Самоуправление в классном коллективе
статья (6 класс) по теме

Гильманова Гульнара Равефовна

 

Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, складывающиеся со сверстниками, в результате которых формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся с товарищами, педагогами, зависит возможность адаптации учащихся и раскрытие их потенциала. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, сообщества, производственные бригады) создает условия для реальных социальных проб учащихся, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.

         В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedsovetu.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

     

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Заинское муниципальное образовательное учреждение

« Заинская средняя общеобразовательная школа № 6»

Выступление на педсовете

на тему:

Самоуправление в классном коллективе

Классный руководитель 6 Б класса

Гильманова Г.Р.

г. Заинск

2009 год

         Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, складывающиеся со сверстниками, в результате которых формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся с товарищами, педагогами, зависит возможность адаптации учащихся и раскрытие их потенциала. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, сообщества, производственные бригады) создает условия для реальных социальных проб учащихся, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.

         В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

         Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

         Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы.

         Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.

         Педагогической целью ученического самоуправления является демократизации жизни класса и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом.

Сотрудничество педагогов и учеников является важным условием развития ученического самоуправления и зависит от цели, поставленной коллективом класса. Цель и вера в ее достижение – это и есть связующее звено между классным руководителем и учениками. Когда ученики знают, что их труд будет оценен не только классным руководителем, но и всеми товарищами, они стараются вести себя достойно, и выполняют задания более старательно.

         Всякое поручение само по себе интересно, но придумать для него нестандартную и интересную форму можно и нужно всегда.

Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнение очень значимы в жизни всего коллектива. Для этого чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно вначале определить сферу приложения своих сил.

Для этого на доске учащиеся с помощью классного руководителя пишут слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений. Например, библиотека, столовая, спортивный зал, редколлегия, совет школы, концерты, интеллектуальные марафоны и т.д. затем ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять:

  1. Дежурные по классу, по школе, по этажу, по столовой и гардеробу.
  2. Медицинская служба класса – фиксирует пропуски занятий учащимися, сдают медицинские справки в медкабинет, собирают информацию о заболеваемости учащихся класса, организуют посещения ребят, которые находятся на лечении в больнице.
  3. Библиотечная служба класса – помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителе – предметников, организация получения и сдачи школьных учебников.
  4. Корреспондентская служба класса – подготовка материалов из жизни класса для газеты, выпуск классных газет по определенной теме или по результатам классных дел, участие в разработке сценариев, организации конкурсов, праздников.
  5.  Репортерская служба класса, в обязанности которой входит подготовка фотосюжетов о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям. Фотосюжеты можно использовать при подготовке празднования дней рождения, встреч с родителями, экскурсий и поездок.
  6. Хозяйственная служба класса – сохранность и ремонт мебели класса, обсуждение вопросов хозяйственных нужд класса, оказание помощи больным престарелым людям.
  7. Служба озеленения – забота о растениях класса, организация и проведение экскурсии на природу, подготовка «зеленых сюрпризов» к дням рождения учащихся класса.
  8. Служба сохранения здоровья – учащиеся, которые отвечают за популяризацию физической культуры среди учащихся класса. Анализ посещения уроков физкультуры, подготовка команды класса для участия в спортивных соревнованиях школы, организация и проведение, подготовка и участие в разработке сценариев спортивных праздников, спортивных состязаний в классе и в школе, проведение физкультминуток в классе, организация и посещение спортивных секций.
  9. Сценарная группа -  учащиеся, у которых хорошо развиты литературные способности, желание разрабатывать праздники в классе. Эта группа занимается подбором необходимого материала для подготовки сценариев, подбором музыкального материала, поисков музыкальных текстов и записей, анализирует выбор учащимися тем для проведения внеклассных мероприятий, составляет программы концертов, сценарная группа участвует в жюри различных конкурсов в классе.
  10.  Диджейская группа занимается досугом учащихся класса. Они занимаются проведением дискотек в классе, вечеров, выполняют роль ведущих на таких праздниках, организуют музыкальные конкурсы и вечера в классе.
  11. Лидеры – ребята, которые организуют внеклассную жизнь в своем классе. Ребята представляют класс в общественных организациях школы и района, налаживают контакт с общественными организациями, помогают классному руководителю готовить акции, беседы, дискуссии.

         Классный руководитель должен помочь ребятам, поддержать их инициативу. Самое главное – классный руководитель должен видеть и маленький, и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его. Поощрять успехи учащихся можно по- разному: ребята получают грамоты в конце учебного года за организацию и проведение классных дел, небольшие сюрпризы, фотографии постоянных организаторов классных дел попадают в архив классных дел.

         Интересной формой поощрения по итогам рейтинга классных дел может стать вручение памятных медалей. Медали могут быть с добрыми пожеланиями.

         Хорошей формой поощрения учащихся может стать благодарственное письмо, которое написано от души, а не казенным языком.

         Здорово, когда в школе проводятся праздники – чествование школьных активистов, где ребята тоже получают подарки и поздравления учителей и администрации школы.

Использованная литература:

  1. Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. № 7, 2007.
  2. Теоретический и научно- методический журнал  « Воспитание школьников», № 7, 2008.
  3. Теоретический и научно- методический журнал  « Воспитание школьников», № 8, 2004.
  4. Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С.Артюхова                       « Справочник классного руководителя», «Вако», Москва, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена.

Из опыта работы классного руководителя....

Модель самоуправления в классном коллективе

Презентация "Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена"...

Организация самоуправления в классном коллективе

Организация самоуправления   Особенности системы определили своеобразие модели ученического самоуправления «НИИ "Росток"». В названии заложены желаемые качества классного коллектива и его ч...

Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"

«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...

Самоуправление в классном коллективе

Структура самоуправления в 6 классе...

Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена

В статье идет речь об организации самоуправления в классном коллективе...

Самоуправление в классном коллективе

Школа– это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится б...