Формы и методы работы классного руководителя
статья (10 класс) по теме

Барнагян Эмма Агоповна

Формы и методы работы классного руководителя с родительской общественностью по повышению мотивации обучения и воспитания учащихся

 

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя как специалиста–профессионала с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом  и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребёнку стать полноценной личностью в современной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_raboty_klassnogo_rukovoditelya_barnagyan.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы классного руководителя с родительской общественностью по повышению мотивации обучения и воспитания учащихся  

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя как специалиста–профессионала с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом  и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребёнку стать полноценной личностью в современной жизни.

  1. Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
  2. Обращение к чувству родительской любви и уважение её;
  3. Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
  4. Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся в нашей школе представлена следующими направлениями и формами:

  1. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  3. Взаимодействие с родительским комитетом;
  4. Совместная деятельность родителей и учащихся.

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе

На первом же родительском собрании я знакомлю родителей с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом учебно-воспитательной работы, совместно с родителями обсуждаю возможные пути реализации данной программы в семейном воспитании.

Также  информирую родителей об уровне сплочённости и организованности класса, его успехах и неудачах. При любом информировании о положении дел в классе стремлюсь создавать у родителей впечатление о классе как о едином целом, убеждаю в том, что их ребёнку будет хорошо лишь в том случае, если в классе будет создана психологически комфортная обстановка, налажены хорошие отношения, интересная, содержательная групповая деятельность. В ряде случаев в этих целях приглашаю родителей на уроки и внеклассные мероприятия.

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Самая распространённая форма работы учителя с родителями – это родительские собрания. Не прав тот классный руководитель, который собирает родителей лишь только для того, чтобы поговорить об учёбе. В беседах с родителями педагоги нашей школы уделяют внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии ребёнка, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей.

Время и жизнь меняются, меняется и сам ребёнок. Сегодняшние дети уже не похожи на тех детей, которые были 20 или 30 лет назад. Поэтому родители чаще желают узнать о проблемах табакокурения, алкоголизма, наркомании, о взаимоотношениях подростков, о том, как они, родители, могут помочь детям в адаптации к новым условиям обучения.

Семья, как известно, играет главную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры  родителей именно на родительских собраниях.

Взаимодействие с родительской общественностью

Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих своё место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы.

Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В их компетенцию входит:

  1. Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
  2. Связь с административными, правоохранительными органами;
  3. Помощь классу и школе в проведении воспитательной работы с учащимися; участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний).

 Как показывает опыт, привлечение родительского актива помогает классному руководителю «перевоспитывать» трудных родителей и детей более успешно.

Совместная деятельность родителей и учащихся

Это направление в настоящее время приобретает широкую популярность, так как решает следующие важнейшие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей. Естественно, формы этой работы разнообразны: индивидуальные, групповые, коллективные, а содержание должно соответствовать возрасту учащихся, целям и задачам предстоящего дела.

Вот какие формы и методы совместной деятельности по различным направлениям используются  педагогами в нашей школе:

1. Воспитание нравственной культуры:

  1. беседы о культуре поведения в общественных местах, о взаимоотношениях юношей и девушек;
  2. диспуты по вопросам морали и нравственности;
  3. традиционные вечера: «Осенний бал», «Новогодний бал-маскарад»;
  4. деловые игры;
  5. ежегодный смотр строя и песни, посвящённый «Дню Защитника Отечества»;

2. Воспитание эстетической культуры:

  1. рассказы, беседы, обсуждения, дискуссии о просмотренных спектаклях, фильмах, прочитанных книгах;
  2. организация выставок рисунков, поделок декоративно-прикладного искусства родителей и детей;
  3. музыкальные вечера;
  4. совместные экскурсии в музеи, театры.

3. Воспитание физической культуры и здорового образа жизни:

  1. туристические походы, «Дни здоровья» - один раз в год;
  2. экскурсии на природу;
  3. спортивные игры.

4. Воспитание трудолюбия и профориентация:

  1. беседы о выборе жизненного пути;
  2. встречи с представителями различных отраслей и профессий.

Все рассмотренные направления, формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса. Благодаря тесному сотрудничеству всех участников образовательного процесса в нашем классе нет ни одного учащегося, состоящего на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Презентация "Формы и методы работы классного руководителя по профилактике ПАВ"

Презентация "Формы и методы работы по профилактике ПАВ" 10 класс...

Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся.

Работа с семьей является одним из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя. Как организовать работу с родителями в современных условиях....

Формы и методы работы классного руководителя по формированию у учащихся ответственного отношения к учебе

Данная презентация - обощение опыта работы по организации работы класса в направлении улучшения успеваемости....

Формы и методы работы классного руководителя по профилактике безнадзорности, беспризорности, табакокурения и наркомании.

Формы и методы работы классного руководителя по профилактике безнадзорности, беспризорности, табакокурения и наркомании....

формы и методы работы классного руководителя по эстетическому направлению

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, друг...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Формы и методы работы классного руководителя с родителями разнообразны. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями, и привлечение родителей к ...