Духовно - нравственное воспитание
учебно-методический материал (8 класс) по теме

Корнелюк Жанна Вячеславовна

Развитие духовно – нравственной культуры учащихся на базе классного объединения – военно – патриотического клуба «Русичи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie.doc989.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие духовно – нравственной культуры учащихся на базе классного объединения – военно – патриотического клуба «Русичи».

        Корнелюк Ж. В.

МОУ СОШ №65 г. Тула

 В 9а классе третий год реализуется воспитательная  программа  «Я гражданин».  Одними из направлений которой является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся. Где я стараюсь системно, последовательно осуществлять в процессе социализации расширение и укрепление ценностно - смысловой сферы личности, формирование способности учащегося  оценивать и сознательно

выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

В рамках этого направления на базе  класса сформирован и работает военно-патриотический клуб «Русичи».

Клуб работает под девизом  «Есть память, которой не будет забвенья и слава, которой не будет конца.»

Цель  работы клуба – воспитание гражданина России, создание благоприятных условий для самореализации и саморазвитии личности  на основе изучения героических страниц нашей истории.

Поставленные задачи:

-   включение учащихся в активную творческую деятельность, при этом использовать такие формы работы с детьми, которые дадут им возможность проявить активность, самостоятельность и помогут им качественно изменяться;

-   создание условий и использование таких форм работы с детьми, которые будут направлены на саморазвитие учащихся и самосовершенствование при косвенном воздействии педагога, формирование культуры самообразования;

-   формирование нравственной культуры учащихся, этики взаимоотношений детей и родителей, пожилых и молодых, взрослых и юных, волевых качеств личности;

-   приобщение учащихся к сохранению  истории своей страны, её самобытности, неповторимости

Для полноценного духовно – нравственного развития и воспитания в реализации программы выстроены, на мой взгляд, педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: МУК ДК «Косогорец», ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн (Косогорское отделение воинов – интернационалистов). Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся.

Организация социально - педагогического партнёрства осуществляется путём согласования социально – воспитательных мероприятий.

Программа воспитания обучающихся  интегрирована в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.

Реализация поставленных задач.

  1. Включение учащихся в активную творческую деятельность, при этом использовать такие формы работы с детьми, которые дадут им возможность проявить активность, самостоятельность.

Решая данную задачу была подготовлена и  проведена для жителей посёлка литературно – музыкальная композиция об освобождении Косой Горы от немецко – фашистских заватчиков. Материал для выступления учащиеся подбирали изучая информацию и экспонаты музея Косогорского  металлургического завода.

Участие в концертной деятельности, посвящённой Дню Победы, Дню Матери России.

Учащиеся класса с помощью ДК «Косогорец» подготовили и провели информационно – музыкальную композицию «Люди тянутся к звёздам», посвящённую 50-летию полета Ю. А. Гагарина.

Думаю, что данные виды деятельности подготовят и будут способствовать реализации творческого потенциала в духовной и предметно - продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно - нравственной установки «становиться лучше».

2. Создание условий и использование таких форм работы с детьми, которые будут направлены на саморазвитие учащихся и самосовершенствование при косвенном воздействии педагога, формирование культуры самообразования.

Изучали историю памятников на Косой Горе, посвящённых Великой Отечественной войне. Выступили с данной информацией перед учащимися школы, жителями посёлка.

Ежегодно участвуем в конкурсе исследовательских работ о Великой Отечественной войне.

Тема 2009 г. – «Оборона Тулы», посвященная героическим дням обороны Тулы и ее  защитникам.

Тема 2010 г. – «Ветеран в моей семье», рассказывающая о участнике Великой Отечественной войны  Дорофееве Филиппе Матвеевиче, прошедшем героический путь в конной армии генерала Белова, награжденном Орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

Тема 2011 г. – «Четвероногий боец» о применении собак в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.

Работая в этом направлении, я стараюсь создать условия для формирования личности школьника через познавательный интерес к героическому, духовному наследию России и малой родины – Тульскому краю, Косой Горе, принятию ими базовых национальных ценностях, национальных духовных традиций.

3. Формирование нравственной культуры учащихся, этики взаимоотношений детей и родителей, пожилых и молодых, взрослых и юных, волевых качеств личности.

Ребята ездили с экскурсией в 51 парашютно десантный полк, где со всей серьёзностью, вниманием  были приняты офицерским и солдатским составом дивизии.

Ежегодно участвуем в спортивных мероприятиях «Зарница», проводимых УВД по Тульской области.

Учащиеся общались с ветеранами Великой Отечественной войны, узнавая и восхищаясь подвигами советских людей.

Воспитательная программа  предусматривает добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных проблем, задач. В связи с этим проведены трудовые десанты на могилу Козычева, юных разведчиков замученных фашистами в деревню Пиррово.

Данные виды работы помогают формированию способности руководствоваться в ситуациях нравственно выбора мотивами долга, совести, справедливости.

Происходит формирование культуры общения учащихся, осознание детьми необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками; передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений; воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению.

4. Приобщение учащихся к сохранению  истории своей страны, её самобытности, неповторимости.

Изучали оборону Тулы в музее Тульского артиллерийского института.

Узнавали о подвигах милиционеров в годы Великой Отечественной войны в музее УВД на улице Сурикова.

Ездили на места захоронения репрессированных в Тульской области.

Участвуем в торжественных шествиях посвящённых Дню Победы , освобождению Косой Горы от немецко – фашистских захватчиков .

На мой взгляд, так гораздо эффективнее происходит усвоение школьниками патриотических, гражданских понятий и норм поведения.

Данная программа, на мой взгляд, способствует

- воспитанию  нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях;

- развитию волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

- гордости  за отечественную историю, народных героев;

- сохранению исторической  памяти.

- выбору жизненного пути  и ответственности за него.

Это актуально для моего класса, так как в нем обучаются дети как с высоким образовательным потенциалом, так и с очень низким. Ребята растут в однодетных семьях, родители заняты своей профессиональной деятельностью, карьерным ростом. Много семей с разведёнными родителями, двое учащихся под опекой. Присутствуют проблемы психологического плана в семьях. Мои воспитанники , как и многие подростки в их возрасте,  не всегда проявляют к словам и поступкам взрослых доверие, терпение, не всегда они хотят подражать даже самым близким людям. Этот возрастной период крайне важен с точки зрения выстраивания траектории нравственного поведения.

 Подростки нуждаются в нравственных и эстетических критериях для верной ориентации. Им нужны примеры, образцы, достойные подражания.

История подвигов фронтовиков, мужества, верности долгу и Отечеству представляет нам замечательный материал такого содержания.

         Надо учить детей  быть благодарными потомками!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».

Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...