"Разговор о правильном питании"
рабочая программа по теме

программа для классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_o_pitanii.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор МОУ-СОШ № 4

                          Федченкова С.Б.

         «    »__________2009  года

Программа «Разговор о правильном питании».

Пояснительная записка

Программа «Разговор о правильном питании» включает в себя третью часть, которая называется «Формула правильного питания». Она ориентирована на учащихся 14—16 лет и их родителей.

           Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.

Содержание «Формулы правильного питания» базируется на самостоятельной творческой работе подростков, дающей им возможность проявить себя, найти для себя наиболее интересные и полезные знания.   В средней школе возрастают учебная нагрузка и занятость учащихся. Где найти время для того, чтобы формировать культуру питания? Мы рекомендуем использовать имеющийся у каждого педагога временной ресурс — внеклассную работу, систему факультативов, классных часов.

   

   Цель программы «Разговор о правильном питании» — формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

   Программа включает в себя три содержательных части:

   • Часть 1 «Разговор о правильном питании»

   • Часть 2 «Две недели в лагере здоровья»

   • Часть 3 «Формула правильного питания»

   Программа «Разговор о правильном питании» предназначается для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:

   □ Развития представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

   □ Расширения знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила.

   □ Развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

   □ Развития представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

   □ Развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.

   □ Пробуждения у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

   □ Развития творческих способностей, кругозора подростков, их интереса к познавательной деятельности.

   □ Развития коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

   □ Просвещения родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.

Принципы «Формулы правильного питания»:

   □ возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям младших подростков;

   □ научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей и подростков;

   □ практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания подростков;

   □ динамическое развитие и системность — содержание комплекта, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей в ходе реализации первого и второго модулей программы «Разговор о правильном питании», учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

   □ модульность структуры — учебно-методический комплект может использоваться на базе образовательных учреждений различного типа (в общеобразовательных школах, в системе дополнительного образования), а также в учреждениях культуры и в системе семейного воспитания. При этом применяются разнообразные формы реализации (факультативная работа, включение в базовый учебный план, внеклассная работа и т. д.);

   □ вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;

   □ культурологическая сообразность — в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;

   □ социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования дополнительных материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации.

В рамках программы «Разговор о правильном питании» прогнозируются

 следующие результаты:

   □ полученные знания позволят подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

   □ подростки смогут оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

   □ подростки научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни;

   □ подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;

   □ подростки получат дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.

Реализация «Разговор о правильном питании»:

   • в рамках внеклассной работы (система классных часов и внеклассных мероприятий);

   • в рамках факультативной работы;

   • в рамках регионального компонента учебного плана — курсов, направленных на формирование у школьников здорового образа жизни.

   Дополнительно материал программы может быть использован на уроках истории, литературы, музыки, рисования, краеведения. Выбор же конкретного варианта остается за педагогом;

   □ свободным выбором сроков реализации как каждой темы, так и программы целиком. Сроки реализации также определяются самим педагогом — с учетом важности конкретной темы для учащихся, их заинтересованности и т. д.

Методы реализации программы:

   Учитывая возрастные особенности школьников-подростков — их стремление к самостоятельности, самореализации, при работе программы могут быть использованы следующие методы:

   Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (при изучении темы «Где и как мы едим» подростки должны продемонстрировать варианты поведения в кафе — игра «Кафе»).

   Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» подростки должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).

   Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору (при изучении темы «Здоровье — это здорово» подростки должны представить пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки — игра «Угадайка»).

   Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, посвященную кулинарии в Средние века).

   Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн-ринга и т. п.

Разделы программы «Разговор о правильном питании»:

1.Здоровье-это здорово.

   Задачи:

   • Развитие у учащихся представления о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей.

   • Формирование представления о роли человека в сохранении и укреплении собственного здоровья.

   • Обобщение имеющихся у учащихся знаний о роли правильного питания для здоровья человека, развитие представления о правильном питании как одной из составляющих здорового образа жизни.

   • Развитие умения оценивать характер своего питания, его соответствие понятию «рациональное», «здоровое».

   Основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни, привычки, характер, поведение, правильное питание.

   Формы реализации темы: самостоятельная работа учащихся, работа в группах, дискуссия, обсуждение; мини-проект

2.Продукты разные нужны, продукты разные важны.

   Задачи:

   • Расширение осведомленности учащихся о различных пищевых веществах (белках, жирах, углеводах), их роли и значении для организма, а также роли витаминов и минеральных веществ.

   • Развитие представлений учащихся о продуктах — основных источниках белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.

   • Развитие представления о важности разнообразия в рационе питания человека.

   • Формирование готовности и умения анализировать свой рацион питания с точки зрения его соответствия принципам правильного питания.

   Основные понятия: пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион.

   Формы реализации темы: самостоятельная работа учащихся, работа в группах, ситуационные игры, мини-проекты, мини-лекция.

3.Режим питания.

   Задачи:

   • Дальнейшее развитие представлений учащихся о роли режима питания для здоровья человека.

   • Знакомство учащихся с различными вариантами организации режима питания.

   • Формирование готовности соблюдать режим питания, формирование умения планировать свой день с учетом требований к режиму питания.

   Основные понятия: режим питания, варианты режима питания, регулярность, «пищевая тарелка».

   Формы реализации темы: самостоятельная работа, работа в группах, мини-проект, мини-лекция.

4.Энергия пищи.

 Задачи:

   • Формирование представления о пище как источнике энергии для организма, знакомство учащихся с понятием «энергетическая ценность» пищи.

   • Формирование представления об энергетической ценности различных продуктов питания.

   • Развитие представления об адекватности питания, его соответствия весу, росту, возрасту, образу жизни человека.

   • Расширение представления о том, как питание может повлиять на внешность человека.

   Основные понятия: калория, калорийность, энергия пищи, высококалорийные и низкокалорийные продукты.

   Формы реализации темы: мини-лекция, самостоятельная работа, работа в группах, мини-проект.

5.Где и как мы едим.

   Задачи:

   • Дальнейшее развитие знаний учащихся о правилах гигиены питания, формирование готовности соблюдать правила гигиены во время еды вне дома.

   • Развитие представления о структуре общественного питания.

   • Расширение представления о преимуществах полноценного питания и вреде питания «всухомятку».

   • Формирование готовности соблюдать осторожность при использовании в пищу незнакомых продуктов, а также продуктов, которые могут быть испорчены.

   Основные понятия: сфера общественного питания, гигиена питания, режим питания.

   Формы реализации темы: самостоятельная работа учащихся, ролевая и ситуационная игра, работа в группах, мини-проект.

6.Ты –покупатель.

   Задачи:

   • Расширение представлений учащихся о видах торговых предприятий, где могут быть приобретены продукты питания.

   • Формирование знаний о правах и обязанностях покупателя, поведении в сложных ситуациях, возникающих при совершении покупки.

   • Формирование умения читать и использовать информацию, приведенную на упаковке продукта.

   Основные понятия: покупатель, потребитель, торговля, права, обязанности.

   Формы реализации темы: самостоятельная работа, работа в группах, ролевая игра.

7.Кухни разных народов.

   Задачи:

   • Знакомство учащихся с факторами, которые влияют на особенности национальных кухонь.

   • Формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

   • Развитие представления о том, как связаны национальные кулинарные традиции и культура народа.

   • Формирование чувства уважения и интереса к истории и культуре других народов.

   Основные понятия: кулинарные традиции и обычаи, история кулинарии, культура.

   Формы реализации: самостоятельная работа учащихся, работа в группах, проектная деятельность, мини-лекция.

8.Кулинарная история.

   Задачи:

   • Формирование представления об истории кулинарии как части истории культуры человечества.

   • Расширение представления о традициях и культуре питания.

   • Развитие кругозора учащихся, их интереса к изучению истории.

   • Развитие умения самостоятельно находить необходимую информацию, связанную с историческими событиями.

   • Развитие интереса к чтению.

   Основные понятия: история, культура, кулинария.

   Основные формы реализации: самостоятельная работа, творческий проект, викторина.

                                Список литературы:

   1. Аленов М. Энциклопедия живописи. М., 2004.

   2. Асатиани В. С. Химия нашего организма. М., 1969. 300 с.

   3. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. М., 2002. 414 с.

   4. Огуреева Г. Н. Краткий атлас-справочник грибника и ягодника. М.: Издательство АСТ, 2001. 220 с.

   5. Ладодо К. С. Питание здорового и больного ребенка. М., 1995. 190 с.

   6. Люк Э., Ягер М. Консерванты в пищевой промышленности. СПб, 1998. 260 с.

   7. Позняковский В. М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров. Новосибирск, 1999. 450 с.

   8. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М., 2001. 330 с.

   9. Похлебкин В. В. Кулинарный словарь. М., 2000. 500 с.

   10. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М, 2000. 350 с.

   11. Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры. М, 2004.

   12. Похлебкин В. В. Кухни славянских народов. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Разговор о правильном питании школьника"

Материалы данной презентации включают итоги анкетирования детей школьного возраста и их родителей по данной проблеме. В результате проведённой  работы были предложены рекомендации для родителей в...

Проект "Разговор о правильном питании"

Уважаемые коллеги!  Дорогие ребята!...

Система работы по пропаганде правильного питания, в том числе реализации программы «Разговор о правильном питании»

Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...

конспект урока «Разговор о правильном питании», выполнение практической работы «Составление меню питания» 2 класс

Освоение новых знаний о физиологии  питании,  выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального  питания. Приобретение умения - ориентироваться в ассортименте наиболее...

Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»

Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных ком...

Статья "Основные формы работы и методические приемы на занятиях кружка «Разговор о правильном питании», используемые при реализации третьей части программы «Формула правильного питания»

В статье рассказывается об основных формах и методических приемах, используемых на занятиях кружка "Разговор о правильном питании"....

Программа кружка "Разговор о правильном питании. Формула правильного питания» (авт. М.М.Безруких и др.) в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А....