Разработка классного часа по теме "Я - гражданин современной России!"
классный час (11 класс) на тему

Цепенко Наталья Владимировна

Мероприятие может быть проведено как в день празднования принятия Конституции, так и Дня Защитников Отечества. Одно из главных направлений моей воспитательной работы с классом - патриотическое.Использование презентации и звуковых файлов активизирует учащихся, делая мероприятие ярким, насыщенным, зрелищным. Дает возможность провести его на высоком эстетическом уровне.Ссылка на презентацию:       http://yadi.sk/d/3pCq3fYVJnCep

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на  тему  «Я - Гражданин современной России!»

Цепенко Наталья Владимировна

МБОУ «Кулундинская СОШ №3»

Кулундинского района Алтайского края.

Аннотация.

Мероприятие может быть проведено как в день празднования принятия Конституции, так и Дня Защитников Отечества. Одно из главных направлений моей воспитательной работы с классом - патриотическое. Целью которого, является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Исходя из этого, в данном мероприятии можно выделить целый комплекс решаемых задач:

 - воспитание у ребят любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

 - формирование элементарных знаний о правах человека;

 - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Накануне мероприятия проводится анкетирование сверстников, и результаты предоставляются в виде сравнительной таблицы. Вопросы анкеты даны в приложении №1. Использование презентации и звуковых файлов активизирует учащихся, делая мероприятие ярким, насыщенным, зрелищным. Дает возможность провести его на высоком эстетическом уровне.

Содержание мероприятия.

 Сегодня я   пригласила вас на задушевный разговор, в ходе которого будут затронуты очень важные для вас и меня вопросы. Возможно не на все из них мы найдем ответы сразу, но главное как мне кажется, что они не оставят вас равнодушными и позволят укрепить правильные жизненные позиции. (Слайд 1)

 И так, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны.

- Вот вы являетесь гражданами своей страны?

- А  вы можете  подтвердить документально свои слова? ( Слайд 2)

Давайте подумаем:

 - Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом гражданин? (Слайд 3)

- Всякий ли человек достоин, именоваться гражданином? Если не всякий, то какой?

- Что является  Основным законом нашей страны? (Слайд 4)

- Давайте вспомним   важнейшие права и обязанности гражданина России.

(Слайд 5,6)

- Как вы думаете, этих проявлений достаточно  для того, чтобы быть патриотом своей страны? (Слайд 7)

Ответ на этот  многозначный вопрос мы уже пытались получить через анкетирование (Приложение №1). Давайте проанализируем, полученные результаты. (Слайд 8)

1. Как ты понимаешь значение  слова  «патриот»?

2. Как ты думаешь, кто воспитывает патриота?

Любовь к Родине у каждого человека возникает, наверно, в свое время. Одно, несомненно - вначале это происходит неосознанно, но подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величайшую истину — свою принадлежность к Отчизне, ответственность за нее. Самое распространенная ассоциация о человеке-патриоте – это человек в форме, особенно в военной. ( Слайд 9)

В зависимости от характера деятельности людей, их профессий, обязанностей существуют различные виды долга: общественный, государственный,  профессиональный, товарищеский  и воинский. Его высокая значимость продиктована, прежде всего,  необходимостью защиты национальных интересов на мировой арене. Особенность воинского долга заключается в том, что он находит   свое юридическое закрепление в военной присяге и уставах, имеющих силу закона (Слайд 10). За многие века в России сменялись цари, правительства, государственный строй и притом многократно переписывался текст военной присяги. Однако во всех вариантах смысл ее сводился к одному: присяга  являлась и является торжественной клятвой на верность Родине.  Вот и наши мальчишки уже совсем скоро станут призывниками. Поэтому в приближении этого события, а  также накануне праздника позвольте мне вручить вам памятки будущего защитника Отечества. (Приложение  №2)

Ну что ж продолжим наш разговор: ( Слайд 11) и следующими   вопросами в анкете были:

3. Гордишься ли ты историей России?

4. Ты считаешь себя патриотом?

Чтец №1:

Быть патриотом,  что же это значит?
А это значит,  Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую,
В бой провожали собственных детей
.

 Стихотворение «Быть патриотом…» автор-Ковалёва Е. ( Слайд 12)

Сейчас по-разному оцениваются в обществе и характер тех далеких войн, и их  последствия. (Слайд 13) Но не об этом  речь. Никому не дано перечеркнуть отвагу и мужество наших воинов,  достойно выполнивших свой воинский долг. Они и сегодня продолжают славные боевые традиции русского воинства, Советской  и Российской Армии. Как нельзя лучше все проблемы вскрыты в словах песни и хочется быть уверенными, что  цитата из нее «Мы уходим» станет пророческой навсегда. Давайте  послушаем ее. ( Слайды 14-17)

Мы снова возвращаемся к результатам анкеты. ( Слайд 18)

5. Почему вы себя, считаете или не считаете патриотом?

6. Если б смогли – уехали бы из России?

Для того, что бы быть патриотом не обязательно являться военнообязанным, носить форму, и слагать присягу на верность Родине. Патриотизм  также заключается в нашем поведении, в уважении к предкам, почитании традиций, соблюдении своего как физического, так и морального здоровья, создании крепкой семьи, и воспитании детей на тех же основах.

Родина, народ, природа, родители, родство,  - не случайно  однокоренные слова, ибо мы не выбираем родителей, место своего рождения, Родину. Я считаю, что путь воспитания любви к Отечеству надо выстраивать последовательно, в логике «от близкого к далекому». Гражданственность, патриотизм – важные чувства для каждого человека, но реализовать любовь к великой России можно только через любовь к своей малой Родине - месту, где ты родился, где живут родные, друзья. ( Слайд 19)

Чтец № 2:

Земля Алтайская, поля без края.(Слайд 20)

Здесь моя Родина, земля родная.

Среди степей стоит поселок да-

С названием красивым Кулунда!  

Люблю рассветы здесь, люблю закаты.

Когда подсолнухи, склоняют шляпы.

На свете много мест красивей, да!

Но мне милее нет, чем Кулунда!

Здесь колосятся поля пшеницы,

И журавлиный клин сквозь ветер мчится,

И машет он крылом прощально, да.

Весной к тебе вернемся, Кулунда!

Живут здесь люди, с душой открытой,

И землю пашут, и косят жито,

Где б ни была, стремлюсь душой всегда,

К тебе, моя степная Кулунда! (Слайд 21)

Чтец №3:

Здесь, кажется, и солнце  ярче  светит, (Слайд 22)

И летом зеленей трава в лугах,

И каждый день здесь чем – то да приметен.

Живёшь и радуешься, как в волшебных снах.

Весною воронцы к себе манят красою

И пенье птиц разносится вокруг.

И счастливы, что родились мы здесь с тобою.

Ты это всё всегда цени, мой друг!

И каждый край по–своему приятен,

Везде есть потаенный уголок.

И говор всем по–своему понятен,

Лишь бы любить и всё ценить ты мог.

Пусть много мест, мой друг, ещё ты сменишь,

Так много разных стран ты можешь видеть,

Но Родине своей ты не изменишь,

Её так просто ведь нельзя обидеть! 

Стихотворение «Родина» автор-Валерия Саакян (Слайд 23)

Конечно, никого не радует такая картина, но сделана она руками людей. И чтобы такое не повторялось надо научиться видеть красоту во всем, ведь тихая, неприметная красота - это также красота. Человек, живущий в неразрывном единстве с природой, тем и отличается, что он постоянно пытается обогатиться еще и еще, развить свой вкус, вырасти духовно. Вся наша суетность отходит на второй план. Мы взрослеем, мы рассуждаем о новых понятия, мы узнаем этот сложный мир, но везде на этом нелегком пути будут возникать (пусть даже в воспоминаниях) золотые, самые дорогие «образки» детства - картины родной природы,  и не хочется никуда уезжать.  ( Слайд 24-28).

И в заключении мне хотелось бы Вас попросить (Слайд 29) «Сберегите себя для России, а Россию для себя!».

Ссылка на презентацию к мероприятию:   http://yadi.sk/d/3pCq3fYVJnCep

   Приложение №1                        

   АНКЕТА

1. Как ты понимаешь значение  слова  «патриот»?

2. Как ты думаешь, кто воспитывает патриота?

3. Гордишься ли ты историей России?

4. Ты считаешь себя патриотом? (да; нет)

5. Назови в порядке значимости 3 признака, подтверждающие предыдущий ответ.

6.  Если б смогли – уехали бы из России?

Приложение №2

ПАМЯТКА – НАКАЗ будущему защитнику Отечества

Дорогой друг!

Люби родную землю. Пламя жизни
Она в тебя вдохнула – не забудь!
Земля родная – мать тебе, Отчизна,
Жизнь за неё отдать готовым будь.
“Чем быть султаном на чужбине, лучше
Простым быть смертным на земле родной”.
Так говорили предки. В зной и стужу.

Земля родная – верный светоч твой.


Не обижай младенцев. С уваженьем,
К родителям и старшим относись.
Ты матери обязан и рожденьем,
И тем, что право получил на жизнь

 В ничьё чужое не входи обличье,
Не мысли, не живи чужим умом,
Со слов других не щебечи по–птичьи,
Самим собою будь всегда во всём.

Ты стал взрослым, на руках паспорт, а это значит, твои гражданские права и обязанности вступают в силу в полной мере. Уже сегодня, ты в ответе не только за себя, но и за тех, кто рядом с тобой. Твоя Родина - могучая и священная Россия. Начиная с незапамятных времён, российский солдат и матрос служат не ради славы своей, а в интересах государства Российского. Что может быть лучше этих слов, только дела на благо Родины.

Изучая героическое прошлое Родины, черпай в нём силу для новых свершений, равняйся на подвиги отцов, дедов. Они в своё время сделали всё, что могли для защиты и процветания России.

Для Отечества сделано не достаточно, если не сделано всё! История раскладывает святой долг перед Родиной на плечи всех поколений, а это значит и на тебя.

Будь достоин называться россиянином!!!

С  уважением классный руководитель:  Цепенко Наталья Владимировна.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Сборник научных трудов: «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: история, проблемы, перспективы» часть II, Институт социального образования- Екатеринбург 2012.
  2. http://litcey.ru/pravo/1227/index.html

      3.   http://armyrus.ru/index.php?Itemid=1501&id=73&option=com_content&task=view

      4.   http://naukaxxi.ru/materials/321/

        5.   http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=272006&tmpl=Thread&BoardId=272009&ThreadId=449793

Фото в презентации:

 http://www.sunhome.ru/foto/fotokonkurs/zaschitniki-otechestva-foto.html

http://www.myshared.ru/slide/81563/

http://www.top68.ru/officially/o-prizyve-dedovshchine-i-gumanizatsii-voennoi-sluzhby-28133

http://subscribe.ru/group/na-zavalinke/3744926/

http://www.newizv.ru/politics/2004-02-24/4807-panihida-v-prazdnik.html

http://www.lr009.narod.ru/bug.htm

http://o940eo.mypage.ru/legche_zajech_odnu_malenkuu_svechu_chem_klyast_temnotu__kon.html