Развитие художественно-эстетического вкуса ребенка в процессе создания творческой коллекции моделей одежды
материал (7 класс) по теме

Из опыта работы со школьниками по воспитанию художественного вкуса в процессе создания коллекции моделей одежды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие художественно-эстетического вкуса ребенка

в процессе создания творческой коллекции моделей одежды.

      Выполнила:   Муравлева Е.Ф.

педагог дополнительного

образования.

 Одним из  условий всесторонне развитой  личности является  сформированность у таковой  художественного вкуса. Что же такое художественный вкус? И каковы методы его развития?

        Рассмотрим определение по словарю Ожегова: «художественный» - отвечающий требованиям искусства, «эстетический» - относящийся к чувству прекрасного, красоте, «вкус» - чувство понимания изящного, красивого. Эти понятия взаимосвязаны и взаимозаменяемы.

         Чувства являются результатом мироощущения человека, рождаются в его контакте с явлениями, предметами, людьми и оценивают их состояния по критериям гармоничности. Содержательно гармония совпадает с понятиями о прекрасном (по словарю эстетики – «гармония», в целом,  полагает созвучие, высокий уровень упорядоченного многообразия).

       Чувства – механизм таланта, который делит воспринятое человеком на позитивное и негативное. Дано ли одним это умение «видеть, различать» природой, а другим нет? Можно ли этому научиться? Одно из фундаментальных положений теорий способностей: «они формируются в деятельности и не могут возникнуть вне участия человека в конкретной деятельности» (С.Л. Рубинштейн).

        Именно постоянное взаимодействие  подростка с тем, что его окружает, приводит к формированию сначала склонностей, а затем способностей. Поэтому так важно создать условия для развития эстетических чувств, создать творческую среду, чтобы ребенок мог сравнивать, отбирать, соединять новые знания.

       Создание и демонстрация коллекции моделей одежды (по опросам детей) – наибольший стимул для включения их в творческую деятельность. Когда дети, создавшие коллекцию, демонстрируют ее, остальные кружковцы видят: вот чего можно добиться, если заниматься в кружке регулярно. Поэтому они осознанно включаются в большую подготовительную работу, начинающуюся с познавания ее азов и завершающуюся созданием собственного проекта.

        Давно известно, какую огромную роль в жизни человека играет цвет. Эмоционально он воздействует даже на маленького ребенка, помогая ему более полно воспринимать окружающий мир. Именно поэтому путь в мир гармонии мы начинаем с ознакомления ребенка с основами цветоведения. Важно, чтобы дети умели видеть цвет, различные его оттенки, нюансы. Рассматриваем такие понятия, как спектр, ахроматические и хроматические цвета, основные и дополнительные. Понятия: цветовой тон, насыщенность, светлота, холодные и теплые цвета. Законы гармонии цвета проверяются в одежде быстрее, чем где бы то ни было. Цвет в костюме имеет особое значение, т.к. эмоциональное восприятие цвета помогает выделить (или скрыть) свои индивидуальные особенности, подчеркнуть назначение костюма, его символику. Гармонические сочетания цветов составляем, используя их свойства взаимно дополнять друг друга по принципу контраста, родственного контраста или родства.

        Старшие девочки знакомятся с основами имиджелогии, рассматривая вопросы сочетания цветотипа своей внешности с цветом одежды, в результате чего могут отказаться от модного цвета, не гармонирующего с собственной внешностью. Вкус всегда в моде.

        Для того, чтобы одежда, как объект декоративно-прикладного искусства, обладала художественными качествами, необходимо объединение всех ее элементов в целостную форму. Такое объединение осуществляется на основе соразмерности, согласованности и соподчиненности всех элементов формы одежды.

        В костюме пропорции играют особенно важную роль: от того, в каких соотношениях находятся отдельные его части между собой и фигурой человека, зависит образная выразительность костюма и внешний облик самого человека. Краткий экскурс в историю костюма и анализ пропорциональных элементов костюма каждой эпохи помогает развитию у детей чувства пропорции. Учение о пропорции включает в себя основные законы композиции костюма: статику и динамику, симметрию и асимметрию, ритм и пластику, и ведущее понятие о совершенстве пропорций – «золотое сечение». Так же рассматриваем примеры зрительных иллюзий, как способы придания одежде желаемой формы.

        Эстетический вкус человека выявляется и в его отношении к моде. Молодое поколение, с одной стороны, стремится отличаться от «стариков-родителей», с другой стороны – максимально приблизиться к своим кумирам. Достаточно очередной «звезде» появиться в новом наряде, как тут же сотни поклонниц пытаются ее копировать. В юности практически все склонны к максимализму, крайностям и утрированию. Обсуждая с девочками модели в журналах мод, видеоматериалы и т.д., приходим к выводу, что то, что эффектно смотрится с экрана телевизора, часто просто смешно или вульгарно выглядит в жизни. Пьер Карден сказал: «Мода – это отражение индивидуальных качеств личности в социальном и моральном аспекте».

        Помогаю девочкам осознать преимущества своей индивидуальности. Развитый эстетический вкус позволяет давать моде оценку, отбирая то, что характерно для индивидуальных данных, помогает корректировать моду соответственно своему облику, творчески, индивидуально подходя к ней.

        Занятия с хореографом помогают девочкам пластично двигаться и красиво «нести» одежду. В процессе творческой деятельности в кружке дети развивают свой художественно-эстетический вкус. Эстетические чувства могут регулировать движения мысли, образов и действий, направляя их на то, чтобы собственная гармония была, по возможности, точнее воплощена в гармонию создаваемых вещей и явлений, чтобы они затем излучали красоту.

Список литературы

  1. Ахмедов, К.П. Роль эстетического воспитания в формировании эстетического вкуса [Текст]: учебно-методическое пособие/К.П.Ахмедов -М.: Просвещение, 1992.-21 с.
  2.  Демченко, Е.П. Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительного искусства[Текст]:учебное пособие для студентов педагогических вузов/Е.П.Демченко/ Комсомольск-на-Амуре: 2001. -181 с.
  3.  Долуханов, С.И. Формирование эстетического вкуса творческой личности [Текст]: учебно-методическое пособие/С.И.Долуханов-М: Вестник МГУ, серия Философия 1981JV23, 36-41.
  4. Климова, Г.П. Воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства[Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/Г.П.Климова-Екатеринбург,1996.- 134 с.
  5.  Литвиненко, Л.Л. Воспитание художественных вкусов учащихся в процессе ознакомления с различными видами искусства[Текст]:научно-популярное издание/Л.Л.Литвиненко- М.: Просвещение,1997. -14 с.
  6. Чернякова, Г.М. О моде,культуре одежды и воспитании хорошего вкуса[Текст]: методические рекомендации/Г.М.Чернякова-М.:Высшая школа, 1987.-34с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-эстетических умений на уроках декоративного рисования

На уроках декоративного рисования у учащихся развиваются умения воплощать в художественно-изобразительной форме свои творческие замыслы. Цель исследования: показать развитие художественно-эстетических...

Творческая мастерская. Коллекция моделей одежды "Ретроспектива"

Предлагаем Вашему вниманию ознакомление с внеклассным мероприятием по теме "История костюма". Совместно с учителем учащиеся разработали и изготовили стилизованные исторические костюмы. Презентация кол...

«Создание коллекции моделей одежды в рамках проектной деятельности »

Для обучающихся в учреждениях дополнительного образованияпроектная и исследовательская форма работы с обучающимися должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок кл...

Диагностика уровня развития художественно - эстетических способностей учащихся.

    Для исследовательской  и экспериментальной работы учителя часто требуются различные диагностики. Предлагаю разработанную таблицу  диагностики уровня развития художествен...

Современные социокультурные условия для развития художественно-эстетического образования

Современные социокультурные условия для развития художественно-эстетического образования          Художественно-эстетическое образование, которое входит не...

Развития художественно-эстетической одаренности детей, учителями ШМО технологии, эстетического цикла.

    Программа  разработанас учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и являтся основой...