Разработка классного часа "Я гражданин России."
методическая разработка (7 класс) по теме

Мосалева Ольга Александровна

Мероприятие расчитано на учеников 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_grazhdanin_rossii.doc63.5 КБ
Office presentation icon ya_grazhdanin_rossii.ppt2.67 МБ
Office presentation icon ya_grazhdanin_rossii_2.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Классный  час «Я – гражданин России»

Возраст детей:13 лет (7 класс)

Цели и задачи:

-ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России;

  1. -воспитывать чувство гордости за свою страну.
  2. -определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”;
  3. -затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”;
  4. -формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;
  5. -воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности;
  6. -раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия;

Форма:

Коллективное творческое дело, работа в группах.

Технологии:

-личностно-ориентированная технология,

-информационно-коммуникативные технологии.

Оформление:

  1. Школьная доска с темой урока;
  2. Презентация к уроку;
  3. Раздаточный материал;
  4. Приложения.

.

Ход занятия

На экране проектора расположен слайд- эпиграф к уроку:

   

«А что такое гражданин?

Отечества достойный сын»

Н.А.Некрасов.

Вступительное слово учителя:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.

 Ученики: Я - гражданин…

 Учитель: Что интересного заметили?

Ученики: Пропущенное слово.

Учитель: Попробуйте догадаться, какое слово пропущено.

Ученики:…России.

Учитель: Тема нашего классного часа « Я- гражданин России»

Учитель: Дети, а с чего для вас начинается Родина?

( Ответы детей ). Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

 

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

 

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

 

Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина? (ответы учащихся).

- Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина.

 

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это, то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Как называется то место, где вы родились и выросли?

(ответы учащихся).

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.

 Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

 Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

 

Все мы с вами живем в большой стране – Россия (это наша Родина).

Учитель: Россия - самая большая в мире страна. В России много самого-самого. Среди более чем тысячи городов есть города -  миллионники. Какие?

Ученики: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург.

Учитель: Есть реки – большие, многоводные?

Ученики: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга.

Учитель: Это 5 из 22 главных рек земного шара. Если говорить об озерах, самое большое?

Ученики: Каспийское.

Учитель: А самое глубокое?

Ученики: Байкал.

В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо.

Родина-это очень много. Со словом «родина» тесно связано слово «отчизна», «отечество». Это самое святое, что есть в жизни каждого человека. Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья - это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя:  

Игра «Камушки».

Учитель раздает детям камушки и предлагает рассмотреть их.

-Рассмотрите, какие камушки у вас в руках?

Ученики: Все камушки разные, как люди. И у каждого свои достоинства.

Учитель: Правильно, и хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране.

Н.А. Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Кто же такой гражданин?

Подумайте и напишите на листках кто такой гражданин.

Учитель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам отразить на листах ваши представления о гражданине, о тех качествах, которыми он должен обладать.

( Работа учащихся в группах. На подготовленных листах они пишут качества, которыми должен обладать гражданин. Затем, представитель каждой группы зачитывает, что получилось и обсуждают вместе с учителем).

Учитель: Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности.

Беседа о ценностях человека

Учитель: Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

Ответы детей.

(Учитель прикрепляет на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

Учитель:У каждой страны есть свои символы. Что относится к государственным символам любой страны?( К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн.)

        ЯНСТИЦУТИО (конституция) (Слайд на экране).

Учитель: В Конституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право?

Ученики: Здоровье, свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование.

Учитель: А сейчас чуть отдохнем -   я предлагаю разобрать конституцию в сказках:

1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?

(Лягушка-путешественница, Старик-Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).

2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).

3. у какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш.Перро).

Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?

(Ответы детей)

-А какова ваша главная обязанность?

Ученики: Хорошо учиться.

Учитель: А для чего вам нужна учеба на данный момент?

Ученики: Для того, чтобы получить в будущем среднее специальное и высшее образование. А потом работать на той работе, которая приносит пользу нам и нашему государству.

Учитель: А  мы продолжаем наш разговор о государственных символах .Поговорим о гербах. История гербов уходит своими корнями в глубь столетий. Издревле наследники княжеских династий получали вместе с престолом свой родовой знак, который был запечатлен на перстне, зеркальце или даже на домашней утвари. Эти нехитрые родовые знаки и стали основоположниками геральдики-науки об изучении гербов. А  вот вместо флага много веков назад люди использовали шест, привязывая  к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это СТЯГОМ. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, деревни.

-Наш класс это тоже наше маленькое государство. Я вам предлагаю придумать герб и флаг своего класса

Работа в группах. Одна группа придумывает герб класса, другая - флаг

Защита работ групп

Учитель: Теперь поговорим о гимне.

Учитель: Слово «ГИМН» образовано от греческого «ГИМНОС», что означает «вдохновение, торжественная песня». А  в каких случаях используется гимн?

Ученики: Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, при  вручении наград, при официальных встречах.

Учитель: Музыкальной основой гимна РФ стал государственный гимн СССР, созданный муз. А.Александровым на слова Михалкова в 1943г., новый  утвержден Указом Президента 30 декабря 2000 года.

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный классный час. Вы все помните сказку В.Катаева о девочке Жене, которой старушка подарила цветик - семицветик, исполняющий желания. Давайте представим, что такой цветочек есть у вас. Я предлагаю распределить ваши желания на 3 группы: для себя, для близких людей, для страны.

        Ученики записывают свои желания, затем сдают.

- Пока все ваши желания мы зачитывать не станем, а поместим их в капсулу на хранение   и прочтем их только через 5 лет, в 11 классе, надеюсь будет интересно.

Подведение  итогов

Учитель: Молодцы! Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатство. Будьте достойны нашей великой страны.

Приложение№ 1.

РУСЬ

Что означает само это загадочное слово - Русь? Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное!

 Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами - Русь, русские, Россия... Что такое Русь? Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.

На севере, за лесами за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: "Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвел!" - "На русь?" - ахнул я. - "На русь", - подтвердила хозяйка. - "Что такое русь?" - "Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора... Не слыхал, что ли, никогда?" Я слова вымолвить не могу, у меня слезы из глаз от радости. Русь - светлое место! Русь - страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!

С. Романовский, "Марфа и Мария"

        Приложение№ 2.

1. гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.

2. Гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здоровым смыслом.

3. Гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.

                                                                                                                              Приложение№ 3.

Жил-Был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут как хотят», мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась – и деньги появились. Но только почему-то не радостно у него на душе,  будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».

Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина».

Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по родине.

                                                                                                                          Приложение № 4.

 Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу.

Если младенец рождался крепким и здоровым - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросали его со скалы.

Знаменитый русский полководец А.В.Суворов (на экране слайд – портрет ) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Если вы помните, под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я – гражданин …… « А что такое гражданин? Отечества достойный сын ». Н.А.Некрасов.

Слайд 2

Россия – Родина моя!

Слайд 5

Я – гражданин России «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан». Н.А.Некрасов.

Слайд 6

Охарактеризуйте понятие «гражданин» Житель данной страны Имеет права Может свободно перемещаться по территории данного государства Является с рождения Может пользоваться всеми льготами данного государства и т.д.

Слайд 7

ГРАЖДАНИН «Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей». С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

Слайд 8

«Гражданин – это человек, имеющий права». Звание «гражданин» всегда было связано с наличием определённого круга прав и обязанностей, причём неразрывно связанных. Основные требования государства к своим гражданам содержатся в законах, поскольку эти законы выработаны демократическим путём: народ избрал депутатов законодательных органов, а они, учитывая волю избирателей, установили правовые нормы. Это зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека.

Слайд 9

Статья 40 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Слайд 10

Статья 41 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Слайд 11

Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Слайд 12

Обязанности гражданина Гражданин обязан защищать Отечество и нести военную службу (29 ст.) Охранять природу и окружающую среду (ст. 58 ) Заботиться о воспитании детей, о сохранении исторического и культурного наследия ( ст. 44) Платить законно установленные налоги и сборы ( ст. 57 )

Слайд 13

Достойный гражданин своего государства – кто он? Сделал много полезного для государства и общества Сделал выдающееся открытие, изобретение Формирует положительный образ страны или нации Совершает поступки, которые могут служить примером для многих и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему «Я – гражданин России».

Данную разработку можно использовать при проведении классного часа или внеклассного мероприятия.Цели: сформировать представление о Конституции РФ, изучить основные разделы Конституции, познакомиться с...

Разработка классного часа по теме "Я - гражданин современной России!"

Мероприятие может быть проведено как в день празднования принятия Конституции, так и Дня Защитников Отечества. Одно из главных направлений моей воспитательной работы с классом - патриотическое.Использ...

Разработка классного часа «Символы России», 01.09.2013г.

Разработка классного часа предназначена для учащихся 5 класса. Урок содержит информацию о государственной символике, расширяет представление о Конституции РФ. Весь ход урока направлен на самостоятельн...

Методическая разработка классного часа "Гордость России-Михаил Тимофеевич Калашников"

В форме устного журнала повествуется о жизненном пути и главных изобретениях легендарного советского и российского конструктора-оружейника....

Сценарная разработка классного часа «Главные уроки доброжелательной школы: человек, гражданин, патриот»

Методическая разработка классного часа «Главные уроки доброжелательной школы: человек, гражданин, патриот» представляет собой подробный сценарий воспитательного мероприятия для учащихся 5 ...

Разработка классного часа "Я-гражданин, я-патриот"

Методическая разработка классного часа для 10 класса...

Методическая разработка классного часа "Я - гражданин России"

Классный час –­ это урок, направленный на понимание и развитие нравственных качеств ребёнка и решение каких-либо проблемных ситуаций....