Экологическая викторина "Мы- хозяева нашей природы"
классный час (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Экологическая викторина « Мы - хозяева нашей природы»
( Классный час для учеников 5 класса)
Цели: способствовать расширению знаний учащихся в области экологии и природоведения; развивать навыки логического мышления и внимания; воспитывать бережное отношение и уважение к природе и окружающей среде.
Оформление: на доске плакаты, картины с пейзажами русских художников, рисунки детей, стенгазеты.
Предварительная подготовка: заранее выбираются участники викторины, капитаны команд, ребята читают материал и повторяют названия грибов, растений, животных и т.п.
Ход классного часа
- Вступительное слово.
Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу, значит охранять Родину.
М. Пришвин
Ученики отвечают на вопрос учителя:
- Как вы понимаете выражение « охранять природу»?
- Каждый из нас должен бережно относиться к природе. А для этого нужно усвоить некоторые простые правила поведения на природе:
1.Если вы находитесь в лесу, не стоит рвать охапками цветы, тем более бросать их потом на землю. Ограничтесь маленьким букетиком.
2. Когда собираете грибы, не вырывайте их с « корнем». Помните, что при этом вы разрушаете грибницу.
3.Бережно относитесь ко всем живым существам: зверям, птицам, рыбам , насекомым.
4. Избегайте рубки и повреждения деревьев и кустарников.
- Начинать доброе дело никогда не рано и никогда не поздно. Сделайте кормушку для птиц и повесьте ее за окном. Вы увидите, сколько радости она принесет вам. Озорные воробьи и веселые синички тут же станут вашими гостями. Собрались на прогулку в лес, захватите с собой угощение для птиц и зверей: семена, кусочки сала, морковку, кочерыжку от капусты и т.д. А в следующий раз по следам попробуйте определить, кто пообедал в вашей « столовой». Это только малая доля того, что можно сделать. Не забывайте, что вы отвечаете за прекрасное и богатое будущее природы нашей страны.
2. Стихотворение Н.А Заболоцкого «Просьба» читает ученик
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб- не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди- исполины, люди- великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце, сердце человечье!
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно- должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
3. Слово учителя
- А теперь мы проверим, хорошо ли вы знаете названия птиц, зверей, рыб, цветов и насекомых. Я загадаю вам загадки:
1)Стоит в лесу кудряшка - белая рубашка
Сердечко золотое! Что это такое? - Ромашка
2) Я шариком пушистым белею в поле чистом,
А дунул ветерок - остался стебелек. – Одуванчик
3) Белые горошки на пушистой ножке. – Ландыш
4) Вырос в поле дом, полон дом зерном
Стены позолочены, ставни заколочены
Ходит дом ходуном на столбе золотом. – Колос
5) Черен, да не ворон, рогат, да не бык,
Лежит- воет, сядет- землю роет. – Жук
6) Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. – Бабочка
7) Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. – Стрекоза
8) Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться? - Грач
9) Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построят птицы в них.
В них краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я? - Олень
4. Задания для викторины
- Теперь мы проведем ряд конкурсов, чтобы проверить ваши знания о природе. (Учащиеся делятся на 3 команды, выбирают названия и капитанов).
1 конкурс. Знаете ли вы грибы? Какие из них съедобные и какие несъедобные? Сейчас вам дается такая возможность различить грибы.
( Каждому участнику выдается несколько карточек с изображением грибов. В одну сторону нужно отложить съедобные, в другую - несъедобные).
2 конкурс. По таблице назовите наименования растений. Какая команда больше назовет лекарственных растений, ядовитых растений и ягод.
Лекарственные травы:
Валерьяна, лапчатка, багульник болотный, девясил высокий, горец змеиный, черника, водяной перец, ромашка аптечная, чистотел, первоцвет весенний, северный лимон.
Ядовитые растения:
Черная белена, дурман, лютик ядовитый, ландыш, паслен сладко-горький, болиголов.
Ядовитые ягоды:
Вороний глаз, жимолость обыкновенная, бересклет бородавчатый, волчье лыко, крушина ломкая.
3 конкурс. Чей хвост? Перейдем к животным и птицам. ( Участникам конкурса предоставляется возможность подобрать к животным, изображенным на карточках, их хвосты).
4 конкурс. Кто где? Разложенные на столе рисунки разложите в несколько стопок. В одной- млекопитающие, в другой- птицы, в третьей- насекомые, рыбы, грибы и т.д.
5 конкурс. Чьи следы? На таблице изображены следы нескольких животных ( например: волк, лиса, ворона, заяц, мышка, белка и т.д.). Командам нужно определить и написать, чьи это следы.
6 конкурс. Отгадайте кроссворд.
- Растение для аквариума
- Домик для птиц, сделанный руками человека
- Лекарственное растение с белыми лепестками( по которому гадают)
- Семена дуба
- Территория, участок земли, охраняемый законом
- Хищное животное, занесенное в «Красную книгу»
- Птица, для которой зимой делают кормушки
- Хвост-коротышка,
уши вдоль спинки,
Глаза- с косинкой.
Одежда - в два цвета:
На зиму и лето.
1.э | л | о | д | е | я | |||||
2. с | к | в | о | р | е | ч | н | и | к | |
3. р | о | м | а | ш | к | а | ||||
4. ж | е | л | у | д | и | |||||
5 .з | а | п | о | в | е | д | н | и | к | |
6. т | и | г | р | |||||||
7. с | и | н | и | ц | а | |||||
8. з | а | я | ц |
7 конкурс. Заключительный.
Последний конкурс проводится как вывод или заключение по всей экологической викторине в форме задания: написать небольшое обращение к людям ( или клятву от имени всех народов) как должен относиться человек к природе, что он должен делать, какие меры предпринимать по охране лесов, рек, озер, полей и т.д.
5. Заключение
Подведение итогов, награждение победителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический турнир "Земля-наша общая забота".
В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...
Экологический турнир "Земля-наша общая забота".
В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...
Разработка урока в 8 классе на тему:«Экологические проблемы и охрана природы Советско-Гаванского района. Ботчинский заповедник»
Аннотация В настоящее время, в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, важно уделять особое внимание формирован...
Проект краткосрочный выполненный ученицей 6 класса "Берегите нашу природу!"
Краткосрочный проект ученицы 6 класса, выполненный после первого факультативного занятия. В данной работе ребенок упражгяется в составлении цели, задач, гипотезы по теме проекта....
Программа воспитательной работы по экологическому воспитанию детей "Судьба природы - наша судьба"
Основными результатами реализации этой программы должно являться изменения в поведении детей (доброта, отзывчивость, помощь и защита слабого), дети научатся видеть и понимать прекрасное, ориентировать...
Экологический КВН "Я в природе и природа во мне"
Цель игры: Экологическое воспитание учащихся. Задачи: Способствовать форми...
Экологический брейн-ринг "Судьба природы - наша судьба" 7-8 классы
Внеклассное мероприятие для учащихся 7 и 8 классов, посвященное Дню Земли.Цели:1. развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школь...