Экологическая викторина "Мы- хозяева нашей природы"
классный час (5 класс) по теме

Синицкая Олеся Валентиновна

 Классный час для учеников 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_viktorina.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая викторина « Мы - хозяева нашей природы»

                      ( Классный час для учеников 5 класса)

Цели: способствовать расширению знаний учащихся   в области экологии и природоведения; развивать навыки логического мышления и внимания; воспитывать бережное отношение и уважение к природе и окружающей среде.

Оформление: на доске плакаты, картины с пейзажами русских художников, рисунки детей, стенгазеты.  

Предварительная подготовка: заранее выбираются участники викторины, капитаны команд, ребята читают материал и повторяют названия грибов, растений, животных и т.п.

                                    Ход классного часа

  1. Вступительное слово.

Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные  ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу, значит охранять Родину.

                                                                                               М. Пришвин

Ученики отвечают на вопрос учителя:

- Как вы понимаете выражение « охранять природу»?

- Каждый из нас должен бережно относиться к природе. А для этого нужно усвоить некоторые простые правила поведения на природе:

1.Если вы находитесь в лесу, не стоит рвать охапками цветы, тем более бросать их потом на землю. Ограничтесь маленьким букетиком.

2. Когда собираете грибы, не вырывайте их с « корнем». Помните, что при этом вы разрушаете грибницу.

3.Бережно относитесь ко всем живым существам: зверям, птицам, рыбам , насекомым.

4. Избегайте рубки и повреждения деревьев и кустарников.

- Начинать доброе дело никогда не рано и никогда не поздно. Сделайте кормушку для птиц и повесьте ее за окном. Вы увидите, сколько радости она принесет вам. Озорные воробьи и веселые синички тут же станут вашими гостями. Собрались на прогулку в лес, захватите с собой угощение для птиц и зверей: семена, кусочки сала, морковку, кочерыжку от капусты и т.д. А в  следующий раз по следам попробуйте определить, кто пообедал в вашей « столовой». Это  только малая доля того, что можно сделать. Не забывайте, что вы отвечаете за прекрасное и богатое будущее природы нашей страны.

2. Стихотворение Н.А Заболоцкого «Просьба» читает ученик

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб- не море!

А земля без зверей – не земля!

Люди- исполины, люди- великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце, сердце человечье!

Люди - человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно- должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

3. Слово учителя

- А теперь мы проверим, хорошо ли вы знаете названия птиц, зверей, рыб, цветов и насекомых. Я загадаю вам загадки:

 1)Стоит в лесу кудряшка - белая рубашка

    Сердечко золотое! Что это такое?     - Ромашка

2) Я шариком пушистым белею в поле чистом,

    А дунул ветерок - остался стебелек.   – Одуванчик

3) Белые горошки на пушистой ножке.     – Ландыш

4) Вырос в поле дом, полон дом зерном

Стены позолочены, ставни заколочены

Ходит дом ходуном на столбе золотом.   – Колос

5) Черен, да не ворон, рогат, да не бык,

Лежит- воет, сядет- землю роет.     – Жук

6) Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.     – Бабочка

7) Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.    – Стрекоза

8) Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?  - Грач

9) Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не построят птицы в них.

В них краса и мощь моя.

Скажите быстро: кто же я?   - Олень

4. Задания для викторины

- Теперь мы проведем ряд конкурсов, чтобы проверить ваши знания о природе. (Учащиеся делятся на 3 команды, выбирают названия и капитанов).

1 конкурс. Знаете ли вы грибы? Какие из них съедобные и какие несъедобные? Сейчас вам дается такая возможность различить грибы.

( Каждому участнику выдается несколько карточек с изображением грибов.  В одну сторону нужно отложить съедобные, в другую - несъедобные).

2 конкурс. По таблице назовите наименования растений. Какая команда больше назовет лекарственных растений, ядовитых растений и ягод.

Лекарственные травы:

Валерьяна, лапчатка, багульник болотный,  девясил высокий, горец змеиный, черника, водяной перец, ромашка аптечная, чистотел, первоцвет весенний, северный лимон.

Ядовитые растения:

Черная белена, дурман, лютик ядовитый, ландыш, паслен сладко-горький, болиголов.

Ядовитые ягоды:

Вороний глаз, жимолость обыкновенная, бересклет бородавчатый, волчье лыко, крушина ломкая.

3 конкурс. Чей хвост? Перейдем к животным и птицам. ( Участникам конкурса предоставляется возможность подобрать к животным, изображенным на карточках, их хвосты).

4 конкурс.  Кто где? Разложенные на столе рисунки разложите в несколько стопок. В одной- млекопитающие, в другой- птицы, в третьей- насекомые, рыбы, грибы и т.д.

5 конкурс. Чьи следы? На таблице изображены следы нескольких животных  ( например: волк, лиса, ворона, заяц, мышка, белка и т.д.). Командам нужно определить и написать, чьи это следы.

6 конкурс. Отгадайте кроссворд.

  1. Растение для аквариума
  2. Домик для птиц, сделанный руками человека
  3. Лекарственное растение с белыми лепестками( по которому гадают)
  4. Семена дуба
  5. Территория, участок земли, охраняемый законом
  6. Хищное животное, занесенное в «Красную книгу»
  7. Птица, для которой зимой делают кормушки
  8. Хвост-коротышка,

    уши вдоль спинки,

    Глаза- с косинкой.

    Одежда - в два цвета:

    На зиму и лето.

1

л

о

д

е

я

2. с

  к

в

о

р

е

ч

н

и

к

3. р

  о

м

а

ш

к

а

4. ж

е

  л

у

д

и

5 .з

а

п

  о

в

е

д

н

и

к

6. т

и

  г

р

7. с

и

н

  и

ц

а

8. з

а

  я

ц

7 конкурс. Заключительный.

Последний конкурс проводится как вывод или заключение по всей экологической викторине в форме задания: написать небольшое обращение к людям ( или клятву от имени всех народов) как должен относиться человек к природе, что он должен делать, какие меры предпринимать по охране лесов, рек, озер,  полей и т.д.

5. Заключение

Подведение итогов, награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический турнир "Земля-наша общая забота".

В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...

Экологический турнир "Земля-наша общая забота".

В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...

Разработка урока в 8 классе на тему:«Экологические проблемы и охрана природы Советско-Гаванского района. Ботчинский заповедник»

Аннотация     В настоящее время, в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, важно уделять особое  внимание формирован...

Проект краткосрочный выполненный ученицей 6 класса "Берегите нашу природу!"

Краткосрочный проект ученицы 6 класса, выполненный после первого факультативного занятия. В данной работе ребенок упражгяется в составлении цели, задач, гипотезы по теме проекта....

Программа воспитательной работы по экологическому воспитанию детей "Судьба природы - наша судьба"

Основными результатами реализации этой программы должно являться изменения в поведении детей (доброта, отзывчивость, помощь и защита слабого), дети научатся видеть и понимать прекрасное, ориентировать...

Экологический КВН "Я в природе и природа во мне"

Цель игры:        Экологическое воспитание учащихся.        Задачи: Способствовать форми...

Экологический брейн-ринг "Судьба природы - наша судьба" 7-8 классы

Внеклассное мероприятие для учащихся 7 и 8 классов, посвященное Дню Земли.Цели:1.  развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школь...