Классный час "Защита окружающей среды" (мультимедийное сопровождение)
классный час (7 класс) по теме

Екимова Римма Витальевна

Методическая разработка для районного конкурса "День классного руководителя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визитка участника районного фестиваля

«День классного руководителя»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 264  Кировского района  Санкт - Петербурга

Екимова

Римма

Витальевна

Стаж работы классным руководителем: 22 года, класс 7 в

Преподаваемый предмет: Информатика и ИКТ

Участие в конкурсах, фестивалях  по воспитательной работе:

Участие и призовые места в районных конкурсах :«Безопасное колесо» (гимназия № 261 - 2006, ГБОУ СОШ № 264 - 2008), «Лучшая литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне в Кировском районе» (гимназия № 261 - 2006 год), краеведческая игра «Знатоки Санкт - Петербурга» (ГБОУ СОШ № 264 - 2010), «Дорога и мы» (ГБОУ СОШ № 264 -ежегодно). Участие в районном фестивале «Использование информационных технологий в образовательной деятельности» в номинации «Использование информационных технологий  в воспитательной деятельности» (ГБОУ СОШ № 264 - 2011 год)

Представление своего опыта как классного руководителя на уровне школы, района, города:

Выступление на МО классных руководителей школы (ГБОУ СОШ № 264, ежегодно);

Организация и проведение круглого стола «Воспитательная работа в школе» (для учителей 261 гимназии на базе ДДЮТ Кировского района (2006)); Руководитель МО классных руководителей (гимназия 261, 2004-2006 года)

Девиз в работе с классом: «Лучше если вместе!»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 264  

Кировского района  Санкт - Петербурга

Классный час

«Защита окружающей среды»

(беседа с элементами групповой работы)

Для учащихся средней школы

(7 классы)

Автор-составитель:

Классный руководитель 7в класса

Екимова

Римма

Витальевна

Санкт - Петербург

2012-2013

Пояснительная записка

1. Актуальность выбранной темы:

Тема защиты окружающей среды актуальна сегодня как никогда раньше. Всех живущих на земле людей,  так или иначе, интересуют вопросы экологии. Статья 42-я Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…». При этом «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58 Конституции Российской Федерации). 2013 год – указом президента РФ назван годом защиты окружающей среды. Экологическая ситуация в нашем городе и стране в целом очень серьезная, поэтому формирование экологической культуры – одно из важнейших направлений воспитательной работы классного руководителя.

2. Идея:

Провести беседу на тему «Охрана окружающей среды», в ходе которой показать учащимся целостность окружающего мира. Научить навыкам работы в группах. Учащиеся должны получить опыт совместной работы над заданной темой.  Методическая разработка может быть легко использована учителями, работающими с детьми в других классах.

3. Цель и задачи:

Цель: формирование у учащихся целостного восприятия мира.

Задачи:

  1. воспитательная: побуждение учащихся  к бережному отношению к  природе, к восприятию себя и окружающей среды как единого целого, привитие любви к родному городу;
  2. развивающая: развитие творческих способностей ребят, умения работать в группах, развитие памяти, внимания, расширение  кругозора.

4. Особенности реализации воспитательного мероприятия:

Вид: познавательный классный час.

Форма: беседа с элементами групповой работы.

Место проведения: классный кабинет

Временные рамки: 45 минут

Количество участников: 25  человек

5. Подготовка мероприятия

Деление класса по группам, выбор темы для каждой группы (защита воды, защита воздуха, защита почвы, защита растительного и животного мира), создание компьютерных презентаций.

6. Необходимое материально-техническое оснащение:

 Мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация учителя, презентации учеников, ЦОР - презентация виртуальная экологическая экскурсия (смотри приложения)

7. Особенности:

Использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) – виртуальные экскурсии.

Сценарий мероприятия

1. Вступление

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить. Поговорить о человеке. О человеке вы  говорите на всех учебных предметах. На уроках русского языка и литературы вы говорите о духовных качествах человека, знакомитесь с  художественными произведениями, которые учат вас совершать хорошие поступки. На уроках математики вы опять говорите о человеке, о том, как и для чего он научился считать. На уроках истории вы узнаете как человек жил раньше. На уроках биологии, узнаете, как он устроен изнутри, откуда он появился. На уроках физики, как человек научился изучать природу. Даже на уроках рисования  вы говорите о человеке, учитесь его рисовать. Вот, и мы с вами поговорим о человеке…

Я нарисую человека (вернее щелкну компьютерной мышкой, и на экране появится фигурка человека).

Человек не одинок в этом мире. Вокруг него существует окружающая среда.  Окружающая среда - это и вода (которую мы пьем и из которой состоим), это и воздух (которым мы дышим), это почва (в которой мы выращиваем растения), это и животный и растительный мир. Все это сосуществовало задолго до появления человека, а с появлением человека вся эта совокупность объектов изменилась.  Система обладает уже новыми качествами не свойственными отдельным объектам. Самое главное, из которых взаимозависимость, взаимовлияние. Окружающая среда – это дом для человека. А в доме надо убирать, в доме надо не сорить, дом надо охранять. Именно поэтому мы с вами сегодня будем говорить о защите окружающей среды. И тема нашего классного часа так и будет называться: «Защита окружающей среды» (смотри приложение №1- презентация учителя)

2. Основная часть.

2.1. Работа ученических групп

Эту тему мы выбрали не случайно, в соответствии с указом президента РФ В.В.Путина 2013 год – объявлен годом защиты окружающей среды.   Рассмотрим экологический календарь, в нем представлены важные даты. Как вы понимаете, в течение всего года мы не раз будем говорить на эти темы.

Некоторое время назад мы с вами разбились на 4 группы, и каждая группа получила задание сделать сообщение по теме и разработать компьютерную презентацию. Первая из групп расскажет нам, как защищать воду, вторая расскажет о защите воздуха, третья о защите почвы, а четвертая о растительном и животном мире.

Когда вы будете слушать выступление ребят, делайте это внимательно. Вам предстоит выбрать лучшую компьютерную презентацию, лучшую группу, и лучшего докладчика (Вам нужно заполнить анкету. Смотри приложение № 7) В конце занятия мы как обычно подведем итоги и наградим победителей.

Итак,

выступление группы № 1 по теме «Защита воды» (смотри приложение№2)

Выступление группы № 2 «Защита воздуха» (смотри приложение № 3)

Выступление группы № 3 «Защита почвы» (смотри приложение № 4)

Выступление группы № 4 «Защита растительного и животного мира» (смотри приложение № 5)

Вы все молодцы. Прошу сдать ваши заполненные анкеты.

Мы много узнали о том, как люди на земле защищают окружающую среду. А теперь давайте подумаем, что может сделать именно каждый из нас для защиты окружающей среды?

2.2. Основная часть. Беседа с учащимися

Беседа с ребятами. Их предложения и комментарии.

Ребята в ходе беседы сказами, что каждый из нас может сделать следующее для защиты окружающей среды:

  1.  не ломать деревья, кусты;
  2.  сажать деревья и цветы;
  3.  не мучить животных и птиц;
  4.  собирать макулатуру (чтобы срубали меньше деревьев). 
  5. экономить   природные ресурсы (например, воду, электрическую энергию);
  6. меньше использовать химикаты и пластик;
  7. чаще использовать общественный транспорт;
  8. не использовать вещества, разрушающие озоновый слой;
  9. не мусорить;

3.  Рефлексия

Виртуальная экскурсия. Проблема сбора и утилизации мусора в Санкт - Петербурге

А сейчас мы совершим виртуальную экскурсию по нашему любимому городу и попробуем разобраться, как на уровне города решается хотя бы один из вопросов защиты окружающей среды – защита города от мусора (смотри приложение № 6 – виртуальная экскурсия)

В ходе экскурсии мы знакомимся с понятиями мусор, понимаем, как и почему возникла проблема утилизация мусора в городах. На примере, города Санкт - Петербург, рассматриваем, как решается проблема сбора и утилизации мусора (ведется беседа, задаются вопросы учащимся). Ребята в ходе беседы формулируют правила сбора и утилизации мусора, которые может выполнить каждый гражданин:

  1. Вместо предметов одноразового использования  использовать более стойкие (например, вместо пластиковой посуды – керамическую или стеклянную)

  1. Ненужные вещи  передать нуждающимся (например, через благотворительные организации).
  2. При выборе покупки отдать предпочтение товару в упаковке многоразового использования или подлежащей обработке.
  3. Всегда иметь с собой в сумке или портфеле матерчатую сумку с ручками для покупок.
  4. Повторно использовать полиэтиленовые пакеты.
  5. Ремонтировать свои вещи, а не выкидывать их.
  6. Сократить расходы бумаги, используя обе стороны листа.
  7. Сортировать отходы и сдавать мусор, который можно использовать повторно или перерабатывать (стеклянные бутылки, макулатуру, жестяные банки и др.).
  8. Пищевые отходы (особенно на садовом участке) использовать для приготовления компоста.
  9. Не бросать мусор мимо урн.
  10. Не оставлять пакеты с мусором в не отведенных для этого местах (в подъездах, на улицах, во дворах).
  11. Не создавать «несанкционированных» свалок вблизи жилья.
  12. Не поджигать мусор в урнах и мусорных контейнерах.

А также ребята делают предположения о том, какие действия должно предпринимать правительство нашего города, чтобы решить вопросы, касающиеся сбора и переработки мусора:

  1. Выделять дополнительные средства на создание мусороперерабатывающих производств;
  2. Разработать стимулирующие программы по сбору разнопланового мусора (программа – каждому виду мусора свой контейнер);
  3. Решить  проблему несанкционированных свалок;
  4. Решить вопросы по соблюдению системы безопасности на  действующих свалках.

4. Подведение  итогов занятия. Выводы.

Сегодня мы много узнали о защите окружающей среды, сформулировали для себя некоторые правила поведения человека в окружающем мире. Наше занятие подходит к концу, и  закончить его  я хочу словами замечательного русского писателя М.М. Пришвина:

«Для  рыбы  нужна  чистая  вода – будем  охранять  наши  водоемы. В  лесах,  степях,  горах  разные  ценные  животные – будем  охранять  наши  леса,  степи,  горы…Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь,  горы. А  человеку  нужна  родина.  И   охранять  природу – значит  охранять  родину». Мы действительно не на словах, а делами должны доказывать свою любовь к Родине, к окружающей нас среде, ко всему окружающему миру. И тогда мир станет лучше и нам в нем будет хорошо.

Я благодарю  вас за внимание, за плодотворную работу и нам только останется подвести итоги и выбрать лучшую презентацию, лучше всего выступившую группу, а также лучшего докладчика.

(Подведение итогов выступления учащихся. Награждение учащихся)

Список используемой литературы:

1. Демина, Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды / Т. А. Демина. М., 1999

2. Морозова С.А., Элиасберг Н.И. О самом главном: Книга для чтения уч-ся 7- 9 кл. – СПб: «Специальная литература», 1998. – 485 с

3. Рекомендации организаторам экологических игр. – М.: ГОУДОД   ФЦ РСДОД, 2005. – 64 с. – (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»)

4.  Энциклопедия для детей. Т. 3 ("География"). "Аванта+", 1994.

5. http://gaidarovka-metod.ru

Приложения:

Приложение № 1 Презентация учителя

Приложение № 2 Презентация «Защита воды»

Приложение № 3 Презентация «Защита воздуха»

Приложение № 4 Презентация «Защита почвы»

Приложение № 5 Презентация «Защита растительного и животного мира»

Приложение № 6 Презентация «Виртуальная экскурсия»

Приложение № 7 Анкета

Самоанализ воспитательного мероприятия

  1. Общие сведения

Название мероприятия: Классный час  «Защита окружающей среды»

Дата проведения: 17 января 2013 года

Провела: Екимова Римма Витальевна, учитель информатики, классный руководитель 7 в класса

Состав группы:

25 учащихся 7 в класса

Вид деятельности:

Познавательный классный час.

Форма: 

Беседа с элементами групповой работы.

Мероприятие входит в систему работы классного руководителя (включено в план работы школы и класса)

Цель: формирование у учащихся целостного восприятия мира.

Задачи:

  1. воспитательная: побуждение учащихся  к бережному отношению к  природе, к восприятию себя и окружающей среды как единого целого, привитие любви к родному городу;
  2. развивающая: развитие творческих способностей ребят, умения работать в группах, развитие памяти, внимания, расширение  кругозора.

Психологическое обоснование выбора темы, вида мероприятия и содержания деятельности:

Мероприятие соответствует общим воспитательным задачам, которые ставила я как классный руководитель в работе с классом: воспитание достойного гражданина своей страны. Мероприятие полностью соответствует уровню развития классного коллектива и возрастным особенностям учащихся.

  1. Анализ подготовки мероприятия

Мероприятие было запланировано совместно с учащимися в начале учебного года, вошло в план воспитательной работы класса. Классные часы по данной теме должны пройти во всех классах школы в соответствии со школьным планом воспитательной работы.

Учащиеся с удовольствием  подбирали материал для выступлений, создавали компьютерные презентации. Репетировали свое выступление. Помогали друг другу и другим группам в том числе.

Считали, что занимаются важным делом и очень хотели достойно выступить перед своими товарищами.

  1. Ход мероприятия

Мне кажется, что цель мероприятия: формирование у учащихся целостного восприятия мира, была достигнута. Все задачи, которые были  поставлены

  1. воспитательная: побуждение учащихся  к бережному отношению к  природе, к восприятию себя и окружающей среды как единого целого, привитие любви к родному городу;
  2. развивающая: развитие творческих способностей ребят, умения работать в группах, развитие памяти, внимания, расширение  кругозора.

выполнены.

Ребята предлагали конкретные действия, направленные на защиту окружающей среды. Ответили на вопрос: что должен сделать каждый из нас для защиты окружающей среды. Активно включались в работу, были внимательны, доброжелательны.

  1. Общая оценка воспитательного мероприятия

Мне кажется, что  классный час прошел хорошо. Принес много пользы детям. Расширил их кругозор, показал, что они могут и умеют работать в группе. Могут быть внимательными слушателями и собеседниками. И мне показалось, что каждый из моих детей понял, что любить и защищать окружающую среду, значит любить и защищать свою Родину. А это и есть самое ценное.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Защита окружающей среды Классный час

Слайд 2

Человек Окружающая среда

Слайд 8

Окружающая среда – наш дом. Человек

Слайд 10

16 сентября Международный день охраны озонового слоя Земли. 20 сентября День леса. 27 сентября День моря. 4 октября День защиты животных. 29 декабря День 6иологического разноо6разия. 22 марта Всемирный день воды. 1 апреля День птиц. 18-22 апреля Дни заповедников и национальных парков. 22 апреля День Земли. 5 июня День охраны окружающей среды. 17 июня День борьбы с опустыниванием и засухой. Экологический календарь:

Слайд 11

Выступление группы №1 Вода 1. Что это такое? 2. Интересные факты о воде 3. Что губит воду? 4. Как спасти воду?

Слайд 12

Выступление группы № 2 Воздух 1. Что это такое? 2. Интересные факты о воздухе 3. Что губит воздух? 4. Как спасти воздух?

Слайд 13

Выступление группы № 3 Почва 1. Что это такое? 2. Интересные факты о почве 3. Что губит почву? 4. Как спасти почву?

Слайд 14

Выступление группы № 4 Растительный и животный мир 1. Интересные факты о растительном и животном мире 2. Что губит растительный и животный мир? 3. Как их спасти?

Слайд 15

Что могу сделать именно я, чтобы сохранить окружающую среду? не ломать деревья, кусты; сажать деревья и цветы; не мучить животных и птиц; собирать макулатуру (чтобы срубали меньше деревьев). экономить природные ресурсы (например, воду, электрическую энергию); меньше использовать химикаты и пластик; чаще использовать общественный транспорт; не использовать вещества, разрушающие озоновый слой; не мусорить;

Слайд 16

А что можно сделать в масштабе города? Как попытаться решить хотя бы одну проблему, например, проблему сбора и переработки мусора? Посмотрим, как решается эта проблема в нашем городе, а для этого совершим виртуальную экскурсию…

Слайд 17

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы…Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину». М.М.Пришвин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почва и её защита Выполняли: Колядина Анна, Пасека Мария, Шахов Денис, Моисеев Дима, Никитин Вася, Ульянов Артем, Соколов Вадим. 7в

Слайд 2

ПОЧВА – самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов .

Слайд 3

Охрана почв – острейшая глобальная проблема сегодняшнего дня, с которой непосредственно связана проблема обеспечения продовольствием всего возрастающего населения планеты.

Слайд 4

Самая большая проблема Самая большая проблема почв это эрозия. Слово « эрозия » происходит от латинского «erosion » , что означает « разъедать », « выгладывать » или « выгрызать ». В зависимости от факторов, обусловливающих развитие эрозии, выделяют два основных ее типа — водную и ветровую. Скорость эрозии превышает скорость естественного формирования и восстановления почвы.

Слайд 5

1. Основные виды эрозии почв : ветровая и водная эрозия; (пример: возникновение оврагов) 2. Виды загрязнений: Загрязнения неорганическими отходами и выбросами; Загрязнения тяжёлыми металлами; Загрязнения радиоактивными веществами.

Слайд 6

Берегите почву Охрана и использование земель – это система мероприятий, направленная на защиту, ка чественное улучшение и рациона льное использование земельных ресурсов. Охрана почв необходи ма для сохранения и приумнож ения плодородия почв, для поддержания устойчи вости в биосфере.

Слайд 7

Целесообразно время от времени давать земле отдых, не занимая участок овощными культурами в течение одного сезона. Раньше в сельском хозяйстве часто применялась практика «чистого пара», когда земля оставалась свободной от каких бы то ни было посевов. Но сейчас чаще всего для улучшения состава почвы применяют посев растений, которые выращивают с целью их последующей запашки. Не загрязнять землю бытовыми отходами Не устраивать свалок, строить специальные очистные заводы. Сохранение плодородия почвы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Классный час «Охрана окружающей среды»

Фамилия Имя учащегося________________

1. Мне больше всего понравилось выступление группы____________

2. Мне кажется, что самая хорошая презентация получилась у группы______________

3. Лучше и убедительнее других выступал(а)___________________________

                            (фамилия участника)

_____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Классный час, посвященный экологической тематике, в рамках Года охраны окружающей среды на тему: «Реальная угроза!»

Разработка классного часа предназначена для учащихся 7-9 классов. Главное –  это развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка.  Содержан...

Классный час "Влияние окружающей среды на качество жизни человека"

Классный час для 7-9 классов в форме беседы с элементами работы в группах о влиянии окружающей среды на качесвто жизни, о том, как мы можем улучшить качество нашей жизни....

Классный час "Год охраны окружающей среды в России"

Данный классный час предназначен для учеников 5 -х классов. Воспитывает бережное отношение к окружающей природе,раскрыть величие и красоту родной природы...

классный час Окружающая среда и здоровье человека

Классный час охватывает проблемы окружающей среды и состояние здоровья человека связанный сокружающейсредой....

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога  обусловлено,  прежде всего тем,  что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель э...

Статья «Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению детей и семей»

Взаимодействие социального педагога по социально – педагогическому сопровождению детей и семей с классным руководителем...