оптимальных условий, для развития  и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями».

Преподаватель музыкального отделения

по классу фортепиано

Хилько Оксана Владимировна

28.11.2018 г.

«... среди многочисленных средств воздействия на юное сердце,  важное место принадлежит музыке. Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека».

В.А. Сухомлинский

Образовательный процесс – это   целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием  личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне  государственного образовательного стандарта.              Так же  - это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.                                                       Смысл обучения состоит в том, что преподаватель и ученик взаимодействуют друг с другом, этот процесс двусторонний.

Воспитательный процесс – это часть педагогического процесса,  процесс социализации, адаптации человека в социуме, так же - это взаимодействие воспитателей и воспитуемых, нацеленное на формирование и развитие личности ребёнка. Воспитание также должно ориентировать ребенка на саморазвитие и самообразование.

Залогом успешной образовательной и воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями.    

  Именно родители были первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и будут  выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы классного руководителя  по обучению детей во многом будет  зависеть от того, насколько правильно и грамотно будет организованна эта работа.    

 Очень важно обеспечить гармонию взаимоотношений между классным руководителем  и семьёй, что поможет создать  благотворные  условия для дальнейшего развития ребенка.

Классному руководителю принадлежит ведущая роль в этом процессе. Обладая психолого-педагогическими, этико-эстетическими знаниями и богатой воспитательной практикой, преподаватель  выступает для родителей в качестве мудрого советчика, наставника, единомышленника.

Именно  с установления благотворных отношений, благожелательной  атмосферы, расположенной к эмоционально - положительным контактам и начинается взаимодействие преподавателя и семьи.                                                                                                                  Сделать родителей активными участниками педагогического процесса , очень важная, сложная и ответственная  задача каждого классного руководителя.

Взаимодействие классного руководителя с семьями учащихся осуществляется по следующим направлениям:

  • Изучение семьи учащихся, атмосферы, психологического микроклимата в семье.
  • Информация родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
  • Индивидуальная работа с родителями.
  • Вовлечение родителей в  участие классных мероприятий, конкурсов, концертов.
  • Педагогическое просвещение родителей.

Так,  например, когда  ко мне в класс приходит новый ученик, я обязательно приглашаю одного из родителей на беседу, в процессе которой узнаю, полная семья или нет, какой психологический микроклимат царит в семье, участвуют ли в процессе воспитания оба родителя или эта обязанность возложена на одного, достаточно ли ребёнку уделяется внимания, ласки, заботы или ребёнок большую часть времени проводит с гаджетами,  самостоятельно выполняет уроки или ему  регулярно оказывают помощь взрослые,  есть ли проблемы со здоровьем, часто ли он болеет, его склонности ,  характер и т.д.                                                                                      Такая небольшая диагностика,  знакомство с семьёй позволяет мне,  как преподавателю понять внутренний мир и индивидуальные особенности моего нового ученика, является ли для него обучение музыке осмысленным, желанным занятием или же оно необходимо для общего развития.  

На первые уроки я  обязательно приглашаю одного из родителей, для большего раскрепощения самого ребёнка и более осознанного понимания со стороны родителей,  что даёт обучение в Музыкальной школе.

Так происходит  знакомство с новым учеником и его семьёй.                          Родителям на начальном этапе обучения даются различные рекомендации и советы, как именно нужно помочь малышу адаптироваться в новых непривычных для него условиях, как правильно привыкнуть к инструменту, на что обратить  особое внимание  и т.д.

На мой взгляд, классный руководитель должен уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагога, иначе, может произойти отчуждение семьи от школы, а классного руководителя от семьи, что в дальнейшем может затруднить свободное развитие  творческой личности ребёнка.

В процессе обучения и воспитания очень  важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если классный руководитель  и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут взаимодействовать в процессе развития  юного музыканта.    Для этого я регулярно провожу родительский собрания, в которых обязательным условием становится беседа с родителями  на такие темы как: «Зачем нужна ребёнку Музыкальная школа», «Что даёт музыкальное образование», «10 советов для успешного обучения в Музыкальной школе»,  «Как правильно самостоятельно выполнять домашнее задание» и т.д.

Так же даётся ряд рекомендаций, на что именно необходимо обратить внимание, для более успешного обучения и достижения более высоких результатов. Если у ребёнка возникают более серьёзные проблемы, тогда, сначала провожу беседу с самим ребёнком, пытаюсь узнать причину снижения  мотивации, (что случилось, почему пропало желание учиться или, почему ребёнок перестал  выполнять домашнее задание), затем беседую с родителями, пытаясь понять и установить причину, после чего вместе находим оптимальное решение для успешного продолжения обучения ребёнка музыке.

Когда – то Макаренко сказал:  “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.

Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. На мой взгляд, моя задача  педагогически верно целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также по возможности  нейтрализовать отрицательное влияние, используя свои профессиональные возможности.

Поэтому, когда мы выступаем на концертах или принимаем участие в конкурсах, я добиваюсь того, чтобы наш класс становился одной большой семьёй.  Мы радуемся за хорошее исполнение музыкального произведения или победе в конкурсе наших ребят, если необходимо мы все вместе, каждый, кто как может, поддерживается ребёнка, у которого что-то не получилось, или же так хотелось получить заветное место, но помешало волнение. Я  как педагог никогда не позволяю радоваться чьей-то неудачи,  стараюсь, чтобы ученики моего класса были дружны и великодушны по отношению друг к другу.

Разумеется, роль семьи  несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе и к одноклассникам. Но, тем не менее, школа   была,  есть  и  останется  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Поэтому на родительских собраниях я стараюсь донести до родителей, что одержанная победа в конкурсе, это радость всего класса, а не только победителя, с каждым удачным выступлением весь наш класс в целом  становиться сильнее и ярче, а не только отдельно взятый ученик.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения и проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и обучающие, и просветительские, она  может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и статистика доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками  воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.                                              Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.  

  Обучение в Музыкальной школе  очень тяжёлый и сложный труд, и очень важно чтобы и педагог, и родители сообща  поддерживали маленького музыканта, радовались его маленьким победам, гордились им, а не проявляли своё безразличие или же осыпали обвинениями, что кто – то на концерте играл  лучше, кот - то умнее и талантливее, ведь у нас у всех абсолютно разные природные задатки, и то, что одному даётся очень легко, другому может даваться с огромным трудом.                                                                          В своей работе с родителями, я стараюсь вовлекать их в совместную конкурсную и концертную деятельность, так например, перед тем, как выехать на профессиональный конкурс пианистов, я стараюсь  провести небольшой концерт для учащихся и родителей своего класса. В ходе которого, те родители, чьи дети примут участие в конкурсе, увидят уровень подготовки ребят, а те чьи дети не поедут,  смогут  убедиться, что их ребёнок не прикладывал усилия, не старался, контроль со стороны родителей был недостаточен и поэтому они остаются,  в результате, на конкурс поедут лучшие  на данном этапе обучения. Принимая участие в выездных  конкурсах,  родители могут видеть уровень исполнения других конкурсантов, что в свою очередь является мощным стимулом и для родителей и самих ребят, повышать мотивацию обучения  для достижения более высокого результата.

Проводя классные родительские  собрания в виде концертов или стандартных рабочих собраний, стараюсь,  включает в них несколько  обязательных компонентов:

  • Анализ учебных достижений учащихся класса.                           Знакомлю родителей с результатами учебной деятельности всего класса в целом и индивидуально каждого ребёнка.                                                Знакомлю с рекомендациями педагогов – теоретиков.
  • Довожу до сведения родителей о состоянии эмоционального микроклимата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся друг с другом, учащихся с преподавателями,  внешний вид и другие вопросы.
  • Психолого - педагогическое просвещение. Беседы, рефераты, обсуждения, которые помогают родителям понять особенности музыкального развития ребёнка.
  • Обсуждение организационных вопросов .
  • Рефлексия.  
  • Индивидуальные  беседы с родителями, если в этом есть необходимость.

Подводя итог всему сказанному, хочется сделать вывод:

Работа с родителями всегда остаётся одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, каждый день интересоваться достижениями и успехами своего чада, хвалил, вдохновлял, гордился, поощрял и. т. д.

Родителям необходима  не только  информирование со стороны школы о процессе обучения его ребёнка,  родитель должен чувствовать и осознавать, что классный руководитель на ближайшие годы обучения становиться «членом семьи», который работает с ребёнком не от случая к случаю, а постоянно и систематически. Это не должно быть просто перечнем мероприятий по работе с семьёй, а комплексное  и планомерное взаимодействие с ней.  Работа должна строиться не от концерта к конкурсу, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с преподавателем   становятся готовыми к взаимодействию.  

Эффективность воспитания и обучения ребенка зависит от того, насколько тесно будут взаимодействовать  классный руководитель  и семья.                    Именно от его работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Именно объединение усилий родителей и педагога создаёт благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя весьма разнообразны, но работа с семьями своих учеников - важное направление в нашей деятельности.

Успех сотрудничества классного руководителя и семьи обеспечивается благодаря:

  • педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  • педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  • педагогическому просвещению родителей;
  • умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  • единству требований школы и семьи.

Список используемой литературы

  1. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  2. Баренбойм Л. «Путь к музицированию». - Л., 1974.
  3. Б.Милич. Воспитание ученика-пианиста. Москва, «Кифара», 2002 г.
  4. Левкович  В.П.  Взаимоотношения  в  семье  как  фактор  формирования личности. – М.: Наука,1987
  5. Буцева К.Н. «Психолого-педагогическое просвещение родителей, Дополнительное образование и воспитание, 2007, №7, с28-29
  6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2000 - 464 с.
  7. Ильченко, Е.И. Индивидуальный подход к учащимся при организации домашней работы / Е. И. Ильченко -  М.: Просвещение, 2004. - 213 с.
  8. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

методическое сообщение на тему: "Создание условий для самореализации молодого преподавателя"

В современном мире, особенно в условиях проживания в таком небольшом городе как наш, очень остро встает вопрос трудоустройства. Каждый человек стремиться к высокооплачиваемой работе и хорошей должност...

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...