Главные вкладки

    Статья по теме:
    Информационная безопасность современного школьника.

    Жолобова Светлана Ивановна

     Огромное количество времени современные дети просиживают за компьютером. С одной стороны это хорошо, ребята набираются опыта работы с компьютером, черпают информацию, узнают что-то новое. А с другой стороны компьютер хранит много опасностей , о которых необходимо рассказывать детям. Информационная безопасность человека подразумевает исключение опасностей в процессе информирования. Формирование информационной безопасности связывают с воспмтанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия. Это прежде всего необходимо знать родителям. В статье дается памятка для родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл informatsionnaya_bezopasnost.docx27.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Информационная безопасность современного школьника.

    С.И. Жолобова, учитель

    Муниципального автономного образовательного учреждения средней образовательной школы№22 г. Таганрога

     В настоящее время жизнь развивается с такой скоростью, что за ней практически невозможно угнаться, и уже сейчас никто не может отрицать значение сети Интернет как всемирной информационной среды. Но, несмотря на глобальное значение   Интернета  у современного общества стали возникать проблемы с использованием сети. Личность ребенка, включенная в процесс познания, оказывается незащищенной от потоков информации, в связи с чем возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.

    Информационная безопасность человека подразумевает исключение опасностей в процессе информирования. Формирование информационной безопасности связывают с воспитанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от  непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия. Информационная безопасность, как часть национальной, не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании — без создания необходимых педагогических условий обеспечения информационной - безопасности школьников [3].

     Для выяснения информации о количестве проводимого времени  учащимися  за компьютером  в сети Интернет, ребятам  14-15 лет  были предложены следующие вопросы:

    1. Сколько времени вы проводите в сети  Интернет в будние дни?

    2. Сколько времени вы проводите в сети  Интернет  в выходные дни?

    3. Сколько времени в сети  Интернет  проводят  ваши родители?

    Из этого опроса выяснили, что 1/3 опрошенных ребят проводят в будние дни в интернете 5-8 часов, а 2/3 ребят  от 1 до 3 часов. В выходные дни количество посещений  в онлайн увеличивается в разы. И лишь четверо ребят, из опрошенных, ответили, что у них временно отсутствует Интернет, о чем они очень сожалеют.  Родители пользуются Интернетом значительно умереннее, чем дети. Треть взрослых в будни и каждый четвертый в выходные меньше часа находятся в онлайн.  Большинство подростков пользуются  своими компьютерами,  ноутбуками, сотовыми телефонами. Среди взрослых этот вариант также популярен, как и семейный  компьютер или ноутбук,  мобильный интернет у детей в  два раза более популярен, чем у родителей, так же, как и выход в Интернет через игровые приставки  и телевизоры.  Учитывая только мобильный телефон и смартфон, мобильным интернетом сегодня пользуется  практически каждый второй ребенок. Причем дети зачастую находятся в онлайн прямо на уроках, пряча свой телефон под партой. Это отвлекает ученика от усвоения программы на уроке. Многие школьники испытывают огромную зависимость от интернета и не представляют жизни без него. Характерно, что в большинстве случаев интернет-общение захватывает именно те личности, которые испытывают дефицит общения в реальной жизни и не имеют сложившихся ярко выраженных стереотипов общения. Взгляды на межличностное взаимодействие у такого человека будут формироваться на основе сетевого, а не реального опыта. И, следовательно, неизбежен неосознанный перенос этого опыта на общение в повседневной жизни.
            Дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть.  Согласно устному опросу 9 из 10 детей в возрасте  14-15 лет сталкивались с порнографией в сети, многие  регулярно подключаются к запретным ресурсам, некоторые готовы претворить увиденное там в жизнь.

     Из многих факторов риска наибольшую опасность школьникам приносят современные компьютерные  игры, предназначенные для детей и подростков, которые  наводнены монстрами, палачами, скелетами, привидениями, чудовищами, людоедами и т.д. При помощи компьютера натуралистично воспроизводятся лужи крови и мозги на стенах, жуткие вопли и скрежет ломаемых костей, оторванные головы и летящие куски окровавленной плоти. Движущиеся под музыку образы на цветном экране оказывают на игроков гипнотический эффект. В ходе игр школьники имитируют действия убийц, преступников: убивают десятками, калечат, расчленяют тела персонажей игр. Ребенок приобщается к реалиям криминального мира. Иные игры фактически предполагают многократную имитацию самоубийства в сюжетах со смертельными трюками на гоночных автомобилях, мотоциклах, самолетах. Под влиянием страшных образов дети начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны, боятся оставаться в комнате без взрослых. Игроки находятся в состоянии «пассивного возбуждения», при котором  удовольствие достигается без усилий, что оказывает расслабляющее влияние на личность, действует как наркотик. У детей создается ощущение собственного всемогущества.   Реальные дела забываются, жизненные проблемы не решаются. У некоторых школьников появляются признаки компьютерной наркомании. Нарушается общение со сверстниками, утрачиваются контакты с близкими. Ухудшается успеваемость. Спорт, искусство занимают в их жизни последнее место. При отсутствии возможности играть на компьютере у заядлых игроков начинается типичная «ломка»[1].  Но старшеклассники  не только играют  в игры, еще используют сеть Интернет для поиска различных познавательных материалов развивающего и научного характера для подготовки домашнего задания или общего развития. С одной стороны это хорошо,  что школьники постоянно обращаются к  Интернет-ресурсам, а с другой стороны возникла проблема информационной безопасности  для подростка в  глобальной сети Интернет,  которая таит в себе чрезвычайную опасность.  И опасность эта кроется не в самом компьютере (например, свойствах излучения: они не больше, чем у телевизора), а именно в информации, которая размещается в сетях, доступ к которой открыт для всех желающих. И нам, учителям, не безразлично, как эта информация может сказаться на интеллектуальном, нравственном развитии детей, их психическом,   да и физическом здоровье. 

    В книге Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать» написано:

    «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен»[2].

    Взрослым необходимо понять, что проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку интересно все. Он заходит на любые сайты, открывает разные «окна», слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей.

    В связи с этим в обществе, ставится задача формирования у школьников умения отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.  Особая роль в решении данной задачи отводится учителям всех предметов, а не только информатики.  На сегодняшний день требуются в школы такие учителя, которые имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, в совершенстве владеют программно-техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника в ИКТ.

    Каждый учитель должен знать:

    1) негативные формы и способы воздействия ИКТ;

    2)  методы защиты;

    3) правила и нормы сетевого этикета;

    4) виды отклоняющегося, зависимого поведения школьников;

    5) методы работы по их предупреждению и устранению.

    Учителя должны уделять большое внимание учебно-воспитательной работе со школьниками, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ.

    Для этого необходимо проводить инструктажи по доступу к образовательным ресурсам Интернет, разрабатывать методические пособия «Интернет – ресурсы для образовательного процесса»,  проводить лектории для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам.

    В  возрасте 14-15 лет родителям  сложно контролировать своих детей, так как о сети  Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет - безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в сети Интернет. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей  в строгом секрете от детей. На родительском собрании, на котором поднималась тема  «Информационная безопасность» были розданы памятки с советами для мам и пап.

    Советы родителям по безопасности  детей 14-15 лет.

    1.Создайте список домашних правил посещения сети  Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения;

    2.Компьютер с подключением к сети  Интернет должен находиться в общей комнате;

    3.Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы;

    4.Используйте средства блокирования нежелательного контента; 5.Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет;

    6.Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, не отвечать на нежелательные письма;

     7.Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;

    8.Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом;

    9.Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;

    10.Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.      

            Комплексное решение проблемы  информационной безопасности со стороны семьи и  школы   позволит значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку. Поэтому обеспечение информационной безопасности школьников должно стать одним из первоочередных направлений работы современной школы.

    Литература

    1. Воронов Р.В., Гусев О.В., Поляков В.В. О проблеме обеспечения безопасного взаимодействия с сетевыми образовательными ресурсами. Открытое образование. — 2008. — № 3

    2. Заряна и Нина Некрасовы «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать». Изд. «София», 2007

    3. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — Иркутск, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Безопасность современных путей получения информации школьниками (Исследовательская работа)

    Объектом  исследования в  работе является  безопасность школьников при получении информации в Интернете.    Предмет исследования – правила по безопасно...

    РАБОТА В «SCRATCH» КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    Способ создания условий для формирования у школьников представлений об информационной безопасности...

    Родительское собрание "Информационные технологии и информационная безопасность"

    Родительское собрание посвящено использованию компьютера учащимися.В ходе собрание проводится обсуждение уровня компьютерной зависимости у учащихся класса (с предварительным тестированием),информацион...

    Авторская концепция "Преподавание информатики в начальных классах как необходимый этап формирования информационной культуры современного школьника"

    В концепции изложены основные формы, методы, приемы эффективного преподавания информатики в начальных классах....

    Буклет "Информационная безопасность школьников"

    В связи с переходом к Информационному обществу и внедрением Инновационных компьютерных технологий в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой акт...