Использование кейсовой методики
методическая разработка по теме

Изложены технологии кейс-метода. Их можно использовать в решении проблемных ситуаций как между учащимися, так и в изучении нового материала по любому предмету (используется самостоятельная работа, групповая работу, работа в команде). разработаны кейсы для анализа различных ситуаций общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_irooo.docx43.76 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ  ДПО «Институт развития образования Омской области»

Проект

Использования технологии кейсов в процессе формирования культуры общения

Руководитель:  Е. А. Гингель,

                           ст. преподаватель

                           кафедры     филологического

                           образования

Выполнила: И. И. Бакланова,

                      учитель русского языка

                      БОУ «СОШ № 87»

Омск- 2012


1.2. Оглавление

2. Описание работы……………………………………………………..  

2

2.1. Введение (актуальность, проблема, цель, задачи проекта)……..

2

2.2. Описание проектной работы,  ее результаты…………………….

3

2.2.1. Понятие кейс-метода…………………………………………….

3

2.2.2. Преимущества и недостатки кейс-метода……………………...

4

2.2.3. Пакет кейсов……………………………………………………..

5

2.3. Список используемой литературы……………………………….

10

3. Рефлексия деятельности…………………………………………….

11

2. Описание работы

2.1 Введение

Актуальность        

В современном образовании кейс-метод давно используется в практике обучения менеджеров, юристов, экономистов, библиотекарей, но, в настоящее время, недостаточно применяется в процессе воспитания и обучения учащихся. Современное общество требует от личности способности легко ориентироваться в увеличивающемся потоке информации, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях.

Умение обнаружить проблемную ситуацию, перевести ее в педагогическую задачу и найти конструктивные способы ее решения являются ключевой в формировании культуры общения. Осознание этого положения позволяет перейти к заключению о том, что обучение решению конкретных ситуаций будущих молодых людей обязательно должно осуществляться уже в школе. Достижение этой цели возможно с помощью применения современных технологий обучения. Одной из перспективных среди инновационных технологий является кейс – метод.

За время педагогической деятельности в 5-11 классах  я столкнулась с проблемами у учащихся ,такими, как отсутствие навыка самостоятельности, кооперации, командной работы, которые буду решать через проект, представленный на ваше усмотрение.

Цель проекта:

  1. Изложить теоретический материал по технологии кейсов.
  2. Разработать кейсы для анализа различных ситуаций общения.

Задачи:

  1. Познакомиться с научной литературой, материалами лекций (модуль № 9 «Актуальные методики обучения русскому языку»)
  2. Подобрать и вспомнить из школьной практики различные ситуации общения
  3. Придумать вопросы для анализа различных ситуаций общения.

  1. Описание проектной работы,  ее результаты

  1. Понятие «кейс-метод»

Метод анализа конкретных ситуаций (МКС, case-study или в русской транскрипции кейс-метод) порожден естественной потребностью участников образовательного процесса обращаться к жизненным реалиям для  их последующего осмысления и преобразования.

Метод широко вошел в современный образовательный процесс в силу своей интерактивной составляющей, опоры на позитивную мотивацию слушателей, превращающихся из учеников в творцов. Наиболее восторженное приятие метод встречает в  молодежной аудитории, может быть, еще потому, что напоминает игру, пусть деловую.

В общем виде конкретные ситуации (КС) представляют собой описание действительных событий в словах, цифрах, образах, действиях. КС – это «срез» процесса, фиксация его динамика в определенных временных границах в целях постановки обучающегося перед выбором путей и способов дальнейшего решения проблемы или определением перспективных тенденции развития, ситуации.

Конкретная ситуация, применяемая в рамках метода, принципиально отличается как от задачи или задания учебного характера, так и от метода «постановки проблемных ситуаций»

Во-первых, кейс никогда не предлагает обучающимся проблему в открытом виде: участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Во-вторых, содержащаяся в кейсе проблема не может иметь однозначного решения: суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую управленческую модель его реализации.

Таким образом, в качестве отличительных признаков хорошего кейса можно выделить: реалистичность, наличие напряжения (интриги) в сюжете, информативность, учебный характер, то есть направленность на достижение конкретных образовательных идей.

Кейсы, с которыми чаще всего приходится работать в образовательном процессе:  

- классические: развернутое описание ситуаций, содержащее от 5 до 500 страниц информации (в сети Интернет имеются целые библиотеки таких классических кейсов, правда, в области образовательного менеджмента представлены пока преимущественно англоязычные версии описания кейсов).

- сокращенные описания конкретных ситуаций, в которых предельно конкретизирована учебная проблемы;

- кейсы, представленные в форме видеоматериала;

-описание случая из  жизни, произошедшего с кем- либо из участников семинара;  

-описание случая, возникшего в процессе обучения;

-описания принятого решения по конкретной  ситуации.  

Методика работы с конкретными ситуациями  

  1. Постановка проблемы
  2. Выработка решений  
  3. Программа управленческих действий.

Таким образом, в ходе анализа конкретной ситуации  слушателям предстоит оказаться  включенными в следующие виды деятельности:

- критическое осмысление информации, вычленение проблемы для решения (информационный анализ);

- анализ, направленный на объяснение причин, возможных последствий, тенденций развития ситуации (проблемный анализ);  

-выработка критериев разрешения проблемы (критериальный анализ);  

- поиск идей, направленных на разрешение проблем, их оценка в соответствии с выработанными критериями (выработка конструктивных идей);

- разработка детального плана решения проблемы, его оценка (проектирование, построение плана действий).

2.2.2. Преимущества и недостатки кейс-метода.

Сравнивая кейс-метод с традиционным обучением, исследователи выделяют, как преимущество, так и его недостатки. Так, например, кейс-метод позволяет более успешно по сравнению с традиционной методикой обучения развивать творческие способности студентов, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает успешно овладеть способностями анализа непредвиденной педагогической ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения.

К наиболее существенным преимуществам кейс-метода А. П. Панфилова относит следующее:

- связь обучения с реальной практикой;

- организация учебного процесса в форме творческого поиска решений проблемы;

- вовлечение учеников в активное интеллектуальное и эмоциональное участие в обсуждении;

- обучение учеников  навыкам анализа сложных, неструктурированных деловых ситуаций;

- формирование навыков принятия решений;

- активизация мыслительной деятельности – ученики сами генерируют идеи и активно взаимодействуют с другими обучаемыми в процессе их обсуждения;

- развитие навыков делового общения, коллективной деятельности, презентации своего мнения;

- демонстрация академической теории с точки зрения реальных событий. (Панфилова А.П.,  Гралова Л.А.,  Богачик И.А.,  Апчук В.А. Основы менеджмента: полное руководство по кейс-технологиям (под ред. проф. Соломина В.П. СПб.: Питер, 2004. С. 47))

К недостаткам кейс-метода относят следующие противоречия:

- при столкновении с проблемой в реальной жизни у учащегося может не оказаться в распоряжении столько же времени для ее решения, сколько в кабинете;

- принятое решение в кабинете, в реальной жизни может оказаться неэффективным. (Панфилова А.П., Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организованного развития персонала: Учеб. пособ. СПб.: ИВЕСЭП «Знание», 2003. С. 278)

2.2.3. Пакет кейсов.

В кейс включены педагогические ситуации, различающиеся по следующим основаниям:

  1. дидактическому назначению:

- описательные педагогические ситуации, характеризующие образовательное учреждение или педагогический процесс;

- проблемные педагогические ситуации, в которых описывается какая-либо проблема (конфликт, случай) в образовательном процессе, требующая решения.

2. структуре

- педагогические ситуации со структурированными вопросами, содержащие после основного текста четкий перечень вопросов, которые направляют процесс обсуждения педагогической ситуации;

- педагогические ситуации без структурированных вопросов, когда после основного текста вместо вопросов учащимся предлагается найти пути решения проблем, описанных в педагогической ситуации.

Учащимся предлагается три темы с различными ситуациями, которые им необходимо решить.

 Тема 1 решается по классическому варианту: работа в малых группах, затем выносится единое наиболее оптимальное решение. Учащиеся делятся на группы по 5 человек, получают карточки с ситуациями. Индивидуальное обдумывание решение – 3 минуты, выборы лидера, совместное обсуждение в группе и выработка общего решения. Организация межгрупповой дискуссии 15 минут: обсуждение решения каждой из групп, подведение итога и выработка единственно  правильного  решения.

Тема 1 Детский коллектив. «Малая и большая группа»

Ситуация 1 «Одноклассницы»

Оля и Вера дружат с детского сада. Свободное время они обычно проводили в компании друзей, ходили в кино, на дискотеки.

Однажды их обеих пригласили на вечеринку в воскресенье. Оля расстроилась, когда Вера сказала, что в воскресенье она должна помочь родителям в сборе урожая. Оля решила тоже не идти на вечеринку без подруги

В понедельник одноклассник Сергей спросил Олю, почем она не пришла на вечеринку вместе с Верой. Оля почувствовала себя неловко и не знала, что ответить. Ей не хотелось верить, что Вера ей солгала.

Вопросы

  1. В чем смысл ситуации, произошедшей между девушками?
  2. Какие выводы можно сделать об отношениях в малой группе?
  3. Как бы вы распорядились такой информацией.

Ситуация № 2   «Две подруги»

У одной из девочек класса день рождения. Света приглашает своих одноклассников в «Курочку рядом». Приглашенные девчонки и мальчишки помаленьку начинают собираться. Пришла и ее подруга Валя. Но одноклассники настроены к ней враждебно. Начинают вспоминать, как Валя в прошлом году в этот же день подралась с кем-то из девчонок и что сейчас вообще ее никто не приглашал. Именинница – подруга Света спокойно реагировала на выпады одноклассников против ее подруги Вали. Девочка не выдержала: расплакалась и убежала с дня рождения.

  1. Как вести себя Вале в школе с этими одноклассниками на следующий день?
  2. Следует ли родителям вмешиваться в разрешение конфликтной ситуаций?
  3. Что должна предпринять классный руководитель?
  4. Продолжите гипотезу: данная ситуация не повторится в классе если…?

Ситуация № 3 «Новенькая»

В классе – новая ученица, до этого она училась в др. школе.  У девочки заниженная самооценка, слабые знания, но она очень добрая, мягкая и отзывчивая. Всегда откликается на просьбы учащихся и учителей.

Одна группа детей приняла ее, другая (лидерская) нет. В классе стало как-то некомфортно. Что делать??

Варианты возможного поведения:

  1. Какое -то время не вмешиваться и посмотреть, что будет дальше?
  2. Держать «лидерскую» группу под контролем, чтобы отношения в классе между детьми совсем не разладились?
  3. Строго поговорить с детьми -задирами с позиции силы, может, это подействует?

Вопросы

  1. Найдите способы становления новенькой в классе?
  2. Как усмирить «распоясавшихся» учащихся?

Тему 2 лучше рассматривать в свободной технологии кейс-метода. Ситуации написаны на доске. Учитель читает каждую вслух. Все ученики предлагают  свое решение с приведением своих доводов. Учитель анализирует и выводит решение, которое сложилось из разных ответов участников урока.

Тема 2  «Психологические особенности детской группы»

Ситуация 1 «7А и 7 Б классы»

Общеобразовательная школа. Два седьмых класса. Ребята дружат между собой. Но находятся в постоянном соперничестве.

Классный руководитель 7 А класса, чтобы повысить успеваемость в классе работает над повышение самооценки учащихся: систематические беседы о возможностях детей, приглашение психологов, проведение тематических тренингов…

Классный руководитель 7 Б упорно давит на детей, указывая им на низкую успеваемость, делает записи в дневник, звонит и вызывает родителей в школу.

Отношения между учащимися классов становятся натянутыми

Вопросы

  1. Почему между учащимися 7А и 7 Б испортились отношения?
  2. Реакция детей 7А и 7 Б классов на действия кл. руководителей?
  3. Предложите способы повышения успеваемости класса.

Ситуация 2  «День рождения»

5 класс. У Ульяны день рождения. Учитель спросил ее на уроке литературы, но, к сожалению, она не была готова отвечать. После окончания уроков классный руководитель при всем классе поздравила Ульяну с днем рождения, подарив ей книжку со сказками. Надпись была следующая: « Ульяна, поздравляю тебя с днем рождения. Желаю тебе…. Жаль только, что ты сегодня получила две двойки: по литературе и истории…»

После этого дня девочка стала вести себя дерзко: грубила и детям, и учителям, а учащиеся частенько напоминали ей об это дне рождении.

Вопросы

  1. Почему после своего дня рождения девочка стала дерзкой?
  2. Что может произойти, если эта проблема не будет решена?
  3. Как быстро нужно решить эту проблему?

Тема 3 проводиться в смешанной технологии. Ситуации разыгрываются учащимися. После учитель зачитывает вопросы и записывает их на доске. Каждый обдумывает решение 10 минут, которое потом озвучивает всему классу. Выслушав всех участников, каждый оценивает собственное решение.

Тема 3 «Сплоченность детского коллектива»

Ситуация 1 «Веселые старты»

 Осень. Школа проводит веселые старты. 5 класс решает, кто будет в команде: 5 мальчиков и 5 девочек. После уроков – в классе шум, крик….. Все хотят участвовать: и сильные, и слабые по своим спортивным показателям. Что делать? Учитель берется за голову. Дети переругались между собой.

Вопросы

  1. Дать определение понятию «сплоченный коллектив»
  2. Как бы вы поступили в данной ситуации?
  3. Встречались ли  вас подобные ситуации? Что в данном случае предпринимал руководитель?

Ситуация 2 «День учителя»

Скоро День учителя. Шестиклассники чуть ли не дерутся, кто будет рисовать газету для учителей школы от класса. Девочки берут верх: и слова подобрали, и ватман…. Мальчишки начали возмущаться, что их опять никуда не берут. Самый «хамовитый» прокричал, что тогда и от мальчишек будет газета. Он распределил обязанности между ребятами: «ты приносишь слова, ты – фломастеры, а я куплю ватман и сам сделаю газету». Кричал, кричал, но газету мальчишки так и не выпустили.

Вопросы

  1. Ваши действия как классного руководителя? Дайте обоснованный ответ
  2. Подберите игры для сплочения задания  для сплочения мальчишек и девчонок класса между собой.

Назначение и применение проекта

На базе кейс-метода могут быть осуществлены следующие учебные действия:

- выявление причин источников содержащихся в конкретной ситуации,

- построение моделей описания ситуации,

- выявление проблемы, содержащейся в конкретных ситуациях,

- анализ и сопоставление отдельных данных,

- выработка критериев и показателей разрешения проблемы,

- разработка метода возможного решения проблемы,

- разработка практических управленческих действий по решению проблемы,

- построение описания аналоговых конкретных педагогических ситуаций из собственной управленческой практики.

Решение педагогических задач удобно тем, что требует значительно меньше времени, чем другие обучающие технологии.

Использование кейсовой методики направлено на достижение конкретных образовательных целей.

Применение кейс-метода как формы обучения и активизации учебного процесса помогают:

- овладевать навыками и приемами всестороннего анализа ситуации,

- оперативно принимать решения «здесь и сейчас»,

-  наглядно представлять особенности принятия решения в ситуации неопределенности, а также различные подходы к разработке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата,

- приобретать навыки вербализации, т.е. ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной или письменной форме,

- убедительно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения,

- отрабатывать навыки конструктивного критического оценивания точки зрения других,

- развивать умения самостоятельного принятия решения на основе группового анализа ситуации. (Панфилова А.П.,  Гралова Л.А., Богачик И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента: полное руководство по кейс-технологиям/под ред. проф. Соломина В.П. СПб.: Питер. 2004, с. 41-42)

 Данный проект кейсовой технологии является актуальным при обучении на уроках любого цикла, а также при воспитании учащихся. Это один из интерактивных методов обучения и воспитания учащихся. Учащиеся научатся самостоятельно выяснять суть проблемы, определять собственную позицию в оценке ситуации, а также  продумать ответы на вопросы и найти конкретные пути решения.

Работа в небольших группах, обмен мнениями по кругу проблем. Выясняются интеллектуальные лидеры, способные предлагать пути разрешения проблем после группового обсуждения. (6, с. 22)

При использовании данной технологии в анализе различных ситуаций общения вовлекается в обсуждение большое количество учащихся, что способствует формированию культуры общения.

Знакомство с данным проектом позволяет  научиться:

- ориентироваться на конкретный жизненный опыт;

- анализировать ситуации как бы со стороны; осмысливать их, находясь около, извне;

- разрабатывать план управленческих действий, т.е. как бы активно экспериментировать (материалы из модуля № 9, темы 3 «Метод анализа проблемных ситуаций»).

Конечно, все мы понимаем, что теория и жизнь – это не всегда совпадающие модели. Но, тем не менее, учащиеся приобретают определенные навыки решения конкретных ситуаций, а, следовательно, они будут лучше готовы к встрече с жизнью, которая ожидает их после окончания школы.

  1. Список используемой литературы

  1. Шварева О.В., Яковлева А.Г. Теория и методика воспитания: использование кейс-метода при изучении раздела «Коллектив как объект и субъект воспитания». Методическое пособие. Томск, 2007. С. 6-35
  2. Педагогические задачи для учащихся. Материалы из открытых источников интернета.            
  3. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. М.: Академия. 2006. С. 92-95, 161-162
  4. Панфилова А.П., Гралова Л.А. Богачек И.А.. Абчук В.А. Основы менеджмента: полное руководство по кейс-технологиям/под ред.проф. Соломина В.П. СПб.: Питер, 2004. С. 40-81
  5. Модуль 9. Актуальные методики обучения русскому языку. Тема 4. Метод анализа проблемных ситуаций. С. 24-32
  6. Яковлева А.Г. Теория и методика воспитания: использование кейс-метода при изучении раздела «Коллектив как объект и субъект воспитания». Методическое пособие. Томск, 2007. 22с.

  1. Рефлексия деятельности

Оценивание степени достижения поставленных результатов.

Считаю, что цели, заявленные в начале проекта, мною достигнуты: теоретический материал изложен кратко и ясно; кейсы для анализа различных ситуаций общения  (в соответствии с вопросами) разработаны.

Оценивание качества результатов. Приобретенные ЗУН.

Результаты достигнуты неплохие:

- наблюдается реалистичность конкретных ситуаций, предложенных учащимися для анализа;

- проявляется заинтересованность предложенными ситуациями;

- присутствует наличие напряжения, как в предложенных ситуациях, так и в их анализе учащимися;

- учащиеся приобретают навыки выявления и разрешения проблемы путем реализации управленческих действий, так же и навыки самостоятельного и группового решения, умение выработки единого общего решения, нахождения самого оптимального из предложенных;

- наблюдается желание учащихся повысить свой уровень культуры общения;

- ребята научились дискутировать  в группе, выбирая, таким образом, согласованный взгляд на ситуацию, получая навык доказательства правильности своего решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

«Использование интерактивных методик на уроках музыки»

Методика. Гипотезы  исследования: 1. Целостное, гармонизирующее воздействие музыки на личность ребенка. 2. Создание максимально благоприятных условий для личностного развития учащихся средства...

Использование игровой методики как средства формирования иноязычных коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель применения технологии игровых  форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у дошкольников через разнообразные игровые формы обучения...

Использование активных методик в формировании экологических компетенций у обучающихся в ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII"

       Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью.  Эколо...

Использование проектной методики на уроке немецкого языка

Цель: воспитывать и развивать самостоятельно мыслящих, умеющих добывать и обрабатывать информацию, анализировать полученные знания, делать выводы и аргументированно доказывать свою точку зрения,облада...

Урок-мастерская, 7 класс (с использованием проектной методики)

Урок закрепления лексико-грамматических навыков с использованием проектной методики по теме "Table manners" способствует развитию навыков говорения и повышению мотивации к изучению английского языка. ...

Использование кейсового метода на уроках истории как способ формирования ключевых компетенций учеников

В данной статье автор рассматривает особенности кейсового метода и его использования на уроках истории в школе. Статья включает описание технологии, в том числе то, при каких условиях такие уроки обес...