Развитие художественно-эстетических умений на уроках декоративного рисования
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Устинов Александр Павлович
На уроках декоративного рисования у учащихся развиваются умения воплощать в художественно-изобразительной форме свои творческие замыслы. Цель исследования: показать развитие художественно-эстетических умений на уроках декоративного рисования

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие художественно-эстетических умений на уроках декоративного рисования. Выполнил: Устинов А.П.

Слайд 2

1. Сущность развития художественно- эстетических умений. Развитие – целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структуризацией. Умение – возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Знания и умения две неотделимые и функционально взаимосвязанные части любого целенаправленного действия.

Слайд 3

Художественно- эстетические умения – это способность осуществлять в учебной деятельности совокупность действий, направленных на рационально- логическое и эмоционально-чувственное познание мира. К художественным умениям мы относим умения: Использовать средства художественной выразительности; Анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения и цвет, изображаемых предметов;

Слайд 4

• добиваться образной передачи действительности добиваться образной передачи действительности; Сознательно применять законы наблюдательной перспективы, художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.

Слайд 5

Содержание художественно-эстетических умений школьников: знание и владение техническими возможностями художественных материалов; умение выбирать средства художественной выразительности; Умение выделять и сравнивать стилевые особенности произведений народных художественных промыслов; осознание значения традиционной народной культуры.

Слайд 6

2.Особенности развития художественно-эстетических умений у школьников в процессе декоративного рисования. Принципы декоративно-прикладного искусства: Утилитарность, рабочее назначение украшенного предмета;

Слайд 7

• красочность и декоративность орнаментальных образов на утилитарной вещи; Стремление передать образ в декоративно-художественной трактовке изображаемой формы, дать образу продуманную обобщенную характеристику; назначение вещи, ее форма и конструкция, материал, цвет и орнамент – все связано между собой единством замысла.

Слайд 8

На уроках декоративного рисования мы развиваем у школьников: познавательный интерес , систематизируя и углубляя знания о народном искусстве; зрительную память, ведь каждый урок содержит богатый иллюстративный, репродуктивный и другой наглядный материал. воображение , т.к. в декоративно-прикладном искусстве присутствует перевод изображений реальных в изображения декоративные. Школьники учатся символическому изображению реальных объектов.

Слайд 9

• Речь , т.к. сам образный художественный язык народного искусства многообразен, богат, речь школьников становится логически связанная, живая, образная. Творческое мышление , накопив достаточный багаж познания в сфере народного искусства, познав его самобытность, оригинальность, школьник становится способен сам создавать декоративные импрови­зации, разнообразные по композиционному и цветовому решению.

Слайд 10

Исходя из этого выделяем основные компоненты развития художественно-эстетических умений в рамках уроков декоративного рисования: Первоначальное ознакомление с понятием декоративно-прикладное искусство. Умение анализировать художественное произведение декоративно-прикладного искусства. Самостоятельное составление декоративной композиции-импровизации.

Слайд 11

Знания полученные на уроках декоративного рисования школьники используют на уроках технологии, при выполнении декоративных работ.

Слайд 12

Мы вместе стараемся делать наглядные пособия к ИЗО (муляжи фруктов и овощей, копии городецкой, гжельской, пермогорской росписей и т.д.).



Предварительный просмотр:

Содержание.

 

Введение.

Глава 1. Развитие художественно-эстетических умений  как актуальная социаль ная и психолого-педагогическая проблема................5

1.1. Сущность развития художественно-эстетических умений...............5

1.2. Особенности развития художественно-эстетиче ских умений у школьников в процессе декоративного рисования............................................15

1.3. Значение уроков декоративного рисования в раз витии художественно-эстетических умений.................................................................22

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявле нию эффективности уроков декоративного ри сования в развитии художественно-эстетиче ских умений..............................................................24

          2.1. Программа опытно-экспериментальной работы...............................24

2:2. Методические рекомендации по организации уро ков декоративного рисования, направленных на развитие художественно-эстетических умений.............................................................................................33

 2.3. Результаты исследования...................................................................36

Заключение.......................................................41

          Литература........................................................44

          Приложения......................................................47

Введение.

Наиболее благоприятные условия для развития художественно-эсте тических умений создают уроки декоративного рисования. Для понима ния особенностей развития этих видов умений, необходимо пояснить зна чение термина «декоративное». Оно происходит от латинского слова decorare, что значит «украшать», прославлять. Главной особенностью декоративного искусства является способность превращать обыденные, бытовые предметы в художественное произведение. Произведения деко ративно-прикладного искусства являют собой единство утилитарного и эстетического начал. В нем полезное соединяется с прекрасным, эстети ческое - с практическим необходимым.

Своеобразие декоративно-прикладного искусства состоит в том, что:

• его художественные выразительно-смысловые элементы строятся на основе утилитарно-конструктивных элементов, либо сливаются с ними;

• для их построения наряду со специально-художесвтенными исполь зуются выразительные возможности самой вещи.

В прикладном искусстве - тканях, посуде, коробах присутствует изо бразительный мотив. Но сами произведения прикладного искусства ни чего не изображают. Они создают весьма условный образ, ассоциирую щийся с определенным жизненным явлением. Любой мотив, любые со бытия, происходящие в жизни, любые явления природы могут быть использованы в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство пронизывает всю окружающую нас действительность. Простота, лаконизм, ясность и четкость - существенные при знаки, определяющие художественные качества предмета.

Искусство не только наполняет радостной красотой нашу жизнь, но и формирует художественный вкус человека.

На уроках декоративного рисования школьники развивают умение при соз дании художественной вещи использовать различные художественно-выра зительные средства: графические, живописные, пластические.

На уроках декоративного рисования развиваются умения воплощать в художественно-изобразительной форме свои творческие замыслы.

Цель исследования: показать развитие художественно-эстетических умений на уроках декоративного рисования.

Для достижения этой цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

♦ исходя из темы нашего исследования, определим понятие «художест венно-эстетические умения»;

♦ выяснить сущность развития художественно-эстетических умений;

♦ установить особенности развития художественно-эстетических умений в процессе декоративного рисования;

♦ определить значение уроков декоративного рисования.

ГЛАВА 1. Развитие  художественно-эстетических   умений  школьника как актуальная социальная и психолого  - педагогическая проблема.

1.1. Сущность развития художественно-эстетических умений.

Говоря о развитии художественно-эстетических умений необходимо выяснить, что мы понимаем под развитием, какова его сущность?

Рассмотрим данную проблему с философской и психолого-педагоги ческой точки зрения.

Развитие - понятие, характеризующее качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных сис тем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. В обыденном употреблении понятие развития тесно связано с понятием прогресса.

 Однако в сфере философского и научного употребления оно фиксиру ет бытие системы как обновление и разрушение прогресса и регресса, самоутверждения и самоуничтожения. Философское осмысление развития первоначально строится на традиционном против оставлении движе ния и покоя, изменчивости и устойчивости, преобразования и сохране ния. В связи с понятием истории, понятие «развитие» приобретает раз личные оттенки. Формируется образ развития как восходящего движе ния - линии, - по ходу которого могут быть расставлены и сопостав лены различные стихии, вещи, формы бытия, события истории, челове ческие действия и т. д.

В 17-18вв. развитие рассматривается как появление новых вещей и идей, т.е. в характеристике развития приобретается критерий новизны. В 19 веке понятие развития и связываемое с ним понятие новизны вво дится в мир количественных изменений.

Количественные определения развития проникают в сферу духовной деятельности.

 Идеи развития рассматривают в своих трудах Платон, Демокрит, Г. Галилей, Декарт и др. Идею диалектического развития выявил Г. Ге гель, а затем К. Маркс.

Диалектическое развитие - движение от низшего к высшему, от стаpoгo к новому, от простого к сложному. В ХХ столетии обогащение кон цепции развития связано с углублением научных исследований развития в различных предметных областях, в том числе и в сфере образования.

Развитие - это целенаправленное накопление информации  с пос ледующим её упорядочением, структуризацией.

 Целенаправленное собирание, интегрирование ценностной информации на основе отражения является условием появления новой организа ции, новой структуры. Движущей силой развития является целенаправ ленная борьба противоположностей - положительной и отрицательной сторон прогресса. Процесс обновления, рождения нового и отмирания старого.

Л. С. Выготский ввел понятие двух уровней развития: актуального (имеющего в наличии) и потенциального (которого можно достичь при наличии определенных условий). Расхождения между ними он назвал «зоной ближайшего развития» (В. Г. Рындак).

С этой точки зрения развитие рассматривается как качественное пре образование субъекта и объектов.

В школе мы на блюдаем недостаточную развитость умений по изобразительному искус ству детей первых лет обучения. Считаем, что  художественно- эстетические умения школьников нуждаются в дальнейшем развитии.

Для нашего исследования значимым является уточнение представле ний о том, какое содержание вкладывается в понятие «умение».

Анализ психологической литературы показывает, что единства в оп ределении и содержании умения нет. «Одна из основных причин сущест вующего положения заключается в отсутствии единой теоретической концепции. Например, Н. Д. Левитов под умением понимает «успешное выполнение действия или более сложной деятельности с выбором и при менением правильных приемов работы с учетом определенных условий». К. К. Платонов  умением называет способность устанавливать взаимоотношения между целью деятельности, условиями и способами её выполнения». Умения носят сознательный характер выполнения дейст вия с возможностью перехода в творчество», - констатирует В. А. Сла стенин. Умение, - указывает Л. Ф. Спирин - требует не автоматиче ского, а творческого использования сил, знаний, навыков.

Многозначность понятия «умения» ученые  видят в его органиче ской взаимосвязи с психологическими особенностями личности, ее эмо циональной и волевой сферой, направленностью, знаниями, вниманием и творческим мышлением». Педагоги и психологи рассматривают структуру умения, как сложного психологического образования, рассма тривают как: знания, навыки, умственные и практические действия, личностные качества

Остановимся на определении понятия «умение». Умение - освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупно стью приобретенных знаний и навыков.

Умение - возможность эффективно выполнять действие (деятель ность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать.

Умение - подготовленность к практическим и теоретическим дейст виям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Умение - операция интеллектуального свойства. Умения часто на зывают знаниями в действии, что свидетельствует о том, что умение всегда оперирует приобретениями знаний.

В нашем умении мы опираемся на общепризнанное в науке определе ние умения. «Умение - это чрезвычайно сложное структурное сочета ние чувственных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности, формирующихся и проявляющихся в системе мыслительных, мневмонических, сенсомоторных и других действий, обеспечивая дости жение поставленных целей деятельности в изменившихся условиях её протекания».

Образование умения представляет собой сложный процесс аналитико синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в ходе которого создаются и закрепляются ассоциации между заданием, знаниями, необходимыми для его выполнения и применением знаний на практике.

Повторные действия укрепляют эти ассоциации, а вариации заданий делают их всё более точными. Таким образом, формируются черты и признаки умения: «гибкость», то есть способность рационально действо вать в нестандартных ситуациях; «стойкость», то есть сохранение точно сти и темпа; «прочность» (умение не утрачивается даже в тот период, когда оно практически не применяется).

Умения могут быть как практические, так и теоретические. Умение предполагает использование ранее полученного опыта, определенных знаний (без последних нет умений). Знания  и умения  две неотделимые и функционально взаимосвязанные части любого целенаправленного дей ствия. Качества умения определяются характером и содержанием зна ний о выполняемом действии.

Качества умения определяются характером и содержанием знаний о выполняемом действии. Умения тесно связаны с навыками как способами выполнения действия, соответствующими целям и условиям, в которых приходится действовать. Но, в отличие от навыков, умение может обра зовываться и без специального упражнения. В этих случаях оно опира ется на знания и навыки, приобретенные раньше, при выполнении дей ствий, только сходных с данным.

С точки зрения психологии, умение - промежуточный этап овладения новым способом действия, основанном на каком-либо знании и соответствующем правильному использованию этого знания в процессе реше ния определенных задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умения обычно соотносят с тем уровнем, который на начальном этапе выража ется в форме усвоенного знания, которое принято учащимися и может быть произвольно воспроизведено.

В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, высту пая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом.

На этапе формирования умения, как усвоенный способ действия регу лируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей ре шение задач в новых условиях, достигается преобразование умения в на вык. Процесс выполнения действия при этом протекает в форме автома тизированного психического регулирования, а обращение к знанию про исходит только в случаях затруднений.

Общими условиями, обеспечивающими умения, являются: а) понимание учеником обобщенного правила;

б) обратная связь в решении новых задач.

По мнению В. Г. Рындак, умение - это совокупность знаний и гибких навыков,  обеспечивающая     возможность      выполнения   определенной деятельности или действия в определенных условиях. Проходя через ряд этапов умение в конечном счете перерастает в мастерство и творчество.

Мы согласны с мнением А. В. Усова и А. А. Боброва, что от сформи рованности умений в значительной мере зависят обучаемость школьников, темпы переработки и усвоения ими различной информации, и в конечном итоге качество знаний учеников.

Исследователи выделяют общие учебные умения, и умения специфические для конкретных учебных предметов или их циклов.

Классифицируя учебные умения по характеру деятельности, в их со ставе можно выделить следующие основные виды: познавательные, пра ктические, организационные, самоконтроля и оценочные.

Для успешного обучения первостепенное значение имеют познава тельные умения - умения самостоятельно приобретать знания.

Помимо познавательных умений, важную роль играют практические умения.

Умения развиваются и совершенствуются по мере овладения навы ком.

Высокий уровень умения означает возможность пользоваться разны ми навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от ус ловий действия.

Этапы формирования и психологическая структура умений.

Этапы

Психологическая структура

1.Первоначальное

   умение

Осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки; деятельность выполнения путем проб и ошибок.

 

2.Недостаточно умелая

   деятельность.

Знания о способах выполнения действия и использования ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков.

3.Отдельные общие

   умения

Ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности (например: организаторские умения).

4.Высокоразвитое

   умение

Творческое использование знаний и навыков в данной деятельности; осознание не только цели, но и мотивов выбора способов ее достижения.

5.Мастерство

Надежное творческое использование различных умений.

Из книги В.Г. Рындак. Творчество. Краткий педагогический словарь.

При высоком развитии умения действие может выполняться в разно образных вариациях, каждая из которых обеспечивает успех действия в данных конкретных условиях.

Приобретаемые человеком умения не только определяют качество его деятельности и обогащают его опыт, но и могут стать свидетельст вом уровня общего умственного развития человека, качеств его ума. Легкость и быстрота овладения умениями говорит о высоком уровне способностей человека.

Умения характеризуются: «сознательностью, интеллектуальностью, целенаправленностью, произвольностью, плановостью, прогрессивно стью, практической действенностью, слиянием умственных и практиче ских действий, а также вариативностью способов достижения целей де ятельности. Во всех этих свойствах раскрывается специфическая приро да умений, их взаимосвязь с навыками и знаниями».

Исходя из темы нашего исследования, определим понятие «художест венно-эстетические умения». Анализ различных подходов к определе нию понятия «умения», «педагогические умения», показал, что в педаго гике существуют самые различные точки зрения по вопросу о природе и сущности этих понятий. Однако, учитывая специфику нашей темы, наи более подходящей для нас является концепция Н. В. Кузьминой и её школы, где «умения» представлены, как сформированная в личном опы те на основе знаний и навыков способность человека выполнять опреде ленную деятельность. Художественно-эстетические умения входят в це лостную систему педагогических умений и обуславливают творческий характер педагогической деятельности. Под художественно-эстетиче скими умениями мы понимаем сформированную в личном опыте на ос нове знаний способность  ученика осуществлять в качестве субъекта учебной деятельности совокупность действий, направленных на рационально-логическое и эмоционально-чувственное познание мира.

 К художественным умениям мы относим умения:

● использовать средства художественной выразительности в изобра зительной деятельности;

 ● анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов;

●   добиваться образной передачи действительности;

● сознательно применять законы наблюдательной перспективы, худо жественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.

В научно-педагогической литературе мы не встретим понятие «эсте тические умения». Оно недостаточно проработано. Поэтому будет целе сообразным употребление термина «художественно-эстетические умения», где «эстетическое» является компонентом понятия.

Способность человека эстетически воспринимать, переживать, оце нивать окружающий мир и себя в этом мире до сих пор не находит адек ватного объяснения. Крайние позиции представлены древним, восходя щим к мифологическому сознанию убеждением, что эта способность -  дар Божий, и родившийся в прошлом веке под влиянием трудов Чарльза Дарвина взглядом, согласно которому «чувство красоты» унаследовано человеком от животных.

Сегодня достижениями современной науки доказано, что изначально ни индивидуум, ни человечество в целом не обладает эстетической вос приимчивостью. Эстетическое сознание формируется на сравнительно высокий ступени индивидуального развития человека и знаменует каче ственный скачок от уровня биофизических, чисто животных удовольст вий к уровню специфически человеческих духовных радостей. И от уровня инстинктивных ориентаций организма в природной среде к уровню со цио-культурных ценностных ориентаций.

«Эстетическое»  обозначает  «связанное  с  чувственным  восприятием». Эстетическое отношение к миру представляет собой способность вос принимать чувственный облик предметов и явлений, и осознанно пере живать свою сопричастность миру. Наиболее общим выражением эсте тических отношений служит идеал (от греческого idea - образ, поня тие, совершенство). В соответствии с эстетическим идеалом личность (в нашем случае ученик формирует  свой  эстетический  вкус, т.е.  умение отличать подлинную красоту от ложной, истинные ценности от  мнимых.

Развиваясь в рамках художественной деятельности, эстетическое от ношение по своему значению оказывается гораздо шире её и выступает как целостная характеристика личности.

Исходя из вышеизложенного определяем содержание художественно -эстетических умений школьников:

● знание и владение техническими возможностями художественных материалов;

●    умение выбирать средства художественной выразительности, наиболее приемлемые для создания декоративных композиций;

● умение выделять и сравнивать стилевые особенности произведений народных художественных промыслов, проявляя эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения народного искусства;

●      осознание значения традиционной народной культуры;

●     проявление интереса к национальной, региональной специфике традиционного народного искусства, как способу приобщения к нему современного человека.

1.2. Особенности развития художественно-эстетических умений у

школьников в процессе декоративного рисования.

Наиболее благоприятные условия для развития художественно-эсте тических умений создают уроки декоративного рисования. Для понима ния особенностей развития этих видов умений, необходимо пояснить зна чение термина «декоративное». Оно происходит от латинского слова decorare, что значит «украшать», прославлять. Главной особенностью декоративного искусства является способность превращать обыденные, бытовые предметы в художественное произведение. Произведения деко ративно-прикладного искусства являют собой единство утилитарного и эстетического начал. В нем полезное соединяется с прекрасным, эстети ческое - с практическим необходимым.

В декоративно-прикладном искусстве, как у других видов искусств, своя природа художественной условности. Однако условное изображе ние в живописи, скульптуре или графике воспроизводит, например, внешний облик человека, растения - близко к реальному. В приклад ном искусстве такого непосредственного сходства с действительностью нет. И хотя для многих декоративных произведений прообразом послу жили реальные формы жизни, они так глубоко «запрятаны», что угадать их почти невозможно.

Декоративно-прикладное искусство в некотором отношении близко архитектуре, которая тоже не воспроизводит окружающий мир. Своеобразие декоративно-прикладного искусства состоит в том, что:

• его художественные выразительно-смысловые элементы строятся на основе утилитарно-конструктивных элементов, либо сливаются с ними;

• для их построения наряду со специально - художественными исполь зуются выразительные возможности самой вещи.

В прикладном искусстве - тканях, посуде, коробах присутствует изо бразительный мотив. Но сами произведения прикладного искусства ни чего не изображают. Они создают весьма условный образ, ассоциирую щийся с определенным жизненным явлением. Любой мотив, любые со бытия, происходящие в жизни, любые явления природы могут быть использованы в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство пронизывает всю окружающую нас действительность. Художественное в нем сочетается с полезным. Художественность утилитарного предмета определяется формой, выявляющей назначение вещи, конструкцией вещи, её пропор циями. Простота, лаконизм, ясность и четкость - существенные при знаки, определяющие художественные качества предмета.

Искусство не только наполняет радостной красотой нашу жизнь, но и формирует художественный вкус человека.

Особенно важным является в этой связи активное освоение школьниками традиций народного искусства в его главных видах. Изобразительно- пластическая культура русского народа рассматривается не как «музейное», а живое, творческое явление, которое развивается и включается в современную жизнь подрастающего поколения. Народная культура и де коративно-прикладное искусство России донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Их несоблюдение ведет к дурному вкусу и мещан скому украшательству.

Поэтому мы считаем важной задачей - дополнить их знанием зако нов, по которым создается красота. Это основные принципы декоративно-прикладного искусства:

   1. Утилитарность, рабочее назначение украшенного предмета;

   2. Красочность и декоративность орнаментальных образов на утили тарной вещи;

   3. Стремление передать образ в декоративно-художественной трак товке изображаемой формы, дать образу продуманную обобщенную характеристику;

             4. Назначение вещи, её форма и конструкция,  материал, цвет и  

орнамент - все связано между собой единством замысла.

Сегодняшний педагог с развитыми художест венно-эстетическими умениями реально способен транслировать своим ученикам:

~ эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения народного искусства;

~ историческую и культурную память в знании произведений народного декоративно-прикладного искусства;

      ~ понимание стилевых особенностей изобразительного народного искусства с выявлением их общих конструктивных принципов и спо собов художественной реализации единой духовной сущности;

      ~ умение отличать истинно народное произведение от кичливой подделки.

Процесс развития художественно-эстетических умений на уроках де коративного рисования будет успешным при использовании разнообраз ных методов обучения.

В педагогической литературе существуют разноречивые определения и классификация методов обучения: изложение, объяснение, беседу, рассказ относят к словесным методам; лекцию называют и методом и формой, так же как работу с книгой или лабораторную, практическую работу; показ диафильма, произведений искусства или натуральных предметов относят к наглядным методам и т. д.

Ростовцев Н. Н. под методом обучения понимает «способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость». Это наиболее распро страненное определение метода обучения.

Краевский В. В. дает следующее определение: «Метод обучения  это конструируемая с целью реализации в конкретных формах учебной работы, модель единой деятельности преподавания и учения, направлен ной на передачу обучающимся и усвоение ими определенной части со держания образования».

Современная дидактика (Данилов М. А., Скаткин М. Н., Лернер И.)

обосновали пять основных методов обучения:

1. Объяснительно- иллюстративный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемное изложение.

4. Частично-поисковый.

5. Исследовательский.

Все они полностью, либо частично находят своё применение на уроках декоративного рисования.

Мы организуем работу на уроках декоративного рисования таким образом, чтобы ребята могли освоить в процессе художественно-творческой дея тельности духовное наследие предыдущих поколений.

Максимальная активизация познавательной деятельности учеников, раз витие у них художественно-эстетических умений становится важной задачей обучения.

Основой обучения должно быть не запоминание информации, которой школьников в изобилии снабжает преподаватель, а активное участие самих школьников в процессе приобретения этой информации для развития умения самосто ятельно приобретать знания, для последующего решения художественно- практических и художественно-творческих задач.

Наиболее благоприятным в отношении самого себя становления своего самосознания в психологии считают подростковый возраст (школьный воз раст). Подростковый - период жизни человека, размещенный онтогенетически ме жду детством и юностью. Именно в подростковый период проис ходит становление человека как личности. В разных обществах образы подростка существенно различны.

18 век - образ подростка, подчеркивающий момент сознательного самоопределения.

В психологии 19 века подросток трактуется как период внутреннего кризиса, пробуждение чувств, воплощение чистейшей субъективности.

В начале 20 века этнографические исследователи установили важные эт но-культурные различия в процессах и способах социализации: тип перехода от детства к взрослости зависит от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, которое предъявляет данное общество к ребенку и взрослому.

Теоретико-методологические принципы изучения подростка были сформули рованы Л.С. Выготским. Становление человека как индивида и личности предполагает диалектическое взаимодействие рядов развития натурального и социального. И если натуральный ряд развития описывает движения от об щества к личности, процессы социализации индивида, приобщение его к культуре, овладение знаниями. Важнейшее новообразование возраста  чувство взрослости - новый уровень притязаний, превосходящий будущее положение.

Американские ученые Г. Леман и У. Деннис установили связь  макси мальной продуктивности с возрастом: наиболее продуктивным периодом творчества художников, писателей, мыслителей, является возраст от 14 до 40 лет, у математиков - 23 года, у химиков 20-30 лет, у физиков - 32-33 и др.

 Умственное, эстетическое развитие школьника, мы полагаем, заключа ется не столько в накоплении умений, сколько в их развитии, поднятии уров ня умений с низкого на средний, со среднего на высокий уровень развития.

Подросток самоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности, стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к дру гими людям, к моральным ценностям. Развитая рефлексия дает возможность для тонкого чувствования в собственные переживания, побуждения, взаимо действующие мотивы и единовременно-холодного анализа и соотнесения ин тимного с нормативным. Рефлексии выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяют занять позицию, в этом мире. Характер ная черта подросткового возраста - формирование жизненных планов, поиск профессии, т.е. предметов размышлений становится не только конечный ре зультат, но и способы его достижения.

Согласно С. Л. Рубинштейну, человек сознательно преобразует мир. Соз нание проявляется и формируется в деятельности человека проявляется его активность.

Чем разнообразнее становится активность, тем интенсивнее

развиваются умения человека в различных видах деятельности.

Деятельность - это основная форма проявления активности человека, его социального назначения. В деятельности он осваивает предметный мир, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает предметный мир, переделывает природу, обогащает общественную жизнь, обретает себя, выступает как субъект, активный носитель социальной сущ ности, творец, деятель (В. Г. Рындак).

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построе нием ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом че ловеке (Л. С. Выготский).

Творческая деятельность предполагает наличие у школьника умений, благо даря которым создается.

На уроках декоративного рисования мы развиваем у школьников:

1. Познавательный интерес, систематизируя и углубляя знания о на родном искусстве. Ученики стремятся расширить и углубить свои познания о декоративно-прикладном искусстве в целом, своего ре гиона и места жительства. Этому способствует изучение на уроках декоративного рисования основ народного искусства России на региональном и национальном уровне.

     2. Зрительную память, ведь каждый урок в данном разделе содержит

богатый иллюстративный, репродуктивный и другой наглядный материал. Причем каждый народный промысел мы стараемся пред ставить во всем многообразии форм, вариантах декора. Насыщаем зрительные образы, развиваем логическую память.

 

  1. Воображение, т.к. в декоративно-прикладном искусстве присутствует перевод изображений реальных в изображения декоративные фан тазийные, фантастические. Школьники  учатся символическому изо бражению реальных объектов.

  1. Речь, т.к. сам образный художественный язык народного искусства многообразен, богат, речь школьников становится логически связанная, живая, образная.

  1. Творческое мышление, накопив достаточный багаж познания в сфе ре народного искусства, познав его самобытность, оригинальность, школьник становится способен сам создавать декоративные импрови зации, разнообразные по композиционному и цветовому решению.

Исходя из вышесказанного выделяем основные компоненты развития художественно-эстетических умений в рамках уроков декоративного ри сования:

1. Первоначальное ознакомление с понятием декоративно-прикладное искусство.

11. Умение анализировать художественное произведение декоративно прикладного искусства.

111. Самостоятельное составление декоративной композиции-импровизации.

1.3. Значение уроков декоративного рисования в развитии     художест венно-эстетических умений школьников.

В условиях возрастания социальной роли учителя как носителя националь ной художественной культуры важнейшей задачей является развитие худо жественно-эстетических умений. Главная цель ху дожественного образования формирования духовной культуры личности, ов ладение национальным культурным наследием. В содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учеников.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

♦ вооружение учащихся теоретическими знаниями реалистического

рисунка;

♦ развитие пространственного и образного мышления школьников;

♦ развитие познавательного интереса, творческой активности.

Создание условий для развития творческих способностей ученика;

♦ развитие художественно-эстетических умений школьников.

Весь курс обучения составляет 136 учебных часов.

По годам обучения распределяется следующим образом:

5 класс-34часа, из них на декоративное рисование отводится 12 часов;

6 класс-34часа, из них на декоративное рисование отводится 8 часов;

7 класс-34часа, из них на декоративное рисование отводится 10 часов;

8 класс-34часа, из них на декоративное рисование отводится 8 часов;

В содержании уроков декоративного рисования раскрывается значение народного искус ства как мощного средства эстетического, трудового и нравственного воспи тания.

Многофункциональность народного искусства дает основание рассматри вать освоение декоративно-прикладного, народного искусства как действен ный путь приобщения к традиционной культуре и важный фактор социализа ции личности школьника.

Уроки декоративного рисования создают благоприятную атмосферу для сотрудничества и сотворчества школьника и педагога. Именно произведения народных мастеров изобразительно-пластического искусства отражают единство материальной и духовной культуры, наиболее ярко представляют образ художественной вещи.

На уроках декоративного рисования школьники развивают умение при соз дании художественной вещи использовать различные художественно-выра зительные средства: графические, живописные, пластические.

Развивая художественно-эстетические умения  учащихся, мы учим их эмо ционально-эстетическому восприятию художественных произведений деко ративно- прикладного искусства.

На уроках декоративного рисования развиваются умения воплощать в художественно-изобразительной форме свои творческие замыслы.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности уроков декоративного рисования в развитии  художественно-эстетических умений.

2.1. Программа опытно-экспериментальной работы.

Присутствие в учебно-воспитательном процессе предмета «Изобрази тельное искусство» определило возможность реализации программы экспериментальной работы, проводимой с 2002 - 2007 года.

На первом пропедевтическом этапе (2002 – 2003 г.г.) изучался истори ко-педагогический аспект проблемы, а также философская, психолого педагогическая и методическая литература. Разрабатывалась программа экспериментальной работы, выявились компоненты развития художественно-эстетических умений у школьников, выявлялись условия их реализации на уроках декоративного рисования.

На втором констатирующем этапе (2003-2007 г.г.) была осуществле на проверка и обработка результатов проведенной работы, систематиза ция и обобщение полученных результатов. Определены теоретико-экс периментальные выводы.

Программа эксперимента была апробирована на учащихся 5 – 8 классов.

Для изучения состояния проблемы развития художественно-эстетиче ских умений школьников мы использовали метод анкетирования. В преды дущей главе были рассмотрены основные компоненты развития художе ственно-эстетических  умений в процессе декоративного рисования.

Каков же фактический уровень художественно-эстетического разви тия школьников в сфере декоративно-прикладного искусства? Ответ на этот вопрос дала анкета-тест, распространенная среди учащихся в начале 2003 учебного года.

Формулируя вопросы, мы не стремились получить от испытуемых сумму знаний. Нас интересовало, насколько ученики 5 класса (первого года обучения изобразительному искусству) разбираются в элементарных художественных и эстетических понятиях, каков круг их эстетиче ских суждений, насколько широк (узок?) их кругозор в сфере народно го искусства. В анкету были включены 6 вопросов, которые условно можно разделить по целевому назначению на 3 группы:

I Установление уровня понимания школьниками ценностной роли де коративно-прикладного искусства и его специфики.

                      1Какую ценность представляет декоративно-прикладное искус ство?

        2. Чем отличаются произведения декоративно-прикладного ис кусства от произведений других видов изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры и т.д.).

II. Выявление уровня кругозора школьников в данном виде искусства.

  1. Назовите наиболее известные традиционные народные про мыслы России?
  1. Каковы основные условия возникновения и развития народных художественных промыслов ?

III. Определение уровня понимания школьниками стилевых особенно стей народного декоративно-прикладного искусства.

  1. Назовите стилевые особенности известных вам народных худо жественных промыслов?
  2. Изделия мастеров какого народного промысла наиболее значи- мы для вас и почему?

Предполагалось вопросы ученикам заранее не оглашать, проводить работу письменно, в классе в течение 1 часа. Объектом экспери мента мы избрали группу учащихся 5 класса в начале учебного года.

Уровни

1 апробация 2003 г.

высокий

8%

средний

39%

низкий

53%

  1. Уровень понимания ценностной роли декоративно- прикладного искусства и его специфики.

Обработка данных показала следующее:

        

высокий уровень характеризуется признанием учащимися значимой роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, что прояв ляется в эмоционально окрашенных ответах на вопросы анкеты.

Здесь правильные и полные ответы лишь у не значительной части школьников.

средний уровень характеризуется выдвижением на первый план лишь эстетического наслаждения произведениями декоративно-прикладного

искусства. Такой односторонний подход к вопросу показывает недоста точность знаний, но наличие некоторого интереса. Этот уровень обнару живает довольно значительная часть учеников.

низкий уровень характеризуется отсутствием четких представлений о ценности декоративно-прикладного искусства, недопониманием его зна чения. Некоторые учащиеся высказывали ошибочные суждения. «Декоративно- прикладное искусство правдиво изображает жизнь. (Недопонимание различий в видах изобразительного искусства). «Декоративно-прикладное искусство нужно лишь для того, чтобы украсить нашу жизнь».

(Недопонимание функциональной роли декоративно-прикладного ис кусства).

Уровни

1 апробация 2003 г.

высокий

11%

средний

40%

низкий

49%

II. Уровень кругозора в сфере декоративно-прикладного искусства

Анализ данных показал:

высокий уровень характеризуется достаточно широкими познаниями в данном виде искусства. Отрадно отметить, что в своих отве тах ученики называют не только очень известные народные художест венные промыслы, но и не очень масштабные. Обнаруживают понимание причин, положитель но повлиявших на создание и развитие тех, или иных народных промы слов. Умеют теоретически обосновывать свое мнение.

средний уровень характеризуется знанием незначительного числа на родных художественных промыслов. Вследствие чего в ответах неполное обоснование условий появления и расширения традиционных промыслов.

Следует отметить, что положительным моментом здесь является достаточно полное представление  о тех промыслах, которые ими были названы. Обнаруживают неразвитые умения обосновывать ответ.

низкий уровень характеризуется наличием в ответах доста точно грубых ошибок фактического порядка: искажение названий, пута ница в географическом местоположении народного художественного промысла.

В ответах обнаруживается слаборазвитые умения в логическом изло жении своих мыслей.

III. Уровень понимания стилевых особенностей

народного декоративно-прикладного искусства.

Уровни

1 апробация 2003 г.

высокий

10%

средний

39%

        низкий

51%

Обработка полученных данных показала следующее:

высокий уровень характеризуется умением учащихся четко и полно ценно формулировать свое представление о стилистике народного деко ративно-прикладного искусства. Они грамотно формулируют свое отно шение к произведениям народного искусства; убедительно обосновыва ет свои предпочтения. Это говорит об их развитом эстетическом вкусе, умении делать сравнительный стилевой анализ, наличии субъективного мнения по рассматриваемому вопросу.

средний уровень характеризуется недопониманием художественных особенностей произведений известных народных промыслов, самого по нятия «стиль». Положительным моментом в данном уровне является на личие познавательного интереса и достаточно развитого образного мышления.

низкий уровень характеризуется непоследовательностью ответов на вопросы, на лицо слабо развитое логическое мышление.

Школьники обнаруживают нечеткое понимание стилевых особенностей отдельных видов промыслов, что вызвано прежде всего поверхностными знаниями в данном вопросе.

Позитивным здесь является выражение субъективного отношения к заданному вопросу, что говорит о стремлении к полноценно му эстетическому развитию.

С целью выявления уровня художественно-эстетических умений было предложено задание: проанализировать художественное произведение декоративно-прикладного искусства.

Школьникам было представлено одно произведение декоративно-при кладного искусства.

Анализ делался по предложенной схеме:

Схема анализа

произведения декоративно- прикладного искусства

1. Определите признаки, по которым произведение мы относим к де коративно- прикладному искусству?

2. Каково предназначение данного произведения?

        а) утилитарное

                  б) эстетическое

3. Какие изобразительные средства участвуют в создании гармонич ного образа данного произведения?

4. Каким образом достигается единство выразительно-смысловых и утилитарно-конструктивных элементов данного предмета?

          5. В чем заключается своеобразие данного произведения?

          6. В чем вы видите

                а) эстетическую

б) художественную

в) историческую  

ценность данного произведения?

Анализ художественного произведения

Уровни

Качественная характеристика

анализа

1 апроба-

ция 2003 г.

высокий

Полный, обоснованный

10%

средний

Последовательный, но не полный.

Не выявлено сущности и значения.

39%

низкий

Непоследовательный, нелогический

51%

декоративно-прикладногоискусства

средний уровень характеризуется умением теоретически обосновывать свои суждения, проводить сравнительный анализ. Недостатком здесь является затруднение в умении выразить эстетическое отношение к предложенному произведению.

низкий уровень характеризуется неспособностью последовательно излагать свое видение предложенного произведения декора тивно-прикладного искусства, скудностью словарного запаса, слабо раз витым умением эстетически воспринимать объект.

Следующий этап эксперимента носил практический характер. Ученикам было предложено в течение двух часов, используя заданные художе ственные материалы (бумага, гуашь, кисти) выполнить эскиз-импрови зацию в декоративной технике.

Для выявления уровня художественно-эстетических умений в испол нении декоративной композиции в форме эскиза-импровизации, мы выявили оценочные критерии:

- оригинальность композиции;

- взаимосвязь элементов композиции;

- гармоничное сочетание образных элементов в композиции;

- проявление индивидуального образного языка;

- взаимосвязь творческого замысла и художественного воплощения;

- гармоничность цветового решения;

   - аккуратность исполнения.

Уровни

1 апробация 2003 г.

          высокий

 

8%

      средний

29%

низкий

63%

Выполнение декоративной композиции в форме эскиза-импровизации

Оценочный анализ выполненных эскизов-импровизаций показал: высокий уровень умений обнаруживают композиции, выполненные своеобразно, неординарно. В своих работах ученики используя лако ничные цветовые сочетания, добиваются тем не менее цветовой гармо нии. В работах читается индивидуальной изобразительной язык.

средний уровень характеризуется некоторой шаблонностью выпол ненных композиций, недостаточной целостностью.

Учащиеся обнаруживают в своих работах слаборазвитое умение деко ративной работы. Хотя несомненным достоинством работ данного уров ня являются смелые цветовые решения композиций, и аккуратность ис полнения.

низкий уровень характеризуется отсутствием в работах умения создавать оригинальную композицию, не знание гармонии цвето вых сочетаний.

Значительная группа учеников, находящихся в данном уровне обнару живает некоторую неряшливость в исполнении работы, что свидетель ствует о недостаточной эстетической культуре.

Здесь нас радует познавательный интерес к выполнению данного творческого задания. Это является свидетельством определен ной творческой активности.

2.2. Методические рекомендации по организации уроков декоративного рисования, направленных на развитие художественно-эстети ческих умений.

В предыдущем параграфе в результате проведенной диагностики мы вы явили сравнительно низкий уровень развития художественно-эстетических

умений в начале обучения изобразительному искусству. Мы считаем необходимым сформулировать методические рекомендации по развитию художественно-эстетических умений на уроках декоративного рисования.

1. Первоначальное ознакомление с понятием декоративно-прикладного искусства.

На первом же занятии данного раздела мы ставим перед учащимися пробле му: вычленить предметы, имеющие художественную ценность предваритель но выставку из бытовых и предметов декоративно-прикладного искусства.

Затем вместе с учениками формируем само понятие, роль и значение данного вида искусства, его особенность, непохожесть. Развиваем представления школьников о традиционном народном искусстве, показываем её связь с бытом, историей страны. Учим эстетическому восприятию предметов народного искусства.

Такой подход интересен самим ученикам, хотя они испытывают при этом объективные трудности. Через чувственно-зрительное представление стара емся в совместной беседе определить критерии оценки художественных из делий таким образом развиваем умение в процессе восприятия предметов относиться к ним дифференцированно, отличать действительные произведе ния искусства от предметов посредственных и даже безобразных. Восприя тие продуктов народного искусства с помощью чувств развива ется в силу того, что произведению искусства присуща материальная форма существования.

Здесь находит своё воплощение проведение урока в форме «Проблемное изложение». Знакомство с народным искусством продолжаем на выставках декоративно-прикладного искусства.

Натурный фонд из предметов декоративно-прикладного искусства попол няют сами ученики. Они с большим интересом и увлечением рассказывают историю принесенной вещи - будто вышитая скатерть или старый жостов ский поднос. Приятно сознавать, что школьники видят в этих предметах не только их эстетическую красоту, но и осознают духовную связь мира вещей с миром человека.

Основной задачей в процессе приобщения к народному искусству для нас является побуждение учеников к собиранию иллюстративного и репродук тивнoгo материала. Это способствует развитию познавательного интереса.

II. Умение анализировать художественное произведение декоративно-прикладного искусства.

Для развития данного умения у школьников мы ставим перед собой задачу максимального наполнения их теоретического, практического багажа.

Мы используем в своей работе различные варианты игр. Так при изучении хохломской росписи проводим игру «Интервью у народных умельцев».

Группа учеников готовит теоретический материал о данном промысле. Непосредственно на уроке «народные умельцы» приходят « В гости» со своими изделиями. Рассказывают об истории появления своего промысла, его особенностях, приемах росписи, демонстрируют произведения художественного промысла.

Другая половина группы готовит вопросы к «умельцам».

Знакомство с любыми изделиями декоративно-прикладного искусства,  бы вает вызывает у студентов эстетические чувства. Мы стараемся наглядно представить студентам наиболее характерные особенности любого традици онного промысла. Учим понимать, как достигается гармония изделия народного искусства, где присутствует взаимосвязь между украшаемым предметом и его декором.

Знакомясь с художественно-народными традициями, школьники активизиру ют свой познавательный интерес, увеличивают диапазон творческого выбо ра, развивают представления о безграничности сферы художественного об щения и развития.

III.Самостоятельное выполнение эскиза импровизации по мотивам декоративных росписей.

Критерии достаточности развития художественно-эстетических умений у школьников в процессе освоения народного искусства являются умения:

~ проявлять историческую и культурную память в знании националь ных особенностей народного костюма;

~ понимать стилевые особенности изобразительно-пластического на родного искусства с выявлением их общих конструктивных принци пов И способов реализации единой духовной сущности;

~ эстетически воспринимать, эмоционально реагировать на условно символический язык народных образных систем;

~ видеть своеобразие различных конкретных произведений народных художественных промыслов.

Мы считаем, что ученики, обладающие описанными выше умениями готовы решать не только художественно-практические, но и художествен- но-творческие задачи.

В своих творческих работах они уже способны синтезировать художе ственные образы произведений народного искусства.

Это могут быть работы, выполненные по мотивам отдельных народных художественных традиций, либо собственные произведения, близкие по духовно-эстетической сущности народным.

2.3. Результаты исследования

В начале эксперимента (на констатирующем этапе) был продиагностиро ван уровень художественно-эстетических умений учеников в сфере декоративно-прикладного искусства. С этой целью была проведена ан кета-тест, носящая универсальный характер и не требующая специальной подготовки студентов.

После внедрения в практику описанных в предыдущем параграфе методи ческих рекомендаций, была проведена повторная диагностика по выявлению уровня художественно-эстетических умений школьников.

Диагностика результатов опытно-экспериментальной работы проводи - лась  в 8 классе.  Решение проблемы развития художественно-эстетических умений будуще го развития в процессе обучения изобразительному искууству в школе в ходе опытно-экспериментальной работы привело к получе нию определенных результатов.

Анкета-тест

1. Уровень понимания школьниками ценностной роли декоративно-прикладного искусства и его специфики

Уровни

1 апробация 2003 г.

2 апробация 2007 г.

высокий

8%

 52%

средний

39%

18%

низкий

53%

30%

II. Уровень кругозора в сфере декоративно- прикладного искусства

Уровни

1 апробация 2003 г.

2 апробация 2007 г.

высокий

11%

60%

средний

40%

23%

низкий

49%

17%

III.      Уровень понимания школьниками стилевых особенностей народного

Уровни

1 апробация 2003 г.

2 апробация 2007 г.

высокий

10%

50%

средний

39%

                    20%

низкий

51%

30%

декоративно- прикладного искусства

Анализ полученных результатов показал, что после привнесения в учебно воспитательный процесс на уроках декоративного рисования разнообразных форм работы: проведения урока в форме игры, использование частично-по искового метода, дискуссии, проведение проблемной лекции в форме живого диалога, групповой работы и т.д., уровень развития художественно-эстетиче ских умений значительно вырос.

Так уровень понимания учениками ценностной роли декоративно-при кладного искусства вырос с 8 % до 52%. Значительно уменьшилось число учеников, показавших средний уровень умений с 39% до 18%. Аналогичная тенденция наблюдается в низком уровне - с 53% - уменьшилось до 30%.

Сопоставительный анализ показывает, что до начала опытно-эксперимен тальной работы школьники имели весьма поверхностные представления о де коративно- прикладном искусстве.

Анализ полученных данных показал, что после внедрения в учебно-воспи тательный процесс на уроках декоративного рисования разнообразных форм работы: проведение урока в форме игры, использование частично-поисково го метода, поисковая работа самих учеников значи тельно вырос уровень понимания ценностной роли декоративно- прикладного искусства и его специфики с 8% до 52%. Это говорит о разви тии умения эстетически воспринимать произведение декоративно-приклад ного искусства, о развитии осознанного восприятия данного вида искусства. В результатах проведенной повторной диагностики мы видим значительное повышение уровня кругозора студентов с 11% до 60%. Школьники демонстри руют более высокий уровень художественно-эстетических умений теорети ческого обоснования возникновения и развития народных художественных промыслов, тем обнаруживают такой признак умения как «гибкость».

Поисковая деятельность учеников на уроках декоративно-прикладного искусства, безусловно способствовала развитию сознательного характера художественно-эстетических умений.

По результатам анкетирования мы отмечаем положительную тенденцию среди тех учеников, чей уровень умений мы относили к среднему. Так ре зультаты по первой группе вопросов составляют: с39% до 18%. Т.е. значи тельное число школьников «перешло» со среднего уровня в высокий. Мы счи таем, что полученные на уроках декоративного рисования теоретические знания способствовали развитию сознательного характера художественно  эстетических умений.

Таким образом, мы наблюдаем подготовленность школьников к теоретиче ским и практическим действиям, в художественной деятельности.

Сравнительный анализ данных таблицы очень информативен, как положи тельное, можно отметить факт повышения интереса.

Анализ художественного произведения

декоративно-прикладного искусства

Уровни

1 апробация 2003 г.

2 апробация 2007 г.

высокий

10%

68%

средний

39%

26%

низкий

51%

6%

Сопоставительный анализ данных таблицы показывает, что до начала опытно-экспериментальной работы ученики проявляли разноплановость цветовых решений в декоративных росписях. Они слабо ориентировались в особенностях, стилистике декоративных композиций.

Школьников стал больше привлекать процесс «добывания», «присвоения» и «накопления» знаний.

Таким образом, мы наблюдаем знания в действии, что свидетельствует о росте уровня умений. С высоким уровнем умений вначале эксперимента бы ло 10%, в конце 68%. Уменьшилось число школьников со средним уровнем умений с 39% до 26%, Т.е. налицо сознательный характер художественно-эс тетических умений.

Выполнение декоративной композиции в форме эскиза-импровизации

Уровни

1 апробация 2003 г.

2 апробация 2007 г.

высокий

8%

82%

средний

29%

11%

низкий

63%

7%

Сопоставление результатов таблицы демонстрирует развитие практиче ского характера художественно-эстетических умений.

Умения приобретают законченную форму, школьники здесь проявляют «стойкость» художественно-эстетических умений. Т.е. они способны дейст вовать в нестандартной ситуации - не копировать предложенный образец, а выполнять задание творческого характера. Такая способность свидетельст вуют о «прочности» художественно-эстетических умений.

Мы отмечаем, что ученики владеют средствами практического примене ния имеющихся у них теоретических умений. Т.е. развитие художественно  эстетических умений на данном этапе означает готовность школьников к твор ческой деятельности.

Гипотеза исследования:

Процесс развития художественно-эстетических умений на уроках декоративного рисования будет эффективным если:

● будет уточнена сущность понятия «художественно-эстетические

умения» и конкретизировано его содержание;

      • будут выявлены основные компоненты подробно развития художественно-эстетических умений в рамках уроков декоративного рисования;

 • будет сотворчество преподавателя и ученика в развитие художественно-эстетических умений;

           ● в процессе развития художественно-эстетических умений будет включен субъективный опыт школьника.

Заключение.

Итак, исходя из темы нашего исследования, мы определили понятие «художест венно-эстетические умения». Под художественно-эстетиче скими умениями мы понимаем сформированную в личном опыте на ос нове знаний способность  ученика осуществлять в качестве субъекта учебной деятельности совокупность действий, направленных на рационально-логическое и эмоционально-чувственное познание мира.

К художественным умениям мы относим умения:

● использовать средства художественной выразительности в изобра зительной деятельности;

 ● анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов;

●   добиваться образной передачи действительности;

● сознательно применять законы наблюдательной перспективы, худо жественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.

«Эстетическое»  обозначает  «связанное  с  чувственным  восприятием». Эстетическое отношение к миру представляет собой способность вос принимать чувственный облик предметов и явлений, и осознанно пере живать свою сопричастность миру.

Развиваясь в рамках художественной деятельности, эстетическое от ношение по своему значению оказывается гораздо шире её и выступает как целостная характеристика личности.

Наиболее благоприятные условия для развития художественно-эсте тических умений создают уроки декоративного рисования.

Мы организуем работу на уроках декоративного рисования таким образом, чтобы ребята могли освоить в процессе художественно-творческой дея тельности духовное наследие предыдущих поколений.

Максимальная активизация познавательной деятельности учеников, раз витие у них художественно-эстетических умений становится важной задачей обучения.

Умственное,  эстетическое развитие школьника, мы полагаем, заключа ется не столько в накоплении умений, сколько в их развитии, поднятии уров ня умений с низкого на средний, со среднего на высокий уровень развития.

На уроках декоративного рисования мы развиваем у школьников:

1. Познавательный интерес, систематизируя и углубляя знания о на родном искусстве. Ученики стремятся расширить и углубить свои познания о декоративно-прикладном искусстве в целом, своего ре гиона и места жительства. Этому способствует изучение на уроках декоративного рисования основ народного искусства России на региональном и национальном уровне.

2. Зрительную память, ведь каждый урок в данном разделе содержит

богатый иллюстративный, репродуктивный и другой наглядный материал. Причем каждый народный промысел мы стараемся пред ставить во всем многообразии форм, вариантах декора. Насыщаем зрительные образы, развиваем логическую память.

          4. Воображение, т.к. в декоративно-прикладном искусстве присутствует перевод изображений реальных в изображения декоративные фан тазийные, фантастические. Школьники  учатся символическому изо бражению реальных объектов.

5.  Речь, т.к. сам образный художественный язык народного искусства многообразен, богат, речь школьников становится логически связанная, живая, образная.

6. Творческое мышление, накопив достаточный багаж познания в сфе ре народного искусства, познав его самобытность, оригинальность, школьник становится способен сам создавать декоративные импрови зации, разнообразные по композиционному и цветовому решению.

Исходя из вышесказанного выделяем основные компоненты развития художественно-эстетических умений в рамках уроков декоративного ри сования:

1. Первоначальное ознакомление с понятием декоративно-прикладное искусство.

11. Умение анализировать художественное произведение декоративно-прикладного искусства.

111. Самостоятельное составление декоративной композиции-импровизации.

Уроки декоративного рисования создают благоприятную атмосферу для сотрудничества и сотворчества школьника и педагога. Именно произведения народных мастеров изобразительно-пластического искусства отражают единство материальной и духовной культуры, наиболее ярко представляют образ художественной вещи.

На уроках декоративного рисования школьники развивают умение при соз дании художественной вещи использовать различные художественно-выра зительные средства: графические, живописные, пластические.

Развивая художественно-эстетические умения  учащихся, мы учим их эмо ционально-эстетическому восприятию художественных произведений деко ративно- прикладного искусства.

На уроках декоративного рисования  развиваются умения воплощать в художественно-изобразительной форме свои творческие замыслы.

Литература.

1. Александрова Т. К. Активизация учебной познавательной деятель ности учащихся. - П., 1985.

2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновацион ный курс. - Кн.1- Изд. Казанский ун-т, 1996.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.

4. Артемьева Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в раз витии личности / / Психология формирования и развития личности.  М.: Наука, 1981.

5. Басин Е. Я. Психология художественного творчества: личностный подход. - М.: Знание, 1985.

6. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гума нистических теориях и системах воспитания. - М.: Учитель, 1999.

7. Выготский П. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давы дова. - М.: Педагогика, 1991.

          8. Выготский П. С.. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.

9. Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. - М.: Изд-во

МГУ, 1988.

10. Горшкова В. В. Взаимосвязь познавательной и художественной де ятельности в учебном процессе, как фактор формирования активности школьников / / Педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся. - Л.: ЛГПИ, 1981.

          11. Дранков В. Л. Психология художественного творчества. - Л.:

ЛГИК,1991.

12. Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. - М.: Искусство, 1983.

13. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение. 1985.

14. Гезин В. С. Вопросы изобразительного творчества. - М.:: Прос вещение,1971.

15. Кузьмина Н. В. Способность, одаренность, талант учителя. - Л.: 1985.

17. Латынина Д. и. Психолого-педагогические особенности освоения школьниками гуманитарного содержания образования // Magister. Меж дународный журнал по проблемам образования. - 2000. - N2 5. - с. 69 73.

 19. Лук А. Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978.

20. Мелик-Пашаев А. Г., Новлянская З. Н. К проблеме художествен ных способностей и их развития // Педагогика искусства и школа. - М.:

Советский художник, 1982, с. 47-49.

21. Маслова Г. С. Орнамент русской вышивки как историко-этногра фический источник. - М.: 1978.

22. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. - М.: 1983.

23. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.: 1987.

          24. Орлов В. И. Знания, умения, навыки и обучение. - М.: 1995.

25. Принцип развития в психологии: [Сб. статей] / АН СССР, Ин-т психологии / отв. ред. Л. И. Анциферова] - М.: Наука.

26. Раппорт С. Эстетическое творчество и мир вещей. - М.: Знание, 1987.

27. Решетова З. А. Психологические основы профессионального обу чения. - М.: изд. МГУ, 1985.

28. Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способно стей на занятиях рисованием: - М.: Просвещение, 1987.

29. Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и ме тодика: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992.

          30. Рындак В. Г. Школа в условиях обновления. - М.: 1993.

          31. Самохин В. Н. Искусство и психология. - М.: Знание, 1977.

32. Сластенин В. А., Николаев В. А. Этнографическая культура учи теля / / Magister. Международный журнал по проблемам образования.  2000. - №3- с. 21-26.

          33. Сысоев. Школа изобразительного искусства. - М.: Искусство,

1968.

34. Татьянченко Д. В., Воровщиков С.Г. Общеучебные умения: Оча рование очевидного. - Челябинск: 1966.

35. Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактико-методи ческий анализ / Под ред. Кузнецова А. А., - М.: 1987.

36. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных уме ний. - М.: Знание, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-эстетического вкуса ребенка в процессе создания творческой коллекции моделей одежды

Из опыта работы со школьниками по воспитанию художественного вкуса в процессе создания коллекции моделей одежды....

Развитие художественно-творческих способностей учащихся на уроках декоративного рисования

Воспитание творческой личности и развитие творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства. Приобщение детей к замечательным памятникам народного декор...

Диагностика уровня развития художественно - эстетических способностей учащихся.

    Для исследовательской  и экспериментальной работы учителя часто требуются различные диагностики. Предлагаю разработанную таблицу  диагностики уровня развития художествен...

Развития художественно-эстетической одаренности детей, учителями ШМО технологии, эстетического цикла.

    Программа  разработанас учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и являтся основой...

Развитие художественно-эстетических возможностей детей с ОВЗ посредством нетрадиционных техник рисования

Развитие художественно-эстетических возможностей детей с ОВЗ посредством нетрадиционных техник рисования...

«Формирование и развитие художественно-эстетических компетенций школьников на уроках музыки»

Рассмотрение урока музыки как средства развития формирования и развития художественно-эстетических компетенций школьников. Презентация форм, методов и технологий, направленных на развитие ху...