Здоровьесберегающие технологии
проект по теме

Гаранина Екатерина Владимировна

Практикозначимый проект    «Деятельность классного руководителя по формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_1.docx73.74 КБ

Предварительный просмотр:

                         Министерство образования Московской области                          

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Зональный целевой постоянно действующий

проблемно-тематический семинар

 «Совершенствование деятельности классного руководителя»

                                Итоговый практикозначимый проект

«Деятельность классного руководителя по формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни»

                                                                                          Слушатель: Гаранина Е.В.

 Должность: учитель биологии и химии

               Место работы: МОУ СОШ №11

                             Территория: г. Павловский Посад

                             Руководитель:  к.п.н. Яковлев Д.Е.

                                                                                                                                                                                         Москва

                                                                          2012

ВВЕДЕНИЕ.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающем их миром, с людьми. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, таких как снижение материального благополучия значительной части населения, ухудшение экологической ситуации, ослабление инфраструктуры здравоохранения, возрастание учебной нагрузки, отсутствие культуры здоровья в обществе. Ситуация усугубляется тем, что сами дети далеко не всегда осознают значимость здоровья как необходимого условия жизни и нередко пренебрегают элементарными нормами заботы о нем, что в свою очередь ведет к росту заболеваний, функциональных отклонений и психических расстройств.

Важнейший критический этап, на котором закладываются вредные привычки и установки, - подростковый период. В это время у молодых людей происходит ряд важных перемен. Во-первых, осуществляется психоэндокринная перестройка организма, во-вторых, пробуждаются новые потребности и интересы. Подростки отличаются повышенной ранимостью и максимализмом. В данный период легче, чем когда-либо, возникает реакция группирования со сверстниками. Именно этот период является наиболее опасным в отношении становления вредных привычек. Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствуют о низком уровне культуры здоровья, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей и подростков в образовании и в семье. В связи с этим одной из приоритетных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения активными методами и формами.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

 Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской и педагогической проблемой, но и общегосударственной. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.  Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогали нам понять, как они видят мир.  Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители, затем – школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет, проходя с ними по непростому пути школьного бытия его радостями и тревогами. Речь идет, конечно же, о классном руководителе. К выбору форм внеклассной работы он должен подходить творчески, с учетом условий жизни класса, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать.

                                                                    -1-

 Именно классный руководитель, совместно с семьей, в контексте общей культуры человека призван формировать культуру ЗОЖ как систему ценностных ориентаций, в том числе в состоянии здоровья. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Теоретические подходы к решению проблем здоровья школьника содержаться в трудах В.Г. Белинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского. Они придавали особую значимость закаливанию воли, развитию самостоятельности личности. В изучении проблемы здоровья подрастающего поколения немалый вклад внесли русские ученые XIX в. С.П. Боткин, В.Я. Мудров, А.М. Филомафитский, заложившие основы педагогической валеологии. Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.П. Абаскаловой, Н.А. Амосова, В.К. Бальсевича, Н.И. Брехмана, М.Я. Виленского, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой и др.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.  Теоретически обосновать и практически определить содержание внеклассной воспитательной работы по формированию здорового образа жизни подростков.  Определить педагогические условия взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Классный коллектив.

ЗАДАЧИ:

1. Раскрыть сущность понятия здоровья и здорового образа жизни.

2. Рассмотреть формы внеклассной воспитательной работы по формированию ЗОЖ подростков.

3. Определить особенности подросткового возраста.

4. Провести анкетирование подростков по основам здорового образа жизни.

5. Предложить примерный календарный план мероприятий по формированию здорового образа жизни в МОУ СОШ №11.

Практическая значимость работы: Результаты и материалы исследования могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями.

1. Сущность понятия здоровье и здорового образа жизни.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто как отсутствие болезней и физических дефектов.

Большая Медицинская Энциклопедия дает следующее определение понятию здоровья: это состояние организма человека, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения.

                                                                     -2-                                                                                    

И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье - валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

Итак, здоровье человека - это комплексное и вместе с тем многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала, в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющий человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов понятия здоровья:

- физическое здоровье - это состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды;

- психическое здоровье - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновешивать себя с окружающей средой;

- социальное здоровье - это мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру;

- нравственное здоровье - это комплекс характеристик эмоционально-волевой, мотивационной и потребностно-информативной основы жизнедеятельности человека;

- сексуальное здоровье - это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви;

- репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию психосексуальных отношений в семье;

- профессиональное здоровье - это способность человеческого организма сохранять компенсаторные и защитные свойства, обеспечивающие работоспособность в условиях протекания профессиональной деятельности.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10-15% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 15-20% - от наследственных факторов, на 20-25% - от состояния окружающей среды. А остальные 50-55% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Итак, здоровый образ жизни - это поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

                                                                    -3-

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

-оптимальный двигательный режим;

-рациональное питание;

-закаливание;

-личная гигиена;

-положительные эмоции;

-отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Таким образом, оптимальный двигательный режим является одним из важнейших факторов здорового образа жизни.

Рациональное питание - это хорошо подобранный рацион, который отвечает индивидуальным особенностям организма, учитывает характер труда, половые и возрастные особенности, а также климатогеографические условия проживания. Питание является одним из главных факторов здоровья.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Закаливание является эффективным средством укрепления здоровья человека. Оно повышает неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции, обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого - в радости к жизни. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков. Из вышесказанного видно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

                                                                    -4-

2. Формы внеклассной воспитательной работы по формированию ЗОЖ подростков.

Формы работы - это условия, в которых реализуется ее содержание. Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак:

1) по количеству участников: массовые, групповые, индивидуальные;

2) по видам деятельности: познавательно-развивающие, развлекательные, по направлениям воспитательной работы;

3) по результату: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт.

Широко распространенной формой внеклассной воспитательной работы является классный час. Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Массовая форма работы хороша тем, что в массовых мероприятиях могут принимать участие все учащиеся школы. Одним из видов массовых внеклассных мероприятий служат праздники, приуроченные к определенным календарным датам. Календарные даты позволяют спланировать школьные акции, связанные с пропагандой ЗОЖ. К массовым мероприятиям относятся проведение дней, недель, декад, месячников здоровья, т. к. они способствуют закреплению урочного материала и оказывают положительный эмоциональный эффект. Массовые мероприятия носят эпизодический характер.

Групповая работа имеет форму факультатива, кружка, лектория, работы «детских общественных объединений» и волонтерских движений валеологической направленности.

Индивидуальная работа выполняется детьми самостоятельно. Например, чтение книг, проведение наблюдений, подготовка сообщений, ведение дневника здоровья. В дневниках здоровья отмечаются заболевания, физические показатели, режимные моменты, описываются ощущения детей. Работа с дневником здоровья способствует развитию самонаблюдения, валеологического анализа и самоанализа для коррекции собственного образа жизни. Учителю отводится роль консультанта, посредника. Кроме рассмотренных выше форм существует еще бесконечное множество: это беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, викторины, акции, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг, и т.д.

3. Особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст - это возраст жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот.

                                                                  -5-

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В IV классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. У школьника существенно меняется его общественная позиция, его положение в коллективе.

Анатомо-физиологическая перестройка организма. В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма подростка, которая отражается и в некоторых психологических особенностях. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития, когда происходит усиленный рост тела совершенствуется мускульный аппарат, идет интенсивный процесс окостенения скелета.
Прежде всего наблюдается резкий рост тела в длину: у девочек максимум прироста обычно приходится на 12 — 13 лет, у мальчиков — на 14—15 лет. Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, отсюда впечатление угловатости, нескладности подростка. Это вызывает и некоторые психологические проявления — подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается сгладить свою нескладность: принимает порой неестественные, вычурные позы. Даже добрая шутка по адресу его фигуры, позы или походки вызывает часто бурную реакцию — подростку непереносима мысль, что он смешон и нелеп в глазах других людей. Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечнососудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объеме, становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость и т.д.
Указанные особенности развития сердечнососудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции приводят обычно к некоторым скоропроходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Нервная система подростка еще, но всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения. Например, под влиянием многочисленных впечатлений, сильных нервных встрясок, неожиданной радости или огорчения, долгого ожидания волнующего события одни подростки становятся вялыми и безучастными, рассеянными; другие — раздражительными, нервозными, нарушают дисциплину. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности. Но учитывать указанные возрастные особенности при организации учебно-воспитательной работы необходимо. Самый важный факт физического развития подростков — половое созревание, начало функционирования половых желез. Начало полового созревания в большой степени зависит от национально-этнографических и климатических факторов, а также от особенностей индивидуальной жизни (состояние здоровья, перенесенные болезни, питание, режим труда- и отдыха, окружающая обстановка и т. д.). С этими поправками начало полового созревания мальчиков можно отнести к 12—13 годам, девочек — к 11 — 12 годам. Большинство мальчиков созревают теперь в половом отношении к 15 годам, а девочек — к 13—14 годам. Несмотря на то, что организм к 13 — 15 годам становится половозрелым, говорить о физической, а тем более духовной, идейной, социальной, гражданской зрелости в этом возрасте, разумеется, нельзя.    

                                                                    -6-  

Естественно и нормально появление у подростков в связи с половым созреванием до сих пор незнакомого им и в каком-то смысле неожиданного для них полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, переживаний, специфического интереса к противоположному полу, к соответствующему содержанию книг, кинофильмов. Надо добиваться того, чтобы этот интерес не приобретал нездорового характера, не был связан с нежелательными психологическими проявлениями. Здесь очень важно соблюдать правильный распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна, отдыха и питания, регулярно проводить занятия физкультурой и спортом. Важно переключить внимание подростков, направить их на иную, интересную и занимательную для них деятельность.

4. Анкетирование подростков по основам здорового образа жизни.

Было проведено исследование в общеобразовательной школе №11 г. Павловский Посад. Учащимся 7 класса была предложена анкета, состоящая из 12 вопросов, направленных на выявление знаний и представлений детей о ЗОЖ. В анкетировании приняли участие 24 подростков в возрасте 12-13 лет.

Результаты анкетирования учащихся по основам ЗОЖ.

1

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

2

а

а

а

а

в

б

в

а

а

а

а

а

а

а

а

в

а

б

а

б

в

а

а

в

3

б

б

в

а

а

а

а

б

а

б

а

а

б

б

а

а

б

а

б

б

в

б

б

б

4

в

а

в

в

а

в

в

в

а

в

а

в

б

а

а

г

г

а

в

в

б

в

а

в

5

а

а

-

в

-

б

б

а

-

а

-

б

в

а

в

-

-

г

в

-

б

г

а

в

6

а

а

б

б

а

б

а

а

а

б

а

б

а

а

б

в

а

б

б

б

б

б

а

а

7

б

б

б

а

б

б

б

б

а

б

б

б

а

б

б

б

б

а

а

а

а

а

б

б

8

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

в

а

а

а

а

а

а

а

а

а

9

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

10

а

а

а

а

а

в

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

11

б

б

б

б

б

а

б

б

б

б

б

а

а

б

б

а

а

б

б

б

б

б

б

б

12

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Вопросы к анкете: 1. Твой пол?  А) мужской   Б) женский

2. Здоровы ли вы?  А) да  Б) нет  В) затрудняюсь ответить                                                                                                                                                                                                                                                3. Есть ли хронические заболевания?  А) да  Б) нет  В) затрудняюсь ответить                                                                                                                                                                                                          4.Сколько часов в день вы сидите у телевизора?  А) менее 1 часа  Б) от 1-2  В) от 2-3  Г) более 3 часов                                          

                                                                   -7-

5. Сколько находитесь у компьютера?   А) менее 1 часа  Б) от 1-2  В) от 2-3  Г) более 3ч

                                                                                                                                                6.Делаете ли вы зарядку?   А) да  Б) нет                                                                                                                                                                                                                                                                          7.Есть ли среди ваших родственников тяжелобольные люди?  А) да  Б) нет  В) затрудняюсь ответить                                                                                                                                                          8. Умеете ли вы управлять своим поведением?  А) да  Б) нет  В) затрудняюсь ответить                                                                                                                                                                                      9.Хорошо ли вы питаетесь?  А) да  Б) нет  В) затрудняюсь ответить                                                                                                                                                                                                          10.Как часто у вас хорошее настроение?  А) часто  Б) редко                                                                                                                                                                                                                                    11.Употребляет ли кто в семье алкоголь и сигареты?  А) да  Б) нет                                                                                                                                                                                                                         12. Курите ли вы?    А) да  Б) нет

Таблица 2.  Результаты анкетирования учащихся по основам ЗОЖ

№ п/п

Вопросы

Ответы учащихся

Кол-во ответов учащихся

Число учащихся, %

1.

Что означает здоровый образ жизни?

Активный образ жизни

7

35%

Правильное питание

2

10%

Отказ от вредных привычек

7

35%

Закаливание

4

20%

2.

 От каких факторов зависит здоровье:

ЗОЖ

10

50%

Занятий спортом

9

45%

Закаливания

2

10%

Хорошего настроения

1

5%

4.

Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

Да

2

10%

Нет

11

55%

Иногда

7

35%

5.

Сколько раз в день ты чистишь зубы?

1 раз в день

0

0%

2 раза в день

20

100%

Чистить зубы не обязательно

0

0%

6.

Нравится ли тебе физкультура…

Да

15

75%

Нет

2

10%

Иногда

3

15%

7.

Занимаешься ли спортом дополнительно?

Да

12

60%

Нет

8

40%

            -8-

8.

Какие вредные привычки ты знаешь?

Курение

19

95%

Алкоголь

15

75%

Наркомания

8

40%

Токсикомания

2

10%

9.

Сколько часов ты спишь в сутки?

8 часов

7

35%

9-10 часов

8

40%

12 часов

5

25%

10.

 Часто ли ты болеешь?

Раз в месяц

4

20%

Раз в полгода

9

45%

Раз в год

7

35%

12.

Устаешь ли ты от уроков?

Очень устаю

5

25%

Не очень устаю

6

40%

Всегда

2

10%

Иногда

7

35%

Понятие о «здоровом образе жизни» у учащихся отождествлено с понятием «здоровье», причем 35% учащихся считают, что ЗОЖ - это «активный образ жизни», т.е. они предусматривают определенные действия со своей стороны, направленные на укрепление и сохранение здоровья. Также 35% учащихся считают, что «здоровый образ жизни» - это отказ от вредных привычек, т.е. их знания еще не систематизированы. 10% учащихся, считают, что здоровый образ жизни - это правильное питание,20% учащихся –это закаливание т.е. их знания и представления фрагментарны и не точны.

На вопрос «от каких факторов зависит здоровье» 50% учащихся ответили, что их здоровье зависит от здорового образа жизни и занятий спортом, 10% учащихся к этим двум компонентам отнесли еще и закаливание. И только 5% опрошенных считают что, их здоровье зависит и от хорошего настроения, это говорит о том, что у детей не достаточно знаний о составляющих здоровья и ЗОЖ.

Большинство учащихся владеет знаниями о вредных привычках: 95% учащихся выделили курение как вредную привычку, 75% - употребление алкоголя, 40% - наркоманию. К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся в большей степени положительно, 75% детей занимаются спортом, кроме того, 60% учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции.

Следовательно, большинство учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 10% учащихся делают по утрам зарядку каждый день, а 35% - лишь иногда, также 55% учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся исследуемого класса.

                                                                   -9-

Таким образом, на основе результатов анализа анкет можно выделить разноуровневые группы учащихся в зависимости от их знаний и представлений о здоровом образе жизни:

Первая группа подростков, обладающая высоким уровнем, характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться. Они регулярно включают в свою жизнедеятельность основные элементы здорового образа жизни.

Вторая группа подростков, относящаяся к среднему уровню, характеризуется частично сформированной мотивацией на ведение ЗОЖ. Учащиеся понимают важность и необходимость сохранения здоровья, но реальные практические действия совершают обычно в присутствии других детей, по настроению, по настоянию взрослых, т.е. у них отсутствует личная заинтересованности в ведении ЗОЖ.

Третья группа подростков относиться к поверхностному уровню - это дети с фрагментарным отношением к ЗОЖ, неполными и не системными знаниями и умениями в этой области. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному ЗОЖ почти не проявляют.

В соответствии с выделенными уровнями учащихся исследуемого класса можно распределить таким образом: высокому уровню учащихся соответствует 40% учащихся класса, среднему уровню 40% учащихся, к поверхностному уровню 20% учащихся.

В результате анкетирования мы выявили не только уровень знаний и представления детей о ЗОЖ, но и готовность к ведению собственного здорового образа жизни, состояния здоровья учащихся.

Таким образом, полученные материалы указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них систематизированных знаний и представлений о сущности ЗОЖ и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения с помощью внеклассной работы.

5. Примерный календарный план мероприятий по формированию здорового образа жизни в МОУ СОШ №11.

    Месяц

                                                Мероприятия

         Сентябрь                    

Беседа «Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколад»

Викторина «О пользе закаливания»

Конкурс плакатов «О вреде табака, алкоголя, наркотиков»

Беседа «Как создать благоприятный климат в коллективе»

             Октябрь

Викторина «Здоровье в саду и на грядке»

Конкурс «Школа вежливых наук»

Беседа «Психическое здоровье, что это такое?»

Конкурс газет «О здоровом образе жизни»

           Ноябрь

Внеклассное мероприятие «Путешествие на поезде «Здоровье»

Беседа «Влияние токсичных веществ на усвояемость пищи»

Конкурс кроссвордов «Человек и его здоровье»

Викторина «Свет мой, зеркальце, скажи…» (о косметике)

       Декабрь

Викторина «О пользе закаливания»

Классный час «Здоровье – богатство на все времена»

Экскурсия «Массаж и физкультура – средства восстановления здоровья». Посещение центра реабилитации

Беседа школьного психолога «О влиянии микроклимата в коллективе на здоровье»

         Январь

Конкурс рисунков «Солнце, воздух  и вода – наши лучшие друзья»

Викторина «Лекарственные травы»

Внеклассное мероприятие «Нет наркотикам!»

Классный час «Нетрадиционная медицина глазами современников»

       Февраль

Беседа «Зеленая аптека» (лекарственные растения нашей области)

Внеклассное мероприятие «Музей здоровья»

Беседа «О профилактике травматизма»

Ток-шоу «СПИД – чума ХХ века»

             Март

Лекторий «Советы доктора Айболита»

Викторина «Лекарственные животные»

Внеклассное мероприятие «Курение: дань моде, привычка или болезнь?»

Внеклассное мероприятие «Алкоголь – сердцу боль»

          Апрель

Посещение библиотеки «По следам доктора Неболейки» (знакомство с литературой о ЗОЖ)

Викторина «Кожа – зеркало здоровья»

Беседа с врачом-наркологом «Легальные» и «нелегальные» наркотики»

КВН «Здоровый образ жизни»

              Май

Игры на свежем воздухе

Беседа школьного психолога «Психологическая зависимость и вредные привычки»

Экскурсия в музей патологической анатомии

Беседа «О предупреждении нервных стрессов»

Заключение.

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

 Внеклассная работа - это продолжение учебного процесса. Различные ее формы позволят закрепить знания и навыки, полученные учащимися на уроках, продолжить формирование постоянной потребности в ведении ЗОЖ. Классный руководитель является организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, и помогает каждому ребенку осознать здоровье - как самоценность. Внеклассная работа проводится в различных формах: экскурсии, походы, игры, беседы, круглый стол и т.д., при участии родителей и различных специалистов.

Анкетирование учащихся показало эффективность проведенной работы, количество учащихся с  уровнем знаний и представлений о здоровом образе жизни увеличилось до 90%.

                                                                   -11-

Список литературы.

  1. Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.
  2. Бойко А. Здоровые тесты. М., 2003.
  3. Васильев В. Здоровье и стресс. М., 1992.
  4. Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас… О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. М., 1990.
  5. Классному руководителю. М., 1999.
  6. Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.
  7. Маслов А.Г. Подготовки и проведение соревнований учащихся “Школа безопасности”: Учебно - методическое пособие. М., 2000.
  8. Педагогика здоровья. М., 1990.
  9. Пе6тряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М.,1999.
  10. Рожков М. И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000
  11. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Биология. Человек и его здоровье: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М., 1996.
  12. Цузмер А.М., Петришина О.Л., Загорская В.Н. и др. Биология: Человек и его здоровье: Учебник для 9кл. общеобразовательных учебных заведений. М., 1997.
  13. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
  14. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 14.
  15. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

                                                                  -12-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...