Проблемы воспитания в современных социокультурных условиях
статья на тему

Агафонова Ирина Юрьевна


Проблемы воспитания в современных социокультурных условиях

 

Процесс воспитания – это сложная цепь взаимодействия людей в социуме. А значит, проблемы социума обязательно отражаются на процессе воспитания. Изменяется общество, изменяется процесс воспитания, изменяются проблемы.

Какие же проблемы существуют в области воспитания сегодня и существуют ли они вообще?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agafonova_irina_yurevna.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Агафонова Ирина Юрьевна, учитель русского языка, литературы  и истории и культуры С-Пб

ГБОУ СОШ № 464 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Проблемы воспитания в современных социокультурных условиях

Процесс воспитания – это сложная цепь взаимодействия людей в социуме. А значит, проблемы социума обязательно отражаются на процессе воспитания. Изменяется общество, изменяется процесс воспитания, изменяются проблемы.

Какие же проблемы существуют в области воспитания сегодня и существуют ли они вообще?

Проблемы воспитания существовали во все времена. О них написаны труды таких великих педагогов-практиков, как В.А.Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. Проблемы существуют и в современном процессе воспитания, и почти все они, так или иначе, связаны с эмоционально-этическим направлением развития личности.

Статистика показывает, что количество правонарушений, связанных с распитием слабоалкогольных спиртных напитков и курением, среди несовершеннолетних выросло в несколько раз. Борьба с данными правонарушениями ведется всесторонняя: школа, правоохранительные органы, медико-психологические центры, даже реклама… Однако применяемые методы оказываются малоэффективны в наши дни.

Еще совсем недавно грубость, ненормативная лексика в школе были явлением не просто редким, а экстраординарным событием. А сегодня, услышав на улице от подростка бранные слова, мало кто отреагирует хотя бы мягким замечанием. Подросток стал агрессивнее. Влиять на него становится труднее. Поэтому одной из самых важных проблем воспитания нового поколения, на мой взгляд, стала проблема очерствения общества. Сегодня стало нормой пройти мимо чужой беды, посмеяться над лучшим другом, обидеть слабого. Мне кажется, именно эта проблема порождает множество других, в том числе и леность, нежелание трудиться.

Попробуем разобраться, какие изменения в обществе могли вызвать вышеперечисленные проблемы.

Во-первых, как это ни странно на первый взгляд, но это повышение уровня жизни. Сегодня, если ты не обладаешь рядом общепринятых благ, ты становишься «не интересен» сверстникам, т.е. социуму, в котором ежедневно находишься. А подросток нуждается в признании сверстников. Ему необходимо самоутвердиться:  если не лидерство, то признание права иметь собственное мнение, возможность это мнение высказывать, не боясь быть осмеянным.

Во-вторых, и это очень важно, ребенок испытывает недостаток внимания со стороны взрослых. Дорогие игрушки и компьютеры не могут заменить живого общения. Таким образом, ребенок страдает от недостатка теплоты, доверия, защищенности, которые так необходимы в процессе воспитания. Недостаток общения, прямого, тактильного, эмоционального контакта ребенка и взрослого – отрицательно влияют не только на эмоциональное развитие ребенка, но и на формирование его взглядов и убеждений. Родители большую часть времени проводят на работе, в заботе о материальном благосостоянии семьи, но при этом неизбежно теряют контакт с собственным ребенком. Перекладывая весь процесс воспитания на плечи обучающих учреждений, родители забывают, что именно они, их личный пример поведения в реальной жизни, их отношение к окружающей жизни формирует у детей стереотипы поведения, которые не сможет изменить ни учитель, ни воспитатель, не разрушив в какой-то мере внутренний мир ребенка. Изменение стереотипов поведения очень болезненный длительный процесс, и зачастую приводит к двойственности в поведении еще не сформировавшейся окончательно личности.

К причинам проблем современного воспитания можно отнести научно-технический прогресс. Парадокс! Мы стремимся облегчить себе жизнь - и тем самым усложняем ее. Информацию, которую раньше подросток узнавал от взрослых, учитывающих его внутреннюю организацию, возрастные особенности и даже темперамент, сегодня выдает бездушная машина.

У ребенка появилась возможность, не выходя из дома, соблюдая все видимые условия для спокойствия родителей, убегать  в мир виртуальный, где  он становится героем, востребованной личностью. Играя в виртуальные игры, он не только получает информацию, но учится жестокости: он учится убивать других и умирать сам. Он не испытывает боли, видя виртуальную кровь, у него притупляется чувство страха, исчезает инстинкт самосохранения. Мозг получил и обработал информацию. Возможно, именно здесь кроются корни детских и подростковых суицидов. Ребенок отдаляется от реальности, от общества, получая возможность быстрого овладения информацией, теряет возможность живого общения. Диспут, спор, обсуждение, беседа и другие вербальные методы взаимодействия становятся невозможными. Дети теряют аудиальный канал получения информации.  Технический прогресс так прочно вошел в нашу жизнь, что мы, взрослые люди, начинаем искренне верить, что звонок по мобильному телефону – это реальный контроль  деятельности или передвижений ребенка, а электронный журнал – это благо, дающее возможность ежедневно контролировать учебный процесс. Но так ли это?

Как легко, сидя за компьютером или в гостях у друга, сказать, что старательно делаешь уроки. А современным родителям нет необходимости  идти в школу, для общения с учителем, если можно, набрав «заветную комбинацию цифр», узнать оценки. Но это только видимость заинтересованности, видимость воспитания. Какие эмоции испытал ребенок, получив ту или иную отметку? Cколько сил  затрачено ребенком на уроке? Как складываются взаимоотношения ребенка в коллективе? Какие предметы нравятся или не нравятся ребенку? Наконец, какое впечатление на окружающих производит сам ребенок?  Это лишь малая часть вопросов, которая должна интересовать родителей, но именно эти вопросы остаются за рамками любого журнала. Страдает эмоциональная сфера. Никакая техника не заменит живого общения, никакая техника не научит реальной жизни.

В этой ситуации возникает новая проблема: как формировать и развивать познавательные интересы обучающихся в условиях информационного общества? какие технологии, методы воспитания в социокультурной среде окажут положительное воздействие на личность ученика?

Понятие «среда» буквально означает «середина» – это то, что занимает промежуточное положение и является посредником между взрослым и детским миром, между миром школьника и окружающим социумом.

«Социокультурная среда – конкретное, непосредственно данное каждому ребенку, социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества»[1].  Ребенок живет и развивается в определенной социокультурной среде. Школа, учитель, одноклассники, спортивные секции, ДДЮТ, библиотека, родители  и даже приятели во дворе – все это составляет  социокультурную среду современного школьника. Как она влияет на формирование взглядов? Помогает или мешает ребенку стать полноправным членом нашего общества? Как среда влияет на формирование эмоциональной сферы? К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос дать сегодня невозможно.

Ряд учреждений, которые раньше помогали в воспитательном процессе, сегодня отошли на второй план, а то и совсем перестали оказывать какое-либо влияние на формирование личности. Так, библиотеки с приходом в нашу жизнь интернета и электронных книг утратили свое первоначальное значение. ДДЮТ, музыкальные школы, спортивные секции, объединяя в группы по интересам, помогают детям не только реализовать свои способности, но и дают возможность общения. Однако, как правило, общение происходит только в рамках занятия. Таким образом, основная нагрузка в борьбе с возникающими в процессе воспитания проблемами ложится на плечи школы, учителя, классного руководителя.

Как учитель-предметник я стараюсь на уроках русского языка как можно чаще обращаться к детскому воображению с помощью метода французских творческих мастерских.  Например, придумать текст из 3-7 предложений на заданную тему, выдумать сказочного героя, описать его, продумать путь нового, никому неизвестного, сказочного героя.  С одной стороны, данный метод помогает ребенку, оставаясь в комфортном для него виртуальном мире, осваивать мир реальный, мир русского языка и литературы, мир народных традиций. С другой стороны, учит чувствовать и сочувствовать своему герою, а значит, убить плод своих фантазий становится сложнее, как в дальнейшем, сделать больно человеку. Одним из условий данных мастерских является обязательное озвучивание каждой работы, ее оценка, если не детей, то учителя. Исправление, уточнение, рекомендации даются только в доброжелательной форме. В таком случае дети перестают смеяться над чужими ошибками, стараются помочь друг другу и как итог - исчезает граница между детьми, граница страха быть непонятым и непринятым.

Как классный руководитель стараюсь мобильно реагировать на малейшие изменения в настроении классного коллектива. Все проблемы, если они возникают, легче «гасить» сразу, пока не разгорелось «пламя» вражды в детском коллективе. Индивидуальная работа, личные беседы и общие обсуждения, анкетирование и «секретные записки» помогают понять причины зарождающегося конфликта и устранить эти причины. В данном случае необходим тесный контакт с родителями учащихся. От взаимопонимания учителя и родителей зависит работа всего классного коллектива, комфортность воспитательного и учебного процесса.

Особую роль в воспитательном процессе нашей школы играет открытый в 2011 «Зал боевой славы». Как руководитель «Зала боевой славы» использую огромный потенциал данной экспозиции. Дети, начиная с пятого класса, начинают вести экскурсии по залу. Они не только сами знакомятся с героическим прошлым нашего города, но делятся информацией с ребятами других классов, со своими родителями. Эта работа помогает в установке связей: учитель – ученик – родитель. Семья и школа становится единым целым. Также мы с ребятами собираем информацию о героическом прошлом семьи каждого ученика «Война в нашей семье…». В этом нам помогают официальные сайты: «Мемориал. ru» и «Подвиг народа.ru».  Работы наших учащихся, написанные на основе воспоминаний родственников, фотографий из домашнего архива, вошли в альманах «Геройством и отвагой их жизнь озарена», посвященный 65-годовщине Победы. Таким образом, устанавливается тесная взаимосвязь семьи и школы. Дети чувствуют значимость своей работы. Старшие школьники передают опыт  малышам-пятиклассникам, что  способствует сплочению школьного коллектива, развитию добрых, дружеских отношений. Узнавая военное прошлое своей семьи, дети учатся быть добрее и внимательнее не только к своим близким, но и к незнакомым пожилым людям. Таким образом, проблема «очерствения» детей если и не снимается полностью, то сглаживается, становится не такой острой, неразрешимой.

       Я ни в коем случае не призываю отказаться от прогресса, «вернуться в первобытное общество». Очерчивая круг проблем возникающих в процессе воспитания сегодня, я пытаюсь показать, что данные проблемы требуют решения не в отдельно взятой семье, а в социуме. Только общество, породившее эти проблемы, может их разрешить.

       Подводя итог, хочется отметить, что социокультурная среда - это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама.

Литература:

  1. Новые ценности образования: культурные модели школ. – Вып. 7. – М.: Инноватор, 1997. – 248 с. – С. 92.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательсккая работа "Речевой этикет в современных социокультурных условиях""

Исследовательсккая работа посвящена речевому этикету школьников....

ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАУЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАУЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ. сб. Учитель-учителю.№10. Из опыта работы....

Статья "Учитель – ученик: характер взаимодействий в современных социокультурных условиях".

P { margin-bottom: 0.21cm; } Учитель и ученик – это диалог двух культур, дополняющий друг друга. ...

Современные социокультурные условия для развития художественно-эстетического образования

Современные социокультурные условия для развития художественно-эстетического образования          Художественно-эстетическое образование, которое входит не...

Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях

Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях...

«Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях».

Доклад «Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях»....