Исследовательсккая работа "Речевой этикет в современных социокультурных условиях""
материал по русскому языку по теме

Исследовательсккая работа посвящена речевому этикету школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_etiket..doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В СОВРЕМЕННЫХ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ»

               Кузнецова Гоар                  

                                                                                                 Геворговна

                                                                         учитель русского языка и          

                                                                                                литературы

                                                                    МОУ СОШ № 1 п. Мокроус

           

Введение.

        Уровень культуры во многом  зависит от степени  овладения родным языком, от умения общаться, уважая партнера. Язык является средством усвоения культуры каждым членом общества.

        Культура речи включает три компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

        Я остановлюсь на последнем аспекте–на этическом.  В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Этика общения или речевой этикет требует соблюдения в определенных ситуациях некоторых правил языкового поведения.

        В. Е. Гольдин пишет: «Речевое общение-это обмен информацией  (текстовыми), в таком обмен действует, по крайней мере, двое - передающий и воспринимающий. Поэтому, изучая общение, мы оцениваем речевые  взаимодействия коммуникативов  – адресанта и адресата: достижение ими  поставленных целей, удачи и неудачи коммуникации, применяемые партнерами  языковые средства и тактику речевых ходов». В сущности, в любой речевой деятельности, так или иначе, происходит общение:  читая научную статью или рассказ, мы «общаемся» с автором в том или ином речевом жанре и стиле.

       Язык этикета, в том числе речевого нужно специально изучать. Большое внимание речевому этикету уделяется в работах В.Е. Гольдина, Н.И. Формановской и других ученых. Но практических разработок для внедрения изучения этого важного в культуре речи пласта в школе сравнительно немного.

       Современные школы испытывают недостаток в доброжелательном и теплом отношении со стороны близких, у которых,  к сожалению,  не хватает времени на общение с ними. Нельзя не учитывать также и то, что есть немало неблагополучных семей, где дети вовсе обделены лаской родных.

        Практическое применение исследований этой проблемы в работе учителя и в семейном воспитании делают интерес к данному вопросу неисчерпаемым. Это определяет актуальность темы в данной работе.

       Цель данной работы - выявить пути наиболее эффективного обучения школьников речевому этикету в современных социокультурных условиях.

       Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  - изучить  научно-методическую литературу по проблеме;

  - описать особенности речевого этикета (приветствия);

  - показать некоторые возможности организации обучения  речевому этикету детей;

  - подвести итоги эксперимента и сделать выводы.

 

      Работа состоит из введения,  трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

      Во введении обосновывается актуальность темы, формируется цель и задачи исследования.

      В первом разделе говорится о становлении речевого этикета.  Во втором разделе описываются устойчивые формулы речевого этикета (приветствия). Третий раздел посвящен изучению речевого этикета в школе. В заключении подводятся итоги исследования.

   

  1. Становление речевого этикета.

       Этикет (французкое  etiguette) – установленный порядок поведения где-либо. Такое  определение дается в «Советском энциклопедическом словаре» (1985).

      Однако, заглянув в словаре более раннего издания,  увидим несколько другие определения. Например, в « Словаре иностранных слов» (1954г.): этикет - строго установленный порядок и формы  обхождения при дворе монархов, в отношениях между дипломатами и т.п. Или в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (1973г.): этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения (в дипломатических кругах, при дворе монарха и т.п.).

      Изменения в определении понятии «этикет» не случайны. Существенная перестройка общественных отношений приводит и к изменениям в этикете, ибо человеческая деятельность всегда варьируется в зависимости от тех  социальных условий, в которых она осуществляется и таким образом отражает их. Этикет как особая знаковая система не исчезает и продолжает обслуживать общество.

        Итак, этикет – совокупность правил поведения, установленных в человеческом коллективе и принятых как форма  общения в различных  жизненных ситуациях.

        В конечном счете,  этикет выражает  содержание тех или иных принципов нравственности, хотя и является  ритуалом,  имеющим чисто внешнюю форму.

       Различают этикет неречевой и речевой. Неречевой этикет – это очень разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой (в знак приветствия  или прощания), способы размещения людей в соответствии с правилами первенства (за столом, например), преподнесение подарков и т.п. Каждый участник общения получает и передает самую разнообразную речевую этикетную информацию.

      Термин «речевой этикет» впервые введен в русистике В.Г. Костомаровым в 1967г.

      В Лингвистическом  энциклопедическом словаре  сказано, что речевой этикет- «система устойчивых формул общения, представленных обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их  социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям  в официальной и неофициальной обстановке.»(1990с.413)

      Речевой этикет – эта часть правил поведения человека в обществе, словесные (вербальные) формы выражения  вежливых отношений между людьми в процессе общения. Использование этикетных  формул обусловлено также полом, возрастом, степенью родства, знакомства  лиц, принимающих участие в разговоре.

       Речевой этикет наряду с информацией - приветствовать, извиняться, благодарить и т.д.- несет и социальные сведения о говорящем, о его партнере, об их отношениях в официальной или неофициальной обстановке общения .

       Речевому этикету свойственна яркая национальная специфика, связанная с неповторимостью визуального речевого поведения, обычаев, социума и тому подобного.

      Первые печатные своды о правилах этикета появились в 15 веке в Испании, откуда довольно быстро распространилось по другим западноевропейским странам. Везде они предназначались для имущих классов,  отражали обычаи, принятые в жизни этих классов.

      В русский язык «этикет» стало входить в начале 18 века. Правда, еще в середине 16 века был издан «Домострой – своеобразный кодекс правил, которыми должен был руководствоваться гражданин в своем поведении и отношении к светской власти, церкви, семье, слугам.

     Правила охватывали разные стороны жизни зажиточных граждан - бытовые обряды, ведение торговых дел, воспитание детей, домоводство, обхождение с гостями и т.д.

     К началу 17 века патриархальные требования «Домостроя» сковывали развитие культуры, перестав соответствовать потребностям прогресса. Петр 1 начал интенсивно проводить европеизацию русских патриархальных отношений: в специальных указах формулировались предписания внешних форм поведения, и нарушение их сурово каралось. Петр 1 заботился о том, чтобы правила нового этикета как можно быстрее входили в быт и охватывали как можно более широкие слои населения, особенно молодое поколение.

      В 1717 по распоряжению Петра 1 была издана книга «Юности честное зеркало», в которой содержалось свод правил, регулирующих поведение молодого человека той эпохи. «Никто не имеет права повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать. Над едою не чавкай, как свинья, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже».

      Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от этикета времен Петра 1, но все же значительная часть правил пришла к нам из истории.

     Прошедшие века стали своеобразным фильтром, который отсеял значительные и бесполезные правила и оставил нам наиболее рациональные из них.                                                                                                                                                

  1. Речевой этикет в современных социокультурных условиях.

   

     Формулы приветствий играют большую роль в нашем общении. Здороваясь со знакомыми, мы подтверждаем  этим свое знакомство и выражаем желание продолжать его. Нас беспокоит, когда хороший знакомый, проходя мимо, только слегка кивает головой или вовсе не замечает нас. Ведь перестать здороваться – означает прервать добрые отношения, прекратить знакомство! И наоборот! Здороваясь с человеком, с которым мы раньше не общались, мы выражаем доброжелательное к нему отношение  и намерение вступить в контакт. Поэтому, входя в учреждение, сначала здороваются и только потом начинают излагать свое дело. Занимая место в купе поезда, здороваются с будущими попутчиками. Так или иначе, вступить в общение с ними придется. «Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает  сделать его доброжелательным. В нашей стране существует старая деревенская традиция здороваться со всеми, кто идет навстречу, даже с незнакомыми. И это тоже знак уважения и расположения к людям.  

       Когда встречают знакомых, им говорят: «Здравствуйте!» или «Привет!», иногда «Приветствую Вас!». И конечно, никогда не соединяют разные приветствия вместе типа «Приветствую Вас, здорово!» или «Мое почтение, привет!». Это было бы совершенно невозможно, потому что каждая формула приветствия имеет особые отношения, связана с определенной ситуацией.

       Так, формула «Привет!» выражает близкие, непринужденные отношения и широко распространено среди молодежи. Очень вежливыми и полными достоинства являются приветствия «Мое почтение!», «Доброго здоровья!», но ими пользуются чаще всего люди пожилые.

      «Здорово!»- мужское  приветствие.  Оно фамильярно, несколько грубовато и имеет просторечный  характер. В последнее время юноши часто используют эту форму приветствия.

      В случаях официальных, торжественных, особенно при обращении к большой аудитории, говорят «Приветствую Вас!»  или «Позвольте (разрешите) вас приветствовать!». И во всех случаях уместно приветствие «Здравствуйте!». Оно универсально, поэтому, употребляя его, мы не рискуем ошибиться. В речи учащихся  мы слышим  и такие приветствия, как «Салют!», «Приветик!». Однако надо помнить, что эти приветствия нелитературны. Они   придают речи жаргонный характер и даже среди молодых людей возможны лишь между вполне своими.

     У многих народов выбор приветствия зависит не только от возраста, пола и степени близости общающихся.  На него влияет и другое, время суток, кем является приветствуемый и чем он занят в данный момент. По-разному здороваются с пастухом и с кузнецом, с охотником, который идет на охоту, и с охотником, возвращающимся с добычей,  с гостем и с попутчиком; с тем, кто занят работой, и с теми, кто обедает. В каждом случае звучит свое приветствие, особое пожелание. Именно из пожеланий и возникает большинство приветственных формул, поэтому первоначально мы должны были быть очень разнообразными.

      Если мы откроем сборник пословиц и поговорок Владимира Ивановича Даля, то найдем немало приветственных формул, которые были приняты в России в прошлом. Здороваясь с заканчивающими жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!». Молотильщикам так желали  успешной работы: «По сто на день, по тысяче на неделе!». «Свеженько тебе!»- здоровались с девушкой, черпающей воду.  «Хлеб да соль!» или «Чай да сахар!»- говорили едящим или пьющим.

      А вежливый человек должен был не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специальную для каждого случая этикетную формулу. Когда женщине, занятой дойкой, говорили «Море под коровой!», у нее наготове уже был ответ: «Река молока!». Рыболова приветствовали: «Улов на рыбу!»,          «Наварка  на ушицу!»- отвечал он. Женщине, которая месит хлеб, желали: «Спорынья в квашню!» (Спорынья- это удача).  «Сто рублей  в мошку!»- был ее ответ.

      До сих пор в отдельных русских деревнях на «Здравствуйте!» отвечают «Спасибо!», а в ответ на приветствие «Добрый день!» также желают «Хорошей погоды!».

       Конечно, со времен приветствия меняются. Еще в 18 веке формулы «Желаю здравия!» мог произносить любой человек, входя в дом или встречая знакомого. Лишь позже они закрепились в военной среде, сделались уставной формой. Когда-то «Здравствуйте!» говорили не только при свидании с другими, но если кто-нибудь чихал, то есть  и в тех случаях, в которых сейчас говорят «Будь здоров!» или «Будьте  здоровы!».

      Читая в былинах такие выражения, как «Ай ты гой еси, Илья Муромец!» или «Исполать тебе, добрый молодец!», мы понимаем, что «гой», «исполать»- это старинные приветствия, но сами давно уже их не употребляем.

       Из богатого в прошлом набора специальных формул сохранились немногие. Устойчивее другие оказались приветствия утренние, дневные, вечерние: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», которые широко используются в современной русской речи наряду со словом «Здравствуйте!».

       За последнее время русский речевой этикет изменился под влиянием новых форм коммуникации и новых типов отношений между людьми. Так, возникновение нового телевидения привело к появлению ранее не существовавшей формулы приветствия: «Доброй ночи!», распространившейся из речи ведущих ночных программ в речь телезрителей. Эта формула родилась из  «пересечения» традиционного прощания- пожелания «Спокойной ночи!» и приветствий: «Доброе утро!»,   «Добрый день!», «Добрый вечер!».   (Надо обратить внимание на то, что в них используются именительный падеж, а не родительный, указывающий,  что мы имеем дело с пожеланием: я желаю вам спокойной /доброй ночи!). Трудно сказать, какая судьба ждет этого приветствия.

        Развитие Интернет- коммуникация в онлайновом режиме вызвало к жизни очень симпатичную, на наш взгляд, формулу: «Доброе время суток!», с помощью, которой человек, сидящий за компьютером в Петербурге, приветствует одновременно   своих собеседников во Владивостоке, Новосибирске, Нью-Йорке.

        Итак, приветствие - один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается  контакт общающихся,  определяются отношения между людьми. Поэтому не владеть формулами приветствия – это значит быть всем чужим, не уметь общаться.

          Формулы приветствия связывают людей друг с другом, укрепляют контакты, приближают к радости человеческого общения. Это прекрасно выразил Владимир Солоухин:

         - Здравствуйте!-

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

        -Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте!», больше ведь мы

                                                ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось

                                                            в мире?        

Отчего же на капельку счастья прибавилось

                                                            в мире?

Отчего же на капельку радостней

                                              сделалась жизнь?                  

         

2.Овладение школьниками речевыми этикетными формулами.

  1. Изучение речевого этикета в школе.

     Человек  обладает бесценным даром речи, овладевает его в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы: учится мгновенно свободно строить предложения и текст, учится владеть движением и  голосом, интонациями. Родную речь, свой родной язык ребенок перенимает от близких ему людей, из языковой среды, побуждаемой естественной потребностью общения и самовыражения.

      Речь всегда подвержена  качественной оценке, в том числе и с позиций нравственности:  можно сказать  «правдивая речь»,  «лицемерная речь»,   «красивая, выразительная речь»,  или  «неряшливая,  нецензурная,  безграмотная речь».  В процессе изучения русского языка в школе учащимся необходимо разъяснить это.

       В последнее десятилетие в науке стало употребляться понятие «языковая личность». В это понятие входят такие признаки индивида, как степень владения родным языком, знание народных языков, владение ими, индивидуальный стиль речи человека, его творческие данные (литературное творчество, артистизм), грамотность и культура речи.  

      В речи отражается личность говорящего:  языковые влияния в детстве,  на протяжении жизни,  образовательный, культурный уровень человека, его увлечения, его опыт.  

      Современная программа по русскому языку предусматривает  ознакомление учащихся с основными формами речевого этикета как одного из важных элементов общей и речевой культуры. Вызвано это тем, что сегодня в семье недостаточно уделяют внимания выработке вежливого речевого общения. Забота об этом переложена целиком на школу. Поэтому важно получение учащимся навыков речевого этикета

      Следовательно, необходимо вести планомерную  работу по формированию языковой и коммуникативной компетенции.

       А.А. Ладыженская считает, что особую роль в обучении школьников играют те задачи и упражнения,  которые развивают в детях критическое восприятие речи, чувство уместности высказывания. Специальные задания воспитывают внимание к той старой речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, то есть с воспитанием вежливости. (1990с. б). Эти упражнения направлены на формирование у детей элементов речевого этикета (речевого поведения). Цель их в обогащении речи ребенка такими словами, оборотами,  конструкциями, которые служат для выражения приветствия, благодарности и так далее.

       Для того чтобы сделать интересными, занимательными и любимым предмет изучения, одним из наиболее действенных средств, способных вызывать интерес к занятиям является дидактическая игра, различные игровые задания, стихи  (см. приложение №1), загадки, пословицы (см. приложение №2).

       За годы работы в школе (я работаю в школе 18 лет) накопился материал по речевому этикету. Вот некоторые из них.

          Фрагменты уроков по теме «Предложения с обращениями» 5 класс.

 1. На материал по речевому этикету было отведено 5 минут. На доске был вывешен плакат, где было написано: Приветствие - вежливое обращение.

    Вопрос: Припомните и скажите, с какими словами вы утром обращаетесь к родным?                                                                          

    - «Доброе утро!»

    Вопрос: Почему мы говорим именно эти слова?

Дети отвечают по-разному, но я их подвела к такому выводу, что эти слова выражают пожелание того, чтобы любой  день, даже хмурый,  дождливый,  принес родным и близким людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день у папы и мамы не было никаких неприятностей, чтобы в семье все было спокойно и радостно, да и говорящий тем самым желает и себе хорошего дня в школе.

     Вопрос: С какими словами приветствия вы обращаетесь к хорошо знакомым  вам соседям или товарищам по классу? А если перед вами знакомая старушка или знакомый больной старик, что пожелаете им утром?

     - Здоровым знакомым, как и маме с папой,  мы говорим: «Доброе утро!». А вот знакомым больным старикам и старушкам не только говорим: «Доброе утро!», но и желаем еще здоровья.

      Вопрос: Как надо поздороваться, если вам встретился незнакомый или малознакомый человек.

      - В этом случае мы говорим: «Здравствуйте!».

  Вопрос: А почему мы так говорим?

                Что мы желаем этому человеку?

    Дети устанавливают, что приветствие - обращение  «Здравствуйте!» означает пожелание здоровья для человека и успехов.

     Вопрос: А если вы встретили знакомого не утром, а днем или вечером, что следует сказать в этом случае, как надо приветствовать?

     Дети по аналогии легко вспоминают приветствия: «Добрый день!», «Добрый вечер!».

 2. Прочитайте стихотворение о слове «здравствуйте», которым люди обмениваются при встрече, (см. приложение №1).

        Опишите ситуацию, где бы употреблялись предложения со словом «Здравствуй (те)» и с различными обращениями надо так, чтобы на «капельку» солнца, счастья «прибавилось в мире».

   3. «Телефонный разговор». Ты звонишь заболевшей подруге. Как ты начнешь разговор? А если к телефону подошла мама твоей одноклассницы или ее братишка? Как лучше обратиться к ним в одном и в другом случае?

   4. «День рождения». Вспомните, как поздравляют Ослика его друзья Вини - Пух, Сова, Пятачок. Распределите между собой роли, подготовьте  инсценировку.

                                  Тема «Диалог».

  1. Вы слышите такой разговор по телефону:

- Позовите Мишу

- Какого Мишу?

- Ну, какого? Мишу.

- У нас нет Миши.

- Как нет?  (Собеседник вместо ответа кладет трубку).

      А если бы говорили вы? И вам надо было бы попросить, чтобы к телефону подозвали вашего товарища? Запишите свой вариант диалога (разговора двух собеседников по телефону).

     Можно использовать дидактическую игру с моделированием любых ситуаций: прием гостей, поздравление, поход в кино и так далее.

     При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастет, изучение материала становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

    Таким образом, использование наглядности занимательности в изучении речевого этикета имеет положительные результаты.

     Важно начать работу по повышению речевой культуры с детского сада. В этот период дети наиболее восприимчивы ко всему новому, язык их еще, как правило, легче учить чему-то новому, чем переучивать и ломать сложившиеся стереотипы.

     А в начальной школе продолжить эту работу. Учитель в начальной школе ведет все предметы, это позволяет ему ежедневно и ежечасно наблюдать и корректировать речь учеников.

    Работа по изучению речевого этикета должна вестись в течение всего периода обучения. Для этого можно отводить время на уроках изучения русского языка и литературы, а также посвящать этой проблеме целые уроки. В приложении №3 представлено внеклассное мероприятие, которое можно провести в 5 классе и в начальной школе.                                                                            

    Школа ставит перед собой задачу – воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без общечеловеческих правил речевого общения. Поэтому обучение словесной вежливости тесно связано с воспитанием общей культуры.

                             

                          3.2. Констатирующий этап.

   Культура  общения основана на соблюдении правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении столетий. Этикет определяет формы общения: как спорить, не задевая собеседника, как вести себя за столом и т.д.

    С целью определения уровня владения в Мокроусской школе №1 был проведен эксперимент. В нем приняли участие ученики 5-ого класса (17 человек).

    На констатирующем этапе детям предлагалось назвать этикетные формулы, которые они используют в конкретных речевых ситуациях (обращение, приветствие, знакомство, прощание). При этом учитывалась степень знакомства собеседников.

    Анализ полученных результатов показал, что дети владеют только самыми распространенными речевыми формулами и не всегда знают, какие из них в каких речевых ситуациях следует использовать.

    Сравним полученные результаты с речевыми формулами, представленными Н.И. Формановской (см. приложение №3).

  Обращение: а) к знакомому – мамочка (22%), папочка (18%);

                       б) к незнакомому – извините (25%), молодой человек (32%),  девушка (28%);    

                   Приветствие: а) знакомого - здорово (27%), привет (53%), приветик (7,7%);

                        б) незнакомого – добрый день (30%), здравствуйте (57,2%), доброе утро      (26,3%).  

    Данные речевые формулы (кроме приветик) представлены Н.И. Формановской, но в ее классификации они более разнообразны.

  Прощание: а) прощай (30%), пока (53,2%), покедова (15,4%), до встречи (30,8%), до свидания (53,8%), прощайте (15,4%). У Н.И. Формановкой отсутствует покедова, и выделяются пожелания и прощание.

       Итак, сопоставив полученные данные, отметим, что дети при использовании речевых формул учитывают степень знакомства собеседников, но уровень владения речевыми формулами недостаточно высок.

      Из опроса был, сделал вывод, что необходимо учить и упражнять детей в употреблении форм вежливого обращения. Это является неотъемлемой потребностью уроков русского языка, которые не только формируют у школьников навыки грамотного письма, правильного произношения и словоупотребления, но и раскрывают нужные для каждого человека нормы обращения в культурном обществе.

                       

                         3.3. Обучающий этап.  

      Второй этап эксперимента состоял из обучающей части, то есть включения в уроки по русскому языку материала, который был рассредоточен на многие уроки (эксперимент длился 2 месяца) с выполнением упражнений, а также выполнения домашних заданий.

     Желая вызвать у детей интерес и усилить смысловое значение речевого этикета, я включала в материал дидактическую игру, различные игровые задания, в том числе стихи.

     Теоретическим обоснованием послужила предложенная П.А. Ладыженской схема обучения речи «от практики к теории и от нее опять к практике». Реализована она была так. Обучение строила на основе знания имеющих у детей вежливых слов и от него к сообщению детям нового материала с целью уточнения смысла и цели вежливого обращения одного человека к другому и к упражнениям,  тренирующим детей употреблению вежливых слов в разных ситуациях.

      На материал по речевому этикету отводилось 5 минут в конце урока (2-3 раза в неделю). На первом этапе отрабатывали умение употреблять вежливые формы приветствия (см. приложение №3).

      Через неделю отрабатывались вежливые слова, обозначающие просьбу. Ученикам предлагались такие слова: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, нельзя ли…

На вопрос, когда люди произносят эти слова, учащиеся отвечали, что их произносят тогда, когда хотят, чтобы им что-то дали.

      Я попросила детей привести свои примеры употребления этих слов. Дети делают вывод: вежливые слова люди произносят тогда, когда им что-то нужно. Вежливые слова выражают уважение, симпатию к тому, с кем говорят. В этом случае отказать неудобно.

      Вопрос: А почему в одном случае мы говорим: дай, пожалуйста; а в другом – дайте, пожалуйста?

     Ученики без труда ответили, что если надо о чем-то попросить взрослого человека, особенно малознакомого, то говорят: «Дайте, пожалуйста».

    Вопрос:  Когда употребляют слова:  простите и извините.

    Дети отвечают, что слова простите и извините, говорят тогда, когда кого-то толкнули, наступили на ногу. Я дополнила, что эти слова используются,  когда кому-то кто-то причинил неприятность. Когда говорят, извините, простите, этими словами выражают признание своей вины и просьбу о снисхождении, прощении.

     Вопрос: Как вы вежливо, просите передать деньги на билет в автобусе?

     Дети устанавливают, что надо сказать: «Будьте добры (будьте любезны), передайте деньги на билет».

     Вопрос: Когда мы говорим, будьте добры, а когда будьте любезны?

     На этот вопрос не все дети ответили. Поясняю: К пожилым людям следует обращаться со словами, будьте любезны, это более вежливая форма обращения, хотя и более старая, сейчас так редко говорят. Но если так обратиться к пожилому человеку, он, как правило, улыбнется и более охотно выполнит вашу просьбу.

     На одном из уроков была проведена дидактическая игра «Идем в театр». Между детьми были распределены роли: два артиста, десять зрителей, билетер, буфетчица.

     Во время игры была смоделирована ситуация, когда во время игры артистов зрители стали шелестеть бумагой, затем с громкими разговорами пришли в буфет. Затем ребята, исполняющие роль актеров, билетера и буфетчика, рассказали о том, что чувствовали они, находясь в роли людей, которым мешают работать. После этого была смоделирована ситуация, когда зрители вели себя правильно. После окончания игры дети сами сделали выводы о том, как надо вести себя в театре.

     Следует заметить, что работа по речевому этикету заполнялась и письменными упражнениями, куда были включены вежливые слова (например, при изучении темы «Обращение»).

     Упражнение на дом: написать записку другу со словами благодарности за принесенную для него тетрадь.

     При изучении темы «Письмо» ребята использовали в своих письмах обращения, вежливые слова.

     На одном из занятий был проведен конкурс на лучший кроссворд, составленный дома, с использованием речевых  этикетных формул, а также конкурс «Вызови улыбку» на нахождение большого количества слов, вызывающих улыбку при встрече.

    В качестве примера приведу и другие виды упражнений, используемых в ходе работы:

А. Обратитесь к:

1. маленькому ребенку;

2. женщине;

3. милиционеру;

Б. Составьте диалог:

1. в транспорте между незнакомыми людьми;

2. в парикмахерской;

3. в магазине;

    В конце обучающего эксперимента было проведено внеклассное мероприятие под названием «Что такое культура»  (см. приложение №2).    

    Другие  виды дидактический материал, фрагменты уроков, даны в Приложении.

    Итак, во время занятий у пятиклассников наблюдался интерес к речевому этикету.

   Все, что проводилось на этих уроках, имеет прямое отношение к обучению русскому языку, его литературным формам общения. Надо стремиться к тому, чтобы такие формы работы над языком продолжались на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, чтобы на этой основе закладывался фундамент общей культуры молодежи.

                                 

                          Заключение.

    Современная программа по русскому языку предусматривает ознакомление учащихся с основными формами речевого этикета как одного из важных элементов общей и речевой культуры. Вызвано это тем, что сегодня в семье недостаточно уделяют внимание выработке вежливого речевого обращения. Забота об этом переложена целиком на школу. Поэтому важно получение учащимся навыков речевого этикета на протяжении всего периода обучения.

    Проведенный эксперимент, показал, что использование наглядности и занимательности в изучении речевого этикета имеет положительные результаты.

    Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и предусмотрительно относится к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований и конкретной обстановки. Занятия помогли многим посмотреть на себя со стороны.

    На занятиях старалась облегчить детям усвоение правил вежливого поведения, сформулировать у них умение видеть рядом с собой других людей, не позволять себе обижать их, стараться помогать им.

     Занятия еще раз доказали: прочно усваиваются только те знания, которые добыты самостоятельно. Иными словами то, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания; то, до чего он додумался сам (его собственное «открытие»), остается навсегда.

    Однако было бы   наивным полагать, что, проводя занятия 2 раза в неделю, мы сможем сформулировать привычку, потребность соблюдать нормы литературного языка, правила речевого этикета, бережно относиться к каждому произнесенному слову. Такая работа должна вестись постоянно, целенаправленно, методично, планомерно в течение всего периода обучения. На занятиях мы лишь определяем ту или иную нравственную проблему, в процессе игры знакомимся с речевыми средствами, разыгрываем и анализируем ситуации общения. Потребность же будет формироваться вне занятия, именно поэтому на взрослых возлагается огромная ответственность за собственное речевое поведение.

                             

                      Приложение №1.

  Что такое этикет?

  Это - можно,

  Это – нет…

  Этикет, как этикетка

  И хорошая отметка,

  Но не только в дневнике-

  У людей на языке…

  Очень просто жить культурно:

  Все прекрасно, что не дурно.

                         ***

              Волшебные слова.

  Друзья, вот  вам на всякий случай

  Стихи о школьнике одном,

  Его зовут.… А впрочем, лучше

  Мы здесь его не назовем.

  «Спасибо», «здравствуйте», «простите»

 Произносить он не привык.

 Простого слова – «извините»

 Не одолел его язык.

 Ему бывает часто лень

 Сказать при встрече – «добрый день»!

 Казалось бы, простое слово,

 А он стесняется, молчит,

 И в лучшем случае – здорово!

 Он вместо – здравствуй - пробубнит.

 И даже вместо – до свиданья!

 Не говорит он ничего.

 Или добавит на прощанье –

 Ну, я пошел.… Пока! Всего!

               (В. Осев).

                           ***

                  Дорогие слова.

 Дядя Саша огорчен

 Рассказал он  вот о чем…:

 - Видел Настю – октябренка

 Я на улице сейчас

 Настя – славная девчонка.

 Настя ходит в первый класс!

 Но… давно уже от Насти

 Я не слышу слова (здравствуйте)

 А слово – то, какое –

 Очень дорогое!

 

 Встретил Витю я, соседа

 Встреча грустная была.

 На меня он, как торпеда,

 Налетел из-за угла!..

 Но представьте! – зря от Вити

 Ждал я слова (извините)

 А слово - то, какое-

 Очень дорогое!

 Он про внучку говорил:

 - Экая досада!

 Я портфель ей подарил,

 Вижу: очень рада!

 Но – нельзя ж молчать, как рыба,

 Ну, сказала бы…. (спасибо)

 Слово – то, какое-

 Очень дорогое!

                         ***

 Папа разбил драгоценную вазу,

 Бабушка с мамой нахмурились сразу.

 Но папа нашелся: взглянув им в глаза

 И робко и тихо «Простите» сказал.

 И мама молчит, улыбается даже:

 «Мы купим другую, есть лучше в продаже…»

 «Простите!» - сказал бы, что в нем такого,

 А вот какое чудесное слово!

                        ***

 Был ослик очень вежливый,

 Воспитанный он был,

 Всем улыбался, кланялся

 И «Здравствуйте» говорил

 Потом он отходил на шаг

 И говорил: тюлень – тюфяк,

 А заяц – трус, а лев - дурак,

 А слон – обжора и толстяк.

 Ни разу доброго словца

 Он не сказал ни про кого, -

 И я прошу тебя, дружок.

 Не будь похожим на него!

                ***

 Клянемся рыцарями быть!

 Всегда, «спасибо» говорить,

 «Добрый день», «до свидания».

 Нет в мире выше звания!

 Клянемся рыцарями быть! А значит, доброте служить,

 За слабых заступаться

 И просто так не драться.

                   Пословицы и поговорки.

  1. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  2. Дареному коню в зубы не смотрят.

3. Семеро одного не ждут.

    4. Точность – вежливость королей.

    5. Худой мир лучше хорошей ссоры.

    6. Не бросай камни в чужой огород.

    7. Яйца курицу не учат.

    8. Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.

    9. Всяк сверчок знает свой листок.

                   

                          

      Внеклассное мероприятие по речевому этикету.                       

Тема «Что такое культура поведения?»                                           Цель: продолжать учить правила вежливости.

             Ход мероприятия.

1.Организационный момент.

- Каким бы вы хотели видеть наше мероприятие? (веселым, интересным, познавательным).

- От чего это зависит (от того, как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя и друг друга).

Правильно. Я желаю, чтобы это мероприятие прошло с пользой, и чтобы вы узнали что-то новое.

2.Проверка домашнего задания. Речевая разминка.

- Сегодня к нам заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Машковской. (на доске рисунок).

   Учитель читает стихотворение.

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо скисло,

В небе кислое Облако повисло…

И спешат несчастные Кислые прохожие.

И едят ужасно Кислое мороженое.

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение

- Почему прохожие в стихотворении «несчастные»?

  Что значит «кислое» настроение? А как мы узнаем, что у человека «кислое» настроение? (по выражению лица, по его словам и поступкам).

   Дети, а как можно «поднять» настроение? Можно ли это сделать с помощью комплемента? Поднимите настроение «солнышку»! (Учащиеся говорят комплементы «солнышку», а учитель незаметно переворачивает рисунок).

  - Весело ли стало нам? Поднялось ли у нас настроение? Попробуйте сделать вывод. (Нужно говорить людям добрые слова.   И им, и нам становится от этого лучше, радостней).

   А теперь послушайте стихотворение О. Дриз

            «Добрые слова».

Добрые слова не лень

Повторять их трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!»- я кричу.

«Добрый день!»- кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!»- так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

 Проверка домашнего задания. (Задание было дано заранее).

- Какие комплементы вы нашли в сказках, стихах, прозе. (Ответы детей).

- Какие сценки с комплементами вы можете показать? Сценки детей, подготовленные дома: 1) встреча после каникул 12 учащихся; 2) угостим пирогом.

  Беседа.

- Как вы считаете, можно ли людей, показанных в этих сценках, вежливыми? А что такое вежливость? (Воспитанность, хорошее поведение, соблюдение правил поведения).

В словаре С.И. Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый».

 Учитель: К нам в гости пришел Буратино (появляется взрослый в костюме Буратино).

Сегодня мы поговорим об этикете.

Буратино: Какое красивое слово! Наверное, это что-то вкусное!

Учитель: Здравствуй, Буратино! А почему ты меня перебил и не поздоровался с детьми?

Буратино: Ой! На это уйдет много времени, рука устанет со всеми здороваться, ну ладно, так и быть…. (начинает здороваться с каждым ребенком за руку).

Учитель: Буратино, совсем не обязательно всем пожимать руки, можно приветствовать сразу всех одним словом – «Здравствуйте!»

Буратино: Здравствуйте (дети здороваются). Так о чем вы собирались поговорить?

Учитель: об этикете.

Буратино: (обращается к детям) Что означает это слово? (ответы детей).

     Чтение стихотворения.

Что такое этикет?

Это – можно,

Это – нет

Что такое этикет?

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике-

У людей на языке.…Очень просто жить культурно: Все прекрасно, что не дурно

Учитель (обобщает ответы). Этикет – это правила культурного поведения. Каждый человек должен знать, как надо здороваться и прощаться, разговаривать по телефону и вести себя на улице. Дома, в школе, в театре, на приеме у врача – везде мы должны выполнять правила этикета. Человек, который их соблюдает, - желанный гость в любом доме.

   Вот ты, Буратино, всегда ведешь себя культурно?

Буратино рассказывает, каким он был сначала невоспитанным и непослушным (читает начало сказки А.И. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»).  

   Учитель. Почему папа Карло начал мастерить куклу? (Ему было скучно. Он жил один. Ему хотелось, чтобы у него было сын. Он хотел быть счастливым).

  - Как Буратино вел себя, когда его мастерили. ( Он вел себя плохо. Делал себе длинный нос, хихикал и мешал папе Карло. Даже постарался ударить папу Карло, а потом еще и убежал от него).

  - Как вы думаете, папа Карло его простил? (Да, простил, потому что любил Буратино, а еще потому, что Буратино, в конце концов, стал хорошим).

       Вежливые слова на других языках.

  Поэт Владимир Солоухин о словах говорит так:

  Когда ты хочешь молвить слово,

  Мой друг, подумай, не спеши,

  Оно бывает то сурово,

  То рождено теплом души.

- Какие же вежливые слова  раздаются теплом души? (ответы детей).

- А кто знает вежливые слова на иностранных языках? (ответы детей).

        Из истории вежливых слов.

Учитель. А что вы знаете о происхождении вежливых слов?

1-й ученик. Здравствуйте, ребята! Так каждый день говорим мы. А жители Древнего Китая, Монголии, Египта обмениваются фразами: «Ели вы сегодня?» или «Здоров ли ваш скот?».

 А жители Африки – зулусы говорят при встрече: «Я тебя вижу!». 2-ой ученик. Самое простое слово «здравствуйте» означает «Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья.

3-й ученик. Движения и жесты, которыми издавна обменивались люди во время приветствия, были очень разнообразными: одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись лбом о землю, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык.

4-й ученик. Слово спасибо известно в русском языке с 16 века. Оно произошло от слов «спасибо» и «бог». Теперь слово спасибо – отдельное слово. В конце второго слова исчезла буква Г, и образовалось слово,  которое передает следующий смысл: «Я вас благодарю и желаю вам всех благ».

5-й ученик. А слово благословить произошло от слов говорить благое, т.е.  доброе слово. Благословлять – значит желать добра.

    Учитель: Спасибо, ребята, что приготовили для нас этот материал. Очень интересные сведения об этих и других вежливых словах вы можете найти в этимологическом словаре (учитель показывает слова).

    Работа со словом «Вежливость».

- Телевидение поручило крокодилу Гене подготовить передачу о вежливости. Гена решил взять интервью у посетителей музея. У каждого из них о спрашивал, что такое вежливость. (Ученики разыгрывают сценку. Ученику, изобразившему крокодила Гену, надевают шляпу, галстук-бабочку и дают микрофон ; остальным учащимся раздаются элементы костюмов. Крокодил  Гена по очереди опрашивает посетителей музея.)

    Чебурашка. Если ты вежливый, то ты говоришь, спокойно, мягко, уважительно. Ну, как я.

     Лев Чандр. Вежливость? Это вежливые привычки, поступки. Уступи женщине дорогу, старику - место в автобусе.

     Собачка Тоби. Вежливость-это волшебные - слова. Сказал, пожалуйста, извини, спасибо – и ты вежлив.

Мартышка. Самое главное – приветливые жесты, взгляды, улыбка. Поклонись, улыбнись, посмотри внимательно – и ты вежлив.

Слоненок. Ну, я думаю, это вообще всякие добрые дела.

Пони. По-моему, вежливость – это всякие добрые дела. Успокоил малыша, помог женщине донести тяжелую сумку….

Учитель. Всегда ли вы уступаете место старшим в автобусе? Пропускаете ли вы младших школьников впереди при входе в школу, столовую, на лестницу? Выполняете ли вы просьбы старших?

   Проба пера. Сочините стихотворение о вежливости (закончите предложение).

1. На уроке будь старательным,

   Будь спокойным и ….. (внимательным)

2. Все пиши не отставая

    Слушай ….. (не перебивая).

3. Говорите четко, внятно,

    Что бы было все ….. (понятно).

4. Если хочешь отвечать- Надо …. (руку поднимать).

5. Запомни, что поют на пении,

    Читают ….(на литературе).

6. На математике считают,

   На перемене … (отдыхают).

7. Будь прилежным на уроке

    Не болтай: ты …. (не сорока).

8. Если друг стал отвечать,

    Не спешите … (перебивать).

9. А помочь захочешь другу-

    Подними… (спокойно руку).

10. Знай: закончился урок,

      Коль услышал ты …. (звонок).

11. Когда звонок раздался вновь

     (К уроку будь всегда готов).

                     Итоги мероприятия.

Учитель. Ребята, давайте еще раз вспомним волшебные слова.

  1. Растает даже ледяная глыба

        От слова теплого …. (спасибо);

  1. Зазеленеет старый пень

Когда услышит …. (добрый день).

  1. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы … (спасибо).

  1. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь … (здравствуйте!)

  1. Когда нас бранят за шалость,

Говорим мы …. ( простите пожалуйста).

  1. И во Франции, и в Дании

На прощание говорят … (до свидания).

  1. Ты мне помог! – я говорю –

Мой друг, тебя …. (благодарю).

  1. Забыл я книжку принести

За это ты меня … (прости).

    9. Печально сказали мы дяде Никите:

        За чашку разбитую нас …. (извините).

   10. Навстречу мне идет сосед,

         Я поздоровался ….. (привет!).

   11. Посиди со мной, сестра  

 Почитай мне … (будь любезна!).

   12. Хоть конфеты не очень полезны,

Принесите их, будьте… (любезны).

   13. На меня отцу не жалуйся,

         Я прошу тебя, (пожалуйста).

   14. Вот чай, кусочек бисквита,

        Приятного вам…. (аппетита).

        Вот и закончилось наше мероприятие. Сегодня мы ещё раз поговорили о том, как следует себя вести, как ведут себя воспитанные дети.    

                       

                           

Приложение №3.

Обращение к незнакомому: простите, извините, простите за беспокойство, не будете ли вы так любезны, товарищ, будьте добры, будьте любезны, девушка, молодой человек, гражданин,  гражданка и т.д.

 Обращение к знакомому: тетя Вера, дядя Дима, папочка, мамочка, ребята, дочь, Николай Иванович, бабушка, дедушка и т.д.

 Приветствие: Здорово, доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте, рад (а) вас видеть, привет, приветствую (вас) и т.д.

Прощание: до свиданья, прощай (те), спокойной ночи, доброй ночи, до скорого свидания, приходите, и т.д.

             

                         Список использованной  литературы.

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет – М, 1978г.
  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов М: Высш. Школа 1966-320с.
  3. Гольдин В.Е. Речь и этикет – М: Просвещение 1983-109с.
  4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. Науч. - попул.- л. 1989-159с.
  5. Лингвистический энциклопедический словарь – М: Советская энциклопедия 1990г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для конференции "Культура речи и речевой этикет в современных условиях

"Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной» - это слова из вступления к ром...

ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАУЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАУЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ. сб. Учитель-учителю.№10. Из опыта работы....

Проблемы воспитания в современных социокультурных условиях

Проблемы воспитания в современных социокультурных условиях Процесс воспитания – это сложная цепь взаимодействия людей в социуме. А значит, проблемы социума обязательно отражаются на процессе восп...

Статья "Учитель – ученик: характер взаимодействий в современных социокультурных условиях".

P { margin-bottom: 0.21cm; } Учитель и ученик – это диалог двух культур, дополняющий друг друга. ...

Современные социокультурные условия для развития художественно-эстетического образования

Современные социокультурные условия для развития художественно-эстетического образования          Художественно-эстетическое образование, которое входит не...

Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"

Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"Доклад был представлен на Всероссийской конференции по русскому языку «Речевое развитие обучающихся – основа р...