Программа деятельности классного руководителя "Научите свое сердце добру"
методическая разработка (7 класс) по теме

Попова Марина Владимировна

 

Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированная деятельность, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_popova_m.v.doc614 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39»


Программа деятельности классного руководителя

 «Научите свое сердце добру»

Автор: Попова Марина Владимировна

г. Троицк

Содержание

  1. Паспорт программы………………………………………………3 - 6
  2. Пояснительная записка…………………………………………..7 -13
  3. Содержание программы………………………………………… 14-19
  4. План реализации программы…………………………………… 20-24
  5. Инструментарий мониторинга программы……………………..25 -34
  6. Результативность воспитательной работы…………………….. 35-38
  7. Список литературы…………………………………………………39

Приложение

  1. Паспорт программы

Разделы программы

Краткое содержание

Программа деятельности классного руководителя

«Научите свое сердце добру»

Срок реализации программы

С 2010 по 2015

Разработчик

Классный руководитель  

М.В. Попова

Концептуальная основа

Методическая основа деятельности коллектива МБОУ СОШ №39 - личностно ориентированное воспитание как технология развития и саморазвития личностных качеств ребёнка.

Цель программы

Создание условий для развития личности, способной вести созидательный образ жизни, имеющей активную гражданскую позицию, обладающей экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющей определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества.

Задачи программы

1.  Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием воспитанника.

2. Создание оптимальных условий для развития личности.

3. Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех.

4.Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей воспитанников в общественно-ценностные отношения.

5. Формирование у воспитанников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

6. Формирование классного коллектива, как воспитывающей сферы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

7. Организация взаимодействия и сотрудничества воспитательных сил общеобразовательного учреждения и социума.

8. Вовлечение семьи в жизнедеятельность классного коллектива.

Основные направления программы

  1. Формирование образа достойного Человека как  феномена мира (5-6 класс).
  2. Формирование отношения к Обществу как ценности каждого человека (7 класс).
  3. Отношение к Жизни как таковой и формирование образа жизни, достойной человека (8 класс).
  4. Развитие «Я-концепции» и формирование отношения к своему «Я» как субъекту собственной жизни (9 класс).

Основные индикативные показатели воспитательной программы

Учащиеся, занятые в системе доп. образования

5 класс

6 класс

7 класс

55%

75%

100%

Степень обученности учащихся

46%

53%

-

Отсутствие детей, стоящих в ПДН

99%

100%

100%

Количество правонарушений учащимися

1

0

0

Участники (общешкольных, городских всероссийских) олимпиад, соревнований, конкурсов

Не участвовали

35%

55%

Уровень воспитанности

Высокий

хороший

низкий

В.-44%

Х.-40%

Н.-16%

В. -525

Х.-36%

Н.-12%

В. -64%

Х.-28%

Н.- 8%

Ожидаемые конечные результаты программы

В результате реализации воспитательной программы будут созданы условия для развития личности, способной вести созидательный образ жизни, имеющей активную гражданскую позицию, обладающей экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющей определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества. Это позволит обеспечить:

1. Динамику  личностного роста учащихся;

2.Повышение уровня воспитанности;

3.Улучшение социальной ориентации школьников;

4.Расширение возможностей получения дополнительного образования;

5.Профилактику здорового образа жизни;

6. Самоопределение и самореализацию учащихся через деятельность классного самоуправления и системы дополнительного образования.

Добрые сердца это сады, добрые мысли это корни,

добрые слова это цветы, добрые дела это фрукты,

позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков,

заполните его светом добрых слов и добрых дел.

Генри Уодсворт Лонгфелло.

  1. Пояснительная записка

Воспитание – целенаправленное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь. Следовательно, цель построения воспитательной  системы – создание благоприятной среды для саморазвития и  самовыражения ребенка.

Цель воспитательной работы в школе - создание условий для развития ценностных ориентиров учащихся на основе разнообразной, творческой, эмоционально-насыщенной деятельности.

         Главные воспитательные задачи, поставленные перед педагогическим коллективом школы в 2011- 2012 учебном году, должны быть направлены на:

  1. формирование у детей гражданско-патриотического сознания,
  2. духовно-нравственных ценностей гражданина России;
  3. совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
  4. поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности, организация ученического самоуправления, для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося, создание условий для развития общешкольного коллектива через  систему КТД;
  5. совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах;
  6. воспитание дружеских взаимоотношений между детьми разных возрастов;
  7. совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая и экономическая защита личности ребенка.

        Основная цель моей деятельности – личность, способная вести созидательный образ жизни, имеющая активную гражданскую позицию, обладающая экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющая определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества.

        Основные задачи моей деятельности:

- осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием воспитанника;

- создание оптимальных условий для развития личности;

- изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;

- организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей воспитанников в общественно-ценностные отношения;

- формирование у воспитанников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- формирование классного коллектива, как воспитывающей сферы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;

- организация взаимодействия и сотрудничества воспитательных сил общеобразовательного учреждения и социума;

- вовлечение семьи в жизнедеятельность классного коллектива.

        Актуальность программы:          проблемы духовно-нравственного воспитания стоят сегодня особенно остро, и это обусловлено в первую очередь рядом факторов, возникших и действующих в настоящее время. Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в следующем:

        1.Изменилось отношение между государством и личностью. Принцип демократического государства «разрешено всё, что не запрещено», основан на вере в правовую грамотность населения. К, сожалению, сознание большинства граждан России отторгает эти качества.

        2.Рыночные отношения требуют таких личностных качеств, как инициативность, обязательность, деловитость, патриотизм, толерантность, законопослушность, уважение прав других. Отсутствие таких личностных качеств тормозит реформы в стране.

        3.Социологические исследования дают поразительные результаты: в правовом сознании молодёжи преобладают правовой нигилизм и цинизм, сопровождающийся ростом правонарушений, разрушений материальных и духовных основ общества.

        4. Нравственно-правовой уровень граждан России, как и народов других стран, должен способствовать, как никогда ранее, выживанию человечества на основе безусловного признания прав человека, как высшей цивилизованной ценности.

        5. Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодёжи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живёт.

        6.В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной  личности  гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие и т.д.)

        Итак, девальвация духовных ценностей, снижение духовно-нравственного потенциала страны, агрессивное воздействие современной массовой культуры, культурно-религиозная эмансипация нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности. Всё это тем более опасно потому, что у большинства населения, и в первую очередь детей и подростков, отсутствует иммунитет к вышеназванным факторам.

        Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную важность духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, поэтому решение задач по формированию нравственной культуры и правового образования молодёжи следует начинать немедленно, учитывая опыт отечественных и зарубежных коллег, отвечающих за разработку научно-обоснованных программ, учебников нового поколения и новых методик.

        Не случайно ещё Аристотель подчеркнул, что все члены общества должны участвовать в воспитании молодёжи, опираясь при этом на закон и придерживаясь трёх правил: «Держаться середины, возможного и пристойного».

        Классный руководитель сегодня…

        Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированная деятельность, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

        Классный руководитель сегодня – это педагог профессионал, являющийся для ребёнка:

  1. Посредником между обществом и растущей личностью в усвоении основ культуры, выработанной человечеством на протяжении многих столетий;
  2. Архитектором отношений сотрудничества со всеми субъектами образовательного пространства школы;
  3. Создателем оптимальной развивающейся микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе;
  4. Координатором совместных действий педагогов, семьи и  социума;
  5. Творцом повседневной жизнедеятельности детей, незаменимым помощником индивидуального развития каждого ребёнка.

Сотрудничество класса с другими  организациями

Основные направления программы деятельности классного руководителя:

  1. Формирование образа достойного Человека как  феномена мира (5-6 класс).
  2. Формирование отношения к Обществу как ценности каждого человека (7 класс).
  3. Отношение к Жизни как таковой и формирование образа жизни, достойной человека (8 класс).
  4. Развитие «Я-концепции» и формирование отношения к своему «Я» как субъекту собственной жизни (9 класс).

Данная программа рассчитана на 5 лет. Возраст детей на начало работы с программой – 10-11 лет, на окончание – 15-16 лет.

  1. Содержание программы

        Данная воспитательная программа призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума — всех воспитывающих сил, влияющих на  становление и развитие личности воспитанника.

Воспитательная система является перспективной и рассчитана на 5 лет.

Возраст детей на начало работы с программой – 10-11 лет, на окончание – 15-16 лет.

Сроки и этапы реализации воспитательной программы:

1 этап – 5 класс – этап проектирования системы;

2 этап – 6 класс – этап  становления системы;

3 этап - 7 класс – этап стабильного функционирования системы;

4 этап - 8 класс – этап стабильного функционирования системы;

5 этап - 9 класс – этап завершения функционирования системы.

        Восхождение ребенка, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.

        Свою деятельность я ориентировала на следующие направления:

        Первое направление - «формирование образа достойного Человека как  феномена мира» (5-6 класс).

        5 класс. Начальный этап - диагностика класса. Целью, которой является изучение индивидуальных особенностей каждого ученика, проникновение в мир индивидуальной духовно-нравственной жизни, изучение  межличностных отношений в классе.

Диагностику осуществляю по трём направлениям:

1.Изучение личности учащегося;

2.Изучение классного коллектива;

3.Изучение взаимоотношений в семье.

         В 5 классе для изучения личности использую методику «Три оценки», вместе со школьным психологом  проводим тест на определение школьной тревожности, «Диагностику характерологических особенностей личности» Айзенка.

        Классный коллектив  и взаимоотношения  в семье диагностирую с помощью микроисследования «Атмосфера в классе», теста-анкеты «домашнее задание», провожу исследование «Рисунок семьи».

        Второй этап- работа по формированию духовно-нравственных ценностей (стремлюсь создать условия для стимулирования учащихся к  ценностному осмыслению жизни человека, его предназначения):

  1. Классные часы: «Русский народ и его истоки»;
  2. Классный час «День Матери: история и традиции праздника»;
  3. Проведение развлекательной  программы « Осенние забавы» после окончания первой четверти, участие в спортивных состязаниях за честь класса, однодневный поход в лес в конце учебного года;
  4. Акция « Школьный двор»;
  5. Тематическая неделя  « Мы-Россияне»;
  6. ЧАР «Поговорим о нравственности»;
  7. День Здоровья «Безопасное колесо»;
  8. ЧАР « Я выбираю здоровый образ жизни» и т.д.

        Третий этап – тематические родительские собрания: «Психология пятиклассника», «Страхи ребёнка».

        6 класс. В 6 классе я продолжаю работу над  избранным направлением-доминантой. Но мои питомцы повзрослели, поэтому я начинаю формирование новых ценностных установок в сердце  воспитанников, оцениваю и закрепляю результаты работы в 5классе, меняю приоритеты в этапах своей воспитательной системы.

        Первый этап – формирование  духовно-нравственных ценностей (нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения- представление о человек как наивысшей ценности на Земле):

1.Толерантность – цикл классных часов « Учимся быть терпимыми»

2. Нравственный выбор – готовим цикл рисунков  в рамках дня отказа от курения.

3.Патриотизм – классные часы «Подвиг городов – героев в годы Великой Отечественной войны», «День космонавтики», посещение школьного музея.

        Второй этап – диагностические методики:

        При изучении личности учащихся  провожу исследование ценностных ориентиров.  Мне помогают методики: «Нарисуй человека», «Выход из трудных жизненных ситуаций», «Шкала самооценки, или как достичь успеха…». С целью изучения состояния эмоционально-психологических отношений в классе и в семье провожу социометрические исследования, анкету« Отношение родителей к духовно-нравственному направлению в воспитательной системе».

        Данный этап помогает анализировать и корректировать замысел воспитательной системы.

        Третий этап –  работа с родителями. Провожу  родительское собрание «Проблема использования нецензурной лексики».

        В 7 классе я начинаю работу по второму направлению воспитательной программы - «формирование отношения к Обществу как ценности каждого человека».  На этой ступени учащиеся должны обрести ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни, и я продолжаю работу над формированием ценностных установок.

        Первый этап – формирование  духовно-нравственных ценностей, сопровождающих учащихся в социальный мир, в мир отношений людей.

        1. Гражданственность, правовое государство - классные часы беседы, с элементами дискуссии «Конвенция о правах ребёнка», « Что такое СНГ»

        2. Любовь к родному краю, своему народу – посещение историко-краеведческого музея г. Троицка, экскурсия в школьный музей.

        3. Жизнь, смысл жизни – классные часы: « Мой любимый учитель», «Великие личности в истории - мать Тереза».

        4. Международное сотрудничество- цикл бесед, обсуждений с использованием презентаций ». «Терроризм: его истоки и последствия»

        5. Стремление к здоровому образу жизни, служению Отечеству.

        Второй этап – диагностика классного коллектива.

        Для изучения особенностей, самооценки, способностей и ценностных ориентиров учащихся провожу методики: «Творческий потенциал», «Выявление ценностных ориентиров», «Несуществующее животное», со школьным психологом проводим методику «Профиль», тест Сонди для выявления скрытых возможностей, а также мотивов и потребностей личности.                                                                                                        

        Для изучения взаимоотношений в классе и семье: методику удовлетворённости учащихся школьной жизнью, «Определение психологического климата в коллективе», «Список  личностных черт».

        Третий этап – работа с родителями учащихся.

Родительские собрания «Ваш ребенок взрослеет», «Ненасильственные методы воспитания

        3 направление программы - «Отношение к Жизни как таковой и формирование образа жизни, достойной человека» (8 класс).

На этой ступени учащиеся должны расширить представления о социальном устройстве  жизни.

        Воспитательные задачи: формирование познавательной потребности, гражданской позиции, готовности к профессиональному самоопределению.

        1. Гражданственность, правовое государство - классные часы беседы, с элементами дискуссии «Конвенция о правах человека», «Поступок и ответственность»

        2. Любовь к родному краю, своему народу – посещение исторических мест г. Троицка, экскурсии по храмам города.

        3. Жизнь, смысл жизни – классные часы: «Самое ценное – это наши родители!», «Есть такое чувство - дружба».

        4. Стремление к здоровому образу жизни, служению Отечеству: «Курильщик – сам себе могильщик!», «Можно ли купить здоровье?»

Второй этап – диагностика классного коллектива по методике анализа мотивов учебной деятельности; по определению индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма; тестирование по выявлению способности к общению; по выявлению мотивов выбора профессии.

        «Развитие «Я-концепции» и формирование отношения к своему «Я» как субъект собственной жизни» (9 класс) – это заключительный этап работы с программой.

        Первый этап. Воспитательные задачи данного направления:

  1. формирование экологической потребности;
  2. формирование эстетического отношения к действительности;
  3. формирование готовности к личностному и мировоззренческому самоопределению.

Тематика работы с классным коллективом:

  1. «Как сохранить свое здоровье»;  
  2. «О вреде алкоголя на организм»;
  3. «Почему важно воспитывать в себе вкус»;
  4. «Нужно ли любить природу»
  5. «Семь чудес России. Собор Василия Блаженного»
  6. «Как научиться сдавать экзамены?»
  7. «Секреты Ромео и Джульетты»
  8. «Профессия – хороший человек»

        Второй этап – диагностика класса.  Анкетирование по изучению профессиональной направленности; тестирование по  выявлению интересов учащихся; диагностика учащихся по определению уровня депрессии (автор В.А.Жмуров).

        Основополагающие идеи-принципы моей воспитательной системы:

  1. Принцип «понимания вместо осуждения»

2.Принцип «добровольность вместо контроля»

3. Принцип «активность вместо пассивности»

4. Принцип «скрытность, конфиденциальность»

5. Принцип «открытость (искренность), доверие»

6. Принцип «семейная ориентация»

7. Принцип « объединённая помощь-комплексная помощь».

  1. План реализации программы

5 класс

№ п/п

Направление

Тематика

1




Духовно – нравственное

воспитание

«Русский народ и его истоки»

2

«День Матери: история и традиции праздника»

3

Беседа «Символы Родины»

4

ЧАР «Поговорим о нравственности»

5


Художественно – эстетическое воспитание

«Осенние забавы»

6

«Поклон старикам!»

7

Участие в Минуте Славы. Школьный конкурс

8


Аналитико-диагностическая деятельность

Тестирование «Три оценки»

9

Тестирование «Вредные привычки»

10


Патриотическое воспитание

ЧАР «Имею право, но обязан»

11

Акция «Школьный двор»

12

«Мы- Россияне»

13


Трудовая деятельность

КТД «Защита профессии»

14

Рудовой школьный десант

15

КТД «Профи»

16



Спортивно-оздоровительная деятельность

 День здоровья «Безопасное колесо»

17

«Безопасность дорожного движения»

18

ЧАР «Я выбираю ЗОЖ»

6 класс

№ п/п

Направление

Тематика

1


Аналитико- диагностическая деятельность

Методика «Шкала самооценки, или как достичь успеха…»

2

Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций»

3

Интеллектуально-познавательная деятельность, работа с одаренными детьми

Круглый стол «Интеллектуальный потенциал России»

4


Ценностно-ориентированная деятельность

Осенний марафон по предметам

5

«Да здравствуй вежливость»

6

«Учимся быть терпимыми»

7




Патриотическое воспитание

ЧАР «Конституция – основной закон» страны»

8

«Подвиг городов – героев в годы Великой Отечественной войны»

9

«День космонавтики»

10

Художественно-эстетическая деятельность

Конкурс чтецов «Души прекрасные порывы»

11

Тематический конкурс «Признание»

12

«Культура общения»

7 класс

№ п/п

Направление

Тематика

1





Аналитико-диагностическая деятельность

Методика «Творческий потенциал»

2

Методика «Выявление ценностных ориентиров»

3

Тестирование на выявление скрытых возможностей

4

Анкетирование «Что мешает дружбе в нашем классном коллективе?»

5



Патриотическое воспитание

«Символы 21 века»

6

ЧАР «Защитники земли русской»

7

«Герои живут рядом»

8

Профориентация, трудовая деятельность

Операция «Школьный двор»

9

«Беседа по профориентации»

10



Спортивно-оздоровительная деятельность

ЧАР «Поведение в экстремальных ситуациях»

11

«Роль физической культуры и спорта в жизни»

12

«Факторы, разрушающие здоровье»

13



Художественно-эстетическая деятельность

«День святого Валентина»

14

«Я ль на свете всех милее?»

15

«Фестиваль «Большая перемена»

16

«Наши успехи»

8 класс

№ п/п

Направление

Тематика

1


Аналитико-диагностическая деятельность

Методика по определению индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма

2

Методика по  анализу мотивов учебной деятельности

3



Ценностно-ориентационная деятельность

«Конвенция о правах ребенка»

4

«Поступок и ответственность»

5

«Самое ценное – это наши родители!»

6

«Есть такое чувство –дружба»

7



Патриотическое воспитание

Посещение исторических мест города

8

«Рассказы о песнях военных лет»

9

«Земля, исхоженная с детства». Зарница

10




Спортивно-оздоровительная деятельность

«Курильщик – сам себе могильщик!»

11

«Можно ли купить здоровье?»

12

ЧАР «Как вести себя, если вас захватили заложники»

13

«Поведение в экстремальных ситуациях»

         

9 класс

№ п/п

Направление

Тематика

1





Аналитико-диагностическая деятельность

Анкетирование по изучению профессиональной направленности

2

Тестирование по  выявлению интересов учащихся

3

Диагностика учащихся по определению уровня депрессии (автор В.А.Жмуров).

4



Ценностно-ориентационная деятельность

«Семь чудес России. Собор Василия Блаженного»

5

«Секреты Ромео и Джульетты»

6

«Почему важно воспитывать в себе вкус»

7

«Нужно ли любить природу»

8

Интеллектуально-познавательная деятельность

«Мы – активные, креативные!»

9

«Сила ума»

10



Профориентация, трудовая деятельность

«Профессия –хороший человек»

11

«Как научиться сдавать экзамены?»

12

«Как найти себя»

13


Спортивно-оздоровительная деятельность

«Как сохранить свое здоровье»

14

«О вреде алкоголя на организм»

  1. Инструментарий мониторинга

Методика А.И. Липкиной «Три оценки».

        Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

— совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

— характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,

б) любая другая аргументация;

— устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

        

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Айзенка (подростковый вариант) модификация Т.В.Матолиной

Цель: исследование свойств личности

Материал: опросник Айзенка, бланки для ответов.

Ход: в основе разработки данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттел, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.

В качестве основного используется текст Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.

Этапы работы:

  1. Проведение теста Айзенка.
  2. Обсчет результатов.
  3. Градация результатов по таблице типов.
  4. Отбор данных, где балл по шкале «Ложь» больше 5.

.

Обработка результатов:

Ключ

I.        Экстраверсия (Э):

«Да»: 1,3,9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57. «Нет»: 6,33,51,55,59.

II.        Нейротизм (Н):

«Да»: 2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,29,31,34,37,39,42,45,47,50,52,54,56,58,60.

III.        «Ложь»:

«Да»: 8,16,24,28,36,44. «Нет»: 4,12,20,32,40,48.

Нормативы для подростков 12-17 лет: экстраверсия (Э) - 11-14 баллов, «ложь» - 4-5 баллов, неротизм (Н) - 10-15 баллов.

МЕТОДИКА «ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ»

Инструкция: На предлагаемые вопросы вы должны отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится на опросный лист по соответствующим номером.

ОПРОСНИК АИЗЕНКА

  1. Любишь ли ты шум и суету возле себя?
  2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
  3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?
  4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
  5. Часто ли у тебя меняется настроение?
  6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
  7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
  8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
  9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
  1. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
  2. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
  3. Ты когдаОнибудь нарушал правила поведения в школе?
  4. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?
  5. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости,
    ответь «нет»).
  6. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя
    все кончилось хорошо?
  7. Тебе можно доверить любую тайну?
  8. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
  9. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?
  10. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
  11. Ты когда-нибудь говорил неправду?
  12. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
  13. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
  14. Ты часто чувствуешь себя усталым?
  15. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
  16. Ты обычно весел и всем доволен?
  17. Обидчив ли ты?
  18. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
  19. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
  20. У тебя бывает головокружение?
  21. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
  22. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
  23. Любишь ли ты иногда похвастаться?
  24. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
  25. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
  26. Ты обычно быстро принимаешь решения?
  27. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
  28. Тебе часто снятся страшные сны?
  29. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
  30. Тебя легко огорчить?
  31. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
  32. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на
    обдумывание?
  33. Если оказываешь в глупом положении, то потом долго переживаешь?
  34. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
  35. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
  36. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
  37. Ты любишь часто ходить в гости?
  38. Бывают ли такие моменты, когда тебя о чем-нибудь просят?
  1. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
  2. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
  3. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
  4. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
  5. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
  6. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
  7. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
  8. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
  9. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?
  10. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже-кричишь в ответ?
  11. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
  12. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании
    сверстников?
  13. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Методика "Выход из трудных жизненных ситуаций"

        Люди по-разному выходят из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые связаны с педагогической работой. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпочитают «плыть по течению». Другие проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Третьи замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем. Четвертые поступают как-то по-другому. Следующий опросник позволяет выявить доминирующий у данного человека способ решения жизненных проблем. Ознакомившись с ним, необходимо на каждое суждение выбрать один из возможных вариантов ответов.

         1. Рассказываете ли вы другим людям о своих проблемах и неприятностях:

 а) нет, так как считаю, что это не поможет;

 б) да, если для этого есть подходящий собеседник;

 в) не всегда, так как иной раз самому тяжело думать о них, не то, что рассказывать другим.

         2. Насколько сильно вы переживаете неприятности:

 а) всегда и очень тяжело;

 б) это зависит от обстоятельств;

 в) стараюсь терпеть и не сомневаюсь, что любой неприятности, в конечном счете, придет конец.  

         3. Что вы делаете, если что-то вас глубоко ранит:

 а) позволяете себе расслабиться и делаете то, что давно себе не позволяли;

б) идете в гости к друзьям;

 в) сидите дома и жалеете самого себя.

        4. Когда близкий человек обижает вас, то вы:

 а) замыкаетесь в себе и ни с кем не общаетесь;

б) требуете от него объяснений;

 в) рассказываете об этом каждому, кто готов вас выслушать.

         5. В минуту счастья вы:

 а) не думаете о перенесенном несчастье;

 б) боитесь, что эта минута слишком быстро пройдет;

в) не забываете о том, что в жизни есть немало неприятного.

        

Диагностика уровня удовлетворенности классной жизнью

Анкета «Мое мнение о классе»

Цель: выявление уровня  удовлетворенности учащихся  7 «А» своим классом.

 Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

 - 4 – совершенно согласен;

 - 3 – согласен;

 - 2 – трудно сказать;

 - 1 – не согласен;

 - 0 – совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью.

 2. В классе у меня обычно хорошее настроение, мне комфортно.

 3. Мне нравится наш классный руководитель.

 4. К нашим учителям можно обратиться за помощью и советом.

 5. У меня есть любимый учитель.

 6. У меня есть любимый предмет.

 7. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.

 8. Я считаю, что в нашем классе и школе созданы условия для развития моих способностей.

 9. Я считаю, что школа готовит меня для самостоятельной жизни.

 10. На летних каникулах я скучал по одноклассникам.

Обработка полученных данных.

В качестве показателя удовлетворенности учащихся классной жизнью может рассматриваться частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если этот показатель больше 3, то можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности, если показатель больше 2, но меньше 3 – о средней удовлетворенности, если показатель меньше 2 – это свидетельствует о низкой удовлетворенности учащихся классной жизнью.

        Результат представлен в виде диаграммы.

  1. Результативность воспитательной работы

        Результаты, полученные по методике А.И. Липкиной «Три оценки» представлены в виде диаграммы

Результаты диагностики характерологических особенностей Айзенк (подростковый вариант)

Методика «Выход из трудной ситуации»

Способ перевода ответов, выбранных испытуемым по данной методике, в баллы

Выбранный ответ

Порядковый номер суждения

1

2

3

4

5

А

3

4

5

0

3

Б

1

0

3

2

0

В

2

2

1

4

1

         На основании общей суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций.

         При сумме баллов  от 3 до 7  делают вывод о том, что данный человек легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.

        При сумме набранных баллов  от 8 до 11  приходят к заключению, что не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто он срывается, проклинает ее, т.е. расстраивается при возникновении проблем и расстраивает других.

         Если сумма баллов оказалась в пределах  от 12 до 16,  то это дает основание сделать вывод о том, что данный человек не может нормально переживать неприятности и обычно реагирует на них психологически неадекватно.

Уровень удовлетворенностью классной жизнью

  1. Список литературы
  1. Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. -М.: Центр “Педагогический поиск”, 2009.-160с.

 2. Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного процесса. Критерии и инструментарий оценки (лекции с курсов ПК), Оханск, апрель, 2010.

 3. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 2007 .

 4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-ое изд., дополн. -М.:ЦГЛ,2008.

5.  Тыртышная М.А. Все лучшее - впереди. Социально ориентированные формы работы со школьниками. –М.: Просвещение, 2009.

Приложение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39»


Классный час

                                               Попова Марина Владимировна

классный руководитель 7а класса, учитель второй квалификационной категории

Троицк, 2012

Цель: Пропаганда правил дорожного движения.

Задачи:

  1. Закрепить знания по ПДД.
  2. Воспитывать ответственное отношение к выполнению ПДД.
  3. развивать внимание, смекалку, творческие способности.

Условия игры: детский коллектив делиться на две команды, которые представляют пассажиров трамвая.

Оформление: на доске плакат с изображением улицы и трамвая. Стулья расставлены в два ряда. Дети рассаживаются лицом друг к другу. Середина кабинета – место для проведения игр и конкурсов.

Ход классного часа.

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие в необыкновенную страну «Правил дорожного движения». Вы готовы?

- А на чем же мы туда поедем?

- А, вот на чем.

Красный вагон по рельсам бежит,

Всех, куда надо, он быстро домчит.

Заливистый звон его нравится детям,

Так на чем же мы с вами поедем? (трамвай)

- А где же мы его возьмем?

- Мы сделаем его сами.

- Главное в трамвае – звоночек. Чтобы все знали, что это мы едем, и уступали нам дорогу. А звенит он так: динь-динь-динь! Ну-ка, попробуем. (дети повторяют движения учителя)

- Еще трамваю нужны двери для того, чтобы входить и выходить на остановках. Делать мы их будем так. Двери закрываются – наклоняемся влево. Двери открываются – наклоняемся вправо и помогаем себе голосом –ш-ш-ш.

- Попробуем. Двери закрываются! Двери открываются!

- В трамвае нельзя допускать безбилетного проезда. Давайте пробьем талончики компостером (хлопок в ладоши).

- А про колеса забыли? Да уж, без них даже сказочный трамвай не ходит. А стучать колеса будут так (топают ногами). Быстрее, еще быстрее. Стоп. Такое ощущение, что вы трамвайчиками и родились.

- Но мы не можем ехать, не вспомнив правил поведения.

- Итак, когда мы едем в трамвае, мы - кто? (пассажиры)

- А как нужно пассажирам вести себя в транспорте?

- Когда мы идем по улице, мы – кто? (пешеходы)

- Если трамвай остановился на остановке, а нам нужно перейти на другую сторону улицы, то как мы это сделаем? (обойдем трамвай спереди, а лучше всего – подождать, пока трамвай отъедет)

- В путь! Двери закрываются! Динь-динь-динь! Поехали! Стоп! Уважаемые пассажиры, приветствую вас на борту нашего волшебного трамвая! Двери открываются!

Остановка первая «Загадкино»

Нет конца у строчки,

Кто придумает конец,

Тот и будет молодец.

1. Там, где есть машин поток,

Дорожных знаков много,

Постовой свистит в свисток,

Значит, там …… (дорога).

2. Очень нужен он в пути,

Где дорогу перейти?

Он расскажет «что» и «как»,

Звать его ……. (дорожный знак)

3. Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Там иди, где весь народ,

Где есть надпись ……. (переход)

  1. Если ты спешишь домой,

Не беги по мостовой,

Не цепляйся за трамвай

И другим ……. (не разрешай)

  1. Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горят и день, и ночь

Зеленый, желтый, красный. (светофор)

- Едем дальше. Двери закрываются. Динь-динь-динь. Билеты пробили.. Поехали! Стоп! Двери открываются.

Остановка вторая «Светофорная»

- Что самое главное на улицах?

Хоть нет тела, рук и ног,

Стать воспитателем я смог.

В голове большой моей

Нет ни носа, ни ушей.

Три моих волшебных глаза

Управляют всеми сразу.

Я моргну – пойдут машины,

Встанут женщины, мужчины,

Отвечайте вместе, хором,

Как зовусь я ? (светофором)

Заучи закон простой,

Красный свет зажегся - … (стой)

Желтый скажет пешеходу:

- Приготовься к … (переходу)

А зеленый впереди,

Говорит он всем - … (иди)

Молодцы!

Ходить по улице опасно,

Когда у вас вниманья нет,

Но есть, друзья, зеленый, красный

И очень нужный желтый свет.

- Сейчас я буду читать стихи, а вы внимательно слушайте и на своих светофорчиках зажигайте нужный свет (на макетах светофорчиков дети открывают нужный свет)

  1. Светофор укажет строго –

Переход сейчас закрыт.

Не беги через дорогу,

Если этот свет горит. (дети показывают красный)

  1. Этот свет предупреждает:

Скоро будет путь закрыт.

Или так: готовься в путь

И внимательнее будь! (желтый)

  1. Этот свет я точно знаю

И бегу, бегу, бегу.

В школу я не опоздаю

И здоровье сберегу (зеленый)

- Вы очень хорошо знаете сигналы светофора. Пришло время потанцевать. Если горит зеленый свет – вы весело танцуете, загорелся желтый – нужно остановиться, ну а если загорелся красный – вы стоите на месте и грозите друг другу пальцем. Нельзя ходить на красный свет светофора. (под музыку дети играют, учитель меняет сигналы светофора).

- Молодцы! Едем дальше! Двери закрываются! Динь-динь-динь! Пробиваем талончики компостером! Поехали! Стоп! Двери открываются!»

- Ну что такое? Что случилось? Беда! Дальше мы ехать не можем, потому что впереди сломанный мост. Надо его починить. А чтобы починить мост, нам нужны плотники. Вы знаете кто такие плотники? Тогда за дело! (ведущий делит всех присутствующих на три группы)

- Первая группа, вы будете работать молотками и делать это будете так: стук-стук- стук – раз! (дети, изображая движение молотка, хором говорят слова)

- Вторая группа, вы будете рубить топориками. А делать это будете так: тюк-тюк-тюк – два! (дети имитируют работу топором и хором говорят слова)

- Третья группа, вы будете пилить так: вжик-вжик-вжик – три! (дети имитируют работу пилы и хором говорят слова)

- А теперь все вместе говорим волшебные слова «Все готово, посмотри»!

- Вот под такую чинильную считалку мы будем работать. Попробуем.

Стук-стук-стук – раз!

Тюк-тюк-тюк – два!

Вжик-вжик-вжик – три!

Все готово. Посмотри!

- Что-то медленно работаем. Давайте еще раз и быстрее. (несколько раз, ускоряя темп, ведущий вместе с детьми повторяет считалку, а участники игры «чинят мост»)

- Молодцы, мост мы починили! Теперь необходимо восстановить движение. Для этого нужно поставить светофор.

Конкурс команд «Кто быстрее соберет светофор». (из кусочков мозаики собрать целую картинку светофора)

- Чтобы ехать дальше, давайте повторим правила движения.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

- Кто из вас в вагоне тесном

Уступает старшим место?

- Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

- Кто, пусть честно говорит,

На трамвае не висит?

- Знает кто, что красный свет

Означает «хода нет»?

- А кто из вас, идя домой

Держит путь по мостовой?

        

Ведущий: Ну вот, а вы говорили, что знаете ПДД, а оказывается, что правила нужно повторить.

Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения!

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулем водители!

- Молодцы! Поехали дальше. Двери закрываются! Динь-динь-динь! Талончики пробили, поехали! Стоп! Двери открываются!

Остановка третья «Игровая»

Светофор, т.е. я, хочу проверить знания по ПДД.

1. Задачи

Задача №1

За моими друзьями Сережей, Колей и Петей гонится дворник с метлой. Убегая от дворника, Коля и Петя перебежали улицу на красный сигнал светофора. Сережа спрятался за куст. Скольких моих друзей поймал милиционер за нарушение правил дорожного движения?

Задача№2

Тигр, Вини-Пух, Пятачок и Иа решили поиграть в футбол. Тигр решил это сделать шоссе – гладко, ровно, удобно. Пух захотел играть на лесной полянке. Кто из них прав?

Задача №3

Знайка, Незнайка, Винтик и Шпунтик катались на лыжах, санках и коньках. Винтик прицепился сзади к машине и очень быстро мчался на коньках. Шпунтик на санках съезжал с горки на шоссе и веселился, когда шоферы с испугу тормозили. Знайка и Незнайка уехали на лыжах в лес. Кто из них поступил неправильно? Почему?

  1. «Дорожные знаки» (сначала слайд-повторение)

а) предупреждающие и запрещающие (раскладывают на парты по группам всей командой).

б) предписывающие и информационно-указательные.

в) «узнай знак».

3. «Лучший водитель»

- Водитель на дороге должен быть очень внимателен и вежлив.

- Молодцы! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Я желаю вам

Быть здоровым всегда,

Весело смеяться

И нигде и никогда

В жизни не теряться!

- Ну, а в любой игре главное не победа, а участие. Ведь всегда и везде побеждает дружба.

- Понравилось вам путешествие? Нарисуйте в окнах трамвайчика свое лицо и изобразите свое настроение. (дети рисуют в окнах трамвая свои лица)

- Я рада, что у вас хорошее настроение. В заключении хочу спеть с вами песню.

Землю обмотали

Землю обмотали

Тоненькие нити

Тоненькие нити

Нити параллели

Нити параллели

Из зеленых рек

Из зеленых рек

Совершите чудо

Совершите чудо

Руку протяните

Руку протяните

Надо, чтобы в дружбу верил

Каждый человек!

- Пришло время прощаться. У меня на память останется вагончик с вашими веселыми лицами. А вам я хочу подарить на память о нашем классном часе эти светофорчики и «Памятки для пассажиров трамвая».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39»


Классный час

 

Попова Марина Владимировна

классный руководитель 7а класса, учитель второй квалификационной категории

Троицк, 2012

Цель:   1. Расширение знаний подростков о себе, о своем внутреннем мире.

                       2. Формирование умения работать в группах.

                       3. Развитие навыков самопознания, рефлексии.

Задачи: 1. Дать понятие ценностям, их роли в общем представлении о себе.

2. Научить подростков работать в группах по определенному      

    алгоритму  (через общение, обсуждение, защиту проектов)

3. Развитие умения осознанно анализировать свой внутренний мир.

 

  1. Оборудование: АРМ учителя, магнитная доска, столы и стулья для работы в группах.
  2. Этапы реализации:
  1. Мотивационный этап. Настрой участников на совместную работу в группах:

а) знакомство

б) погружение в тему

   2) Основной этап.  Создание группового образа-символа через  осознание личностных ценностей:

а) индивидуальная работа

б) фронтальная работа

в) формирование групп

г) работа в группах по составлению единого образа ценностей (коллаж, подготовка защиты)

     3)  Этап защиты коллажа. Создание единого образа ценностей современного подростка.

  4)  Обратная связь.

  1. Итог. Заключительное слово учителя.

Ход занятия:

  1. Мотивационный  этап (знакомство).

 Добрый день, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Галина Александровна. Ваши имена я вижу на бейджах. Надеюсь, что сегодня мы с вами не только познакомимся, но и подружимся.

 Недавно в разговоре двух женщин я услышала такую фразу: «У этой молодежи ничего ценного нет». И  подумала: «А действительно, какие ценности сегодня у старшеклассников?». Мне стало интересно об этом узнать у самих ребят.

И я решила поговорить на эту тему с вами на классном часе, который мы назовем «Наши ценности».

Слайд 1

(погружение в тему)

Пройдет год-два, и вам самостоятельно придется решать свои проблемы, вопросы: каким быть и кем быть?

Человек тогда готов к самостоятельной жизни, когда у него есть четкий образ -Я, ясное представление о себе.

А в основе представления о себе лежат общечеловеческие ценности, которые мы не всегда осознаем, даже будучи взрослыми.

ЦЕННОСТЬ – ЭТО ТО, ЧТО ДЛЯ ВАС ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Чем раньше человек осознает, что для него самое дорогое в жизни, к чему он стремится, что он ценит больше всего, тем увереннее пойдет по жизни. Возраст, в котором вы находитесь сейчас, самый благоприятный для познания самого себя.

Сегодня мы наглядно попробуем с вами создать  образ ваших ценностей.

2. Основной этап

1) индивидуальная работа

У вас у каждого есть листочек и маркер. Подумайте, что в жизни важно лично для вас. У вас будет 1 минута, чтобы написать на своем листочке 3 самые важные ценности. Когда мелодия остановится, нужно быть готовым.

2) фронтальный опрос

Готовы, ребята?  Кто желает поделиться своими мыслями?

Хорошо начнем с меня. Для меня самые важные ценности: семья – в семье меня поддержат, в семье меня поймут, в семье меня любят; здоровье оно дает мне силы для работы, для творчества, самопознания, саморазвития; любовь к своему родному краю - здесь я родилась, здесь живу и работаю, здесь у меня семья.

(ребята перечисляют ценности)

Спасибо вам, ребята, что вы были откровенны, поделились своими личными мыслями. Потому, что для нас сегодня важно проговорить об этом вслух, услышать себя, услышать других, понять, чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга.

Каждый из вас назвал свои личные ценности и в тоже время у каждого из вас есть ценности, которые вас объединяют.

Для каждого человека очень важно, чтобы у него были единомышленники – люди, которые его понимают и принимают таким,  какой он есть.

3)создание группы.

И следующий этап нашей работы поможет нам развить умения слышать другого, принимать его внутренний мир, найти то, что нас объединяет.

Самые внимательные заметили, что у вас на руках  листочки  3 цветов:

красные, зеленые и желтые. Это не случайно.

Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы. Цвет вашего листочка и  цвет флажка на столе подскажет вам, в какой группе вы будете работать. У кого красные листочки – посмотрите, друг на друга, объединяйтесь в группу и пройдите за свой стол. Зеленые листочки – помашите друг другу и пройдите за свой стол. И желтые листочки – улыбнитесь и смело объединяйтесь.

4)работа в группах

Сейчас у нас с вами будет творческая работа.

Осмотрите ваш стол. На вашем столе лежит конверт с иллюстрациями, символизирующими ценности. Откройте его, посмотрите, также на вашем столе лист-основа для творческой работы, листы «Наши ценности»

Инструкция:

Шаг первый – решаем, что в ваших индивидуальных листочках общего, какие ценности объединяют вас, на основе тех, трех ценностей, которые вы для себя уже определили.

Шаг второй – выписываем на листе под названием «Наши ценности» 5 самых важных ценностей, объединяющих вашу группу, учитывая ценности каждого.

Шаг третий – создаем своеобразный коллаж, который вы будете составлять из фрагментов-иллюстраций, символизирующих ценности и наклеивать на основу-лист, не меняя контур этой основы. Иллюстрации вы найдете  в конверте.

Четвертый шаг – отвечаем на вопрос: «Почему вы выбрали  эти ценности и  расположили их именно в таком порядке? 

Пятый шаг – подготовить защиту коллажа.

На эту работу отводится 3 мин. Вы можете распределить обязанности в группе,  в тоже время работать вместе, тогда работа пойдет быстрее.

Есть ли какие-нибудь вопросы?

Начинаем работать (музыка).

Время истекло.

Сейчас вам необходимо представить результат своей работы в группе. Коллаж будете крепить на магнитную доску, поэтому выходить будут 2 человека: защитник и помощник.

  1. Защита коллажа.

 Каждой группе нужно за 1 минуту защитить свой коллаж, ответив на вопрос:  «Почему вы выбрали  именно эти ценности и  расположили их в таком порядке?

Далее идет сравнение ценностей, повторяющиеся в группах, тем самым создается единый образ ценностей.

Мы сегодня постарались понять себя, понять другого, создать собственное представление о ценностях современного старшеклассника. Всех нас объединяют общие ценности – мы видим – это ….. семья, образование, здоровье, общение…

И в тоже время есть ценности, которые не были использованы при создании коллажа, они личные у каждого из вас.

 Скажите, какие ценности не были использованы для коллажа вашей группы? Может быть, это общение с природой, приобщение к миру искусства? Это очень важно, чтобы, говоря об общих ценностях, мы сохраняли свою индивидуальность.

4) Обратная связь. Сегодня на нашем классном часе я узнала, что ценится у вас, познакомилась с вами через образ ценностей ребят вашего класса. Мне очень приятно было с вами познакомиться и работать. У вас в классе творческие и активные юноши. И мне бы хотелось услышать ваше мнение, что понравилось, что было интересным? Это для меня очень важно потому, что я тоже буду размышлять о результатах нашей с вами встречи. Обратите внимание на те вопросы, которые лежат перед вами.

Высказывания ребят

Заключительное слово учителя, подведение итогов.

 (На доске коллаж в виде ростка с лепестками).

 Посмотрите, не случайно образом нашего коллективного дела я выбрала  росток. Это символ подрастающего поколения, символ юности. И что вырастет из этого ростка, зависит только от вас!

И я с удовольствием хочу подарить вам небольшие сувениры, которые будут напоминать вам о нашей встрече.  

(Сувениры - календарики с символом ростка).

Спасибо вам, ребята, за работу.

Спасибо всем за внимание.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39»


Классный час

 

       Попова Марина Владимировна

классный руководитель 7а класса, учитель второй квалификационной категории

Троицк, 2012

Цель:

  1. научить детей эффективной коммуникации, успешной деятельности;
  2. формировать у учащихся умение сосуществовать в обществе;
  3. развивать навыки полоролевого и статусного поведения;
  4. повысить уровень сплоченности коллектива.

Оборудование:

  1. интерактивная доска (маркерная);
  2. мультимедийный проектор;
  3. шары и фломастеры по количеству учащихся, скотч(2), ватманы(2), клубки ниток(2);
  4. ребусы, фрагменты сказок, заготовки для «Буриме», закладки.

Ход классного часа:

  1. Вводный этап.

Проводятся специальные упражнения и игры – «ледоколы», направленные на снятие напряжения, разогрев группы, создание творческой, рабочей атмосферы.

Основные правила проведения упражнений:

  1. добровольность участия;
  2. позитивный эмоционально – деловой тон и атмосфера в группе;
  1. общее признание возможностей, индивидуальных проявлений участников во время работы (мнений, способов поведения, оценок и пр.);
  1. партнерская (товарищеская) позиция педагога.

Участники располагаются по кругу. Представившись, педагог проводит игру на знакомство, сближение и снятие напряжения «Встаньте те, кто …»

  1. Основной этап.

Подбираются упражнения и задания на развитие специальных навыков, умений, знаний.

Педагог предлагает участникам каждой команды назвать качества личности, помогающие жить в обществе, при этом они передают клубок друг другу, разматывая его. Как только все участники окажутся связаны между собой, педагог замечает, что вот так связаны между собой все люди – деятельностью, событиями, желаниями, поступками, но иногда нить может рваться. Педагог предлагает потянуть нить, одной команде, каждому на себя, а второй – прежде между собой договориться, а потом потянуть.

Нить натягивается и рвется, если участники не договорятся между собой, кто, куда будет двигаться.

Педагог подводит к мысли, что для того чтобы люди в обществе понимали друг друга, нужны определенные правила, и предлагает ребятам самим принять правила работы в группе, т.к. многие вопросы и задания придется обсуждать в группе.

Учащимся предлагается за круглым столом, вначале индивидуально на листах записать по 1 – 2 правила. Обсудить в команде и представить их.

Для педагога очень важно, чтобы среди предложенных детьми правил были и правила групповой дискуссии – ведь это основа совместной работы и залог успеха многих дел в классе. Педагог может сам предложить их детям, если они не будут выдвинуты.

Правила работы в группе:

  1. Уважай говорящего.
  2. Активно участвуй в работе.
  3. Критикуя, не обижая, а предлагай лучшее.
  4. Говори сначала хорошее, потом критикуй.
  5. Говори точно и только по делу, не повторяясь.
  6. Говори от себя: «Я думаю, я считаю…».
  7. Умей увидеть и отметить хорошее в каждом.
  8. Откровенность и искренность приветствуется, а не критикуется.
  9. Доброжелательность в высказываниях обязательна.
  10. Цель любого обсуждения – узнать больше о себе, о других, сделать мир лучше.

Педагог: «давайте договоримся, что в дальнейшем мы будем использовать эти правила». На столы каждой команды раздаются правила работы в группе.

Отработка правил работы в группе проводится с  использованием игры «Крестики - нолики».

По результатам игры, оценивается выполнение правил работы в группе каждой командой.

3.Заключительный этап.

Проводится рефлексия, групповая и индивидуальная оценка работы.

Учащиеся встают в круг, плечом к плечу, ведущий просит каждого выразить мнение о том, что узнал нового и что открыл в себе.

Педагог желает в год быка научиться понимать друг друга, потому что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39»


Классный час

 

       Попова Марина Владимировна

классный руководитель 7а класса, учитель второй квалификационной категории

Троицк, 2012

                                                   Мои права.

Цели: формировать систему правовых знаний.

Задачи: познакомить с основными  статьями Конвенции о правах ребенка;

              учить применять их в жизни;

              развивать творческие способности детей.

Ход  мероприятия.

  1. Стадия вызова. Беседа по теме классного часа.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Игра «Закончи фразу»

 «Я имею право…»   «Я не имею право…»

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках...

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Но ведь ребенок тоже человек,  и решили люди составить  специальный документ, который защищал бы детей. Так в 1989 году представители разных государств разработали Конвенцию о правах ребенка.

И конечно же поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.

Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах ребенка.

Заверяем вас — нет ни одной книги на свете, ни одного художественного произведения, в которых так или иначе не затрагивались бы права человека! После того как вы ее прочитаете, советуем взять любую сказку, любой рассказ, роман или повесть, посмотреть любой фильм или спектакль и поразмышлять, о нарушении или торжестве каких Прав Человека в них идет речь.

А теперь ознакомьтесь с нашим вариантом прочтения Конвенции о правах ребенка.

  1. Смысловая стадия. Представление презентации «Мои права»

Групповая работа.

  1. Карабас-Барабас наблюдал за Буратино, которого он сам повесил на крючок. Он чувствовал себя хозяином, ведь все его куклы  раболепно прислуживали ему. Вдруг Буратино заявил, что он нарушает статью Конвенции.

О какой статье говорит Буратино?

  1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

 (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

  1. Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн?

(Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаются все права за каждым ребенком, независимо от социального происхождения. Статья 2.)

  1.  Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права?

(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 1.)

  1. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животными?

 (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый неполноценный ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 23.)

  1. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

Статью Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилиища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)

  1.  Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.

(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и ст. 36.

  1. Стадия рефлексии 

Дискуссия

Учитель. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления что-либо получать, ничего не отдавая взамен. Сейчас перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Ваша задача - составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка или подискуссировать на затронутую тему.

Ситуация 1

Мать. Сколько раз тебе говорить, что после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!

Сын. Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Учитель. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?

 (Статья 15 Конвенции, утверждающая право на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением общественного порядка.)

Ситуация 2

Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории найдут, который поумнее вас.

Учитель. Как ты смеешь, Иванов, со мной так разговаривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал: меня за вашу двойку наказали и не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Ведущий. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Однако в данной ситуации закон на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?

(Чтобы пострадала репутация других людей. Статья 13.)

Ситуация 3

Ведущий. Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классной руководительнице.

Учитель. Сидоров, ах ты негодяй! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров. А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами-то видели?

Учитель. А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка, голубчик, к директору.

Сидоров. А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем. Но вы же еще и виноватой окажетесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности - основные гарантии международного права!

Ведущий. Разъясните, пожалуйста, ситуацию.

(В ст. 28 сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говориться лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст. 40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую еще как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.)

Ситуация 4

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын.  Мама, у меня завтра контрольная.

Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Ведущий. Как вы разрешите подобную ситуацию?

 (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы.)

  1. Стадия анализа.  Подведение итогов.

  1. Игра «Разброс мнений»

«Мне кажется здесь главное…»  

«Я с этой проблемой встретился, когда…»

 «Меня смущает в этом вопросе…»

«Я раньше думал, что…»

«Я думаю, что мне это …»

2.Составление памятки.

  1. «Выбор моего настроения»

«Море радости»    « Остров невезения»

. Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. -М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001.-160с.

 2. Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного процесса. Критерии и инструментарий оценки (лекции с курсов ПК), Оханск, апрель, 2005 .

 3. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1998 .

 4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-ое изд., дополн. -М.:ЦГЛ,2002.

Школьная библиотека

Совет старшеклассников МБОУ СОШ №39

7 «А» класс

МБОУ СОШ №39

Музыкальная школа №3

Школьные спортивные секции

Дом Школьника

ДК им. Луначарского

Краеведческий музей города Троицка

ДРК «Сан-Сити»

                                                            Памятка  «Как отстаивать свои права»

  1. Когда нарушаются права ребенка, самый лучший способ привлечь на помощь взрослых.
  2. Самый лучший способ отстаивать свои права – это уважать права других.

Формы и методы

Воспитательной работы

Беседы

Праздники

Урок с

элементами

тренинга

Экскурсии

Устный

журнал

Конкурсы

Олимпиады

соревнования

Игры

Фестиваль

Эстафета

Викторина

Собрания 

Тематический

вечер

КВН

Акция

Что?

Где? Когда?

Минутки

радости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Научите свое сердце добру"

Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способную формулировать нравственные суждения; развивать умения отличать плохое от хорошего; сформировать в сознаниии детей понятие "доброта"; расширить з...

Открытый классный час "Открой свое сердце добру"

Открытый классный час "Открой свое сердце добру"...

Внеклассное мероприятие "Научите свое сердце добру"

Данный мастер-класс представляет собой урок нравственности с элементами  этической беседы  «Научите свое сердце добру». На современном этапе данная тема и форма работы достаточно актуальны....

Литературно - музыкальная композиция : "Научи свое сердце добру".

Воспитание в детях доброты, умение видеть в окружающих людях доброту, нести добро людям - наша основная воспитательная задача....

Урок знаний "Открой свое сердце добру"

Урок знаний "Открой свое сердце добру"...

Разработка тематического классного часа "Научи свое сердце добру"

Материал содержит разработку из опыта  воспитательной работы учителя, тематический классный час...

"Научите свое сердце добру" - классный час

Цель: Развивать представление обучающихся о добре и зле, воспитывать стремления совершать добрые дела; формировать у детей чувство доброты и отзывчивости....