Главные вкладки

    Статья по теме:
    Самоуправление в классном коллективе

    Пфейфер Елена Петровна

     

    Школа– это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга.

          Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moe_vystuplenie.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на педагогическом совете МБОУ № 12

    «Ученическое самоуправление в классе»

    «Школьное самоуправление – это серьезно!»

    Школа– это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга.

          Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. А это становится все труднее и труднее…Разобщенность в обществе, материальное неравенство, диаметрально противоположные критерии духовных и нравственных ценностей, семейные неурядицы, политические и природные катаклизмы… и многие другие проблемы ставит перед нами жизнь. От них нельзя отгородиться теоретическими «догмами» и нравоучениями – типа это «хорошо», значит – «можно», а это «плохо», значит – «нельзя».

         Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

         Организационные моменты в самом начале учебного года дают хороший задел, эмоциональный заряд на последующую работу, взаимопонимание и добрый микроклимат в коллективе. Поэтому в сентябре – октябре мы вместе с уч-ся обсуждаем следующие вопросы: каждому дело – по душе, законы школьной жизни, дисциплина – свобода или необходимость, свободное время – простор для развития способностей, коллектив и его роль в формировании личности школьника.

         Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.

         Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу. Своим ученикам я доверяю работу по таким направлениям деятельности, как планирование свободного времени, темы для классного часа, организация спортивных мероприятий, трудовое воспитание, шефская помощь в работе с учениками младших классов, помощь в сборе и проверке дневников, выписывание оценок, выбор подарков.

         Мои ученики, их родители и я, классный руководитель – все являемся содружеством «ученик-учитель-родитель» под названием «Чайка», девиз которого: «Чайка летит все вперед и вперед. Чайка с пути никогда не свернет».

     Классное самоуправление – это серьезно. Лицейское братство имеет все атрибуты: свой устав, эмблему, песню, законы, заповеди, правила. Вместе мы – сила. Каждый день – это маленькая жизнь.

    Представляю структуру органов самоуправления в классе:

    Учебный сектор                                                                     Трудовой сектор

    (зам. классного руководителя)                                                      (зам классного руководителя)

    *помощь в проверке дневников;                                            *организация дежурства по лицею,

    *организация работы по развитию                                           по классу;

    познавательных интересов;                                                     *участие в трудовых акциях;

    *формирование команд к участию в викторинах,                 *работа по оформлению кабинета

    интеллектуальных марафонах;                                            (озеленение, поддержание хорошего

    *организация помощи отстающим в учебе.              состояния мебели, поддержание чистоты).

    * учет посещаемости.

    Спортивный сектор                                           Культмассовый сектор

    (организатор спортивно-оздоровительной

    работы

    *участие в спортивно-оздоровительных                   *организация классных огоньков;

    мероприятиях класса и лицея;                                    *общешкольные и внутриклассные

    *формирование команды к спортивным                     праздники;

    турнирам, эстафетам.                                                    *посещение театров, музеев, проведение

                                                                                              экскурсий.

    Пресс-центр

    (редколлегия)

    Заместитель классного руководителя – курирует организацию работы всех секторов самоуправления, помогает учителям – предметникам, работающим в классе, в обеспечении учебного процесса.

    Представитель класса в школьном комитете самоуправления, в обязанности которого входит посещение  сборов общешкольного комитета самоуправления и быть связующим звеном между классом и школьным комитетом самоуправления.

    Главное  - помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.

         Классным руководителем в 9а  классе  я работаю 5-й год. Из 25  учащихся класса – все  ребята очень разные, есть такие которые ни к чему не имеют стремления, есть робкие и отважные, есть ленивые и очень старательные, есть дети, разум которых невозможно разжечь никакими сильными впечатлениями, а есть такие, которые все схватывают с полуслова или намека. В классах встречаются такие слабые детские души, которые никаким предметом или делом заинтересовать невозможно, и поэтому часто приходится решать задачу со многими неизвестными. А сколько возникает неформальных ситуаций…. При этом риски классного руководителя простираются от административного взыскания до Уголовного кодекса. И везде приходится балансировать между четкими обязанностями и сиюминутной ситуацией. Между ролью классного руководителя и личным взглядом на происходящее. А крайний – всегда классный руководитель… .

         Школьная жизнь сложна и разнообразна: в ней немало радостей, но есть и печали.   Обязанности классного руководителя множатся с каждым днем. Самое страшное, что распространяется потребительски неуважительное отношение к учителям и среди родителей и среди учеников.

     Поэтому  мне приходиться всю работу с классом организовывать не только по «горизонтали», но и по «вертикали», чтобы наши ученики умели интересы общества ставить выше своих личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми. Работа с классами строится по принципу: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй!».

        Выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями:

     Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

                                                                                                         

                                                                       

         

     Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: « Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».  Используя в работе разнообразные формы, средства я стараюсь использовать предоставленное лицею право на самостоятельность, творчество, поиск, право на собственное лицо! Ищу необычное в обычном, делаю «открытия». И всегда помню, что за внешней обычностью, скрывается удивительная неповторимость…

    Подведем итог: в классе высокий уровень самоуправления при участии в каких-либо мероприятиях, но средний уровень организации. Высокий уровень организованности и активности и недостаточный уровень ответственности за общешкольные дела.

              Поэтому для себя, как для классного руководителя, я определила следующие основные принципы самоуправления в ученических коллективах.

    *Учитель должен уметь что-то такое, что весьма значимо для учащихся.

    *Если он не умеет делать что-то, что значимо для детей, он должен увлечь их тем, что он умеет делать.

    *Слово учителя только тогда что- нибудь значит, когда дети, как минимум, без ума от учителя.

    *Поскольку дети знают только три профессии: профессия родителей, врач и педагог, то и значит, что слова этих людей достаточно важны для них.

    *Педагог должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой ребенок должен искать выход сам.

    *Если педагог хвастается, что он придумал, он сделал, он организовал, то это, не есть достаточно хорошо. Важно, чтобы дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали, и еще важно, чтобы они говорили так: А наша классная – она «классная», она нас всегда поддержит, поможет, не продаст…

    *Педагог должен составить карту лидерских качеств, успехов и умений каждого ребенка и умело вводить их в деятельность…

    * Нужно уметь улавливать характер связей, отношений, взглядов, желаний разных детей, уметь уловить их групповые интересы.

    *Идти на поводу у детей также бесполезно, как и насильно навязывать им собственные представления, ценности, рецепты.

    * Нужно уметь создавать созидательно – творческую обстановку, уметь организовать игровую мыследеятельность учащихся, в ходе которой детское фонтазирование и собственные мысли могли бы пересечься.

    *Только веселая созидательная бодрость воспринимается детьми как нектар необходимый для успешно-интересной жизни.

    * Многое забывается, многое надоедает, поэтому нужно уметь стимулировать и мотивировать всякую детскую деятельность и находить для этого разнообразные увлекательные шаги повороты.

    *Учитель должен уметь организовать детское общение в связи с деятельностью, обычное, бытовое общение, высокое творческое общение.

    * Трудное и светлое вспоминается с теплотой и благодарностью, не вспоминается обычное и безликое.

    *Отдыхать и бездельничать для многих легче, нежели трудиться и все можно поменять, ели педагогу удалось тихонечко, через ритуалы, традиции, песни, общение душ, ненавязчивые советы, умение почувствовать, уловить ветер нового, ветер перемен и подвести учеников к коллективно признаваемым ценностям совместного бытия, деятельности, успеха.

    * Для каждого человека важно, чтобы его статус постоянно менялся, возвышая его, и в то же время хочется многое познать, увидеть, научиться тому, что весьма значимо в данной группе, в данном времени и городе. Педагог должен создать условия для статусного роста каждого ученика.

    * Заслуженный комплимент от любимого учителя, грамота, диплом, медаль от школы, прославление поступка в газете, присвоение звания и избрание на должность, получение удостоверения и награды за любой успех, фотография на сайте, стих или статья посвященные ученику – вот именно этим должен грешить классный руководитель применительно к детям и их родителям.

    Уважаемый классный руководитель!

    Твори, ищи, фантазируй смелее –

    Поиск идет необычной идеи!

    Совмещаем мы порой невозможное…

    Репетиции вместе с контрольными,

    Тренировки с сочинениями,

    Конкурсы, выборы и изложения.

    Может, что-то и не успевается,

    Это жизнью у нас называется.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена.

    Из опыта работы классного руководителя....

    Модель самоуправления в классном коллективе

    Презентация "Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена"...

    Организация самоуправления в классном коллективе

    Организация самоуправления   Особенности системы определили своеобразие модели ученического самоуправления «НИИ "Росток"». В названии заложены желаемые качества классного коллектива и его ч...

    Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"

    «Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...

    Самоуправление в классном коллективе

    Структура самоуправления в 6 классе...

    Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена

    В статье идет речь об организации самоуправления в классном коллективе...

    Самоуправление в классном коллективе

    Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, складывающиеся со сверстниками, в результате которых формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализаци...