Программа воспитательной работы 8-9 класс
учебно-методический материал по теме

Назарова Вера Петровна

Программа рассчитана на два года и содержит основные направления работы с классным коллективом и родителями,  предполагаемые результаты и оценку эффективности программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

воспитательной работы в классе

на 2012-2014 годы для обучающихся 8–9 классов

Программа рассчитана на два года и реализуется  на классных часах, во внеурочной деятельности в классе и школе. Сроки реализации 2012- 2014 годы.

 

Цели программы:

Цель: создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.

Задачи:

• Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный и эстетический рост личности.

• Гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие подростка в его отношении к людям, и способность каждого занять своё место в обществе себе подобных.

• Постоянное самосовершенствование и с ним самовоспитание, достойное и уважительное отношение к самому себе.

• Преданность Родине и гордость за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе, основанные на изучении истории и традиций.

• Физическое развитие, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение правил человеческого общежития.

В качестве принципов, определяющих цель, содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:

1. Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.

2. Принцип природосообразности предполагает, воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов.

3. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции.

4.Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование.

5. Принцип диалогичности ( сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания.

6. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию.

7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.

8. Принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.

III. Содержание воспитательной работы.

Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии.

Творческая деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению.

Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни.

Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности.

Ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, воспитание позитивного отношения к труду.

Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.

Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно- полезного труда.

Воспитывающая деятельность.

4.1. Участие класса в общешкольных мероприятиях.

Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса в общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы школы. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, будет способствовать:

• Повышению уровня общительности каждого;

• Развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой - школа;

• Формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.

Участие класса в общешкольных мероприятиях поможет заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для подростков.

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:

• Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.

• Активная гражданская позиция.

• Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

• Творческий подход к любому делу.

 Содержание программы:

Этические беседы

Внеклассные мероприятия

Конкурсы

Экскурсии

Работа с родителями

Циклограмма деятельности классного руководителя

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

Направление: Я –гражданин своего Отечества

Воспитательные

задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

  • Формирование  чувства долга и ответственности за свою страну
  • Осознание своих прав и обязанностей

75-летие Иркутской области

Единый классный час

1812 год и русский патриотизм

Единый классный час

Я имею право….

Дискуссия

Поговорим об ответственности

Правовая беседа

Человек и закон

Деловая игра

Знай и люби свой край

Викторина

России славные сыны

Устный журнал

Через года. Через века, помните…

Урок мужества

Направление: Ученик и его мир знаний и увлечений

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

  • Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии
  • Профессиональная ориентация учащихся

Правила поведения учащихся в школе

Инструктаж

Мотивы учебной деятельности

анкета

Новое время – новые профессии

Устный журнал, презентация

Серия классных часов

«Я - хочу»

«Я - могу»

«Я - надо»

В поисках будущей профессии

Твой завтрашний успех начинается сегодня

Беседа

Волнуйся спокойно! У вас экзамены

Беседа психолога

Самооценка склонностей

тестирование

Направление: Ученик и его Я

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Форма проведения

  • Формировать нравственное отношение к окружающим людям.
  • Формировать ценностное отношение к человеческой жизни

Основы нравственной личности

Кл. час

Секрет дружного коллектива

Кл.час

Я и ты – какие мы разные

Кл. час

Я в мире толерантности

Кл. час

Мы и конфликт

Практикум

Я и учитель

Диспут

Внешний облик и внутренний мир

Кл. час

Долой сквернословие

Кл. час

Карманные деньги

Диспут

10 заповедей нравственного человека

Беседа

Направление: Ученик и его здоровье

       

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы поведения

  • Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

 Я выбираю здоровье

Беседа

Суд над сигаретой

Деловая игра

Детки в пивной клетке

Беседа

Формула здоровья

Дискуссия

Не сломай судьбу свою

Беседа

Стресс в нашей жизни

Тренинг

Традиционные классные мероприятия

  1. Интеллектуальный ринг
  2. Армейский калейдоскоп
  3. Весенний праздник 8 марта

Экскурсии:

  1. Музей г. Железногорск
  2. Г. Братск Посещение бассейна и кинотеатра
  3. Г. Братск. Ангарская деревня

Ученик и его семья

Задачи:

Повышение психолого-педагогической культуры родителей и воспитания успешного ребенка в семье и школе;

Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Развитие активной педагогической позиции родителей;

В программе определены направления и формы взаимодействия семьи и школы.

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

2. Совместная деятельность родителей и учащихся:

умственное развитие

воспитание нравственной культуры

воспитание эстетической культуры

воспитание физической культуры и здорового образа жизни

воспитание трудолюбия и профориентация

3. Мониторинг

анкетирование

изучение межличностных отношений в классе

Родительские собрания:

8 класс

  1. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка
  2. Жизненные и учебные цели подростка
  3. Подросток в мире вредных привычек
  4. Взаимопонимание в семье

9 класс

  1. Положение об итоговой аттестации. Особенности организации учебного труда девятиклассника
  2. Воспитание ответственности за свои поступки
  3. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам
  4.  Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение.

Традиционные совместные мероприятия с родителями

Совместное собрание: Моя семья – моя радость

Праздник окончания учебного года

Каникулярные поездки

Работа с учителями - предметниками.

Возможно, данный пункт не обязателен, ибо работа классного руководителя с учителями- предметниками подразумевается уже самими обязанностями. Тем не менее, и пренебрегать этим направлением работы не стоит.

• Систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами.

• Осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;

• Знакомство учителей с условиями жизни и взаимоотношениями в семье ребёнка;

• Индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем, конфликтов;

• Выяснение у учителей - предметников причин снижения результативности работы того или иного ребёнка, если таковое имеет место.

Вот перечень тех не многих мероприятий, которые предполагается осуществить. Кроме того, участие класса в проведении предметных недель, помимо того, что будет способствовать расширению интереса к предмету, также благоприятно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может не быть заинтересован классный руководитель.

Циклограмма деятельности классного руководителя

Ежедневно:

  1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся
  2. Организация питания учащихся
  3. Организация дежурства в классном кабинете
  4. Индивидуальная работа с учащимися , коррекция поведения в конфликтных ситуациях

Еженедельно:

  1. Проверка дневников
  2. Работа с родителями (по ситуации)
  3. Работа с учителями предметниками (по ситуации)
  4. Проведение классного часа и мероприятий по плану

Каждый месяц:

  1. Посещение уроков в своем классе

Один раз в четверть:

  1. Оформление классного журнала по итогам четверти
  2. Анализ плана воспитательной работы за четверть и его коррекция
  3. Проведение мероприятий в каникулы
  4. Проведение родительского собрания

Один раз в год:

  1. Оформление личных дел
  2. Сбор статистических данных

Предполагаемые результаты.

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:

• Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.

• Активная гражданская позиция.

• Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

• Творческий подход к любому делу.

Оценка эффективности реализации программы.

В характеристике функционирования системы социального типа особое место отводится определению эффективности. Эффективность свидетельствует о способности системы к реализации цели и осуществлению возложенных на неё функций. Когда говорится об эффективности воспитательной системы, то, прежде всего, ведется речь о результативности воспитательного процесса в классе.

Для изучения эффективности программы воспитания используются:

• различные методики и диагностики:

• беседы с учащимися;

• наблюдения;

• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою

позицию.

Таблица "Критерии, показатели и интерпретация результатов ” дает более ясное представление о содержании и способах деятельности. В ходе работы применяются различные формы: наблюдения, анализ, анкетирование, тестирование, опрос.

Критерии

Показатели

Выход на уровне класса

Развитость стремленийк реализации своих способностей

Занятость учащихся во внеурочное время

таблица

Коммуникативная культура учащихся

Уровень сформированности коммуникативного потенциала

Анкета «Микроклимат в классе» диаграмма

Сформированность гражданской активной позиции

Активность уч-ся

общественно-полезный труд

благотворительность

дежурство

трудовые десанты

Сформированности нравственного потенциала

Мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим; система ценностей, выраженная в различных сферах интересов; уровень сформированности нравственной культуры.

Анкета ”Воспитанность учащихся”.

Удовлетворённость учащихся и родителей воспитательной работой

Удовлетворённость учащихся качеством проводимых мероприятий; удовлетворённость родителей работой школы.

Анкета "Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения ”

Конкурентоспособность класса

Участие учащихся, родителей в смотрах, конкурсах, соревнованиях.

Личная инициатива учащихся и родителей

Список литературы

1. Ананьев Ю. П, Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.

2. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. М.: педагогика. 1986.

3. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя. 5- 9 классы. М.: Вако,2006.

4. Кушнер Ю. Формирование профессиональных интересов учащихся в семье. Воспитание школьников. 1992. №3 -4.

5. Лупоядова Л. Ю., Мельникова Н. А., Якимович И. Г. Родительские собрания 8 – 9 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. Волгоград: Учитель, 2006.

6. Маленкова Л. И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. М.: педагогическое общество России, 2005.

7. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2001.

8. Рожков М. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.6 Владос, 2001.

Интернет-ресурсы

http://pedsovet.su/load/55-1-0-7630 

Программа воспитательной работы классного руководителя, 7 - 9 классы Автор: Лекомцева Татьяна Андреевна. МОУ"Средняя общеобразовательная школа № 112” г. Трёхгорный.

http://festival.1september.ru/articles/608269/ Программа работы с родителями "Воспитание = семья + школа". 5–9-й классы Бухарова Людмила Васильевна

Диагностико – результативный компонент

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать ( прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4- совершенно согласен;

3- согласен;

2- трудно сказать;

1- не согласен;

0- совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью "У” является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если "У” больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости. Если же "У” больше 2, но меньше 3 или "У” меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Методика выявления уровня развития самоуправления

Цель: определение уровня развития детского самоуправления.

Проведение.

Каждый ребёнок заполняет бланк, в котором указаны номера приведённых ниже предложений.

Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценке: 4- " да”, 3- "скорее да, чем нет”, 2- "трудно сказать”, 1-"скорее нет, чем да”, 0-"нет”.

пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка

1 5 9 13 17 21

2 6 10 14 18 22

3 7 11 15 19 23

4 8 12 16 20 24

1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

3. самостоятельно организую интересные дела со своими друзьями.

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между всеми.

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

8. Считаю, что актив хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

9. Считаю, что все в нашем классе добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей.

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом.

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

13. Мы хорошо представляем задачи, которые стоят перед коллективом.

14. Мои товарищи часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей школы.

15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед школой.

16. Мои друзья и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой.

17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами, организациями и объединениями.

18. Удовлетворён отношением моих друзей к учащимся других классов, объединений.

19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.

20. Считаю, что товарищи, выбранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

21. Мои друзья добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.

22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы, объединения достиг более высоких результатов.

23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях.

24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы, объединения.

Обработка результатов.

При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп. Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1. Включённость учащихся в самоуправленческую деятельность

( предложения 1,2,3,4);

2. Организованность классного коллектива (предложения 5,6,7,8);

3. Ответственность за результаты совместной работы в коллективе

( предложения 9,10,11,12);

4. Участие коллектива в управлении делами школы (предложения 13,14,15,16);

5. Взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни ( предложения 17,18,19,20);

6. Осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы, объединения ( предложения 21,22,23,24).

Микроисследование  « Атмосфера в классе»

Учащимся класса раздаются листочки, включающие противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в классе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре они поместят знак ”Х”, тем более выражен, по их мнению, этот признак в классе. Каждым учащимся заполняется следующий бланк.

1. Дружелюбие 5 4 3 2 1 Враждебность

2. Согласие 5 4 3 2 1 Несогласие

3. Удовлетворённость 5 4 3 2 1 Неудовлетворённость

4. Увлечённость 5 4 3 2 1 Равнодушие

5. Взаимоподдержка 5 4 3 2 1 Недоброжелательность

6. Теплота 5 4 3 2 1 Холодность

7. Сотрудничество 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничества

8. Взаимовыручка 5 4 3 2 1 Отсутствие взаимовыручки

9. Занимательность 5 4 3 2 1 Скука

10. Успешность 5 4 3 2 1 Неуспешность

Обработка результатов проходит следующим образом: складываются все значения по каждому пункту, находится среднее арифметическое значение, которое делится на количество учащихся в классе и умножается на сто процентов.

Подсчет результатов можно доверить ученикам класса, так как анкеты проводится анонимно.

Resource id #4006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы 5-6 класс

Программа предназначена для работы в 5-6 классах. В основу программы положена Концепция личностно ориентированной школыЮ разработанная в нашем учебном заведении....

Программа воспитательной работы 7-8 класс

Программа предназначена для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 2 года. В основу программы положена Концепция личностно ориентированной школы.Ведущая воспитательная задача в 7-8 классе: формировать п...

Программа воспитательной работы 6-7 класс

Программа предназначена для учащихся 6-7 классов и рассчитана на 2 года. В основу программы положена Концепция личностно ориентированной школы....

Программа воспитательной работы с 5 классом

Данная воспитательная программа разработана для учащихся 5-9 класса. Название программы - "Я расту"./p>Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой...

программа воспитательной работы 5-7 классы

Программа воспитательной работы разработана для организации деятельности классного коллектива  с 5 по 7 класс и расчитана на три учебных года....

Программа воспитательной работы в 5 классе

Программа воспитательной работы в 5 классе...