Районные педчтения
статья по теме

Доклад и презентация по теме "Воспитание общечеловеческих ценностей через уроки духовной жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc49.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_dokladu_na_pedchteniya.ppt785.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на районные педагогические чтения «Кто постигает новое, тот может быть учителем» в 2013г. учителя МБОУ СОШ № 16 Филипповой Н.А.

Воспитание общечеловеческих ценностей через уроки духовной жизни.

                             «Если спросите: «Какое знание дороже всего?»

Мы ответим: «Знание сердца»

     «Если спросите: «Есть ли в нашей школе урок более важный,

чем математика и русский?»

                Мы ответим: «Урок воспитания души»

                                                                                  Валерия Ниорадзе «По ступенькам скале»

             Жизнь мчится как водопад, и не каждый взрослый способен   уследить за этим движением, а что говорить о детях? Ведь им приходится выбирать в ней верный путь, поэтому задача взрослых открыть ребёнку саму жизнь, помочь ему вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них  опыт для её улучшения.

 Приходя из начальной ступени  в среднюю, дети стремятся туда вовсе не для того,  чтобы продолжить учиться, постигать новое играючи, а для того, чтобы утвердиться в своей жизни повзрослевшего человека. И приходится учителям и классным руководителям так искусно играть свою роль в образовательном процессе, чтобы ребенок чувствовал себя взрослым там, где он ещё вовсе не взрослый.

           Ученика больше всего устраивает такой процесс обучения и воспитания, когда он сам добывает новое, распознает добро и зло, овладевает тем, что есть у взрослых, и, конечно же, будет избегать  того, кто силой будет что-то «вдалбливать»  ему в голову. Он охотно будет ходить на те занятия, где надо искать знания, добывать их.

             От качества, от содержания жизни, по сути своей, должно зависеть качество самой личности человека. В своей  жизни человек  творит добро и зло, страдает и торжествует,  находит силы и теряет силы.

             Действительный образовательно-воспитательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностного подхода, есть, в первую очередь, процесс образования души и сердца ребёнка, развитие и образование в нём общечеловеческих качеств. Где же происходит развитие и воспитание нравственных качеств ученика? Бесспорно,  все ответят, что и на уроках и во внеурочной деятельности. Но как сделать, чтобы ребенок открыл для себя новые человеческие  качества, научился чувствовать и понимать боль других, «открывать дверь в душу человека».

             Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Этому способствуют классные часы. Одной из форм которых для меня и моих шестиклассников являются уроки духовной жизни. Такие уроки проводятся в среднем звене, один раз в месяц, класс делится на группы. Особое значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться педагогом или возникать сами. В небольшой группе  школьник чаще и глубже испытывает общие переживания, здесь он может не только с помощью учителя, но и самостоятельно установить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, легче осознать своё общественное поведение.

В ходе таких уроков  в душе и сердце ребёнка  развиваются:

чувство красоты;

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

мужество и бесстрашие;

чувства заботы и сострадания, радости и восхищения и т.д.

.        Содержание «Уроков духовной жизни» должно быть соразмерно возможностям и опыту детей. Вдохновителем образовательного процесса  является Учитель. При проведении таких уроков необходимо следовать  «заповедям»:

 Верить в безграничность ребёнка

 Верить в свои педагогические способности

 Верить в человеколюбие

Доверять возможностям детей

Вести их от успеха к успеху

Убедить детей, то они всё понимают и всё могут

Осознавать, что в каждом человека изначально уже заложены

 семена знаний, надо только каждому их открыть и развить в себе свои возможности

Осознавать, что внутренний рост учеников, совершенствование души каждого ускоряется путём чтения книг

Осознавать, что герои художественных произведений помогают  учащимся в нравственном становлении.

Вдохновлять детей творить, рождать в себе прекрасные и возвышенные качества

Раскрывать возможности детей каждого заглядывать в свой внутренний мир и искать в себе лучшее.

           Проведение таких уроков есть достояние для устремлённого учителя, который целенаправленно развивает в себе высшие человеческие качества, так необходимые для профессиональной жизни: любовь и доброту, творчество и новизну, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность. К ожесточённому сердцем человеку, к человеку, озлобленному или равнодушному, такие  принципы будут неприемлемы.

          Основные формы проведения уроков духовной жизни это:

– беседы, рассказы учителя;

– свободные обсуждения, высказывания,

– чтение легенд;

– анализ литературных произведений,

– молчание и размышление (уроки молчания) о разных проблемах: о близких и родных, о добре и зле в жизни человека,

– обращение к своему сердцу;

– занятия по саморазвитию умения видеть сердцем, болеть душой;

– письменно-речевые размышления о духовных вопросах;

– философствование и т.д.

             На уроках духовной жизни можно использовать различные приемы, позволяющие раскрыть глубже смысл услышанного, осознать сказанное: продолжи фразу, восстанови пословицу, выбери название, домысли прочитанное, создай иллюстрацию, собери качества  и т.д. Предлагается также возвращаться к уже пройденным  произведениям для более глубокого их понимания и извлечения красоты мудрости, философии духовной жизни.

              Вот примерный перечень вопросов и тем, на основе которых строятся уроки духовной жизни: «Мудроречия», «Улыбковедения», «Сердцеведения» и др.

Человек среди людей; люди вокруг человека.

 Высшие и низшие качества человека.

Отрицательное отношение к грубостям и хамству, сквернословию, курению, алкоголизму, пристрастию к вещам.

Какие бывают сердца у людей?

 Как воспитывать свое сердце?

 Переживания Сердца. Предчувствия сердца. Сердечность.

 "Что сердце подскажет", "Как велит сердце", "Чувствую сердцем", "Вижу сердцем" - что означают эти высказывания?

 Мудрость. Сердце - хранитель чаши мудрости.

 Следовать мудрым советам.

 Любовь. Как любить?

Выбор темы зависит целиком от учителя, классного руководителя. Но иногда сами дети могут подсказать, о чем пойдет рассуждение на следующем уроке.

             Примерные этапы  таких уроков

  1. Настроимся на урок
  2. Снежный ком
  3. Мы умеем размышлять
  4. Вникаем в суть вопросов
  5. И слова умеют шутить
  6. Воображаемые картины
  7.  Сюрприз учителя
  8. Будем учителями
  9. Изгоняем ошибки
  10. Открываем секреты
  11. Учимся говорить
  12. Творческое задание
  13. Итог урока

Этапы урока в зависимости от задач могут изменяться

               За полтора года с моими учениками мы провели следующие уроки духовной жизни:

«Что такое счастье?», «Об уважении и сострадании», «Если с другом вышел в путь», «Сила слова», «Кто лучше? Кто сильнее?», «Всякий ли человек вызывает сострадание?», «Что человек может», «Мудро одно лишь сердце», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Как проявлять мощь сердца! Или о качествах хорошего человека». Для обогащения речи, чувств, поступков  учащихся на таких уроках использовались  художественные произведения, ведь неслучайно народная мудрость гласит: «Слова волнуют, примеры влекут» Вот некоторые тексты для уроков духовной жизни:

-рассказ Я.Пинясова «Кто грамотней»

-Басня Орбелиани «Раненный языком»

-рассказы Е.Носова «Трудный хлеб», «Тридцать зерен»

-сказка «Общее счастье»

-рассказ К.Воробьева «Немец в валенках»

- повесть В.Железникова «Чучело» и другие притчи, сказки и рассказы.

Вот одна из притч, которую можно использовать на уроках духовной жизни

Притча о мудром воспитании

     Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

     Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

     - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

     - Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

             Серия таких занятий по духовно-нравственному воспитанию показалась мне наиболее интересной и актуальной, так как они создают в ребёнке условия для рождения личности, семена которой в нём были заложены изначально.

Самореализация учащихся  происходит путем создания комфортной обстановки, использования информационно-коммуникационных технологий, а также доброжелательной атмосферы. Одним из ярких представителей учителей-новаторов таких уроков является Ш.А.Амонашвили, на чьих занятиях я побывала и загорелась идеей: добавить радости и счастья в жизнь своих учеников.

        Сама тема мероприятия настраивает детей на позитив, близка и понятна им. Ответы детей говорят о наличии интереса и доступности  рассматриваемого вопроса. По степени включенности учащихся в диалог, можно судить о соответствии рассматриваемой темы возрастным и психологическим особенностям учащихся. Уроки духовной жизни детям нравятся тем, что там нет оценочной системы. Приходя домой, ребята делятся пережитым со своими близкими: «услышанное остается в их душах, добро – в их мыслях.»

  Ребенок в самой жизни научает менять, улучшать, совершенствовать условия жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться  к ней. И школа должна не приспосабливаться к жизни, а двигаться сама: иначе жизнь не будет развиваться, как писал В.Г.Белинский: «Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящею любовью: будет любовь — не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим — бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется — пустотою же; выгоните одну, явится другая.

Список используемой литературы

1.Амонашвили Ш.А.Без сердца что поймём?/ Ш.А.Амонашвили. -М.: Издательский дом Амонашвили,2004.

2. Амонашвили Ш.А.Школа жизни/ Ш.А.Амонашвили. -М.: Издательский дом Амонашвили,2007

3.Ниорадзе В.По ступенькам скале / В.Ниорадзе.-М.:Издательский дом Амонашвили,2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на районные педчтения 2013

"Персональный сайт учителя как средство представления результатов профессиональной деятельности учителя"....

выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."

             Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...

выступление на педчтениях по теме "Поэзия- как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку"

Работая не первый год в школе, мы для себя сделали следующие выводы: лишь увлеченный делом, может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к о...

Выступление на педчтениях "Воплощение идей ФГОС на педагогической практике"

Текст выступления на мастер- классе содержит обоснование актуальности применения активных методов обучения, краткое описание технологии АМО, план урока с использованием элементов данной технологии. Пр...

педчтения 2014год

«Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг в условиях новой школы»  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИ...

Мотивация учащихся к учебно- познавательной деятельности на уроках и во внеурочное время. (Педчтения)

Чтобы успешно использовать обучение ребёнка для его развития, нужно уметь вызывать у него желание учиться. Основными причинами, побуждающими к действию, являются только такие внутренние побуждения, от...

Выступление на районных педчтениях .Тема выступления: "Создание творческой среды на уроках английского языка"

В творческой среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков. Таким о...