Диалоги о семейном воспитании
статья на тему

Батайкина Раиса Фаризуновна

Работа предназначена для классных руководитлей, в которой даны принципы воспитания  детей в семье и в школе известных классиков, условия и модели воспитания в семье, проблемы семейного и школьного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassiki_o_semeynom_vospitanii.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

 Диалоги о семейном воспитании

                                     Выполнила: учитель географии высшей категории

                                          Батайкина Раиса Фаризуновна

                 

г. Новомосковск

2013

Содержание      

                                                                                                         Стр.

  1.      Какие бывают принципы воспитания детей

     в семье и школе?                                                                           3-7

  1.      Что можно считать необходимыми условиями                          

     воспитания детей в семье?                                                            8-9

  1. Какие существуют модели воспитания в семье?                         10-14
  2. В чем заключаются проблемы семейного воспитания?                 15-16
  3.      Какие качества человеческой личности можно воспитать             17-20

у детей?                                                                                    

  1. Литература                                                                                           21

  1. Какие бывают принципы воспитания детей в семье и школе?

             Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

        Охарактеризуем требования, предъявляемые к  принципам воспитания:

1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы.

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.

        Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • личностный подход;
  • единство воспитательных воздействий.

Двирнык И. Основным принципам воспитания детей в семье соответствуют наши позитивные ожидания результатов этого процесса. Каким мы хотим видеть своих детей в будущем? Добрыми, общительными, отзывчивыми на чужую беду и защищающими свои собственные позиции в этом мире, открытыми и одновременно осторожными и предусмотрительными. Но как непросто осуществить это в реальности, поскольку мы сами несовершенны!

Безусловно, основные принципы  всякой педагогики (и особенно семейной) должны быть основаны на любви. Однако любовь в семье предполагает и прощение провинности, и разумное наказание за проступок; и мирные отношения, и дисциплину и помощь другим; добрую позитивную атмосферу и сохранение традиционной иерархии между членами семьи. Последнее особенно значимо для детей. Им жизненно необходимо реально чувствовать, что папа – глава семьи, добытчик и защитник; мама – его верная помощница и единомышленница. Дети впитывают эти нормы. И уже не имеет значения, что в семье работают и папа, и мама.

Наличие нескольких детей в семье заметно облегчает весь процесс воспитания. Специалисты утверждают, что достаточно правильно воспитать старшего ребенка, вложить в него максимум любви и поддержки. Младшие дети, особенно если их больше одного, будут подхватывать образцы его поведения, копировать и таким нехитрым путем легко и непринужденно усваивать нормы взаимодействия с каждым членом семьи.

Принципы воспитания детей в школе

Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

Условиями реализации данного принципа являются:

•       добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

•       вера каждого ребенка в возможность выбора средств для достижения поставленной цели;

•       оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;

•       предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

•       готовность детей к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности;

•       учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

  • опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;
  • в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;
  • педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;
  • педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;
  • поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их решения, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;
  • защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;
  • в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.

Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего, важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности.

Реализация принципа возможна при следующих условиях:

  • выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;
  • определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
  • развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных детских объединений;
  • формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);
  • неповторимость учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо);
  • наличие отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.

Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:

  • школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;
  • педагоги и учащиеся — члены одного коллектива помогают друг другу;
  • общая цель школы — цель каждого педагога и ученика;
  • необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие;
  • каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;
  • равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.

Принципы воспитания в трудах В. А. Сухомлинского.

  • Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми.
  •  Справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой то абстрактной справедливости — вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.
  • Если дети чувствуют в этих человеческих страстях своего наставника правдивость — это и есть настоящая доброта.
  • Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его усилий, как у взрослого. Источник желания учиться — в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях
  •  Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и, вместе с тем, источником богатой духовной жизни.
  • Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
  •  Через красивое — к человечному — такова закономерность воспитания.
  • Музыка — могучий источник мысли.
  •  Нравственная убежденность невозможна без поступков, без нравственных привычек.
  • Человек таков, каково его представление о счастье.

Принципы воспитания вальдорфской педагогики.

1. Гуманистическая направленность.

2. Принцип педоцентризма – выбор содержания и методов воспитания и обучения с ориентацией прежде всего на конкретного ребенка, на актуальное состояние конкретной группы детей и на перспективы именно их развития. Индивидуальный подход к каждому ученику. Учет темперамента, личностных качеств, конкретных семейных обстоятельств и тому подобное.

3. Принцип целостного охвата природы человека – принцип построения программ воспитательного и учебного процессов на основе достижений науки о целостности психического, духовного и физического естества человека и понимания органических метаморфоз (то есть процесс развития ребенка идет не линейно, а скачкообразно, и в этом процессе происходят существенные изменения, появление новых качеств – это в свое время заметил еще Гете).

4. Принцип возрастного соответствия (связанный с первыми двумя принципами) – соответствие дидактики и методики обучения с психолого-педагогическими характеристиками детей конкретного возрастного этапа.

5. Принцип разносторонности и гармоничности в воспитании и обучении – идея гармонического объединения в учебном и воспитательном процессах факторов развития интеллектуальных, чувственных и волевых функций личности.

6. Принцип обязательного чувственного переживания. Он предусматривает объединение познавательной и эмоционально-волевой проработки детями материала, который им дается. Путь к понятию проходит через чувственные переживания у детей, который педагог пробуждает с помощью собственных художественных способностей.

7. Принцип связанности с жизнью. Обучение должно иметь практическое направление. Воспитательная и учебная работа постоянно связана с реалиями и ритмами окружения.

8. Принцип объединения национального и общечеловеческого в воспитании – выход к общечеловеческим ценностям через изучение национальной и мировой культуры.

9. Принцип религиозной толерантности. Несмотря на то, что вальдорфское учебное заведение не пропагандирует ни одной религиозной конфессии, оно привлекает к содержанию учебно-воспитательного процесса общечеловеческие достояния духовной культуры.

10. Принцип объединения социального (коллективного) и индивидуального – формирование самостоятельной, самодовлеющей личности, которая умеет ощущать и уважать потребности окружения и положительно влиять на развитие и реализацию других людей. Необходимой предпосылкой для воплощения этого принципа есть соображение важности сотрудничества педагогов, родителей и окружения.

11. Принцип уважения личности ребенка, его чувств, способностей и потенциальных возможностей. Педагог избегает способов мотивации обучения, которые обращаются к эгоизму, честолюбию, страху.

12. Принцип свободы в самоопределении. Конечная цель воспитания ребенка – мировоззренческое, социальное и профессиональное свободное самоопределение каждой отдельной личности в контексте культурного осознания своей индивидуальной свободы и ответственности.

Принципы воспитания системы Монтессори.

Самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

Принципы воспитания в трудах И. Г. Песталоцци

Песталоцци выдвинул ряд принципов воспитания и обучения:

  1. Основные начала воспитания должны не сочинять, но отыскивать; они лежат в природе человека
  2. В природе человека лежит живое стремление к развитию - свойство органической природы.
  3. Воспитание должно устранять со своего пути препятствия, действуя более отрицательно, чем положительно
  4. Положительное действие - возбуждение.
  5. Развитие человека начинается с чувственных ощущений, впечатлений.
  6. Средство к самостоятельности и самоопределению - самостоятельность,
  7. Практическая ловкость человека зависит от количества духовных и физических сил, следовательно, главное дело воспитания: нормальное развитие сил.
  8. Религиозность зависит от влияния на ребенка благочестивой матери и энергичного отца. Религиозное воспитание должно находиться в руках матери.
  9. Главнейшие предметы формального образования или развития сил: форма, число, язык.

"Изнутри должен развиться человек: помочь ему в этом обязано воспитание" - идея Песталоцци о воспитании. И.Г. Песталоцци видит природу человека двойственно. В ней сосуществуют: животные потребности и человеческие потребности. Он отмечал, что для удовлетворения человеческих потребностей следует сначала удовлетворять животные потребности.

Принципы воспитания в трудах А. С. Макаренко

        Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

  • понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;
  • уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;
  • развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;
  • понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;
  • сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;
  • бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;
  • нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, безответственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.

                                  А. В. Мудрик. Принципы воспитания.           

А.В.Мудрик определил следующие принципы воспитания: природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности образования.

Современная трактовка принципа природосообразности воспитания, как считает А.В. Мудрик, означает взаимосвязь естественных и социальных процессов. При этом воспитание согласовывается с общими законами развития природы и человека, учитывая его пол и возраст, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед педагогами стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, людям, социуму, природе).

Принцип центрации исходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам. Процесс воспитания, институты воспитания при этом подходе рассматриваются как средства развития личности.

Принцип дополнительности образования предполагает реализацию подхода к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Он дает возможность рассматривать самовоспитание как совокупность процессов семейного, религиозного и общественного воспитания.

Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ребенка, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому ребенку для самореализации и самораскрытия.

Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальным особенностями человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Принцип создания воспитывающей среды требует создания таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. В каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство. Создание воспитывающей среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудность.

П. Ф. Каптеров. Принципы воспитания.

Определение цели, содержания и методов семейного воспитания осуществлялось П. Ф. Каптеревым, исходя из следующих принципов:

  • соответствие воспитания в семье природе ребенка;
  • единство педагогических требований внутри семьи;
  • психолого-педагогическая подготовка родителей;
  • единство требований семьи, школы и  общественности;
  • уважение к личности ребенка в сочетании с психолого-педагогической обоснованностью требовательности;
  • воспитание «в товариществе»;
  • педагогическое стимулирование саморазвития ребенка в семье;
  • учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей.

  1. Что можно считать необходимыми условиями

                            воспитания детей в семье?

Главные условия воспитания ребенка в семье.  Семейное воспитание всегда было наиболее значимым в жизни каждого человека. Как известно, воспитание в широком смысле этого слова — это не только направленное и намеренное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т.п.

Рассмотрим ряд важных условий, которые оказывают наибольшее значение в воспитании ребенка в семье.

Одним из ведущих условий благоприятного воспитания в семье мы можем выделить — благоприятный психологический климат. Как известно, одним из важных условий является семейная атмосфера, которая определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом, тем социально-психологическим климатом, характерным для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка. 

Самое главное в семейных отношениях - отношения между супругами, их взаимодополняемые роли и их единая линия в воспитании ребенка, когда ни один из них не подрывает ни авторитета, ни любви другого.

Вторым условием воспитания в семье являются те воспитательные методы и приемы, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно охарактеризовать следующим образом: прежде всего — это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, — это степень участия родителей в переживаниях детей.
Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью.

Третье условие — авторитет  родителей, взрослых в воспитании детей. Анализ современной ситуации показывает, что родители с уважением относятся к потребностям и интересам своих детей, их взаимоотношения более демократичны и направлены на сотрудничество. Однако, как известно, семья является особым общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми членами общества. И хотя мы считаем, что сегодня следует предоставлять ребенку больше свободы, чтобы он был более самостоятельным, мог действовать с большей ответственностью, все-таки не следует забывать, что жизненный опыт ребенка еще слишком ограничен. Поэтому он должен знать, что есть определенная область, где он волен действовать свободно, но есть и другая, где он должен подчиниться. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что — нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх.

Лишь родители, пользующиеся авторитетом у своих детей, могут стать для них таким примером. Важно, правда, чтобы это был естественный авторитет, основанный на большом опыте, мудрости, силе и доброте, чтобы послушание ребенка было добровольным и сознательным.

Следующее важное условие, которое необходимо учитывать в семейном воспитании — роль наказаний и поощрений в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что — нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.

При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им, иногда,  кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят его за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с каким трудом дались они малышу. И родители наказывают ребенка за каждую, плохую отметку или замечание, принесенные им из школы, тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают. На самом же деле, им бы следовало поступать наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить его неудач, которые случаются с ним не так уж часто.

Следующее условие, влияющее на воспитание в семье — это отношения между братьями и сестрами. Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности.

Необходимо следить и за тем, чтобы обязанности, которые возлагаются на старших детей, были им под силу и не в ущерб занятиям другими интересными делами. Старшие дети, сравнивая себя со своими товарищами, часто таят обиду на своего младшего братишку или сестренку, которых им приходится «таскать за собой», а, оставшись с ним наедине, они могут и обидеть их. Младшие дети в таком случае в отместку начинают реветь громче обычного, жаловаться по каждому пустяку. Родители, которым приходится решать мелкие детские споры, должны вести себя дипломатично. Итак, семейные отношения учат ребенка умению найти путь к сосуществованию с другими людьми в духе дружбы и сотрудничества.

Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. Большую или меньшую роль в семье часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего, это помощь, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им,  выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Таким образом, воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня — это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.

А.С. Макаренко о роли состава семьи

Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой семье ребенок привыкает с малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимной связи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах. Жизнь такой семьи представляет ребенку возможность упражняться в различных видах человеческих отношений. Перед ними проходят такие жизненные задачи, которые единственному ребенку недоступны: любовь к старшему брату и любовь к младшему брату -- это совершенно различные чувства, умение поделиться с братом или сестрой, привычка посочувствовать им. Мы уже не говорим, что в большой семье на каждом шагу, даже в игре, ребенок привыкает быть в коллективе. Все это очень важно для воспитания.

  1.   Какие существуют модели воспитания в семье?

Модели воспитания

Концепция — система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Описать концепцию воспитания — значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении «концепция» употребляется термин «модель».

В условиях преобразований в России в настоящее время не сложилась концепция воспитания в образовательной системе, где создаются разные подходы к воспитанию: официальный подход, православное воспитание, альтернативные системы, например, вальдорфская педагогика, и др.

Воспитание базировалось на принципах: коммунистической направленности и партийности, связи воспитания с жизнью и коммунистическим строительством, воспитанием в труде, в коллективе и через коллектив, единства сознания и поведения, сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, опоры на положительное, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, преемственности и систематичности педагогического воздействия, единства педагогических требований школы, семьи и общественности.

Основные элементы современной государственной концепции воспитания видны в Законе РФ об образовании и других источниках. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении.

               

А.В. Петровский. Пять тактик семейного воспитания. 

Можно условно выделить пять линий развития семейных отношений, типов социально-психологического климата семьи и соответственно тактик семейного воспитания. Хотя, конечно, существует множество переходных, стертых, промежуточных модификаций и вариантов.
Я позволил себе использовать для этой типологии термины, которые более привычны для дипломатов и политологов, военных и профессоров военных академий, чем педагогов и родителей, и, тем не менее, весьма точно характеризуют интересующие нас явления:
диктат, опеку, конфронтацию, мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество.

Родители борются за то, чтобы их дети выросли такими, какими они хотят их видеть, и эта борьба не против детей, а за них. Тактика такой борьбы может быть весьма и весьма различная: удачная или неудачная, правильная или ошибочная, умелая или неумелая, научно обоснованная или антинаучная. Эта тактика соответствует типу семейных отношений и, в конечном счете, ими порождается. Вот об этом и пойдет речь дальше.

Диктат. Никто не спорит - родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Но максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к нему - в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Принятая теорией воспитания и восходящая к А. С. Макаренко формула "максимум требовательности - максимум уважения и доверия" является убедительной альтернативой диктату в семейных отношениях.

Опека. По сути, диктат родителей и опека - явления одного порядка. Различия в форме, а не в существе. Да, разумеется, диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, а опека - заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствуют самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, их касающихся, тем более, общих проблем семьи.

Вопрос об активном формировании личности ребенка отходит на второй план. На авансцену педагогического действия выходит другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Опека как воспитательная тактика - откровенный враг трудового воспитания, потому что опекаемого, прежде всего, ограждают от трудовых усилий и ответственности. Погубить человека с помощью чрезмерной опеки, в общем-то, легче, чем осчастливить.

Конфронтация. Можно было подумать, что в этой большой квартире идет многолетняя позиционная война... Кто спорит - вся жизнь человека состоит из побед и поражений, но если люди близки между собой, победа одного - это победа всех, поражение переживается всеми на равных. Здесь было по-другому.

Все как на войне. Однако на войне, как правило, сильнейший выигрывает. Здесь в проигрыше обе стороны - победы быть не может. "Холодная война", по мере того как дети взрослеют и начинают отрицать мораль послушания, переходит в "горячую". Силы сторон уравновешиваются: на грубость - грубостью, на злорадство - злорадством. Педагогический крах оборачивается крахом семьи. Не хочется делать слишком пессимистические прогнозы - все-таки иногда каким-то образом само собой улаживается и образуется, но окончательно расплата приходит только через много лет, когда беспомощные родители в свою очередь будут вынуждены подчиниться морали послушания, которую сумеют преподнести им вошедшие в силу и сохранившие бойцовские качества дети.

Мирное сосуществование. Четвертый тип тактики семьи - мирное сосуществование с позиций невмешательства. Здесь все выглядит вполне благопристойно. У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности и успехи. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль деятельности. Никто не переходит демаркационную линию, могут быть лишь недоразумения. И казалось, такой тип отношений в семье надо только приветствовать.

Каков же результат? Став на путь формирования индивидуалиста, родители пожинают горькие плоды индивидуализма. Семья как центр притяжения, как эмоциональный магнит, как семейный очаг для ребенка не существует. Жизнь родных, их радости и невзгоды для него за семью печатями. И рано или поздно наступит критический момент - беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуют и участия, и включения в общесемейные проблемы, и добрых чувств, и убедятся в его полной неспособности ко всему этому. Они будут горько сетовать по поводу несостоятельности юноши как сына, девушки как дочери, не отдавая себе отчета в том, что это - несостоятельность сложившейся системы семейных отношений.

Сотрудничество. Но ведь должен существовать и оптимальный вид тактики семейного воспитания. Да, это сотрудничество. Именно в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка, формируются черты коллективиста. А это уже предполагает, что семья обретает особое качество, становится группой особого типа, превращается в коллектив. Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений, как сотрудничество, представляется оптимальным, а уж никак не опека, невмешательство и сосуществование.

Модели воспитания

 

 Современной Российской системе воспитания близки подходы гуманистической педагогики. Большое количество запретов, при этом в реальности запреты можно нарушать. Когда за это будешь наказан - неизвестно. Активные и сообразительные дети используют это как поле для маневров и учатся активно хитрить. У менее сообразительных детей - полная дезориентация, что можно и что нельзя, формируется низкая самооценка и воспитывается неуважение к запретам.

Модель «Железные рукавицы». Большое количество запретов, все нельзя - и за нарушения сразу наказания. Из сильного ребенка в такой модели воспитывают воинов - строгих к себе и дисциплинированных. Чаще воспитывается страх и бездеятельность. Нужно учесть, что Запреты может быть не явными, а скрытыми, а наказание через формирование чувства вины. Смотри модель «Пожалуйста, не серди маму»

Модель «Пожалуйста, не серди маму». Когда ребенок не слушается, мама начинает расстраивать себя и показывать, как ей плохо от такого поведения ребенка. Распространенная женская модель, в маленьких детях успешно формируется чувство вины, привязанность и послушание. Более взрослые дети на это ведутся хуже, возникает раздражение или пофигизм к чувствам мамы.

Модель «Посмотри, какая птичка!» Ребенку подыскивают все новые и новые привлекательные вещи вокруг него, отвлекающие от не нужного. Хорошо работает с маленькими детьми. Чем дети старше, тем чаще возникают сбои. Как правило, этот путь заканчивается моделью «Подкуп».

Модель «Подкуп». «Если будешь хорошо себя вести, куплю тебе мороженое». В умелых руках переходит в модель «Вознаграждение за успехи». Чаще заканчивается педагогической ситуацией Маленький тиран: «Если не купишь мне мороженое, буду вести себя плохо!»

Модель «Полная свобода». Чем меньше запретов, тем лучше. Свободное воспитание.

Модель «Просторный дом». Запретов мало, но они четко обозначается и соблюдаются жестко. Нельзя - значит нельзя всегда. При этом не обязательно сразу идет жесткое наказание за нарушение - могут быть и предупреждения, и разъяснения, и добрые разговоры. Что-то, может быть, и прощено, но направление воспитательной политики определенно: то, что нельзя, то нельзя действительно. Как стены в доме. Стена не пускает не потому, что она злая, а просто потому что она тут стоит. Такой порядок. При этом пространство свободы - большое, стены запретов не душат, есть возможности играть, пробовать, баловаться. Одна из самых удачных воспитательных моделей. Плюсы: хорошая возможность для самореализации позитивного потенциала ребенка. При этом - в игре, все, все весело и свободно, воспитывается отношение, на равных, а там, где старшие проявляют свою власть - власть проявляется негативно. В результате формируется установка: «Всякое принуждение - зло». «Воспитание - всегда нечто противное». У детей с негативизмом часто возникает видение «Жизнь прекрасна, но родители мешают» и негативизм к родителям.

Модель «Позитивная дрессировка». Короткий поводок, много интересных заданий и сразу же - положительное подкрепление. Ведут по пространству свободы, показывая лучшие маршруты. Установка «Воспитание - это привычно, естественно и скорее приятно».

Очень полезно к модели «Просторный дом» добавлять модель «Позитивная дрессировка». Требует высокой активности родителей и достаточно серьезных временных затрат.

Типичные модели семейного воспитания.

Они были положены в основу соответствующей систематизации, отражающей те или иные системообразующие признаки. Это позволило сформировать достаточно широкий спектр научных подходов. Рассмотрим тот из них, где в качестве основания для систематизации выступает характер внутрисемейных отношений и его влияние на воспитание детей.

—  Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стремятся тактичным советом помочь и ободрить. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Взаимоотношения родителей и детей в этой модели характеризуются общей высоконравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством и взаимопомощью.

—  Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. В таких семьях родители часто сами решают, что нужно детям, вникают в их заботы и интересы, а дети делятся с ними своими проблемами. Они растут послушными, вежливыми, но недостаточно инициативными. Также дети в таких семьях нередко с трудом могут сформировать и отстаивать собственное мнение, легко попадают в зависимость от других людей.

—  Материально-ориентированные семьи. В таких семьях главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей здесь с раннего детства приучают смотреть на жизнь прагматически. Духовный мир родителей и детей, как правило, обеднен. Такой вариант модели воспитания может сформироваться и при чрезмерной увлеченности родителей собой, своей работой или собственными отношениями.

—  Враждебные семьи. В них преобладает неуважение к детям, недоверие, слежка за ними, физические наказания. В результате дети, как правило, растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу и могут уйти из семьи.

—  Асоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждут, не любят и не приемлют. Родители в этих семьях, как правило, ведут аморальный образ жизни. Влияние таких родителей на детей может быть только крайне негативным.

Несомненно, что содержание и направленность каждой из представленных моделей семейного воспитания формируются в результате взаимодействия многих факторов. Нам же важнее всего рассмотреть те из них, которые оказывают отрицательное влияние на формирование семейной воспитательной среды. На этом основании социальными педагогами выделено несколько наиболее часто встречающихся причин этого.

1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание детей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности. Однако значительное большинство родителей приступает к этому очень ответственному делу, не имея о нем никаких педагогических представлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии осведомленности. Об этом парадоксе К.Д.Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».

2. Другая причина - жестокие, варварские методы воспитания, в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут уже на смену (если когда-то и существовавшему) общению приходит полное отчуждение, вражда. В одной из центральных газет были опубликованы вполне современные — при всей их невероятности — результаты анкетирования семи тысяч школьников с третьего по десятый класс в пятнадцати городах страны. Оказалось, что 60% родителей используют физические наказания. В 9% применяется стояние в углу на коленях, горохе, битых кирпичах, в 5% - удары по лицу, голове и другим частям тела.

3. Следующая причина парадоксально противоположна только что обозначенной - сотворение в семье кумира обычно в лице единственного ребенка. Задобренного, зацелованного, заласканного. Капризного и плаксивого. А в результате - эгоцентричного и бессовестно-равнодушного.

Тот или иной вариант влияния некоторых факторов на формирование модели семейного воспитания вовсе не является фатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогически грамотно - сами или с помощью учителя, психолога-консультанта или социального педагога школы - разобраться в сложившейся ситуации, то преодоление отрицательных факторов возможно, что позволит преобразовать ущербную модель в благополучную.

Сознательное отношение к воспитанию в семье требуется и от детей. Это связано с тем, что в него входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат. В связи с этим А.С.Макаренко вполне правомерно отрицал жертвенность родителей и «авторитет» своеобразной тиранической любви с их стороны, когда те не требуют от детей духовного возмещения за свою родительскую самоотверженность. Позитивная позиция родителей столь же необходимо для нормального воспитания, как и позиция детей. Именно это позволяет сформировать рациональные отношения в семье, положительно влияющие на эффективность семейного воспитания.

Традиции воспитания в японской семье.

        Мы привыкли к тому, что в семейном кругу люди относятся друг к другу без особых церемоний. В Японии же именно внутри семьи постигаются и скрупулезно соблюдаются правила почитания старших и вышестоящих. Еще когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая ему тем самым первые уроки почитания старших. Чувство субординации укореняется в душе японца не из нравоучений, а из жизненной практики. Он видит, что мать кланяется отцу, средний брат — старшему брату, сестра — всем братьям независимо от возраста. Причем это не пустой жест. Это признание своего места и готовность выполнять вытекающие из этого обязанности.

        Привилегии главы семьи при любых обстоятельствах подчеркиваются каждодневно. Именно его все домашние провожают и встречают у порога. Именно он первым окунается в нагретую для всей семьи воду. Именно его первым угощают за семейным столом. Мало найдется на земле стран, где детвора была бы окружена большей любовью, чем в Японии. Но печать субординации лежит даже на родительских чувствах. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей. К нему относятся буквально как к наследнику престола, хотя престол этот всего-навсего родительский дом.

        Японцам присуща обостренная боязнь одиночества, боязнь хотя бы на время перестать быть частью какой-то группы, перестать ощущать свою принадлежность к какому-то кругу людей. Их больше, чем самостоятельность, радует чувство причастности — то самое чувство, которое испытывает человек, поющий в хоре или шагающий в строю. Эта жажда причастности, более того, тяга к зависимости в корне противоположна индивидуализму, понятию частной жизни, на чем основана западная, и в особенности английская, мораль. Слова «независимая личность» вызывают у японцев представление о человеке эгоистичном, неуживчивом, не умеющем считаться с другими. Само слово «свобода» еще недавно воспринималось ими как вседозволенность, распущенность, своекорыстие в ущерб групповым интересам.

        Японская мораль считает узы взаимной зависимости основой отношений между людьми. Индивидуализм же изображается ею холодным, сухим, бесчеловечным. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал,— проповедует японская мораль.— Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку же ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях. Без чувства зависимости не может быть чувства уверенности».

        Японское общество — это общество групп. Каждый человек постоянно чувствует себя частью какой-то группы — то ли семьи, то ли общины, то ли фирмы. Он привык мыслить и действовать сообща, приучен подчиняться воле группы и вести себя соответственно своему положению в ней.

        Для японца почти не существует понятия каких-то личных дел. Привычка всегда находиться буквально локоть к локтю с другими людьми, традиционный быт, по существу, исключающий само понятие частной жизни,— все это помогает японцам приспосабливаться к условиям, которые на Западе порой приводят людей на грань психического расстройства.

        Принято считать, что будущее человека зависит не столько от родства, сколько от того, с кем его столкнет судьба между 15 и 25 годами, в пору вступления на самостоятельный путь, в ответственейший, по японским представлениям, период, когда каждый человек обретает «оя» — учителя, покровителя, как бы приемного отца — уже не в семье, а в избранной им сфере деятельности.

        Стремление японцев к четко обозначенной иерархии проявляется повсеместно: это заметно как между соперничающими группами, так и внутри каждой из них. Главенствующая роль вертикальных связей «ояко» ведет к тому, что даже среди людей, занимающих одинаковое или сходное положение, обнаруживается тяга к разграничению рангов.

        Домашний очаг по-прежнему остается у японцев заповедником старого этикета. Каждого, кто уходит из дому или возвращается, принято хором приветствовать возгласами «Счастливого пути!» или «Добро пожаловать!» Мне часто приходилось видеть, как японцы встречают в Токийском аэропорту родственников, возвращающихся из далеких заграничных поездок. Когда муж сходит с самолета, жена приветствует главу семьи глубоким поклоном. Он отвечает сдержанным кивком, гладит по голове сына и почтительно склоняется перед родителями, если те соблаговолили его встречать.

        Мы привыкли подчас больше следить за своим поведением среди посторонних, чем в кругу семьи. Японец же за домашним столом ведет себя куда церемоннее, чем в гостях или в ресторане. Он преспокойно раздевается до нижнего белья перед незнакомцами в поезде, но, если кто-то из родственников придет к нему домой с визиток, он станет поспешно одеваться, чтобы принять его в подобающем виде. Иностранца, пожалуй, в равной степени поражают как церемонность японцев в домашней обстановке, так и их бесцеремонность в общественных местах. Японец просто не представляет себе, что помещение, где не нужно разуваться, может быть чистым. В кинотеатре, на вокзале, в автобусе люди преспокойно швыряют на пол окурки, пустые бутылки, обертки от конфет и прочий мусор.

        Если задуматься, какими чертами, какими человеческими качествами пришлось пожертвовать японцам ради их образа жизни, прежде всего, пожалуй, нужно назвать непринужденность и непосредственность. Японцам действительно не хватает непринужденности, ибо традиционная мораль постоянно принуждает их к чему-то.

        Строгая субординация, которая всегда напоминает человеку о подобающем месте, требует постоянно блюсти дистанцию в жизненном строю; сознание своей принадлежности к какой-то группе, готовность ставить преданность ей выше личных убеждений; предписанная учтивость, которая сковывает живое общение, искренний обмен мыслями и чувствами,— все это обрекает японцев на известную замкнутость (если не личную, то групповую) и в то же время рождает у них боязнь оставаться наедине с собой.

IV.      В чем заключаются проблемы семейного и школьного воспитания?

    А. С. Макаренко о проблемах воспитании детей в семье

А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.

Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.

Ф.Э. Дзержинский о телесных наказаниях

Теперь я хочу написать немного о детках ваших. Они так милы, как все дети; они невинны, когда совершают зло или добро; они поступают согласно своим желаниям, поступают так, как любят, как чувствуют,  в них нет еще фальши. Розга, чрезмерная строгость и слепая дисциплина - это проклятые учителя для детей. Розга и чрезмерная строгость учат их лицемерию и фальши, учат чувствовать и желать одно, а говорить и делать другое из-за страха.

Розга, чрезмерная строгость и телесные наказания никогда не могут желательным образом затронуть сердце и совесть ребенка, ибо для детских умов они всегда останутся насилием со стороны более сильного и привьют либо упрямство, даже тогда, когда ребенок осознает, что он поступил плохо, либо убийственную трусость и фальшь...

Исправить может только такое средство, которое заставит виновного осознать, что он поступил плохо, что надо жить и поступать иначе. Тогда он постарается не совершать больше зла; розга же действует лишь короткие время; когда дети подрастают и перестают бояться ее, вместе с ней исчезает и совесть, и дети становятся испорченными, лжецами, которых каждый встречный может толкнуть на путь испорченности, разврата, ибо розги, физического наказания они боятся, не будут, а совесть их будет молчать. Розги и телесное наказание для ребят -- это проклятие для человечества. Запугиванием можно вырастить в ребенке только низость, испорченность, лицемерие, подлую трусость, карьеризм. Страх не научит детей отличать добро от зла; кто боится боли, тот всегда поддастся злу...

Не бейте своих ребят. Пусть вас удержит от этого ваша любовь к ним, и помните, что хотя с розгой меньше забот при воспитании детей, когда они еще маленькие и беззащитные, но когда они подрастут, вы не дождетесь от них радости, любви, так как телесными наказаниями и чрезмерной строгостью вы искалечите их души. Ни разу нельзя их ударить, ибо ум и сердце ребенка настолько впечатлительны и восприимчивы, что даже всякая мелочь оставляет в них след.

Современные проблемы и нарушения семейного воспитания

Над проблемой семейного воспитания работали многие ученые. Актуальна проблема семьи и для государства, общества, школы. На государственном уровне для помощи семье создаются различные программы, например, национальный проект «Российская семья» по поддержке семьи, материнства и детства, 2008 год объявлен «Годом семьи» в России. Говоря о помощи общества, можно привести в пример различные социальные организации и общественные объединения, такие как служба социальной защиты, служба психологической помощи, муниципальные центры работы с детьми и т.д.

Взаимодействие школы и семьи в настоящее время остается нерешенной проблемой, т.к. не всегда школа взаимодействует с семьей в вопросах воспитания ребенка. Это весьма большая проблема, ведь учеба и школьная жизнь продолжаются обычно не менее 8-9 лет, и все это время осуществляется влияние школы на ребенка. Это влияние, несомненно, должно быть в сочетании с воспитанием в семье. Поэтому так сильна потребность в объединении усилий школы и семьи для развития детей.

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание.

Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов, т. к. имеет прямую и непосредственную связь с развитием человечества. Традиционно, основным институтом воспитания человека, начиная непосредственно с момента его рождения и кончая порой его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, под влиянием сложившегося окружения начинает происходить формирование характера и развитие ребенка как личности.

Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей в семье, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько, как мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры. И вместе с тем, ничто другое не может потенциально нанести столько вреда в воспитании ребенка, сколько может сделать это семья.

С учетом целей, задач, методов и приемов воспитания, того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка, можно выделить несколько типов семейного воспитания.

1 тип - «Воспитание по типу Золушки»

Родители, придерживающиеся этого типа воспитания, чрезмерно придирчивы к своему ребенку, требуют от него беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения всем семейным традициям. А наказывают своего ребенка за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение родительских требований, за нарушение многих других запретов.

2 тип - «Воспитание постоянной опекой». При таком типе воспитания родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых.

Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности, его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, не приспособленные к жизни люди. Они привыкают к тому, что за них кто - то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой воле.

3 тип - «Воспитание по типу «кумира» семьи». При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети, при таком воспитании, растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Следствия такого воспитания - потребительское отношение к окружающим, неспособность отсрочить получение удовольствия, безответственность.

4 тип «Воспитание равнодушием». Ребенок не получает в семье достаточно тепла, внимания, любви, он предоставлен сам себе и никем не контролируется. Никто не обучает его пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо». Как правило, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения.

5 тип - «Воспитание подарками». При таком типе воспитания, как правило, родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам и т. д., лишь бы дети не мешали им работать и делать карьеру. Вместо родительской любви, заботы, тепла и ласки ребенок получает от родителей суррогаты любви. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым и нужным близким людям.

6 тип - «Воспитание доверием». Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам.

V.          Какие качества человеческой личности можно

воспитать у детей?

Важнейшие качества личности как предмет воспитания.

 Необходимые личностные качества формируются под влиянием определенных социальных институтов. Главными из них выступают семья и школа. Какие же это качества? Прежде всего это ответственность, чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичное отношение и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска, воля.

Поскольку задачи воспитания выполняют школы и другие образовательные и воспитательные учреждения, то часто в них видят институт универсального развития всех личностных качеств, умений и знаний.

Но цели работы учреждения сужаются в соответствии с их профилем. Например, средняя школа стимулирует разносторонность, гармоничность, целостность личности, прежде всего, в умственной деятельности. Музыкальная школа развивает, главным образом, музыкально-эстетические качества личности, спортивная - соответствующие физические качества и т.п.

В действительности все учреждения, участвующие в обучении и воспитании школьников, должны стимулировать развитие личности в целом. Они должны формировать и стержневые свойства личности и нестержневые в их единстве. Различным может быть лишь предметное содержание деятельности, стимулирующее разностороннюю активность личности.

Кроме того, в современной ситуации большое влияние на формирование личности, и соответственно, определенных качеств, оказывают такие социальные институты, как средства массовой информации и культуры, друзья, неформальные и религиозные объединения и другие организации.

В.А. Сухомлинский о том «как воспитать настоящего человека»

        Отец и мать как бы взаимно дополняют друг друга; ребенок по-настоящему видит своего отца, если у него есть хорошая дружба с матерью... Но все же первые истоки, первые тончайшие корни нравственного развития ребенка — в разуме, чувствах, душевных порывах матери. Человек в своем нравственном развитии становится таким, какова у него мать, точнее, какова гармония любви и воли в ее духовном мире. Мудрость материнской любви заключается в том, как воля управляет любовью и подлинная человеческая любовь одухотворяет главный стимул воли — чувство ответственности за будущее человека.

        Я твердо убежден, что мать — со своим богатым духовным миром, своей образованностью, своими широкими общественными интересами, своим чувством собственного достоинства, своей преданностью и вместе с тем высокой требовательностью в любви к мужу, своей строгостью и несгибаемостью, своей непримиримостью и нетерпимостью к злу — мать, женщина должна быть нравственным, духовным властелином и повелителем в семье. Вся воспитательная работа, направленная на воспитание благородного отношения к. матери,— это краеугольные камни, утверждающие авторитет отца.

         Подлинная гармония воли и любви достигается в тех семьях, где свет разума, мудрости, изумляющий детей каждодневными открытиями человеческой красоты, исходит от матери, где духовную красоту, благородство, преданность мужа жене и семье дети видят только благодаря этому свету - исходящему от умной, тонко чувствующей человеческие достоинства пороки матери. От материнской мудрости исходит духовная сила, морально дисциплинирующая отца, утверждающая в нем чувство благородной человеческой ответственности за семью. В хорошей семье — а хорошей я называю семью, у духовных истоков которой стоит умная, духовно богатая, гордая, умеющая дорожить своим достоинством мать, все это осуществляется тонко, изящно, незаметно. И это одно из важнейших условий так называемой отцовской власти, или твердой руки отца.

        Мужественность Мужчины, Мужа, Отца заключается в умении защищать, оберегать детей и жену. Нравственный долг, нравственная ответственность мужчины требует от него быть главным кормильцем детей и матери: обстоятельства могут складываться так, что в определенные периоды труд матери заключается только в воспитании детей. С этого начинается миссия Мужчины, Мужа, Отца. Если мы говорим о гражданском облике отца, о его способности быть образцом для детей, то гражданственность мужчины определяется, прежде всего, его способностью быть долженствующим. 

Ответственность за человека, рожденного тобой,— это твоя школа гражданского служения Отечеству. Тропинка к служению Отечеству для настоящего мужчины проходит через семью, через долженствование в сфере отношений с женой и детьми, через ответственность за человека. Только идя этой тропинкой, мужчина-отец способен подняться на вершину патриотического служения Родине.

А. С. Макаренко. Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли,

характера и дисциплины

В «Лекциях о воспитании детей» Макаренко говорил: «Мы требуем от человека, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».

Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.

Чувство долга, чести и дисциплины Макаренко хорошо умел развивать у своих воспитанников и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины.

По Макаренко «Дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности». Таким образом, дисциплина в понимании Макаренко—это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.

Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления», — писал Антон Семенович. Он указывал, что школа умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но «такие типы характеров, как «тихони», «иисусики», накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы... А на самом деле именно эти характеры вырастают в людей вредоносных...»

Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил: «Дисциплина—это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете, принимает форму дисциплины. Дисциплина— это, глубоко, политическое явление».

Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. В лекции «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура». Макаренко возражает против этого и требует: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.

Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории «свободного воспитания», будто «наказание воспитывает раба». Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины.

А.С. Макаренко об ответственности

Ответственность. Ответственность заключается не только в том, что человек боится наказания, а в том еще, что человек и без наказания чувствует себя неловко, если по его вине испортилась или уничтожена вещь. Именно такую ответственность нужно воспитывать у советского гражданина, и именно поэтому не нужно наказывать за порчу вещей или грозить наказанием, а нужно, чтобы ребенок сам увидел тот вред, который он принес небрежным обращением с вещью, и пожалел о своей небрежности. Об этом ребенку нужно, конечно, сказать, нужно объяснить ему все результаты небрежности, но еще полезнее будет, если ребенок на собственном опыте почувствует эти результаты. Если ребенок, к примеру, поломал игрушку, не нужно спешить покупать новую, не нужно и выбрасывать ее, а необходимо, чтобы некоторое время эта игрушка была на глазах у ребенка и требовала ремонта. Нужно, чтобы отец или мать говорили и совещались о ремонте этой игрушки, чтобы ребенок видел, что он причинил лишнюю заботу родителям, что они относятся к игрушке более внимательно и заботливо, чем он. А когда игрушка будет отремонтирована, полезно будет, если отец или мать, шутя, скажут: «Она теперь хороша, только что ж, давать ли ее тебе или не давать? Ведь ты небрежно будешь с ней обращаться и снова поломаешь?»

В таких случаях ребенок начинает понимать, что его поступки приводят к некоторым неприятным последствиям, у него появится ощущение естественной ответственности. Но чем ребенок старше, тем эта естественная ответственность должна быть для него обязательнее и привычнее. Если и теперь он проявляет недопустимую небрежность, уже не нужно шутить с ним и вызывать чувство ответственности, а нужно самым серьезным тоном потребовать большего порядка, допуская даже и такое выражение: «Это безобразие. Постарайтесь, чтобы таких случаев больше не было!»…

А.С. Макаренко. Воспитание трудолюбия.

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.

Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда. В процессе трудовой деятельности детей, говорил Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним…

П. Ф. Лесгафт о воспитании правдивости в семье.

         Если ребенок подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о чем-либо, как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову. Если в присутствии ребенка потребовать, чтобы пришедшему сказали, что нас нет дома, то он первоначально изумленно посмотрит и сейчас же выскажет свое сомнение. Заявление о том, что это не его дело, чтобы он молчал и не рассуждал, он только сбит с толку, и полагает, что может поступать, как придется или как хочет.

        При прочиx условиях ребенок не усваивает себе критерия правды, у него нет оснований для нравственных его проявлений, он будет руководствоваться только своим ощущением, то, что ему приятно, он будет делать, что неприятно — он будет избегать, т. е. будет руководствоваться тем, чем руководствуется каждое животное. Ребенок, таким образом, будет сбит в основаниях нравственных проявлений человека.

        Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка.

VI.       Литература:

                      1.     Двирнык И, специально для www.allwomens.ru

                      2.     Дзержинский Ф.Э.//Дневник заключенного: Письма - Мн., 1977.--С. 21—23.

          3.     Ильин В.С. Формирование личности школьника. - М.:Педагогика, 1984. - 144с.

 4.     Каптерев П.Ф. //История русской педагогики. Педагогика. 1993. №1, с.71.

                      5.     Комаров Э. Н, Литман А. Д, //Мировоззрение, 1969.

                      6.     Конягина Л.Н.//Положение семьи и детства в современной России. /Воспитание          школьников №4-1989.    

                      7.     Лесгафт П.Ф.  //Семейное воспитание ребенка и его значение/.

                            Избранные     педагогические сочинения—М., 1951.-С.215-216.

                      8.     Лигачёв Б.Т., //Педагогика. Курс лекций - М., 1996.

                      9.     Макаренко А.С. /Общие условия семейного воспитания. Педагогические соч.:

  В 8  т.—М., 1984. Т.4-.60-62.

                      10. Макаренко А.С.//Из лекций о воспитании детей. Семейное воспитание,  Педагогические соч.: В 8 т.-- М., 1984. т. 4.--  С. 92--93

                      11.    Мудрик  А.В. – /Российская педагогическая энциклопедия. Социальная педагогика.

                      12.    Невская С.С.,  /Неизвестный Макаренко - М., Вып. №13, 1999.

                      13.    Овчинников В. //Японский ребенок дома и в школе, Воспитание школьников

                               №4-1989.-С. 95.

    14.    Песталоцци И.Г. //Лебединая песня, Избранные педагогические сочинения:

               В 2  т.— М.,1981.-Т.2,-С. 217-218.

    15.    Петровский А.В. /Пять тактик семейного воспитания. Развивающее пособие для                               детей дошкольного и младшего школьного возраста.

                      16.    Подласый И.П., //Педагогика - М., 1996.

                      17.  Плужникова Е. /Социально-психологические    проблемы современной семьи,    Армавир, 2007.

                      18.    Сухомлинский В.А. //Как воспитать настоящего человека - М., 1978.-С. 64-69.

                      19.    По материалам сайта А.Я. Психология (azps.ru),    

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг

Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....

Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».

Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так,  чтобы он был счастливым можно.          А. Макаренко...

Диалог в семейном общение

Выступление на родительском лектории в лицее....

Типы семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей

Документ содержит информацию о типах семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей...

Роль семейного воспитания. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

Семья начинается с детей.Семья как естественная среда воспитания ребенка.Материнская любовь. Чтобы любить и быть любимым.Отец – опора и защита.Если нет отца.Сын и дочь. Образ мужского и женского повед...

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Влияние семьи на становление и развитие личности ребенка очевидно....

Доклад по теме: «Основы семейного воспитания в условиях семейного центра».

Семейное воспитание детей в условиях центра помощи детям - это одна из наиболее важных, актуальных направлений воспитательного процесса.Семейные ценности являются одним из элементов здорового функцион...