Статья из опыта работы «Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания»
статья по психологии по теме

Знаете ли вы своего ученика? Если вдуматься: что действительно знает учитель о каждом своем ученике, какие ка­чества он считает определяющими успех обучения, знает ли он возможности ребенка, индивидуальные и возрастные его особен­ности развития и, наконец, знает ли, как учитывать все эти разли­чия, как строить учебный процесс, чтобы помочь ребенку справить­ся со всем комплексом учебных и внеучебных нагрузок, которые ложатся на его плечи с приходом в школу?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Статья из опыта работы

«Личность школьника

как главный показатель

эффективности процесса воспитания»

Подготовили:

Учитель русского языка и литературы, Кузьмина Татьяна Георгиевна;

педагог-психолог, Кузьмина Ольга Владимировна

г. Троицк

2014/2015 учебный год

Личность школьника как главный показатель

эффективности процесса воспитания.

«...Только тогда, когда педагоги будут знать,

что надо делать, они смогут делать».

П. П. Блонский

Знаете ли вы своего ученика? Если вдуматься: что действительно знает учитель о каждом своем ученике, какие качества он считает определяющими успех обучения, знает ли он возможности ребенка, индивидуальные и возрастные его особенности развития и, наконец, знает ли, как учитывать все эти различия, как строить учебный процесс, чтобы помочь ребенку справиться со всем комплексом учебных и внеучебных нагрузок, которые ложатся на его плечи с приходом в школу?

Для того, что бы воспитать успешного человека нам надо определить, портрет выпускника школы, понимать, какого ребенка мы хотим получить в итоге. Сравним портрет выпускника ДОУ, НОУ, ООШ, СОШ в соответствии с ФГОС (приложение 1), то мы увидим, что все ориентировано на личность ребенка.

Что такое личность? Личность – это человек, свободно и ответственно определяющий свое отношение к миру, к людям, к самому себе. Такие отношения могут быть ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) и антиценностными (негативными). Поэтому личность не стоит рассматривать только с положительным знаком. То же можно сказать и о развитии личности – оно может быть прогрессивным, а может быть и регрессивным.

Статус воспитания как социально ценной деятельности человека и необходимость общественной оценки целей и результатов этой деятельности требуют введения понятия, определяющего именно позитивную направленность развития личности. Таким понятием может стать «личностный рост». Личностный рост – есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность. Отношение же к данным объектам как к антиценностям будет свидетельствовать о регрессивном развитии личности.

В современном российском обществе, мыслящим себя в рамках так называемой общемировой (европейской) цивилизации, приоритетными признаются гуманистические ценности. Таким образом, личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.

В.А.Караковского, считал, что в современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Данный ряд привлек меня тем, что здесь выделены именно объекты ценностного отношения, которые можно «схватить», объективировать в действительности, в отличие, скажем, от таких феноменов как Добро, Истина, Красота, которые к тому же многими людьми и понимаются-то по-разному.

Поскольку речь идет о гуманистических ценностях, следует обратить большее внимание на основополагающую ценность гуманизма – ценность Человека. Она может проявляться в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я. Развитие ценностного отношения ребенка именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте.

Для полноценного описания личностного роста ребенка недостаточно одной лишь характеристики его ценностных отношений к миру, к людям, к себе. Для оценивания личностного роста ребенка необходима также оценка устойчивости данных отношений.

Для выстраивания успешного образовательного процесса необходимо ориентироваться на личность учащегося особенности его развития, готовность к школе, функциональные возможности, здоровья и учитывать другие факторы. Среди факторов, определяющих успешность в учебе, называют отношение в семье, отношение в коллективе, аккуратность, систематичность выполнения домашних заданий и многое другое. Ну а сам ученик, особенности его развития, готовность к школе, функциональные возможности, здоровье? К сожалению, лишь некоторые учителя считают необходимым строить учебный процесс с учетом состояния здоровья ребенка, особенностей его высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей, работоспособности, готовности к обучению.

При таком отношении неудивительна и обоснованна тревога о здоровье детей, значительная часть которых не справляются с учебной нагрузкой, испытывают разного рода трудности обучения. Важно, чтобы учитель не только знал каждого своего ученика, но и умел учитывать его особенности в процессе обучения. Трудно себе представить деятельность человека в любой сфере, когда он не знает, «с чем работает», «что можно», «каковы возможности», «какова сопротивляемость», «как управлять» и т. д. И наконец, «что нужно делать, чтобы не испортить, не сломать»? А ребенок - сложнейший, быстро и надолго «ломающийся», сугубо индивидуальный, каждый единственный в своем роде «экземпляр»: как же можно работать с ним и не знать его?

Известный русский педагог П.П. Блонский считал отношение учителя к ребенку основным критерием его профессиональности: «Сейчас я быстро разгадываю, что за педагог передо мною, смотря по тому, говорит ли он со мною о детях и их психологии, или же говорит он о программах, требованиях начальства, методиках и т. д.».

Очень важна идея педагогики сотрудничества, идея гуманного отношения к ученику на основе учета его индивидуальности, его особенностей, педагогика доброго, человечного, понимающего учителя и воспитателя, но понимающего и принимающего ребенка не только сердцем, но и умом, а значит, знающего его. Школе необходима педагогика сотрудничества, при которой между учителем и учеником устанавливается доброжелательное дружеское взаимопонимание, вызывающее у маленького человека положительные эмоции, уверенность в себе, в своих действиях и поступках, когда даже неудачи не кажутся такими непреодолимыми, не рождают чувство страха, отчужденности. Знание и понимание ребенка дают в руки учителя «волшебный ключик», позволяющий открывать сердца и души детей, вскрывать порой незнакомые ни им самим, ни их родителям ларчики способностей и возможностей.

Педагогика сотрудничества - это взаимопонимание и взаимодействие между учителем и родителями, учениками. Тогда родители не будут стесняться или, еще хуже, бояться рассказать, что их тревожит и волнует.

Педагогика сотрудничества - это прежде всего педагогика знания личности, знания и учета особенностей в процессе обучения.

Так же сотрудничество, преемственность должна осуществляться между ДОУ, НОУ, ООШ и СОШ ведь для того чтобы воспитать успешного ребенка надо начать с детского сада. Всем известно, что все основы закладываются в ребенка с малых лет, и от того как был выстроен образовательный процесс в детском саду, будет зависеть успешность воспитанника в дальнейшем. Педагоги всех образовательных учреждений должны работать в крепкой связке, чтоб учителя в 1 класс получали не чужого ребенка, а ребенка уже заочно знакомого. Для этого можно составлять подробную характеристику на каждого ребенка с реальной динамикой его развития. Только такой учитель, который хорошо знает и понимает способности и возможности ученика, его проблемы и трудности, знает, как и чем можно ему помочь, не «сломает» его, не навредит здоровью. Быть может, такой ученик будет и не очень послушным, но останутся в нем жажда нового, активность, самобытность.

Так же для осуществления преемственности между детским садом и школой необходимо проводить круглые столы с учителями и воспитателями, на которых будут обсуждаться острые проблемы, чтоб выстраивать работу в унисон.

Сегодня уже не нужно никого убеждать, что дети разные, но еще много нужно сделать, чтобы не делить детей на «хороших» и «плохих», «послушных» и «непослушных», «успевающих» и «неуспевающих». Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному ее анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т. д. Разные дети требуют, в конечном счете, разного подхода в обучении, т. е. индивидуального, дифференцированного подхода, который активно декларируется, но на практике реализуется недостаточно.

Очень часто, даже видя индивидуальные различия детей, педагог не принимает во внимание в процессе обучения, не понимает их значимости, а затем и просто перестает их замечать. В то же время степень обучаемости, состояние здоровья ребенка и функциональное состояние организма определяют в комплексе ту меру напряжений и усилий, которые требуются от него, ту «цену», которую организм «платит» за успехи и неудачи. Если нагрузка чрезмерна, а «цена» превышает предел функциональных возможностей организма, это неизбежно приводит к нарушению состояния здоровья. Именно этого и должен не допустить учитель.

А трудно ли учиться? Учеба для ребенка - нелегкий труд, но утомления, а тем более переутомления можно и нужно избежать. Но возможно это только при такой организации учебного процесса, когда учитываются все те факторы, о которых мы уже говорили. По мнению известного гигиениста М. С. Громбаха, задача учителя в том, чтобы сделать «трудное - привычным,         привычное - легким, легкое - приятным», и тогда учеба в школе будет доставлять детям радость.

Нельзя не сказать об очень важном факторе - личности самого учителя, его роли и характере его взаимоотношений с учеником. В. А. Сухомлинский считал, что «учитель - это прежде всего человек, который любит детей, находит радость общения с ними». Увы, так бывает не всегда. Как часто еще приходится сталкиваться с крикливым, раздражительным, не желающим сдерживать себя учителем! Такой педагог оказывает отрицательное влияние на психическое самочувствие и работоспособность детей, вызывает у них эмоционально отрицательные переживания, состояние тревожного ожидания, неуверенности, чувство страха и незащищенности. У такого учителя дети запуганы, подавлены, крикливы и грубы в отношениях друг с другом. В таком классе ученики часто жалуются на головную боль, плохое самочувствие, усталость. Еще хуже, если психотравмирующая ситуация, вызываемая неправильным поведением педагога, создается избирательно по отношению к одному ученику. К сожалению, такие случаи нередки. У ученика тогда возникает ответное чувство антипатии, страха и часто приводит к развитию невроза.

Конечно, нельзя дать учителю готовых рецептов. Более того, знание ребенка, знание истинное, глубокое, знание, рождающее понимание, не нуждается в рецептах, наоборот, это основа творчества учителя, поисков собственных путей в решении всех проблем. Это знание не облегчит работу учителя, а сделает ее качественно иной, научит видеть в каждом ребенке его индивидуальность и сделает невозможной стрижку «под одну гребенку», позволит учителю быть более внимательным и терпимым.

Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени. Недопустимо и вынесение прямой оценки личности ребенка – «ты плохой» или «ты хороший». Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.

По моему мнению, названные выше условия будут соблюдены, если в качестве результата гуманистического воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка.

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Чтобы определить результат деятельности можно использовать различные методики, в наше время их множество для определения всех сторон развития ребенка. Я представляю только некоторые из них, на ваше усмотрение вы можете ими пользоваться, или использоваться, или использовать методики, которые вам приемлемы.

Методы исследования психологических свойств и состояний личности

Значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности обладают проекционные методики.

  1. "Агрессивное поведение" (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев). Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.
  2. Акцентуации характера (опросник Шмишека). Существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств.
  3. "Ведущее полушарие мозга" (см. "Правое - левое")
  4. Воспринимаемый индекс вины (Perceived Guilt Index, PGI) . Состоит из двух шкал, которые измеряют эмоциональное переживание чувства вины как состояния и как генерализованной Я-концепции (черты). Данная методика особенно полезна в ситуациях, в которых необходимо отслеживать реакцию вины клиента в ответ на специфические события или ситуации, и могут случаться в семейной терапии или в работе с несовершеннолетний делинквентами.
  5. Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич). Аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью данного теста, который прошел многократную проверку на практике. Результаты также дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка (алкоголь, наркотики, несчастная любовь, противоправные действия, деньги и проблемы с ними, семейные неурядицы, потеря смысла жизни, чувство неполноценности, ущербности, уродливости, школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути, отношения с окружающими)
  6. Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей). С помощью предлагаемой методики кроме уровня враждебности можно определить уровень по шкале цинизма и агрессивности.
  7. Диагностика личностного эгоцентризма. С помощью методики можно получить индекс эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.
  8. Диагностика самоактуализации личности (методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина, САМОАЛ). Методика включает в себя диагностику по следующим шкалам: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность (стремление к творчеству), автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении.
  9. Диагностика самооценки мотивации одобрения (шкала Д.Марлоу, Д.Крауна) Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Одним из таких вариантов является шкала, разработанная Д.Марлоу и Д.Крауном. Этот тест целесообразно проводить для определения степени искренности ответов группы. А также данный тест позволяет оценить ваше желание получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков. Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой потребности в общении и наоборот.
  10. "Индекс жизненного стиля" (см. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте)
  11. Индивидуально-типологический опросник (Л.Н. Собчик, ИТО). В первую очередь, с помощью ИТО легко определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. Кроме того, она способствует выявлению спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован.
  12. "Исследование волевой саморегуляции" А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана Тест-опросник позволяет определить уровень развития волевой саморегуляции. В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
  13. "Коммуникативные и организаторские склонности" (КОС) Методика используется в психолого-педагогической практике для определения выраженности коммуникативных и организаторских способностей подростков.
  14. "Q-сортировка" Тестовая методика предназначена для изучения представлений о себе. Она разработана Б. Стефансоном. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».
  15. "Лесенка" (для детей 4-6 лет, младших школьников). Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
  16. "Личностный дифференциал" (модификация Д.А. Богдановой, С.Т. Посоховой). Методика предназначена для выявления расхождений между представлениями о себе, о себе идеальном и о себе в прошлом. Методика допускает индивидуальное и групповое обследование. Длительность выполнения задания - 15-20 минут.
  17. Личностный опросник Г.Айзенка. Данный опросник определяет соответствие одному из четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Также после обработки данных можно определить круг профессий наиболее подходящих определенному типу темперамента.
  18. Личностный опросник "ОТКЛЭ" (Н.И. Рейнвальд). Предлагаемый опросник позволяет исследовать пять основных свойств личности, наиболее компактно выражающих структуру личности с точки зрения, ее общественной сущности и главных индивидуально- психологических особенностей: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие.
  19. Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера. Позволяет определить тип акцентуаций характера личности - меланхолический, гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, неврастенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, паранойяльный, эпилептоидный, истерический, неустойчивый, конформный.
  20. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Васермана (модификация В.В. Бойко). Данный опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни.
  21. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассела и М. Фергюсона). При помощи данной методики можно выявить уровень одиночества: высокий, средний, низкий.
  22. Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора) Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).
  23. Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева) направлена на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.
  24. Методика изучения эмоциональной напряженности. Применяется с 11-12 летнего возраста. Анкета состоит из 30 вопросов. В результате обработки выясняется уровень: низкий, средний либо высокий.
  25. Методика исследования самоотношения (Пантелеев С.Р., МИС) предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.
  26. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси. Методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Можно определить связь между ранговыми оценками качеств личности входящих в представления "Я идеальное" и "Я реальное".
  27. Методика "ТиД" позволяет выявить состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов.
  28. Методика экспресс-диагностики невроза (К. Хека и Х. Хесса) позволяет диагностировать вероятность невроза у испытуемого.
  29. "Нервный человек" (В. Коулман) ответив на вопросы ("да" или "нет") можно узнать являетесь ли вы человеком робким, нервным, склонным к беспокойству или же наоборот.
  30. "Одиночество" (опросник С.Г. Корчагиной). Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества.
  31. Определение направленности личности (Б. Басса) С помощью методики выявляются следующие направленности: направленность на себя, направленность на общение и направленность на дело.
  32. Определение типа темперамента (по методике Н.Н. Обозова). Методика использующая 15 эмпирических характеристик проявлений темперамента, позволяет определить тип темперамента человека, в том числе и без его участия.
  33. "Определение эмоциональности" (В.В. Суворова) Методика предназначена для выявления интегрального показателя эмоциональности личности. Знание данного показателя является необходимым для всех сфер человеческой деятельности, т.к. позволяет выбирать соответствующие стратегии и тактики общения с конкретным субъектом.
  34. Опросник Басса-Дарки. Для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.
  35. Опросник С.Бэм направлен на выявление степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, определение типа личности: маскулинного, фемининного, андрогинного.
  36. Опросник Гекса для определения характерологических особенностей (Сигналетический опросник). Данная методика направлена на изучение характерологических особенностей личности. С помощью данной методики можно изучить ряд типов личности и определить преимущественный тип обследуемого (страстно-эмоциональный, щедро-холерический, сентиментально-чувственный, нервный, флегматический, сангвинический/реалистический, апатический, аморфный).
  37. Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн) Эмпатия - способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям.
  38. Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова. Импульсивность – это черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показателя импульсивности "Пи", тем больше импульсивности. Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий.
  39. Опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина). Тест направлен на определение и глубины переживания одиночества, и его вида (диффузное, отчуждающее, диссоциированное).
  40. Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности (Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, ИСАС) направлен на определение интенсивности страхов, а также наличие (или отсутствие) фобий.
  41. Опросник на выгорание (MBI, адаптирован Н.Е. Водопьяновой). Опросник позволяет диагностировать различные стороны профессионального выгорания: Эмоциональное истощение, Деперсонализацию, Редукцию личных достижений.
  42. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index, LSI) C помощью опросника можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит (вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация), изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит.
  43. Опросник САН (самочувствие, активность, настроение). Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия (силы, здоровья, утомления), активности (подвижности, скорости и темпа протекания функций) и настроения (характеристик эмоционального состояния).
  44. Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова. Исследование свойств темперамента, проявляющихся в предметной и социальной сферах жизненной деятельности человека. Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.
  45. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) Метод экспрессдиагностики суицидального риска, выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.
  46. Опросник Юнга. Данная методика предназначена для выявления типологических особенностей личности: экстраверсии, интроверсии и амбаверсии.
  47. "Оценка настроения". Тест-опросник позволяет довольно быстро получить мнение о том, какое настроение преобладает в момент диагностики - обычное, эйфорическое или негативное (астеническое).
  48. Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости. Тест позволяет оценить тип стрессоустойчивости.
  49. "Правое - левое". Тест определяет ведущее полушарие головного мозга. Так что Вы можете проделать несколько упражнений и узнать, какие типы реакции преобладают у Вас (1 задание позволяет судить об общем характере Вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным, 2 задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность, 3 - указывать на склонность к простодушию или кокетству, 4 - на решительность или нерешительность характера).
  50. "Предпочитаемые переживания" (методика Додонова, Шкала оценки значимости эмоций) Методика выявляет путем ранжирования предпочтение каких-либо переживаний, что означает доминирование каких-либо потребностей (социальных, познавательных или биологических)
  51. "Размышляем о жизненном опыте" (тест Н.Е. Щурковой) для выявления нравственной воспитанности учащихся.
  52. Самооценка психических состояний (по Айзенку) Данная методика включает в себя определение уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
  53. "Самооценка эмоциональных состояний" (А. Уэссман и Д. Рикс) Методика применяется для самооценки эмоциональных состояний и степени бодрствования. Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени. Простота выполнения задания делают ее весьма оперативным инструментом.
  54. Специализированная анкета определения типа личностной идентичности подростка (С.С. Носов). Позволяет диагностировать особенности личностной самоидентичности подростка. По результатам анкеты судят о позитивной/негативной идентичности.
  55. "Способность педагога к эмпатии" (И.М. Юсупов) Методика предназначена для исcледования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога.
  56. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях). Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами,и легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.
  57. Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут). Методика диагностирует агрессивное поведение. Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется автором на 5 шкал: вербальная агрессия, физическая, предметная, эмоциональная и самоагрессия.
  58. Тест Д.Голланда по определению типа личности. Голланд разработал данную методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив 6 типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический.
  59. Тест для бизнесменов
  60. Тест Кеттелла 16 PF (Форма А) предназначен для измерения 16 факторов личности – личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Выявляются эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе.
  61. Тест школьной тревожности Филипса. Эта методика поможет вам определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста. Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
  62. "Три Я" Методика предназначена для исследования эго-состояний, каждое из трех эго-состояний (ребенок, родитель, взрослый) может проявляться у одного и того же человека. Но многие люди имеют предпочтительный тип реагирования. Данный тест служит для определения того, какую из позиций чаще всего занимает испытуемый.
  63. "Уровень субъективного контроля" (УСК) С помощью этой методики можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус).
  64. "Формула темперамента" (А. Белов) позволяет определить выраженность одного из 4-х типов темперамента: холерический, сангвинический, флегматичный, меланхолический.
  65. Характерологический опросник Леонгарда. Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий - патологических расстройств личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (возбудимость, педантизм, тревожность, демонстративность, неуравновешенность, утомляемость и т.д.).
  66. "Художник или мыслитель" (см. "Правое - левое")
  67. "Ценностные ориентации" (ЦО) М. Рокича. Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич разливает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности - цели и ценности - средства.
  68. "Черты характера и темперамента" (ЧХТ). Опросник разработан на основе многопрофильного опросника ММРI, оценивает показатели эмоциональной реактивности, невротичности уровня притязаний, типологические особенности личности.
  69. Шкала депрессии (адаптирована Т.И. Балашовой) Для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.
  70. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
  71. Шкала Р.Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков (адаптированная В.А. Калягиным и Л.Н. Мацько) позволяет описывать симптоматологию психического компонента расстройства речи и голоса. Для оценки коммуникативных возможностей заикающихся на основании представлений о том, что их основные проблемы лежат в диапазоне межличностных реакций и отношений.

Приложение № 1

Вот портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе:

 Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

 Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

 Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

 Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

 Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

 Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

 Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

 Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

 Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.


Портрет выпускника по ступеням

 

«Портрет выпускника начальной школы»

 Из ФГОС НОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 »октября 2009 г. № 373 )

«Портрет выпускника основной школы»

Из ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря  2010 г. № 1897

 

"Портрет выпускника школы"

Из ФГОС  СПОО

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

 - активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового иэкологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

 

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

 


Использованная литература:

  1. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. - Псков, 1997.
  2. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. - Москва-Тула, 2002.
  3. Григорьева AM. Педагог как профессиональный воспитатель - Тула, 1999.
  4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии, СПб: Речь, 2001.
  5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.
  6. Современные ориентиры деятельности классного руководителя/Под ред. М.В.Шакуровой и В.В.Лактионова. - Воронеж, 1997.
  7. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой. Н.Л,Селивановой, Е.И.Соколовой. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ. Из опыта работы МКОУ СОШ № 4 по реализации программы комплексного развития личности «Теплый дом»

Целью воспитательно-образовательного проекта программы "Теплый Дом" является создание необходимой среды для развития социализированной личности. Идея программы «Теплый  Дом» заключается в комплек...

Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...

Статья. Из опыта работы. Учитель - организатор учабно-воспитательного процесса.

Формирование мотивации учения - одна из главных проблем современной школы. Стремлюсь к тому, чтобы мои дети учились с интересрм и желанием. В данной статье описываю те педагогические средства, ко...

Роль интеграции учебных предметов и досуга в становлении творческой личности (статья из опыта работы)

Автор предлагает и делится своими мыслями и наработками, опираясь на многолетний педагогический опыт интеграционной деятельности педагога дополнительного образования с учащимися, родителями, учителями...

Статья из опыта работы "Экологическое воспитание учащихся через организацию деятельности школьного экологического клуба"

В статье описан опыт работы по экологическомй воспитанию учащихся посредством школьных экологических организаций...

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Военно- патриотическое воспитание- проблема современного образовательного процесса. В кадетских классах это направление является основным. Одна из важных задач школы- воспитание патриотизма....

Статья ( из опыта работы) «Использование проектной деятельности в учебном процессе»

Аннотация: в работе рассматривается обоснованность применения метода проекта в учебной деятельности....