"49 Евсевьевские чтения" выступление "Сотрудничество классного руководителя с родителями"
статья по теме

Шевяхова Марина Анатольевна

Мое выступление на Международной научно-практической конференции "49 Евсевьевские чтения"

Кино, сопровождающее доклад можно посмотреть по ссылке 

https://disk.yandex.ru/client/disk%7Cslider/disk/Сотрудничество%20классного%20руководителя%20с%20родителями.mp4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

«К  школьнику  относиться  нужно  не как   к   сосуду,   который   предстоит наполнить   информацией,  а   как   к факелу, который   необходимо  зажечь».

                                                                                                                     В.А.Сухомлинский

Ушли в прошлое те времена, когда педагоги возлагали на себя ведущую роль в воспитании ребенка, игнорируя особенности его семейной воспитательной среды. Сейчас, когда оптимальной моделью взаимодействия с ребенком является личностно-ориентированная, воспитательная работа в образовательном учреждении  выстраивается с учетом индивидуальности ребенка. А индивидуальность, как известно, формируется в семье.

Первым и главным чувством родителей по отношению к своему  ребенку должна быть глубокая вера в своего ребенка и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте. Школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. Главным связующим звеном семьи и школы является классный руководитель класса.  

Немецкий специалист по детской психологии У. Милке  указывает следующие педагогические обязанности родителей:

 1. Охрана  детей от плохих жизненных примеров.

 2. Обучение и воспитание детей.

 3. Помощь родителей школе.

  Именно поэтому как для родителя, так и для классного руководителя важно наладить сотрудничество друг с другом.

Однако кто из родителей, чьи дети посещают школу, может охарактеризовать свои отношения с педагогом как сотрудничество? Наверное, не каждый. Ведь сотрудничество подразумевает не просто общение с педагогом, а взаимодействие с ним на равных, когда ни одна из сторон не занимает авторитетную позицию «над» собеседником.

В своем выступлении я хочу поделиться с вами своими наблюдениями, опытом работы по налаживанию сотрудничества школы и семьи.

В первую очередь отмечу, что взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

■ единым объектом (субъектом) воспитания;

■ общими целями и задачами воспитания детей;

■ возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;

■ необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;

■ возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;

■ возможностью взаимного обогащения  каждого участника взаимодействия.

Считаю, что основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Соглашусь с мнением: чтобы у классного руководителя складывались доверительные отношения с родителями, необходимо у детей постоянно поддерживать авторитет родителей.

Каждый учитель знает, как нелегко вести беседу с вызванными в школу родителями учащихся. В  своей практике я давно взяла за правило, об отрицательных сторонах ребенка, о его проблемах в учебе можно разговаривать с родителями только в индивидуальном порядке. А начинать с ними разговор необходимо с положительных характеристик ребенка. Только после этого стоит переходить к обсуждению его проблем.
Например, я использую такие формулировки для начала разговора:

–  Я думаю, ваш ребенок мог бы учиться лучше. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.

– Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить учебу вашего ребенка, посоветоваться, может быть, вместе придумаем, как ему помочь.

Не следует начинать разговор со следующих фраз:

– У вашего ребенка совсем плохи дела.

– Ваш ребенок совсем перестал учиться, ничего не делает.

В своей работе стараюсь  достичь содержательного диалога с родителями и  поддерживаю  теплый климат в классе: без напряжений, дружеский, основанный на взаимопомощи.

На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...»

 Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться.

Современный  классный  руководитель в своей   деятельности    применяет  не только известные  традиционные формы работы  с родителями, такие как:

- классные родительские собрания:

- посещение семей на дому;

- индивидуальные консультации:

- день открытых дверей:

- встречи с психологом;

- привлечение родителей к совместным с детьми мероприятиям.

А также  в  свою  практику  включает и новые формы работы с родителями, которые определяются исходя из педагогической ситуации.

В последнее  время нашли широкое распространение следующие  формы    работы:

- публичная  лекция – лекция, насыщенная яркой информацией  с  необычными  примерами,  фактами,  позволяющая «высветить» отношение к  рассматриваемому явлению  или  событию.
- «Сократовская беседа» – поиск   истины,   обсуждение поставленной   проблемы   с   разных   сторон   с    поочередным решением дополнительных   вопросов.
- философский стол – обсуждение   жизненных   ситуаций

- дискуссионные качели   по   предложенной теме – беседы   с   чередованием  суждений   ведут   две   группы родителей.
- разговор при свечах – беседа   на   темы   интимно-личностного   общения  или   этического   содержания   жизненных ценностей.

Я привлекаю родителей к  различным видам взаимодействия. Это  совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки творческих работ, дни здоровья; помощь в ремонтных работах участие в оборудовании кабинета и организация мини-кружков и занятий по интересам.

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. За последние годы ИКТ утвердили свои позиции в учебно-образовательном процессе. Нет педагога, который не пользовался бы компьютером на своих уроках и  возможности ИКТ в воспитательной работе  пока еще не исчерпаны.

Но универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание, которое обязательно проводится один раз в четверть. На таких собраниях я даю анализ учебных достижений учащихся в виде таблиц, диаграмм, графиков. Обязательно каждому родителю выдаю распечатку этого материала. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам. Могу с уверенностью сказать, что с использованием ИКТ процент посещения родительских собраний увеличился.

Интересной и продуктивной формой работы с учащимися и родителями является анкетирование.

В нашем МОУ «Лицей №7» давно  работает школьная образовательная сеть «Дневник.ру» Из 1080 учеников нашего лицея подключено к «Дневник.ру»  806 родителей – 79 процентов и это число с каждым днем растет. Родители могут получить  не только интересующую их информацию, но  и сами активно принимать участие в жизни школы и класса. Держать более тесную ежедневную связь с классным руководителем.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологии позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся и их родителей, развивать самостоятельность, творчество и креативное мышление. Классному руководителю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование».

Свое выступление хочу закончить такой притчей: Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся.

Работа с семьей является одним из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя. Как организовать работу с родителями в современных условиях....

рекомендации классного руководителя для родителей

Рекомендации классного руководителя для родителей восьмиклассников. Особенности  детей 14 -ти летнего возраста....

Статья "Система работы классного руководителя с родителями"

В статье говорится о системе взаимодействия классного руководителя и родителей....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

формы взаимодействия классного руководителя и родителей

как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН сотрудничества классного руководителя с родителями с родителями

ДатаТемаФорма работыОтветственныйСентябрьБеседа о правах и обязанностях школьниковБеседаклассный руководитель«Будем знакомы»- обновление данных о родителях классаанкетированиеклассный руко...