Современные социокультурные условия для развития художественно-эстетического образования
статья на тему

Топилина Юлия Геннадьевна

Современные социокультурные условия для развития художественно-эстетического образования

 

         Художественно-эстетическое образование, которое входит неотъемлемой частью в систему общего и дополнительного образования, претерпевало всевозможные трансформации в зависимости от изменения социокультурной ситуации. Например, в определенный период в качестве его основных целевых установок выдвигались приоритеты накопления учащимися практических умений и навыков. В современных условиях в качестве приоритетных задач художественного образования выступают процессы формирования духовно-нравственных качеств в мировоззренческой структуре личности. Такая постановка вопроса стала возможной в связи с распространением во второй половине ХХ века прогрессивных концепций художественного образования. Их появление связано с именами известных деятелей культуры – композитора Д.Б. Кабалевского и художника Б.М. Неменского. Главный акцент в их воспитательных концепциях был сделан на духовно-нравственных и культурологических аспектах, а приобретение учащимися специальных навыков и умений служило этому средством. Все модели художественного образования, которые опираются на эти концепции, имеют те же приоритеты.      

      Особое место в разработке концепции и моделей художественного воспитания занимает проблема содержания художественного образования. Этим содержанием сегодня, очевидно, является процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности, а также сопереживание – как особая форма освоения детьми нравственно-эстетических ценностей. Важно подчеркнуть, что в системе художественного образования, базирующейся на современных прогрессивных концепциях, существенным образом изменились сами векторы, задающие характер развития этой системы. Например, от искусства как средства обучения – к искусству как источнику и предмету духовного общения. От эстетического восприятия как одного из видов художественной деятельности – к пониманию восприятия как процесса духовного освоения произведений искусства. Следует отметить, что художественное образование является благодатной почвой для развития нравственно-эстетического отношения к природе. Различные виды творческих работ учащихся могут быть направлены на стимулирование такой эстетической и творческой деятельности, которая воспитывает любовь к природе. Целенаправленная творческая деятельность формирует сознательное отношение к природе и препятствует разрушительным инстинктам, которые зачастую наблюдаются у учащихся. При поощрении художественно-эстетического творчества в условиях общения с природой, закрепляются гуманные отношения к живым существам и формируются нравственные, эстетические и экологические убеждения учащихся.

        Преобразования затрагивают характер взаимодействия педагога и учащегося в образовательном процессе, выводя его на уровень субъект-субъектных отношений – преобладавшая прежде позиционная зависимость учащихся трансформируется в сотворчество и диалог с педагогом. Ведь в искусстве находят отражение проблемы человеческой жизни, этические и философские системы. Они получают воплощение в художественных образах и могут быть прочувствованы, пережиты и осознаны ребенком в опыте общения с произведением искусства. Если школьник способен говорить о содержании художественного произведения посредством ассоциаций – жизненных, поэтических, образных аналогий, значит, он уже на пути к его целостному анализу, он уже как бы «раскрыл» воспринимаемое произведение. Путь углубления художественного опыта ребенка лежит в сфере его творческого воображения, устанавливающего связи между жизненными (ситуативными, речевыми, зрительными, двигательными) и другими формами художественного опыта. Природа – поистине неисчерпаемая кладовая для творчества, а задача педагога – воспитывать у ребенка умение видеть ее красоту, развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны и мира, формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и описывая его, ребёнок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

          Направленность программ по художественному образованию детей в современных социокультурных условиях, безусловно, должна быть максимально сориентирована на этические ценности, на нравственные категории, которые всегда составляли сущность искусства и возвышали человеческий дух. Учащиеся начальных и средних классов осваивают эти нравственные категории непосредственно – через художественные образы. В старших классах на основе приобретенного жизненного опыта, в результате осознания того, что предметом искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства) является человек, его душевное бытие, характер его отношений с миром и окружающими людьми, создаются условия для более полного осознания этических ценностей через призму различных исторических эпох. Таким образом, в своем душевном опыте и нравственном сознании учащиеся проходят весь путь становления и развития человеческой культуры, дающий возможность осознать свое место в жизни.

 

Литература:

  1. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников// Под ред. Т.С. Комаровой.М., 2004.С. 7.
  2. Киященко Н.И. Эстетика жизни. В 3кн.М.: ФОРУМ. ИНФРА-М, 2000.
  3. Соколов А.В. Феномен социально – культурной деятельности. СПб.: СПбГУП, 2003. С. 9.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные социокультурные условия для развития художественно-эстетического образования

Художественно-эстетическое образование, которое входит неотъемлемой частью в систему общего и дополнительного образования, претерпевало всевозможные трансформации в зависимости от изменения социокультурной ситуации. Например, в определенный период в качестве его основных целевых установок выдвигались приоритеты накопления учащимися практических умений и навыков. В современных условиях в качестве приоритетных задач художественного образования выступают процессы формирования духовно-нравственных качеств в мировоззренческой структуре личности. Такая постановка вопроса стала возможной в связи с распространением во второй половине ХХ века прогрессивных концепций художественного образования. Их появление связано с именами известных деятелей культуры – композитора Д.Б. Кабалевского и художника Б.М. Неменского. Главный акцент в их воспитательных концепциях был сделан на духовно-нравственных и культурологических аспектах, а приобретение учащимися специальных навыков и умений служило этому средством. Все модели художественного образования, которые опираются на эти концепции, имеют те же приоритеты.      

Особое место в разработке концепции и моделей художественного воспитания занимает проблема содержания художественного образования. Этим содержанием сегодня, очевидно, является процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности, а также сопереживание – как особая форма освоения детьми нравственно-эстетических ценностей. Важно подчеркнуть, что в системе художественного образования, базирующейся на современных прогрессивных концепциях, существенным образом изменились сами векторы, задающие характер развития этой системы. Например, от искусства как средства обучения – к искусству как источнику и предмету духовного общения. От эстетического восприятия как одного из видов художественной деятельности – к пониманию восприятия как процесса духовного освоения произведений искусства. Следует отметить, что художественное образование является благодатной почвой для развития нравственно-эстетического отношения к природе. Различные виды творческих работ учащихся могут быть направлены на стимулирование такой эстетической и творческой деятельности, которая воспитывает любовь к природе. Целенаправленная творческая деятельность формирует сознательное отношение к природе и препятствует разрушительным инстинктам, которые зачастую наблюдаются у учащихся. При поощрении художественно-эстетического творчества в условиях общения с природой, закрепляются гуманные отношения к живым существам и формируются нравственные, эстетические и экологические убеждения учащихся.

Преобразования затрагивают характер взаимодействия педагога и учащегося в образовательном процессе, выводя его на уровень субъект-субъектных отношений – преобладавшая прежде позиционная зависимость учащихся трансформируется в сотворчество и диалог с педагогом. Ведь в искусстве находят отражение проблемы человеческой жизни, этические и философские системы. Они получают воплощение в художественных образах и могут быть прочувствованы, пережиты и осознаны ребенком в опыте общения с произведением искусства. Если школьник способен говорить о содержании художественного произведения посредством ассоциаций – жизненных, поэтических, образных аналогий, значит, он уже на пути к его целостному анализу, он уже как бы «раскрыл» воспринимаемое произведение. Путь углубления художественного опыта ребенка лежит в сфере его творческого воображения, устанавливающего связи между жизненными (ситуативными, речевыми, зрительными, двигательными) и другими формами художественного опыта. Природа – поистине неисчерпаемая кладовая для творчества, а задача педагога – воспитывать у ребенка умение видеть ее красоту, развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны и мира, формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и описывая его, ребёнок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

         Направленность программ по художественному образованию детей в современных социокультурных условиях, безусловно, должна быть максимально сориентирована на этические ценности, на нравственные категории, которые всегда составляли сущность искусства и возвышали человеческий дух. Учащиеся начальных и средних классов осваивают эти нравственные категории непосредственно – через художественные образы. В старших классах на основе приобретенного жизненного опыта, в результате осознания того, что предметом искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства) является человек, его душевное бытие, характер его отношений с миром и окружающими людьми, создаются условия для более полного осознания этических ценностей через призму различных исторических эпох. Таким образом, в своем душевном опыте и нравственном сознании учащиеся проходят весь путь становления и развития человеческой культуры, дающий возможность осознать свое место в жизни.

Литература:

  1. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников// Под ред. Т.С. Комаровой.М., 2004.С. 7.
  2. Киященко Н.И. Эстетика жизни. В 3кн.М.: ФОРУМ. ИНФРА-М, 2000.
  3. Соколов А.В. Феномен социально – культурной деятельности. СПб.: СПбГУП, 2003. С. 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-эстетических умений на уроках декоративного рисования

На уроках декоративного рисования у учащихся развиваются умения воплощать в художественно-изобразительной форме свои творческие замыслы. Цель исследования: показать развитие художественно-эстетических...

Исследовательсккая работа "Речевой этикет в современных социокультурных условиях""

Исследовательсккая работа посвящена речевому этикету школьников....

ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАУЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАУЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ. сб. Учитель-учителю.№10. Из опыта работы....

Проблемы воспитания в современных социокультурных условиях

Проблемы воспитания в современных социокультурных условиях Процесс воспитания – это сложная цепь взаимодействия людей в социуме. А значит, проблемы социума обязательно отражаются на процессе восп...

Статья "Учитель – ученик: характер взаимодействий в современных социокультурных условиях".

P { margin-bottom: 0.21cm; } Учитель и ученик – это диалог двух культур, дополняющий друг друга. ...

Развития художественно-эстетической одаренности детей, учителями ШМО технологии, эстетического цикла.

    Программа  разработанас учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и являтся основой...


 

Комментарии

Топилина Юлия Геннадьевна

Уважаемые коллеги!

Общеинститутская кафедра психологии образования Института педагогики и психологии МГПУ приглашает Вас принять участие в научно-практической конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса», которая состоится 15 апреля 2014 года по адресу: Москва, ул. Туристская, 19, корп.5.

Время работы конференции:

13.00. – 14.00. – Регистрация участников

14.00 – 15.00. – Пленарное заседание

15.15 – 18.00. –Работа секций

К участию в конференции приглашаются исследователи, преподаватели высшей школы и средних профессиональных педагогических учреждений, психологи и учителя-практики, аспиранты, магистранты, студенты.
В рамках конференции заявлены следующие секции:
Секция 1. Диагностика и развитие когнитивных способностей ребенка. Руководитель А.И. Савенков, д.пед.н., д.психол.н., профессор.
Секция 2. Социальное качество образования в мегаполисе. Руководитель В.А. Ясвин, д.психол. н., профессор.
Секция 3. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве мегаполиса. Руководители: В.М. Поставнев,к.психол.н., доцент, Д.В. Наумова, к.психол.н., доцент.
Секция 4.Предметно-развивающая среда современных образовате­льных учреждений. Руководитель Е.В. Иванова, к.психол.н., доцент.
Секция 5. Развитие самосознания субъектов образовательного пространств. Руководители Л.Н. Азарова, к.пед.н., доцент, А.А. Чекалина, к.психол.н., доцент.
Секция 6. Проблемы педагогической антропологии и детства в контексте современности. Руководители И.А. Бирич, д.филос.н., профессор, О.А. Шаграева, к.психол.н., доцент.

Секция 7.Социокультурное развитие ребенка в системе художественно-эстетических практик образовательного пространства Москвы. Руководитель Г.Л. Копотева, к.пед.н., зав. лабораторией экспертизы и апробации новых образовательных технологий Института стратегических исследований в образовании РАО.

Секция 8. Методологические и практические проблемы использования цифровых технологий в образовании Руководитель С.Л. Белых С.Л.,к.психол.н., доцент.
По итогам конференции планируется издание сборника трудов. Просим учесть, что материалы будут опубликованы только при условии соответствия теме конференции и требованиям к оформлению.
Заявка (форма 1) на участие и материалы для публикации (форма 2) в электронном и печатном вариантах принимаются до 10 апреля 2014 года по электронной почте konfer.psob@yandex.ru и по адресу: ул. Туристская, 19, корп.5., каб. 108 с 10.00 до 17.00.