Главные вкладки

    Классный час "Конституция РФ"
    классный час (9 класс) по теме

    Погосян Лили Андрониковна

    Классный час

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konstitutsiya.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час «Конституция РФ»

    Цель: познакомить учащихся со структурой Конституции РФ, определить ее цели и задачи; воспитание правовой культуры; развивать умения участвовать в политической жизни.

    Оборудование: карточка с правами человека, Конституция РФ, карта полета

    Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции. Когда мы празднуем день Конституции? (12 декабря).(1993)

     Вы сегодня учениками пришли в школу. И нам надо будет вспомнить как вести себя в школе, что можно делать, а чего нельзя, на что вы имеете право и на что не имеете. А где мы это сможем узнать? (устав школы, правила поведения в школе)

    Эти же вопросы волновали людей и тысячу лет назад. Ведь, если бы каждый делал только то, что ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам. Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в Конституции Российской Федерации.

    Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. В этом году мы празднуем день рождения Конституции Российской Федерации – 12 декабря ей уже будет 20 лет, а с 19 сентября 1994 этот праздник стал государственным. (сл)

    Мне бы хотелось немного обратиться к истории нашей страны, думаю что вам это будет интересно.

    В  России раньше вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. В 1821 – 1825 годах – декабрист Н.М.Муравьев разработал проект устройства Русского Государства, в котором предполагалось установить : Конституционную Монархию, Равенство всех граждан перед законом, Свободу слова, печати, вероисповеданий.

    В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

    Конституция Российской Федерации – это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. (сл)

    Определяет:

    -Как устроено государство

    -Как образованы органы власти

    -Каковы права и обязанности граждан

    По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы, (ПРЕАМБУЛА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ее вступительная (вводная) часть, содержащая краткую характеристику целей, условий и мотивов применения Основного закона), 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.

    Разделы и главы Конституции

    1 глава. Основы конституционного строя.

    2 глава. Права и обязанности человека и гражданина.

    3 глава. Федеративное устройство.

    4 глава. Президент РФ.

    5 глава. Федеральное Собрание.

    6 глава. Правительство РФ.

    7 глава. Судебная власть.

    8 глава. Местное самоуправление.

    9 глава. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.  ( в сл)

    Права и обязанности

    В  Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности.

    Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?

    Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России?

    Права и свободы граждан        Обязанности граждан

    Право на жизнь         

    Обязанность сохранять природу и окружающую среду

    Право на защиту своей чести и доброго имени        

    Обязанность защищать Родину

    Право личную неприкосновенность        

    Обязанность соблюдать законы

    Право на жилище и его неприкосновенность        

    Обязанность платить налоги

    Право на свободное передвижение        

    Свобода совести, свобода вероисповеданий        

    Свобода мысли и слова        

    Право избирать и быть избранным        

    Право на труд        

    Право на отдых        

    Право на получение социальной помощи        

    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь         

    Право на образование        

    Право на получение юридической помощи        

    Свобода информации        

    Свобода творчества        

     

    Учитель: В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».  

    Какие же права есть у вас, школьников?

    1.Право на учебу.

    2. Право на отдых между уроками.

    3.Право на каникулы.

    4.Право на занятия в кружках и секциях.

    Учитель: В Конституции записаны не только права, но и обязанности.

    Какие же обязанности у школьника?

    1. Уважать друг друга.

    2. Культурно вести себя.

    3. Ходить опрятным.

    4. Выполнять устав школы.

    У каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства. Символы как бы говорят людям: «Другой такой страны нет!» Государственные символы России должен знать каждый, ведь в них проявляется история и традиции нашей страны. Конституция Российской Федерации закрепляет эти символы. Всякий символ страны несёт в себе информацию о неповторимости этой страны. Какие символы имеет наша страна? (флаг, герб и гимн.)

    На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

    Прослушаем гимн нашей страны.(дети встают под гимн страны)

    ● Флаг

    Флаг России выглядит так: Белый цвет – Отечество, синий цвет – Верность, красный цвет - Отвага. Цветами Российского флага являются белый, синий и красный цвета. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

    ● Герб

    Учитель: Следующий символ нашей страны – герб.

    Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости.

    Герб важно суметь грамотно прочесть. Вначале называют цвет фона (щита), затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орёл). На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе - держава. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

    На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Кто знает, как зовут этого всадника? (Георгий Победоносец).

    Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

    Игра «Да! Нет!»

    Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

    – Россия – наша страна? – Да!

    – Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

    – Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

    – Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!

    – Защищён ли человек законом? – Да!

    – Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

    – Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

    – Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

    – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

    – Может ли человек владеть имуществом?– Да!

    – Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!

    – Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!

    – Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да!

    1 конкурс.

    Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.

    -право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

    -мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;

    -демократия- власть народа;

    -амнистия- частичное или полное освобождение от наказания ;

    -кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

    -свидетель-очевидец преступления;

    -адвокат-защитник;

    -преступление- особо тяжкое противоправное действие;

    -закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

    -гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

    -импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

    -суверенитет-независимость.

    2. Конкурс "Конституционные термины".

    По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

    1 термин: (конституция)

    - русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

    -одно из значений - построение;

    -в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

    -на латинском - установление;

    -в политике - основной закон государства;

    2 термин: (государство)

    -имеет свою структуру;

    -имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

    -появилось в глубокой древности;

    -из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

    -оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

    3 термин (республика)

    -возникла в Древней Греции;

    -на латыни - общественное дело;

    -ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

    -это форма правления;

    -бывает парламентской и президентской;

    4 термин (налог)

    - устанавливает государство;

    -в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

    -при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

    -идёт на содержание госструктур, армию, образование;

    -по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

    3. Конкурс капитанов.

    -Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)

    -Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

    -Форма правления в России? (Республика)

    -Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

    -Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

    -Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )

    -Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )

    Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )

    - Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

    - Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)


    «Вопрос – ответ» - дополнительный материал.

    Вопросы.1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).

    2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)

    3.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).

    6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

    7. Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация – с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»? Великобритания

    1. Известно, что бракоразводные процессы в суде идут в закрытом режиме, какое конституционное право охраняется этим механизмом? Неприкосновенность частной жизни
    2. Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания. Супруг, близкие родственники

    «Моя родина - Россия».

    Команде предлагается ответить на большее количество вопросов за ограниченное время.

    ВОПРОСЫ:

    • Что такое символ? (условный знак, обозначение).
    • Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
    • Что такое герб? (эмблема государства).
    • Что означает слово «герб»? (наследство).
    • Старинное русское название флага? (стяг).
    • Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).
    • Кто является главой Российского государства? (президент).
    • Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).
    • Назовите  автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).
    • Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
    • Назовите денежную единицу России. (Рубль).
    • Назовите растение – символ России. (Береза).
    • Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).
    • Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).
    • Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).
    • Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).

    Заключение:

    Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.

    А напоследок  хочется сказать,

                                   Что Родина - это как вторая мать.

                                   Ее не выбирают и не губят,

                                   А просто берегут и любят.

    Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!

    Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурсная программа для классных руководителей "Самый классный классный"

    Театрализованный конкурс для педагогов с шуточными и серьезными заданиями....

    Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

    В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

    Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

    Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

    Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

    Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

    Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

    Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

    Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

    Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

    Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

    Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....