Организация самоуправления на уровне классного коллектива: роль классного руководителя на начальном этапе в среднем звене
(5 класс) на тему

Организация самоуправления на уровне  классного коллектива: роль классного руководителя на начальном этапе в среднем звене

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnoe_samoupravlenie.doc62 КБ
Office presentation icon klassnok_samoupravlenie.ppt2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Организация

 классного самоуправления в 5 «Б» классе

МБОУ СОШ №62 г.Архангельска.

Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. От того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.

Активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Структура самоуправления строится на трех уровнях:

1)     ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа. 

Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у детей формируется разнообразный опыт общественных отношений.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива. В классном коллективе выбираются органы самоуправления по направлениям.

Третий уровень предполагает школьное самоуправление.

Так как я являюсь классным руководителем 5 класса, мы поговорим о первых двух уровнях самоуправления.

Возникает  проблема: как организовать учебную и внеучебную деятельность  учащихся, чтобы помочь адаптироваться на новой ступени обучения, обеспечить успешное развитие и саморазвитие, раскрытие возможностей каждого из них?  С одной стороны, переход учащихся на новую ступень обучения меняет организацию их учебной деятельности (увеличилось количество учебных предметов, новые учителя – новые требованиями). Процесс обучения потребовал больших усилий, более высокой самоорганизации. С другой стороны, физиологические изменения усиливают стремление к самоутверждению среди сверстников, представителей противоположного пола, мнение которых становится для ребёнка более значимым.

С чего начать работу?

Ученики:

  1. Наблюдение на уроках и внеурочное время;
  2. Диагностика (изучение межличностных отношений, личностных приоритетов, выявление лидерских и организаторских способностей, сработанности и совместимости).

Школа:

  1. Беседа с учителем, выпустившим ребят в 4 классе;
  2. Программа развития и план работы школы (учёт особенностей школы, сложившихся традиций);
  3. Сотрудничество с органами школьного самоуправления (Совет лидеров).

Родители:

  1. Анкетирование родителей (что хотят от школы в плане воспитательной работы, какие мероприятия, экскурсии, выезды, какую помощь могут оказать, интересы и склонности ребёнка).

Подготовительный этап.

Анализ данных позволил лучше узнать учеников, их интересы и склонности. Ребятам было предложено попробовать объединиться в микрогруппы по интересам, так как истинное самоуправление рождается снизу (в классе), а потом уже формируется общешкольное самоуправление.

В классе были определены направления работы, составлен план действий по организации коллектива, учёбы, досуга.

Класс группа микроколлективов (результат диагностики). Самоуправление в классе начало формироваться в определённую систему благодаря функционированию таких групп.

Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нём работать.

Цели и задачи самоуправления в классном коллективе.

Цель: формирование  у учащихся готовности и способности к управленческой деятельности, создание отношений товарищества.

 Задачи:

  • приобретение детьми знаний, умений и навыков в планировании и организации деятельности;
  • создание условий для  равноправного сотрудничества всех учащихся класса;
  • воспитание ответственности, организаторских и творческих способностей учащихся, стремления к самореализации;
  • создание в классе микроклимата сотрудничества учеников, учителей, родителей.

Принципы  самоуправления в классном коллективе: 

1.     Принцип взаимодоверия;

2.     Принцип взаимопомощи;

3.     Принцип сотрудничества;

4.     Принцип сменяемости актива;

5.     Принцип единого планирования.

        Структура классного самоуправления.

Собрание  отряда.

        Высший орган классного коллектива, собирается 1 раз в четверть.

Цель: обеспечить каждому ученику право участия в обсуждении и принятии решения по вопросам деятельности коллектива.

        Первое полугодие пятого класса собрания ведет его председатель -  классный руководитель, приобщая более активных учеников.  Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет отряда. В перспективе – вести собрание будет Совет отряда (ребята должны будут самостоятельно организовать собрание).

Сложность заключалась в том, что принятое на собрании решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания.

Решение: использование приёма «мозгового штурма», когда участники собрания разбиваются на группы, поручая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зрения, дискуссии, что приводит к максимальной включённости участников собрания в выработке решения.

Таким образом, у учеников развивается самостоятельность в принятии решения, навыки общения друг с другом, умение прислушиваться к мнению товарищей.

В работе используются и другие методы:

·        Беседы.

·        Дискуссия, обсуждение.

·        Работа в парах.

·        Ролевые игры.

·        Работа в малых группах.

·        Практические задания.

Совет отряда.

      Высший орган управления в классном коллективе между собраниями, собирается 1 раз в две недели.

Состав Совета отряда:

  1. Командир – отвечает за работу классного коллектива;
  2. Лидеры – представляют интересы класса в Совете лидеров школы, своевременно доводят информацию с заседания школьного Совета;
  3. Руководители секторов – отвечают за работу своего направления.

Классный руководитель помогает совету класса в его работе рекомендациями, деловыми предложениями.

Постоянные сектора.

        Учитывая интересы ребят и результаты диагностики, сформированы группы по 4-5 человек, которые являются постоянным рабочим коллективом класса.

  1. Учебный.
  • Ведёт ведомость посещаемости;
  • Собирает дневники на проверку;
  • Сообщает об изменениях в расписании;
  • Составляет рейтинг успеваемости.
  1. Трудовой.
  • Следят за порядком, чистотой, правилами поведения на перемене;
  • Отвечают за организацию дежурства по школе;
  • Следят за цветами в классе;
  • Организуют ребят на генеральную уборку класса и распределяют фронт работ.
  1. Спортивный.
  • Организуют участие в спортивных мероприятиях;
  • Помогают в проведении физкультминуток на уроках;
  • Организуют подвижные игры на переменах для подшефных;
  • Лыжи.
  1. Редколлегия.
  • Отвечают за оформление классного уголка;
  • Оформление класса к мероприятиям.
  1. Досуг.
  • Организация участия класса в мероприятиях различного уровня;
  • Организация и проведение классных мероприятий;
  • Привлекают родителей к делам класса.

Временные группы.

Создаются наряду с постоянными секторами в зависимости от проводимого

мероприятия. Например, команда на турслёт, спортивные команды, друзья малышей (мероприятия в подшефном 2 классе).

Правила временных групп:

  • создание определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;
  • решение о создании принимается всем классом;
  • в составе временных групп могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;
  • прекращают своё существование после выполнения задания.

Заключение.

Становление классного самоуправления – очень непростой и длительный процесс, требующий системной работы, творческого подхода, душевных сил.

        Конечно, не всё удаётся с первого раза, но результаты уже есть: ребята стали более дружными, ответственными, инициативными, небезразличными к жизни школы и класса.

В перспективе учащиеся должны научиться самостоятельному планированию внеклассной  работы, оформительским навыкам, умению организовать свой досуг и привлекать ребят к этой деятельности.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.

Задача классного руководителя -  помочь ребятам, поддержать их инициативу, видеть и маленький, и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива»

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональна...

Роль классного руководителя в формировании классного самоуправления

Данная статья содержит анализ моей воспитательной работы с классом, связанной с проблемами формирования ученического самоуправления. Мои пробы, успехи и непрерывная работа в поисках ответа на вопрос: ...

Современные подходы к управлению качеством образования классного коллектива. Роль классного руководителя.

Качество образования- широко обсуждаемая проблема всем педагогическим сообществом. Как на на повышение качества образования классного коллектива  может влиять класснй руководитель?...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ....

«ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО»

Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаютс...

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива: приемы сплочения классного коллектива»

Статья будет полезна классному руководителю. В статье описаны приемы сплочения классного коллектива....