Здоровьесберегающие технологии
статья по теме

Гильманова Гульнара Равефовна

 

         Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками 20 или 30 лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования.

         Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребёнка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

         Урок остаётся основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedsovetu_o_zdorovesber.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Заинское муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Заинская средняя общеобразовательная школа № 6»

Выступление на педсовете

на тему:

Здоровьесберегающие технологии

Учитель татарского языка

 и литературы МБОУ « ЗСОШ № 6»

Гильманова Г.Р.

сентябрь 2012 года

Здоровье сберегающие технологии на уроках и внеурочное время.

( Слайд № 1)

         Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками 20 или 30 лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования.

         Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребёнка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

         Урок остаётся основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.    

         Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.

( Слайд № 2-3 )

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.  ( Слайд № 4)

Педагогу в организации и проведении  урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

       9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минуте урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;  

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

  1. быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
  2. спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
  3. задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

         Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий. Хочу обратить внимание на то, что большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе, где имеется много зелени (цветов), его встречает добрый взгляд учителя и друзья – одноклассники.

         На уроках татарского языка и литературы я  применяю здоровьесберегающие технологии. А именно: регулярное проведение физкультминуток на уроке, чередование видов деятельности (минитест, работа в группах, самостоятельное выполнение заданий, миниигры на смекалку, найди ошибку у учителя, работа по карточкам), контролирование правильной посадки учащихся, освещённость кабинета, оформление записей на доске и т.д. Как и многие учителя-предметники, я являюсь классным руководителем.  В планирование работы классного руководителя- составление программы воспитательной работы, я начала с направления «Здоровье». Были запланированы и беседы, и  соревнования внутри класса, и весёлые старты, и походы, различные викторины, школьные и городские спортивные соревнования, вылазки в лес, Кросс Наций, экологические средники, субботники, беседы о здоровье с учащимися и родителями, республиканский конкурс – акция «Мин татарча сөйләшәм!”, посвященный Году Спорта и ЗОЖ ( Слайд № 5 -11)

          Дети с удовольствием и большой  активностью участвуют во всех мероприятиях, что было намечено. Осталось много фотографий, впечатлений, дипломов, грамот, а главное изменились отношения между детьми в классе - класс более сдружился, больше стало совместных внеклассных встреч (дни рождения, совместные прогулки и т.д.). Много говорим с ребятами о здоровом образе жизни и как он помогает быть человеку успешным.  Конечно, развитие здоровья ученика не возможно усилиями только одного классного руководителя - большая роль отводится в этом вопросе и родителям. Родители в моём классе недостаточно молоды, но  энергичны, охотно принимают участие в классных делах, но, к моему глубокому сожалению, не все. Но хочется отметить, что все ученики моего класса принимают активное участие в спортивных мероприятиях на школьном уровне. В этом, считаю, есть и моя заслуга.

          Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения. ( Слайд № 12)

         Для развития гибкости очень полезны следующие упражнения:

  1. Сидя на краю стула, дети вытягивают руки перед собой, соединенные в замок, затем поднимают их вверх и прогибают спину так, чтобы почувствовать позвоночник. Затем руки вытянуть перед грудью, а спина выгибается, как у кошки, когда она сердится. ( Слайд № 13)
  2. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище.  Вверх тянуться за руками, встав на носочки. (Слайд № 14)
  3. Ноги на ширине плеч, одна нога согнута в колене, вторая вытянута на пятке, носок на себя. Руки сзади в замке. Спина прямая. Нагибаться вперед, не сгибая спины, стараясь вытянуться подбородком к носку, носок тянется навстречу. (Слайд № 15 )
  4. Обе ладони тереть друг об друга  до тех пор, пока они «не нагреются». Затем приложить ладони к глазам и сидеть пока ладони « не остынут». ( Слайд № 16)

         Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять свое  здоровье и если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будет более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Спасибо вам за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...