Главные вкладки

    Статья по теме:
    Информационная безопасность современного школьника.

    Жолобова Светлана Ивановна

     Огромное количество времени современные дети просиживают за компьютером. С одной стороны это хорошо, ребята набираются опыта работы с компьютером, черпают информацию, узнают что-то новое. А с другой стороны компьютер хранит много опасностей , о которых необходимо рассказывать детям. Информационная безопасность человека подразумевает исключение опасностей в процессе информирования. Формирование информационной безопасности связывают с воспмтанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия. Это прежде всего необходимо знать родителям. В статье дается памятка для родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл informatsionnaya_bezopasnost.docx27.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Информационная безопасность современного школьника.

    С.И. Жолобова, учитель

    Муниципального автономного образовательного учреждения средней образовательной школы№22 г. Таганрога

     В настоящее время жизнь развивается с такой скоростью, что за ней практически невозможно угнаться, и уже сейчас никто не может отрицать значение сети Интернет как всемирной информационной среды. Но, несмотря на глобальное значение   Интернета  у современного общества стали возникать проблемы с использованием сети. Личность ребенка, включенная в процесс познания, оказывается незащищенной от потоков информации, в связи с чем возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.

    Информационная безопасность человека подразумевает исключение опасностей в процессе информирования. Формирование информационной безопасности связывают с воспитанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от  непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия. Информационная безопасность, как часть национальной, не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании — без создания необходимых педагогических условий обеспечения информационной - безопасности школьников [3].

     Для выяснения информации о количестве проводимого времени  учащимися  за компьютером  в сети Интернет, ребятам  14-15 лет  были предложены следующие вопросы:

    1. Сколько времени вы проводите в сети  Интернет в будние дни?

    2. Сколько времени вы проводите в сети  Интернет  в выходные дни?

    3. Сколько времени в сети  Интернет  проводят  ваши родители?

    Из этого опроса выяснили, что 1/3 опрошенных ребят проводят в будние дни в интернете 5-8 часов, а 2/3 ребят  от 1 до 3 часов. В выходные дни количество посещений  в онлайн увеличивается в разы. И лишь четверо ребят, из опрошенных, ответили, что у них временно отсутствует Интернет, о чем они очень сожалеют.  Родители пользуются Интернетом значительно умереннее, чем дети. Треть взрослых в будни и каждый четвертый в выходные меньше часа находятся в онлайн.  Большинство подростков пользуются  своими компьютерами,  ноутбуками, сотовыми телефонами. Среди взрослых этот вариант также популярен, как и семейный  компьютер или ноутбук,  мобильный интернет у детей в  два раза более популярен, чем у родителей, так же, как и выход в Интернет через игровые приставки  и телевизоры.  Учитывая только мобильный телефон и смартфон, мобильным интернетом сегодня пользуется  практически каждый второй ребенок. Причем дети зачастую находятся в онлайн прямо на уроках, пряча свой телефон под партой. Это отвлекает ученика от усвоения программы на уроке. Многие школьники испытывают огромную зависимость от интернета и не представляют жизни без него. Характерно, что в большинстве случаев интернет-общение захватывает именно те личности, которые испытывают дефицит общения в реальной жизни и не имеют сложившихся ярко выраженных стереотипов общения. Взгляды на межличностное взаимодействие у такого человека будут формироваться на основе сетевого, а не реального опыта. И, следовательно, неизбежен неосознанный перенос этого опыта на общение в повседневной жизни.
            Дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть.  Согласно устному опросу 9 из 10 детей в возрасте  14-15 лет сталкивались с порнографией в сети, многие  регулярно подключаются к запретным ресурсам, некоторые готовы претворить увиденное там в жизнь.

     Из многих факторов риска наибольшую опасность школьникам приносят современные компьютерные  игры, предназначенные для детей и подростков, которые  наводнены монстрами, палачами, скелетами, привидениями, чудовищами, людоедами и т.д. При помощи компьютера натуралистично воспроизводятся лужи крови и мозги на стенах, жуткие вопли и скрежет ломаемых костей, оторванные головы и летящие куски окровавленной плоти. Движущиеся под музыку образы на цветном экране оказывают на игроков гипнотический эффект. В ходе игр школьники имитируют действия убийц, преступников: убивают десятками, калечат, расчленяют тела персонажей игр. Ребенок приобщается к реалиям криминального мира. Иные игры фактически предполагают многократную имитацию самоубийства в сюжетах со смертельными трюками на гоночных автомобилях, мотоциклах, самолетах. Под влиянием страшных образов дети начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны, боятся оставаться в комнате без взрослых. Игроки находятся в состоянии «пассивного возбуждения», при котором  удовольствие достигается без усилий, что оказывает расслабляющее влияние на личность, действует как наркотик. У детей создается ощущение собственного всемогущества.   Реальные дела забываются, жизненные проблемы не решаются. У некоторых школьников появляются признаки компьютерной наркомании. Нарушается общение со сверстниками, утрачиваются контакты с близкими. Ухудшается успеваемость. Спорт, искусство занимают в их жизни последнее место. При отсутствии возможности играть на компьютере у заядлых игроков начинается типичная «ломка»[1].  Но старшеклассники  не только играют  в игры, еще используют сеть Интернет для поиска различных познавательных материалов развивающего и научного характера для подготовки домашнего задания или общего развития. С одной стороны это хорошо,  что школьники постоянно обращаются к  Интернет-ресурсам, а с другой стороны возникла проблема информационной безопасности  для подростка в  глобальной сети Интернет,  которая таит в себе чрезвычайную опасность.  И опасность эта кроется не в самом компьютере (например, свойствах излучения: они не больше, чем у телевизора), а именно в информации, которая размещается в сетях, доступ к которой открыт для всех желающих. И нам, учителям, не безразлично, как эта информация может сказаться на интеллектуальном, нравственном развитии детей, их психическом,   да и физическом здоровье. 

    В книге Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать» написано:

    «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен»[2].

    Взрослым необходимо понять, что проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку интересно все. Он заходит на любые сайты, открывает разные «окна», слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей.

    В связи с этим в обществе, ставится задача формирования у школьников умения отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.  Особая роль в решении данной задачи отводится учителям всех предметов, а не только информатики.  На сегодняшний день требуются в школы такие учителя, которые имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, в совершенстве владеют программно-техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника в ИКТ.

    Каждый учитель должен знать:

    1) негативные формы и способы воздействия ИКТ;

    2)  методы защиты;

    3) правила и нормы сетевого этикета;

    4) виды отклоняющегося, зависимого поведения школьников;

    5) методы работы по их предупреждению и устранению.

    Учителя должны уделять большое внимание учебно-воспитательной работе со школьниками, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ.

    Для этого необходимо проводить инструктажи по доступу к образовательным ресурсам Интернет, разрабатывать методические пособия «Интернет – ресурсы для образовательного процесса»,  проводить лектории для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам.

    В  возрасте 14-15 лет родителям  сложно контролировать своих детей, так как о сети  Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет - безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в сети Интернет. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей  в строгом секрете от детей. На родительском собрании, на котором поднималась тема  «Информационная безопасность» были розданы памятки с советами для мам и пап.

    Советы родителям по безопасности  детей 14-15 лет.

    1.Создайте список домашних правил посещения сети  Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения;

    2.Компьютер с подключением к сети  Интернет должен находиться в общей комнате;

    3.Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы;

    4.Используйте средства блокирования нежелательного контента; 5.Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет;

    6.Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, не отвечать на нежелательные письма;

     7.Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;

    8.Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом;

    9.Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;

    10.Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.      

            Комплексное решение проблемы  информационной безопасности со стороны семьи и  школы   позволит значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку. Поэтому обеспечение информационной безопасности школьников должно стать одним из первоочередных направлений работы современной школы.

    Литература

    1. Воронов Р.В., Гусев О.В., Поляков В.В. О проблеме обеспечения безопасного взаимодействия с сетевыми образовательными ресурсами. Открытое образование. — 2008. — № 3

    2. Заряна и Нина Некрасовы «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать». Изд. «София», 2007

    3. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — Иркутск, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Безопасность современных путей получения информации школьниками (Исследовательская работа)

    Объектом  исследования в  работе является  безопасность школьников при получении информации в Интернете.    Предмет исследования – правила по безопасно...

    РАБОТА В «SCRATCH» КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    Способ создания условий для формирования у школьников представлений об информационной безопасности...

    Родительское собрание "Информационные технологии и информационная безопасность"

    Родительское собрание посвящено использованию компьютера учащимися.В ходе собрание проводится обсуждение уровня компьютерной зависимости у учащихся класса (с предварительным тестированием),информацион...

    Авторская концепция "Преподавание информатики в начальных классах как необходимый этап формирования информационной культуры современного школьника"

    В концепции изложены основные формы, методы, приемы эффективного преподавания информатики в начальных классах....

    Буклет "Информационная безопасность школьников"

    В связи с переходом к Информационному обществу и внедрением Инновационных компьютерных технологий в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой акт...

    Технологическая карта занятия по дисциплине ОУДП. 08 Информатика на тему «Безопасный Интернет» (в рамках проведения Единого урока информационной безопасности 2017 г.)

    Кибербезопасность детей — это актуальная проблема многих стран мира.Одной из важнейших координат развития подрастающего поколения становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, ...