Одаренный ребенок: формула успеха
статья по теме

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

 В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:

•           Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

•           В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

•           В школе должны быть свои традиции.

•           Школа должна давать современное образование.

•           В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

     Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_rebenok_formula_uspekha.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – ФОРМУЛА УСПЕХА

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

 В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:

•        Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

•        В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

•        В школе должны быть свои традиции.

•        Школа должна давать современное образование.

•        В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

     Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

     Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь.

     Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

     Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

     Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

     Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

     Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

     Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

     Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

     Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

     Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».

     На проблему одаренности есть две диаметрально противоположные точки зрения: одни считают, что одаренными являются все дети, только вот у "несостоявшихся" условия воспитания были неподходящими. Другая точка зрения: одаренность - это дар Божий. Как это нередко бывает, правы и те и другие: это и дар судьбы, и нечто, зависящее от условий воспитания.

     Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

     В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

     Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов такой категории учителей достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ОУ одаренные дети, родители, педагоги.

     Опыт работы подсказал нам, что использование перспективных образовательных технологий даёт высокий результат в обучении всех детей и одарённых детей, в частности и педагоги нашего учреждения активно апробируют передовые  педагогические технологии и методики:

1.   Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность обучающегося может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера.

2. Технология проективного обучения. В основе  системы  проектного   обучения  лежит  творческое  усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.

3. Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения. Полезными могут быть и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд.

4. Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение физического, психического здоровья, нравственного и духовного здоровья.

5. Игровые технологии, способствующие ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров.

     Безусловно, что методы обучения, как способы организации учебной деятельности обучающихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.    

    По наблюдению педагогов нашего учреждения, применительно к обучению одарённых детей, ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы).

   Практика работы показала, что в обучении детей с повышенными способностями наиболее оптимальными являются  следующие формы организации познавательной деятельности:  

- «Парно-индивидуальный». Его структура включает в себя два основных элемента – «работу обучающегося с педагогом» и «работу обучающегося с источником знаний».

- «Группо-парно-индивидуальный». Структура обучения включает в себя: «работу обучающегося с педагогом», «работу обучающегося с источником знаний» и «работу педагога с группой обучающихся».

      Как же способствовать оптимальному разви¬тию детей с незаурядными умственными возможностями? Существуют различные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. В рамках индивидуализации детей с высоким ум¬ственным потенциалом педагогам, работающим с одарёнными детьми, методическая служба  нашего учреждения рекомендовала использовать в работе основные    стратегии   обучения:

«Стратегия ускорения». Увеличение темпа (скорости) прохождения учебного материала.

    В качестве организационных вариантов «ускорения» (форм) рассматриваем:

- более быстрый (по сравнению с традиционным) темп изучения учебного материала;

- перескакивание одарённого ребёнка через группу (несколько групп) в своём объединении.

      «Стратегия интенсификации». Изменение не темпа обучения, а увеличение объёма, или, говоря точнее, повышения интенсивности обучения. Эта стратегия, в определённом смысле, является альтернативой «стратегии ускорения». Но изменения одних лишь количественных параметров учебной деятельности явно недостаточно. Педагоги нашего учреждения считают, что попытки сокращения сроков обучения за счёт более высокого темпа прохождения традиционных программ или большая насыщенность программ информацией по сравнению с традиционными являются недостаточно эффективными путями решения проблемы обучения одарённых детей. Мы пришли к выводу, что требуется не только количественное, но и качественное отличие содержания обучения (для этой категории детей) от методик обучения их сверстников со средним уровнем развития.

     Стратегия «индивидуализация обучения». Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» заставило  нас искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче. И педагогический состав учреждения пришёл к выводу, что индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых.

     Стратегия «обучение мышлению» - развитие творческого (критического, рационального) мышления.

     Стратегия «исследовательское обучение» - активизация обучения, придание ему исследовательского, творческого характера, и таким образом передача обучающемуся инициативы в организации своей познавательной деятельности.

       И, наконец, педагоги школы всегда помнят, что - индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется и со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

     Мною был проведен опрос группы учителей для выяснения того, какие педагогические качества они считают наиболее важными в работе с одаренными детьми. Среди названных ими необходимых качеств были: расположенность к детям, душевная теплота, чуткость, чувство юмора, энтузиазм, непредубежденность, уверенность в своих силах, энергичность и высокий интеллект.

    Если бы одаренные дети имели от рождения некую особую метку, то работникам системы образования было бы гораздо легче. Вдобавок ко всему совершенно очевидно, что само понятие одаренности весьма расплывчато у педагогов. Однако бесспорно, что учителя должны уделять самое пристальное внимание и оказывать помощь ребенку, не похожему на других. Бесталанных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Список литературы

1. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика - 2003. - №8. - с.13-18.

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия».

3. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии - 2003. - № 4.

4. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

5. Одаренные дети. - М.: Прогресс, 1991.

6. Степанов В. Г. Психология одаренности детей и подростков// Вопросы психологии . - 2000. № 3.

7. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

8. В.С. Юркевич, Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность, 1998. Книга для учителей и родителей.

9. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. - 2004.- № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"

«Одаренному ребенку---одаренный педагог».     Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка  ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва.   Эпиграфом своего педа...

Одаренность. Одаренный ребенок-кто он?

Презентация к выступлению на МО "Работа с одаренными детьми в УДОД"...

«Одаренному ребенку – одаренный педагог».

Презентация использовалась на заседании ШМО по вопросу работы с одаренными детьми...

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха"  в старших классах (презентация и конспект)...

Классный час «Формула успеха» Для учащихся 8 – 9 классов Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней.

Очень скоро вы выйдете в бескрайний океан взрослой жизни. Этот океан очень прекрасен и хранит много тайн, может быть, именно тебе предстоит открыть одну из тайн. Но океан жизни полон также бурь и тума...

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении «Твой успех»

Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса ис...