Изучение личности школьника как главного показателя эффективности уровня нравственного развития
статья (10 класс) по теме

Нисова Светлана Михайловна

Важной задачей работы педагога является создание благоприятных условий для становления и сохранения здоровья, творческого развития и саморазвития ШКОЛЬНИКА, обеспечение психологического комфорта и условий для самосовершенствования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npk.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение личности школьника как главного показателя эффективности уровня нравственного развития.

    Важной задачей работы педагога является создание благоприятных условий для становления и сохранения здоровья, творческого развития и саморазвития ШКОЛЬНИКА, обеспечение психологического комфорта и условий для самосовершенствования.

Под здоровьем понимают сложное образование:

  Физическое, соматическое здоровье;

  социально-психологическое здоровье;

  духовное, нравственное здоровье.

    В НАШЕ ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ РОДИТЕЛЯМ УДЕЛЯТЬ ДОСТАТОЧНО ВНИМАНИЯ ДЕТЯМ - ФОРМИРОВАНИЮ ИХ МИРОВОЗРЕНИЯ, ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННОСТИ.

Что же определяет нравственность подрастающего поколения?

   Зачастую дети подражают героям кинофильмов, в которых показывают темы противостояния человека обществу, насилия, разобщенности людей.

   В теории и педагогической практике наблюдались различные подходы к отбору общечеловеческих ценностей. На уровне житейского сознания; морально нравственных категорий (свобода, добро, истина, красота); общечеловеческих качеств личности (честность, человечность, трудолюбие, справедливость, достоинство, мудрость); общих понятий, включающих эти ценности: любовь к своей семье, Родине, природная среда обитания, культуры разных народов, самобытность народов.

     Каждый этап развития личности характеризуется своими особенностями, своей ведущей деятельностью, навыками, которыми необходимо овладеть. Младший школьный возраст – это период, благоприятный для формирования сознательного нравственного поведения.

Поэтому первая учительница Белоусова С.В. нынешних шестиклассников вела курс «Нравственные ценности», рассчитанный на детей 7-10 лет. В него входили знакомство с качествами личности, которые называются «добродетели» (чистоплотность, аккуратность, добро, честность и др.), и применение их в реальной жизни; осознание отрицательных качеств и методы их преодоления; а также знакомство с универсальными законами общества; осознание важности мыслей, слов, действий; практика положительного мышления.

    Подростковый возраст – качественно новый этап в развитии школьника. Именно в этом периоде у учащихся появляется активное желание быть взрослым. Идет интенсивный процесс физического и социального созревания личности. Основные педагогические предпосылки развития в этом возрасте – включение подростка в ситуации выбора, нравственно мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий.

     Прошлый год ученики перешли в среднее звено. Классный руководитель Чащина М.Д. определила для работы с классом одним из основных направлений – нравственное. Были проведены мероприятия: Дискуссия «Хочешь иметь друга, будь им», беседа «Мой край родной, мой Пермский край», «Давайте говорить друг другу комплименты».

    План воспитатательной работы, который был составлен в первой четверти, по сохранению нравственного здоровья включает в себя ценностно-ориентировочную деятельность. Эта деятельность направлена на осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего «Я».

     Классные часы и мероприятия этого года:

«Рецепты» хорошего тона

«Преодоление границ»

«Семья в моей жизни»

«Что для меня ценно?»

«Этикет для меня»

«Полезные привычки»

      Для оценки эффективности проведенных мероприятий использовала диагностику личностного роста. Она представляет собой опросник из 91 утверждения, к которым подростки могут выразить своё отношение. Для этого они должны решить для себя, насколько они согласны (или нет) с высказываниями. Оценка опрашиваемых выражалась в баллах от -4 до +4.

    При использовании схемы опроса первый раз-6кл., 2раз-8 кл., 3-9кл., 4-11кл. можно проследить, какие изменения произошли в развитии учащихся на протяжении нескольких лет. Через опросник мы выясняем отношение ребёнка к миру, людям, самому себе. Обработка результатов распределяется по13 шкалам. Она  трудоёмкая, но показательная.

   Что мы имеем, например, на сегодня в 6 б классе по результативности развития личности.

  Приняло участие 20 человек.

  Результаты диагностики личностного роста школьников: см таблицу.

   Исходя из результатов (категории отношение к миру) видим, что ценностное отношение к семье, Отечеству, Земле, миру, труду, культуре, знаниям, в целом, у подростков развито.

   В категории отношение к себе вызывает тревогу отношение подростка к своему душевному Я, Отсюда вытекает задача: помочь подростку найти свои «+», научиться принимать себя, каков есть, преодолеть комплекс неполноценности.

   Анализ результатов категории отношение к людям показывает, что подростки не желают признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности.

Выводы:

  1. использование методики помогает сформулировать направления и задачи работы с классом.
  2. не анонимный вариант даёт возможность спланировать индивидуальную работу с ребёнком и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ К ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКА

Вопрос духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из значимых проблем, которые стоят сегодня перед государством в целом....

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

«Знаете ли вы своего ученика?» - мы задавали этот вопрос многим учителям начальных классов, и первой реакцией почти всегда было недоумение: что за странный вопрос! Если вдуматься: что действительно зн...

Программа изучения личности школьника

Программа изучения личности...

Статья из опыта работы «Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания»

Знаете ли вы своего ученика? Если вдуматься: что действительно знает учитель о каждом своем ученике, какие ка­чества он считает определяющими успех обучения, знает ли он возможности ребенка, индивидуа...

Методики изучения личности школьников

Данные методики позволяют выявить учащихся с высоким уровнем беспокойства-тревожности, определить жизненные ценности, уровень самооценки школьников....

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»...

Изучение личности школьника как одно из направлений деятельности классного руководителя

Возможно ли другого изменить?Открыть, сломать и вновь свинтить,Судьбу без колебаний предсказать,Потом туда дорогу смело указатьИ не давать с дороги сбиться,Толкать и осуждать, мешая ошибиться?А кто на...