урок
план-конспект урока (9 класс) на тему

межличностное общение

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon открытый урок947 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликт, пути разрешения конфликтных ситуаций «Конфликты - это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Ч. Диксон.

Слайд 2

Познакомиться: с понятием «конфликт» временными моделями конфликтных реакций способах разрешения конфликтных ситуаций Цели урока:

Слайд 3

Толковый словарь Ожегова Большой энциклопедический словарь Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека. Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил. Конфликт - столкновение, серьезное разногласие, спор ____________________________________________________________________

Слайд 4

Структура межличностного конфликта конфликтная ситуация объект конфликта участники (оппоненты)

Слайд 5

Вулкан непредсказуемые вспышки

Слайд 6

Глиняный горшок медленно разогревается

Слайд 7

Волна спорный вопрос кажется решенным, но позже поднимается снова

Слайд 8

Собиратель до тех пор, пока не накопится достаточно, по его мнению, обид, не высказывает никакой реакции

Слайд 9

приходит к внезапным решениям и высказывает их, не думая о последствиях Реактор

Слайд 10

Рекомендации: Какую ситуацию вы выбрали? Почему именно эту ситуацию? Что помогает вам сохранить хладнокровие, успокоиться, избежать агрессивной манеры поведения в конфликте? Каким образом вы приходите к разрешению конфликта, не прибегая к силе и агрессии? Выбранный способ поведения вы считаете единственно верным? Да или нет. Почему?

Слайд 11

продавец – покупатель «Грамотные стали» Покупатель: «Почему вы продаете стограммовые упаковки майонеза по цене двухсотграммовых?». Продавец: «С чего вы взяли?» Покупатель: «Ну вот же, на ценнике написано - вес - 200 г, цена – 10 рублей. А упаковки стограммовые. Я вчера купила, думала, вы ошиблись. А сейчас вижу, что вы просто ценники перепутали». Продавец: «Ничего мы не перепутали. По сколько надо, по столько и продаем. А не нравится – идите в другой магазин, поищите подешевле. Грамотные стали.»

Слайд 12

учитель – ученик (родители) Учитель: «Я пригласил Вас, чтобы выяснить, почему ваш сын пропускает уроки литературы». Мама ученика: «А что ему делать на ваших уроках? Толстого и Достоевского читать? Вы знаете, что он у меня профессионально занимается танцами, его ждет артистическая карьера. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет». Учитель: «Но вы понимаете, что оценка по литературе в аттестате будет стоять не за его танцевальные успехи. Он получит то, что заслуживает». Мама ученика: «Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдется?» « Только не надо нас пугать»

Слайд 13

начальник – подчиненный Представитель рабочих: «Я пришел к Вам от имени трудового коллектива, чтобы выяснить, почему нам третий месяц не платят зарплату? Начальник: «Мне очень жаль, но денег нет – предприятие, которому мы поставляем нашу продукцию, обанкротилось». Представитель рабочих: «Но администрация предприятия исправно получает зарплату, вы недавно поменяли мебель в офисе и приобрели новую иномарку». Начальник: «Эти средства взяты не из фонда заработной платы». Представитель рабочих: «Нам все равно, из каких фондов вы нам заплатите – верните заработанные нами деньги. Если бы не школьные завтраки, наши дети падали бы в голодные обмороки». Начальник: «Я же сказал вам, что денег пока нет. И неизвестно, будут ли вообще. Не хотите ждать – вас никто здесь не держит. Тогда точно ничего не получите». «Вас никто здесь не держит»

Слайд 14

Разрешение конфликтов возможно, если люди способны: управлять чувством гнева относиться друг к другу с уважением слушать точку зрения другого человека разрешать проблемы, выбирая решения, которые являются приятными и справедливыми для обоих сторон

Слайд 15

предложить или вспомнить конфликтные ситуации, с которыми вы сталкивались в жизни Домашнее задание:

Слайд 16

Тест «Самооценка конфликтности» 7 баллов - оцениваемое свойство проявляется всегда 1 балл - свойство не проявляется вовсе 1. Рветесь в спор 7654321 2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений 7654321 3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать 7654321 4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов 7654321 5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента 7654321 6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку 7654321 7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер 7654321 8. Не уступаете в спорах 7654321 9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта 7654321 10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя 7654321

Слайд 17

70 баллов - указывает на очень высокую степень конфликтности 60 баллов — на высокую 50 баллов — на выраженную конфликтность 11-15 баллов - указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций Обработка результатов

Слайд 18

«Конфликты - это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Ч. Диксон.



Предварительный просмотр:

Тема:  "Конфликт, пути разрешения конфликтных ситуаций"

Класс: 9

Цель: ознакомить учащихся с понятием «конфликт», временными моделями конфликтных реакций и способах разрешения конфликтных ситуаций.

Форма урока: Урок – изучение нового материала с использованием ИКТ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (рабочий лист, бланки теста, рекомендации).

План  урока

  1. Организационная часть.
  2. Вводное слово учителя.
  3. Актуализация знаний.

А) понятие конфликта;

Б) структура конфликта;

В) временные модели конфликтных реакций;

3. Физминутка

4. Работа в малых группах.

      5.  Домашнее задание.

      6. Рефлексия. Тест  «Самооценка конфликтности»

      7. Оценивание учащихся.

     8. Итоги урока.

Ход урока

  1. Организационная часть.  Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.

2.  Вводное слово учителя.

Все люди настолько различны по темпераменту, восприятию, способу переработки информации, склонностям, способностям, воспитанию, что было бы удивительно, если бы между ними не возникали разногласия. Человечество давно бы исчезло с лица земли, если бы люди не научились договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы. Столкновение интересов - это конфликты. Поведение человека в конфликтах изучает раздел психологии, который называется конфликтология. Тема нашего урока: "Конфликт, пути разрешения конфликтных ситуаций"  (слайд 1)

«Конфликты - это норма жизни.                                                                                                     Если в вашей жизни нет конфликтов,                                                                                          проверьте, есть ли у вас пульс».
Ч. Диксон.

3.Актуализация знаний.

Спрашиваю у учащихся:

  1. А какую бы цель мы поставили исходя из темы сегодняшнего  урока?   (ответы уч-ся) (слайд 2)
  2. Что вы подразумеваете под словом конфликт?

(Слушаю и комментирую ответы учащихся. Затем обобщаю все ответы по определению конфликта как столкновения мнений, интересов, выборов, которые могут возникать как внутри конкретной личности, так и между индивидами или группами.)                                                                                  

- Работа учащегося со словарём Ожегова

Толковый словарь Ожегова
Конфликт -  
столкновение, серьезное разногласие, спор

Большой энциклопедический словарь

  Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил.

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека.

Прошу записать это определение в тетрадь.  (слайд 3)

Многие из нас переживали такого рода конфликт, например когда приходилось выбирать между делом, которое нужно сделать, и желанием посмотреть любимую передачу по телевизору. Если в качестве конфликтующих сторон выступают разные части нашего «Я», которые входят в столкновение, то возникает внутриличностный конфликт. Он проявляется в борьбе мотивов, затруднённом выборе цели, переживаниях, сомнении, неуверенности, дискомфорте.

Если конфликт возникает как противоборство двух или более людей, обусловленное разнонаправленными целями, мотивами, позициями, интересами, то такой конфликт называют межличностным. В этом случае каждая из сторон стремится получить результат для себя и помешать успеху другого.

Участниками межгрупповых конфликтов являются социальные группы, преследующие различные цели, отстаивающие свои интересы, ценности, представления и т.п.

- Работа у доски (учащиеся записывают виды конфликтов)

 Виды  конфликтов

внутриличностный                                           межличностный                                           межгрупповой

Структура межличностного конфликта (слайд 4)

- конфликтная ситуация – основа для конфликта;                                                                                                              - объект конфликта  - то чем хотят овладеть оппоненты (власть, авторитет, должность и т.д.);                           - участники (оппоненты) – «носители» противоположностей, разнонаправленных тенденций (целей, интересов).

      Для того чтобы ситуация из потенциально возможной переросла в реальный, актуальный конфликт, необходим инцидент – открытое столкновение противоборствующих сторон, цель которого  - получение позитивного результата только для одной стороны.

На уровне обыденного сознания конфликт чаще всего ассоциируется именно с инцидентом, когда борьба соперников входит в открытую фазу, т.е. столкновение прямо или косвенно протекает в форме конфликтного взаимодействия. Усилия оппонентов направлены, с одной стороны, чтобы препятствовать противнику в удовлетворении его потребностей и интересов. Таким образом, участники конфликта руководствуются установкой «выиграть», «победить», «не проиграть».                                                                                                                                              

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность.

Временные модели конфликтных реакций (слайд 5-9)

  1. Вулкан (непредсказуемые вспышки)
  2. Глиняный горшок (медленно разогревается)
  3. Волна  (спорный вопрос кажется решенным, но позже поднимается снова)
  4. Собиратель (до тех пор, пока не накопится достаточно, по его мнению, обид, не высказывает никакой реакции)
  5. Реактор (приходит к внезапным решениям и высказывает их, не думая о последствиях)

Как управлять собой и окружающими

  1. Вулкан. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
  2. Глиняный горшок. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
  3. Волна. Ничего не поделаешь. Будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий.
  4. Собиратель. Будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте как обстоят дела.
  5. Реактор. Сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки. Отделите мысленно реакцию от источника.

3. Физминутка

4. Работа в малых группах.

Конфликты нередко возникают между людьми и Вам придется в своей жизни встречаться с этим. Следует разобраться:

  • в чем суть конфликта
  • найти пути решения, чтобы выйти из него.

В каком типе профессии чаще всего можно встретить конфликт? («человек – человек»).

Взаимодействие в профессиях социального типа строится в системе «продавец – покупатель», «врач – пациент», «учитель – ученик (родители)», «начальник – подчиненный», «парикмахер – клиент» и т.д.

 Учитель раздает задание: рассмотрите данные ситуации и оцените поведение участников диалога. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента,  как они смогли разрешить конфликт, какой нашли компромисс? А чтобы указать, какими способами можно разрешить конфликты, которые указаны у вас в заданиях, я предлагаю воспользоваться следующими рекомендациями.

 

Рекомендации:  (слайд 10)

  1. Какую ситуацию вы выбрали? Почему именно эту ситуацию?
  2. Что помогает вам сохранить хладнокровие, успокоиться, избежать агрессивной манеры поведения в конфликте?
  3. Каким образом вы приходите к разрешению конфликта, не прибегая к силе и агрессии?
  4. Выбранный способ поведения вы считаете единственно верным? Да или нет. Почему?

1. «Грамотные стали». (слайд 11)

Покупатель: «Почему вы продаете стограммовые упаковки майонеза по цене двухсотграммовых?».
Продавец: «С чего вы взяли?»
Покупатель: «Ну вот же, на ценнике написано - вес - 200 г, цена – 10 рублей. А упаковки стограммовые. Я вчера купила, думала, вы ошиблись. А сейчас вижу, что вы просто ценники перепутали».
Продавец: «Ничего мы не перепутали. По сколько надо, по столько и продаем. А не нравится – идите в другой магазин, поищите подешевле. Грамотные стали.»

2. «Только не надо нас пугать». (слайд 12)

Учитель: «Я пригласил Вас, чтобы выяснить, почему ваш сын пропускает уроки литературы».
Мама ученика: «А что ему делать на ваших уроках? Толстого и Достоевского читать? Вы знаете, что он у меня профессионально занимается танцами, его ждет артистическая карьера. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет».
Учитель: «Но вы понимаете, что оценка по литературе в аттестате будет стоять не за его танцевальные успехи. Он получит то, что заслуживает».
Мама ученика: «Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдется?»

3. «Вас никто здесь не держит». (слайд 13)

Представитель рабочих: «Я пришел к Вам от имени трудового коллектива, чтобы выяснить, почему нам третий месяц не платят зарплату?
Начальник: «Мне очень жаль, но денег нет – предприятие, которому мы поставляем нашу продукцию, обанкротилось».
Представитель рабочих: «Но администрация предприятия исправно получает зарплату, вы недавно поменяли мебель в офисе и приобрели новую иномарку».
Начальник: «Эти средства взяты не из фонда заработной платы».
Представитель рабочих: «Нам все равно, из каких фондов вы нам заплатите – верните заработанные нами деньги. Если бы не школьные завтраки, наши дети падали бы в голодные обмороки».
Начальник: «Я же сказал вам, что денег пока нет. И неизвестно, будут ли вообще. Не хотите ждать – вас никто здесь не держит. Тогда точно ничего не получите».

- Анализ конфликтных ситуаций учащимися.

Конфликт легче предотвратить, чем погасить. Если вы готовы к профилактике конфликтов и не хотите провоцировать их своим поведением, научитесь описывать факты, наблюдения, а не давать оценки. Часто при описании ситуации она выглядит совсем не так остро. Научитесь искренне и корректно выражать свои чувства – как позитивные, так и негативные. Для этого важно помнить, что у конфликта две стороны, возможно, и о вас кто-то может иметь не самое доброе мнение. Проявляйте доброжелательность, выдержку и спокойствие в любой ситуации. Не стремитесь победить, во что бы то не стало. Знание правил общения поможет вам высказать свое мнение так, чтобы он убедился, что вы поняли его. Чаще ставьте себя на место другого человека, управляйте своими эмоциями, умейте прощать.

Можно сказать, что давать советы легче, чем следовать им. Но знание «анатомии» конфликта помогает извлекать из него позитив, превращая в способ решения противоречия.

Разрешение конфликтов возможно, если люди способны:  (слайд 14)

  • управлять чувством гнева
  • относиться друг к другу с уважением
  • слушать точку зрения другого человека
  • разрешать проблемы, выбирая решения, которые являются приятными и справедливыми для обоих сторон
  1. Домашнее задание: предложить или вспомнить конфликтные ситуации, с которыми вы сталкивались в жизни (слайд 15)
  2. Рефлексия. (слайд 16)

Тест  «Самооценка конфликтности»

Я предлагаю тест, позволяющий оценить степень вашей собственной конфликтности.

Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале.

7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда

1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

1. Рветесь в спор

7654321

2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений

765432 1

3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать

7654321

4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов

7654321

5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента

7654321

6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку

765432 1

7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер

765432 1

8. Не уступаете в спорах

765432 1

9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта

765432 1

10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя

7654321

Обработка результатов:  (слайд 17) Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности;

60 баллов — на высокую;

 50 баллов — на выраженную конфликтность.

Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.

7. Оценивание учащихся.

8.Учитель подводит итоги урока. (слайд 18)

Итак, конфликта не стоит бояться. Если подойти к нему как к проявлению противоречий, то вполне можно признать, что ничего страшного в конфликте нет. Тем не менее большинство конфликтологов полагают, что практически каждый конфликт можно разрешить рационально и конструктивно. (Всем раздаются рекомендации)

Рекомендации

по уменьшению уровня конфликтности, агрессии, тревожности

     1. Помните: затянувшиеся конфликты и взаимная эмоциональная неприязнь вызывают вербальную агрессию у учащихся на педагогов и физическую агрессию на своих сверстников.

      2. Владение собой является лучшим гарантом адекватного поведения.

      3. Говорите на языке внутреннего «Я», на языке «Я-сообщений».

      4. Не оценивайте личность человека, а говорите о нежелательных последствиях его действий.

      5. Научитесь слушать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...