Все мы дружбою сильны!
классный час (5 класс) по теме

Катчиева Лилия Микояновна

Классный час  "Все мы дружбою сильны!" посвящён Дню толерантности. Он должен способствовать сплочению классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_my_druzhboyu_silny.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Все мы дружбою сильны!

Цели: сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества); формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей; воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оформление класса: высказывания известных людей, пословицы и поговорки, новогодняя ёлка, новогодние игрушки-кружки.

Оборудование: презентация.

ХОД УРОКА

Звучит музыка, 4 девочки поют песню «Ты да я да мы с тобой»

Учитель: Давайте посмотрим друг на друга. Все мы разные: полные и худые, блондины  и брюнеты, высокие и не очень, люди разных рас и национальностей.

   Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.

Сейчас на земле насчитывается около трех тысяч народов.

Российская Федерация – одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает более150 национальностей и народностей.

  1. А как надо жить в таком огромном, разноликом мире?

Послушайте, пожалуйста,  сказку.

Ученик  рассказывает сказку.

       Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. Вы скажете: «Ну и что, мало ли больших семей». Но дело в том, что семья была особая, мир и лад царил в этой семье, а, стало быть, и в селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота. Достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: «И мира тоже».

Учитель: Эти три слова можно объединить одним понятием ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

  1. Понятие толерантность, имеет свою историю: на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Шарль Морис Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном правительстве, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Благодаря его действиям появилось на планете понятие толерантность.

.

  1. В 1995 году по случаю 50-летнего юбилея ЮНЕСКО 16 ноября объявлено международным днем ТОЛЕРАНТНОСТИ.
  2. Во многих языках есть это понятие. Вот какие объяснения мы находим в разных языках.

Tolurance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным;

Tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.

Tasamul (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение.

Kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Толерантность, терпимость (русский) – способность терпеть что-либо или кого-то, то есть допускать, принимать существование чего-то/ кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому- либо.

  1. А вы хотите узнать, насколько вы толерантны? Давайте проведём небольшой опрос. Я буду описывать некоторые ситуации. Если вы выбираете первый вариант ответа, то загибайте пальчик.

1. Мальчик плохо одет…  

  1. 1) для тебя это неважно; 2) ты говоришь, что он выглядит смешно.

2. Петя питается не так, как ты, потому что он другого вероисповедания…

Ты просишь, чтобы он объяснил это; 2) ты посмеиваешься над ним;

3. Цвет кожи мальчика отличается от твоего…

1) ты стремишься лучше узнать его; 2) ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

4. Пожилая женщина медленно идет, а ты спешишь…

1) ты помогаешь ей и придерживаешь дверь;

2) ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

5. Ты девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

1) ты разговариваешь с ним; 2) ты говоришь, что все мальчики – нули.

6. На твоих глазах на кого-то нападают…

  1. Ты пытаешься защитить его; 2) ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

7. К тебе подходит ребенок-инвалид…

  1. Ты естественным образом разговариваешь с ним;
  2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 6-7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе, чтобы делиться с другими и выражать свое мнение, однако, ты добрый, и со временем у тебя все получится.

Меньше 3? Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять  других, стать добрее и милосерднее, то сможешь стать по-настоящему счастливым, таким, как стал король из сказки.

Учитель: Давайте послушаем ещё одну сказку.

Ученик читает.

Сказка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастье он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!»-

И с трона прыгнул смело.

Да, вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел-

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

-О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

-Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету,

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону,

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

-О, мой король, - вскричал солдат,-

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

-А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор.

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

-Прости. Любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

-А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилась. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

- В путь пора,

Еще немного – и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой-

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастья для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми.

Все это сделай, но сперва

Старухе ты поможешь:

Домой ей привезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный

Путь. Путь к счастью,

Не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день сияет!

Вопросы к учащимся: 

  1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
  2. Как вы думаете, почему изменился король?
  3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
  4. Чему нас учит эта сказка?

Учитель: Скоро Новый год. Давайте нарядим ёлку из тех игрушек-кружков, которые лежат у вас на столе.

Ученики выбирают и вешают на ёлку игрушки-кружки с записанными на них понятиями, входящими в понятие «толератность».

       Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю». Как вы понимаете это выражение?

       Его слова – это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы – люди этой планеты связанны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство людей и называется оно – толерантность. Об этом мы и поговорим сегодня.

Учащиеся поют песню «Солнышко смеётся»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Дружба верностью сильна"

Конспект открытого занятия "Дружба верностью сильна" Творческого объединения "Школа вежливости"...

Районный фестиваль агитбригад "Дети России дружбой сильны!"

Районный фестиваль-конкурс агитбригад «Дети России дружбой сильны!» Номинация «Традиционные праздники России»национального конкурса «Новое пространство России»Аннотация   Участие ...

Сочинение "Мы сильны нашей дружбой"

Сочинение "Мы сильны нашей дружбой"...

Дети Поволжья дружбой сильны!

Об областном детском межнациональном фестивале-конкурсе "Радуга Поволжья"...

Внеклассное мероприятие "Славянская семья дружбой сильна"

Классный час на тему " Традиции и обычаи Белорусского народа"...

Посиделки "Мы дружбою сильны!"

Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь».         Любовь к родному...

"Мы дружбою сильны"

Автор работал над проблемой межнациональных отношений у пятиклассников....