Методическая разработка классного часа "Хабаровский край"
классный час по теме

Стонога Юлия Валентиновна

Методическая разработка составлена с целью воспитания патриотических чувств: гордости, ответственности, любви, у студентов - жителей Хабаровского края; и расширение кругозора в познании истории и значения символов Хабаровского края. Для проведения классного часа используются методы мультимедийных презентаций, игровая технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час "Хабаровский край"136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Хабаровский край»

Цели:

  • Углубление и расширение кругозора в познании истории и значения символов Хабаровского края.
  • Развитие патриотических чувств у молодежи.
  • Знакомство с жизнью, бытом и традициями коренных жителей Хабаровского края.
  • Развитие внимания.

Форма проведения: информационно-просветительская работа с элементами сотрудничества, игровой технологии (викторина), просмотр мультимедийных презентаций.

Продолжительность – 45 минут.

Технологическая карта 

классного часа «Хабаровский край»

Этапы

классного

часа

Содержание этапа

Реализация цели

1. Организационный момент.

4 минут

Краткая общая история открытия, характеристика края

Углубление и расширение кругозора в познании истории и значения символов Хабаровского края.

Развитие патриотических чувств у молодежи.

Развитие внимания

Знакомство с жизнью, бытом и традициями коренных жителей Хабаровского края.

2. Основная часть.

40 минут

2.1. Выступление студентов с информацией:

1. Геральдика Хабаровского края;

2. Исторические особенности освоения территории;

3. Заселение края;

2.2. Заполнение таблицы «Вопросы викторины».

2.2. Виртуальная экскурсия по краеведческому музею им. Н.И. Гродекова (зал «Коренные народы»).

3. Заключение.

1 минута

Чтение стихотворения П. Комарова студентом.

Аудитория оформлена шарами в цвет флага Хабаровского края - голубой, зеленый, белый Установлен видеопроектор для просмотра презентаций.  

Ход классного часа

        1. Организационный момент (4 минуты).

Преподаватель: Перед началом выступления ваших товарищей остальные студенты получают вопросы викторины «Хабаровский край». По ходу мероприятия вы должны указать правильные ответы. Это позволит нам определить самого внимательного слушателя.

Викторина «Хабаровский край»

Утверждение

Я согласен (+)

Я не согласен.

Правильный ответ …

Площадь Хабаровского края составляет 10 % от территории России.

Флаг Хабаровского края был утвержден 01 июля 1990 г.

Цветами флага Хабаровского края являются серебро, зеленый и голубой.

«Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен» - это слова гимна Хабаровского края.

На гербе Хабаровского края изображен бурый медведь.

Выделяют пять разновидностей герба Хабаровского края.

Оригиналы флага и герба Хабаровского края хранятся в администрации края.

Первым достиг берегов Тихого океана Е.П. Хабаров.

Первым поселением на Тихоокеанском побережье стал Усть-Ильинский острог.

Предложил определить население Амура в русское подданство И.Ю. Москвитин.

Основал первые поселения на р. Амур В.Д. Поярков.

Вся территория Амура была присоединена  к России с 1650 по 1655 гг.

Айгунский договор подписал В.Д. Поярков.

Первое заселение Хабаровского края носило принудительный характер.

Первые пограничные заставы на р. Амур появились в 1654 - 1656 гг.

Военный пост Хабаровку основал М.И. Венюков.

Больше всего переселенцев прибыло с Урала.

На территории Хабаровского края 7 городов.

Преподаватель: Хабаровский край - удивительный, загадочный и прекрасный уголок необъятной России. С давних пор манит он к себе путешественников, исследователей, любителей приключений. Родной, для нас, дальневосточников, этот край стал той частью Отечества, которая навсегда вошла в сердце, привязала к себе наши мысли и стремления.

        Студент 1. В XVIII в., как узнали в Московии о существовании далекой восточной окраины, о несметных ее богатствах, потянулись «встречь солнцу» «охочие» да «гулящие» люди. Шли не только за легкой поживой, но и ради славы Отечества, для приумножения ее территории и распространения православной веры. Шли казаки, купцы и промышленники, священники и крестьяне. Манила новая землица красной да белой рыбой, пушниной, золотыми россыпями да серебряными залежами.

        В 40-е гг. XVII в. посланцы Якутского воеводы вышли к берегам Тихого океана, впервые проплыли по Амуру, обогнули на утлых суденышках Чукотский нос и заявили о вхождении открытых ими земель в состав России. С этого времени началась новая история далекой окраины нашего государства.

        Наш край - одно из самых крупных по размерам административно-территориальное образование Российской Федерации. Его площадь - 825 тысяч км2, что составляет 4,6 % всей территории России. Край простирается с севера на юг на 1800 км, наибольшая протяженность с запада на восток - 700 км, наименьшая - 130 км. Через Хабаровский край проходит Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, авиалинии внутреннего и международного сообщения, Амурский водный путь дает выход из Российского Приамурья в моря Тихого океана.

Хабаровский край обладает большим и разнообразным природным потенциалом: земельными, водными, лесными ресурсами и многочисленными полезными ископаемыми. По многим из них  край занимает важное место на Дальнем Востоке и в стране.

В крае 17 отдельных районов, 7 городов, 24 поселка городского типа, 431 сельских населенных пункта. 79 % всего населения проживает в городах.

2. Основная часть (40 минут).

Преподаватель. Как субъект Российской Федерации Хабаровский край первым среди краев и областей разработал свой герб и флаг.

Геральдика Хабаровского края

Студент 2. Флаг Хабаровского края утвержден

постановлением главы администрации Хабаровского края 14 июля 1994 г., в 1997 г. внесен в геральдический регистр под регистрационным номером 149.

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное вилообразно на три части (поля №1, №2, №3). Внутренний угол равнобедренного треугольника (поле №1) составляет 90о. Поле № 1 зеленого цвета, поле №2 белого цвета, поле №3 голубого цвета.

Полотнище флага выполнено с использованием двух геральдических цветов и цвета одного металла - серебра. Голубой - символ

красоты, мягкости, величия. В данном случае он символизирует и обширные водные ресурсы Хабаровского края. Зеленый - символ надежды, радости, изобилия, на флаге символизирует и уникальную флору нашего края, «бескрайнее море тайги». Белый (серебро) - символ чистоты, добра, невинности (скромности). В палитре флага он отражает безоблачное, мирное небо, чистоту помыслов жителей Хабаровского края.

Флаг Хабаровского края выполнен под девизом «Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен». Его произнес в 1850 г. император Николай I.

Автор флага - хабаровский художник Сергей Логинов.

Студент 3.                                                            Виталий Захаров

МЫ - ПАТРИОТЫ

Полотнище свободно реет -

Ветров избыточно в краю!

И кажется, что флаг нас греет,

Как присягающих в строю

На верность Дальнему Востоку

И граду стольному его,

Где богатырь - Амур широкий

Достиг величья своего.

Где небо чисто-голубое,

Где море девственной тайги,

Метели с вихревым подбоем

Чисты и в чистоте строги.

И белизна, лазурь и зелень -

Легка палитра и светла…

Мы патриоты в самом деле,

И мы вершим свои дела

На благо края -

Наше благо,

На устремление в века,

Чтоб предков слава и отвага

Была в сердцах у нас крепка.

И чтоб мы помнили извечно:

Щедрее жить

И быть добрей,

Беречь хрустальность наших речек,

И шум тайги,

И гон зверей.

И ощущать себя причастным

И к созиданью, и к борьбе,

К тому, что стало звездным часом

В краю

И в собственной судьбе.

И флаг Хабаровского края

Нас осеняет, как бойцов…

И мы всей жизнью повторяем

Жизнь наших дедов и отцов.

Герб Хабаровского края  утвержден постановлением главы администрации Хабаровского края 14 июля 1994 г. Герб выполнен по классической геральдической формуле и имеет все пять степеней применения:

1. Полный (большой, парадный) - это герб Хабаровского края, который увенчан Царскою короной, по сторонам щита изображены золотом дубовые ветви с желудями, связанные (перевитые) Андреевской (лазоревого цвета) лентою. Герб выполнен под девизом: «У России нет окраин!».

2. Средний - это изображение на щите французской геральдической формы. В центре щита, серебра (белого цвета), на почетном месте, изображена мощная естественная фигура устойчиво сидящего на задних лапах черного цвета белогрудого медведя, который передними лапами бережно удерживает (прижимает к груди) исторический герб Хабаровска.

Медведь - наш страж и защитник, с незапамятных времен являющийся символом, олицетворяющим Россию. С древности медведь соседствовал с русичами, пользовался их уважением за силу и сноровку, всегда был одним из главных и любимых персонажей русских народных сказок. Медведь - символ предусмотрительности, страж и хранитель древнейшей истории наших героических предков, из которых и вышли первые русские землепроходцы.

Белогрудый медведь, самый крупный представитель этого семейства млекопитающих, является нашим дальневосточным эндемиком (т.е. видом встречающимся только в определенном географическом районе).

Голова медведя с раскрытой пастью, червленым (красным) глазом и высунутым червленым языком повернута к восходу «лучезарного солнца», на восток (в прямом восприятии). По законам геральдики «червленые глаз и высунутый язык» символизируют о том, что медведь «вооружен».

Медведь на щите незначительно смещен влево (в зеркальном отражении), что символизирует необъятные просторы Хабаровского края, находящиеся под его охраной и защитой.

3. Малый герб - изображение только фигуры медведя без щита.

4. Минигерб - изображение головы медведя с раскрытой пастью, червленым глазом и высунутым червленым языком, повернутой на восток (в прямом восприятии).

5. Микрогерб - изображение только червленого глаза и червленного языка медведя.

Автор герба - хабаровский художник Сергей Логинов.

Эталоны флага и герба (авторское исполнение) находится на хранении в Хабаровском краевом краеведческом музее им. Н.И. Гродекова в постоянной экспозиции.

Студент 4.                                                    Виталий Захаров

У  РОССИИ  НЕТ  ОКРАИН

Вот герб Хабаровского края.

Его девиз: «Россия здесь,

И у России нет окраин».

А вот форпост России есть.

Он на Амуре с первым сплавом

Предстал всей мощью навека.

Здесь зарождалась наша слава -

Служивого и казака.

Здесь на фрегатах Невельского

Шла жизнь с верховий на восток.

И покорялся край суровый,

И волны ластились у ног.

И при свече изжелто-тусклой

В жару и лютую метель

Все думал Муравьев-Амурский

О прирастании земель.

Земель Российских изначально

И постоянных - навека…

И в гербе нашем неслучайной

Свела умелая рука

В геральдике три ярких цвета,

Как символ мужества в крови,

Величия и беззаветной,

Рожденной здесь большой любви.

И на щите с раскрытой пастью,

Силен, но вовсе не свиреп,

Медведь удерживает властно

И бережно старинный герб.

Его реал, его обитель,

Где шум тайги и птичий грай.

Он по преданию хранитель

Тех, кто пришел в амурский край.

Он здесь хозяин,

Мощь и сила,

Предусмотрителен и смел…

Наш герб…

Как символ воплотил он

Масштабность наших дум и дел.

Наполнил свежестью и солнцем

И подкрепил наш каждый шаг.

И мы тропой землепроходцев

Идем к заветным рубежам.

И каждый год недаром прожит,

Он как звено в раскладке лет…

Дальневосточники!

Дороже

Для нас,

                чем это слово,

                                        нет!

И на крутом всегда мы гребне,

Уж так устроен человек! -

И отражаемся мы в гербе:

Минувший век

И - новый век.

Исторические особенности освоения

территории Хабаровского края

Преподаватель. Контуры Хабаровского края получили свое очертание в процессе длительной истории освоения Сибири и Приамурья. Более 300 лет прошло с того времени, когда первые россияне вышли к берегам Тихого океана, и до момента формирования современной территории края.

Название «Хабаровский край» первоначально принадлежало обширной территории от Амура до Чукотки и Камчатки. И только на картах 50-х годов ХХ века можно увидеть Хабаровский край в современных границах.

Студент 5. В 1581 г. с берегов Камы через Уральский хребет выступил казачий отряд под командой Ермака - знаменитого покорителя Сибири. После его гибели Сибирь на время была потеряна. Но с 1586 г.  начинается неуклонное движение русских вглубь страны. С 1625 по 1700 гг. русские силы направляются на восток и доходят до самого моря.

Первым европейцем, достигшим со своей экспедицией берегов Тихого океана с запада, был русский казак Иван Юрьевич Москвитин. Достиг он побережья без карты и компаса, располагая только «расспросными речами», собранными у ламутов (так раньше называли эвенов), и ориентируясь на восход солнца. На берегу моря у устья Ульи в октябре 1639 г. москвитинцы поставили «зимовье с острожком». Усть-Ульинский острог стал первым русским поселением на Тихоокеанском побережье.

Отряд, обследовав устья рек Ульи и Охоты, продвинулся на юг до устья реки Уда. Позже И.Ю. Москвитин отправил в Москву ценные сведения о богатствах Охотского побережья: «А те реки собольные, зверья всякого много и рыбные. А рыба большая, в Сибири такой нет, по их языку голец, кета, горбуня, столько ее множество, сколько невод запустить и с рыбою никак не выволочь».

В 40-е гг. XVII в. среди землепроходцев и промышленных людей распространяются слухи о богатой Приамурской земле. Походы Василия Даниловича Пояркова и Ерофея Павловича Хабарова положили начало присоединению «под высокую государеву руку» Приамурья.

Наибольший успех имел поход Василия Даниловича Пояркова. Он привез с собой подробное описание и чертежи Амура, «расспросные речи» о Сахалине и Шантарских островах. «Те землицы, - писал он царю, - людны и хлебны и собольны, и всякого зверя много, и хлеба родится много, и те реки рыбны». С политической точки зрения важнейшим итогом экспедиции Пояркова были данные о том, что амурское население (дючеры, нанайцы, ульчи) не находится в чьем-либо подданстве и может быть «призвано» под руку «великого государя» России.

Вести об открытии реки Амур заинтересовали Ерофея Павловича Хабарова. Вместе с добровольцами он основал здесь первые поселения, заложил первые пашни.

С 1650 по 1655 гг. весь Амур вплоть до Татарского пролива был присоединен к России. Предприимчивые казаки в течение короткого времени привели местное население в русское подданство.

Результатом первых экспедиций явилась широкая волна переселенческого движения. Сюда двинулись массы пахарей, охотников, звероловов. Крестьянские слободы протянулись далеко по берегам великой реки.

Студент 6. В 1644 году на китайский трон взошла маньчжурская династия Цин, которая не могла допустить усиление русского влияния на Амуре, и неоднократно пыталась уничтожить русские поселения, а местных жителей переселить в другие земли. Борьба закончилась подписанием 29 августа 1689 г. Нерчинского договора, невыгодного для России. За Россией закреплялось только Верхнее Приамурье, а Среднее и Нижнее Приамурье оставались ничейной землей «до иного благополучного времени».

После заключения Нерчинского договора Приамурье обезлюдило. Русские казаки и крестьяне были вынуждены переселиться в Забайкалье.

Русское правительство не могла примериться с навязанными условиями Нерченского договора. В середине XIX века были предприняты усилия для восстановления суверенитета России на приамурских территориях.

Выдающуюся роль в возвращении России Приамурья сыграл Геннадий Иванович Невельской. 1 августа 1850 г. на пустынном мысе Кеугда  был поднят русский военно-морской флаг. Так был основан Николаевский пост, будущий город Николаевск-на-Амуре, первое русское поселение на Нижнем Амуре .

Также русский флаг был поднят в Императорской Гавани (сейчас Советская Гавань) и на Южном Сахалине. Благодаря смелости, мужеству и отваге Невельского и его сподвижников Россия утвердилась в устье Амура, на побережье Японского моря, и на острове Сахалине.

Студент 5. Петр Комаров посветил одно из своих стихотворений Генадию Ивановичу Невельскому.

Он сюда пробирался не зря,

И легенда рождалась в народе,

Что нарушил он волю царя

И суровый запрет Нессельроде.

Сколько писем, доносов, угроз

Он оставил тогда без вниманья,

Чтобы знамя России взвилось

Над волною в Амурском лимане!...

Студент 6. Укрепление России в Приамурье обеспечивало безопасность дальневосточных рубежей страны. Цинские правители, сознавая важность дружественных отношений с Россией и союза с ней, поспешили завершить переговоры о разграничении владений в Приамурье. В 1858 г. был подписан Айгунский договор, а в 1860 г. - Пекинский, по которым все левое побережье Амура, земли между рекой Уссури и побережьем Японского моря признавались владением России.

Заселение края

Преподаватель. Формирование населения края всегда было связано с решением внешнеполитических и стратегических интересов государства. Закрепляясь на вновь присоединенных окраинных землях, правительство принимало меры, чтобы сохранить их за собой, уберечь от посяганий других государств.

Студент 7. Для этого необходимо было наполнить край человеческими ресурсами и военной силой. Вначале заселение восточных земель носило принудительный характер.

Поселенцы, на которых вначале возложили только одну обязанность - жить в этом краю, набирались главным образом из улусов Якутского округа. Иногда сюда переводились русские крестьяне и казаки, совершившие какие-либо проступки. Были и добровольные переселенцы.

Переселенцев казна снабжала продуктами до места назначения, некоторыми охотничьими и рыболовными принадлежностями, съестными припасами на год, конным и рогатым скотом. В их распоряжение передавали сенокосные, охотничьи и рыболовные угодья. В глухой тайге за короткий срок выросли поселки с несколькими десятками жилых и хозяйственных строений, жители которых обзавелись домашней живностью.

Студент 8. Но жизнь в далекой, безлюдной тайге, несмотря на помощь государства, оказалась для поселян довольно трудной. Скот считался казенным, бить его не разрешалось. Из-за малочисленности коров было мало молока. Ввиду недостатка сенокосов и плохого роста трав скот приходилось отдавать на прокорм в отдаленные улусы за отдельную плату. Рыбный и звериный промыслы не всегда обеспечивали достаток в пропитании. Заготовленных ягод на всю зиму не хватало. Поэтому в некоторые годы поселян приходилось отправлять в места своего прежнего жительства для пропитания. Многие поселенцы убегали как по дороге, так и из селений.

В 1654 - 56 гг. были проведены сплавы войск и казаков в низовья Амура, а вдоль левого берега реки поставлены казачьи посты для обеспечения пограничной охраны и недопущения на Амур судов иностранных государств. Вместе с первыми сплавами прибыли новые переселенцы - крестьяне Иркутской губернии и Забайкальской области, основавшие три селения: Иркутское, Богородское, Михайловское. 31 мая 1858 года солдаты 13 линейного Сибирского батальона под командованием капитана Я.В. Дьяченко основали военный пост Хабаровку, названный в честь русского землепроходца XVII в. Ерофея Хабарова.

Студент 7. Исследователь края Михаил Иванович Венюков записал в путевом дневнике: «тут в будущем предстояло возникнуть большому городу». И он не ошибся. Хабаровск сегодня - это большой современный город, краевой центр, один из крупнейших городов Дальнего Востока, важнейший транспортный узел, столица Дальневосточного Федерального округа.

Студент 8. Завершение строительства Уссурийской железной дороги усилило переселенческое движение. Эти привело к основанию с 1883 по 1905 годы новых населенных пунктов: Покровка, Переясловка, Екатеринославка, Матвеевка, Отрадное, Князе-Волконское и др.

В 1904 - 1905 гг. в связи с русско-японской войной переселенческое движение на Дальний Восток почти прекратилось.

Период с 1905 по 1917 гг. был периодом столыпинской политики, когда правительство сознательно поощряло переселение безземельных и малоземельных крестьян на окраины государства. При помощи переселения таких крестьян помещики России стремились ослабить накал классовой борьбы в центральных губерниях. На Дальний Восток хлынула волна бедняков из Европейской России. Максимальное количество переселенцев прибыло в период с 1907 по 1911 гг., о чем свидетельствует возникновение новых поселений. За эти пять лет на территории края возникло более 30 поселений.

Более 60 % всех переселенцев - крестьян, осевших в Хабаровском крае, дала Украина. На втором месте находятся переселенцы не указавшие место выхода. Это были преимущественно временные жители края (приисковые рабочие, строители железной дороги и т.д.). Дальше по числу переселенцев идут Центральный район, Белоруссия, Поволжье, Южный Урал.

Студент 7. Издавна, осваивая новые места, люди селились по берегам рек. Здесь и рыбалка - подспорье в питании, здесь и необходимый вольному человеку простор, хотя за спиной леса и горы. Земледельцы знали, что пойменные земли, удобрены илом, и потому плодородными будут пашни и покосы. По воде можно сплавлять лес, сено.

По дальневосточным рекам - Амуре, Зее, Уссури - ставили свои первые селения наши предки. В середине прошлого века эта цепочка деревенек, постов была и форпостом российского государства у пограничного рубежа и первой обжитой полоской на просторах края.

Уезжая из родных мест в неведомые края, переселенцы увозили с собой частицу своей далекой родины и вкладывали ее в названия новых селений. И стоят русские села и казачьи станицы Вятское, Оренбургское, Воронежское, Забайкальское, Малышево. Нет-нет да промелькнет среди названий фамилии командиров, начальников штабов основавших поселения - Васильевка, Кукелево, Черняево, Циммермановка, Корсаково, а то и фамилия губернатора, способствовавшего заселению края - Корфовский.

Виртуальная экскурсия по краеведческому музею

им. Н.И. Гродекова (зал «Коренные народы»)

Преподаватель. До прихода российских людей на территории Хабаровского края несколько веков проживали коренные жители. Наш долг знать и уважать культуру, традиции и быт местного населения, которые сейчас относятся к категории малочисленных народов Хабаровского края.

Для знакомства с культурой коренных народов приглашаю вас на экскурсию в Хабаровский краевой краеведческий музей имени Н.И. Гродекова. Поможет нам в этом мультимедийная презентация из серии «Виртуальные экскурсии по музеям Хабаровского края».

В музее насчитывается пять больших залов. Каждый имеет определенную тематику. Мы посетим зал «Коренные народы».

Но вначале вспомним, что на территории Хабаровского края можно выделить две этнографические области:

  • таежно-тундровая область Приохотья, здесь проживают эвены и эвенки (эвенков раньше называли тунгусами);
  • Приамурье - основное коренное население негидальцы, нивхи, ульчи, нанайцы, орочи и удэгейцы.

Самый многочисленный этнос нашего края - нанайцы.

Преподаватель комментирует мультимедийную презентацию

Географическая среда обитания, основной вид хозяйственной деятельности определили особенности национального костюма каждого народа. Они отличаются друг от друга по материалу, покрою и орнаменту.

Основным занятием эвенов и эвенков является оленеводство. Олени дают этим народам все: еду, одежду и даже жилье. Зимнюю одежду они шили из шкур оленя, а летнюю из ровдуги (это замша из кожи оленя или лося).

Эвенский зимний кафтан шился мехом наружу и украшался разноцветным бисером: белый бисер символизировал снег, синий - небо, черный - землю и оленя. Обязательно одевался нагрудник, так как полы кафтана расходились.

Эвенкийский зимний кафтан наоборот шился мехом внутрь (подобие наших дубленок). Борта и низ обшивались меховой полоской в декоративных целях.

Нигидальцы - один из наиболее малочисленных этносов нашего края. В экспозиции представлен костюм негидальского шамана. Он выполнен из лосиной шкуры, украшен многочисленными лентами из кожи и напоминает оперение птиц. Эти ленты приходили в движение во время ритуального танца шамана.

У всех народов Приамурья, проживающих южнее, одежда скроена по типу кимоно. Одежда богато украшалась орнаментом. По поверьям народов Приамурья одежда защищает не только тело, но и душу, поэтому по краю рукавов, горловине, бортам и низу одежды наносится орнамент, как оберег от злых сил. Типичный приамурский орнамент - спирально-ленточный, как бы повторяет замысловато изогнутые и разветвленные притоки Амура. Считалось, что злые духи, попытавшись проникнуть под одежду, запутаются в сложных переплетениях узора, как в лабиринте.

У орочей зимняя одежда изготовлялась из рыбьей кожи. Представленный халат окрашен в коричневый цвет отваром коры ольхи. Традиционный спирально-ленточный орнамент наносился природными красками. Летнюю одежду орочи изготовляли из китайской дабы (прочная ткань). Орнамент наносился методом аппликаций из лоскутков китайского шелка. В летнее время для защиты от солнца и дождя все народы Приамурья носили шляпы из бересты.

Интересен ульчский женский свадебный халат. В нем комбинировались шелковая ткань и кожа лося, вышивка шелковыми нитями и волосом оленя. Надевался свадебный халат вместе с шапкой из рыси.

У нивхов помимо охоты и рыболовства существенное место в хозяйственной деятельности занимал морской зверобойный промысел, дававший местным жителям и мясо и жир. Одежду и обувь они шили из меха нерпы, который отталкивает воду и даже смоченный не замерзает на морозе. Использовались и шкуры тюленей.

Нанайцы вели так же комплексное хозяйство: круглый год рыболовство сочеталось с охотой. Поэтому в изготовлении одежды использовались одновременно шкуры лося и рыбы. Нанайский женский праздничный халат сшит из ровдуги (кожи лося) и украшен окрашенной кожей рыбы.

Народы Приохотья - эвены и эвенки жили в переносных конических чумах. Опорой чума служат три основные жерди, скрепленные сверху ремнем. На них опираются 20 - 30 вспомогательных шестов. Внутри жилища, над очагом, крепится жердь для котла. Зимой чум покрывают оленьими шкурами, а летом кожами лосей и берестой.

Эвены и эвенки народы кочевые. На стоянках оленей отпускали свободно пастись. Чтобы их можно было легко отыскать, на шею оленя вешали погремушку - «дотаю» - деревянную дощечку с подвесными шарами.

Для перевозов грузов использовались вьючные сумки, которые никогда не заносились в чум. На оленя всегда помещали две сумки (на каждую сторону) и внимательно следили за распределением веса. Сумки крепились к седлу. Чтобы не повредить оленю спину под седло ему укладывали коврик из шкуры лося.

Перед вами реконструкция постоянного зимнего жилища нанайцев - «дё». В начале строительства дома очищали площадку, землю утрамбовывали и обмазывали толстым слоем глины - получали глинобитный пол. Затем ставили столбы украшенные резьбой. Стены дома плели из легких жердей и прутьев тальника. Потом стены с двух сторон обмазывали смесью глины и травы (или шерсти диких животных). На крышу настилали жерди, которые покрывали 2 - 3 слоями бересты или еловой коры. Затем накладывали слой глины до 10 см. Число окон было обязательно нечетное, от 3 до 11. Оконный проем на зиму затягивался рыбьей кожей или пузырем. С наступлением тепла рамы вынимались, а окна завешивались циновкой из камыша, которая защищала от комаров и сохраняла прохладу в доме в жаркий день.

После установки стен и окон приступали к изготовлению очага, который делали из каменных плит. В верхнюю часть очага вмазывали котел.

Вдоль стен располагались широкие (до 2 метров) нары подогреваемые дымом. Дымоход был проложен под всеми нарами и изготовлялся из стволов дерева с пустой сердцевиной или из досок, обмазанных глиной. Нары застилались циновками. Они служили основным жизненным пространством: на них спали, ели, рукодельничали, отдыхали.

У нанайцев жилое помещение делилось на две половины: мужскую и женскую. Мужская половина располагалась сразу за очагом. На женской половине располагалась вся домашняя утварь и принадлежности для рукоделия.

В изготовлении домашней утвари принимали участие и мужчины и женщины. Мужчины изготовляли посуду из дерева, а женщины из тальника и бересты. Игрушки для детей делали и мать и отец - мать для девочек из кусочков ткани, кожи, а отец - для мальчика из дерева.

Главным периодом в году, который обеспечивал основу жизни народов Приамурья, был сезонный ход красной рыбы. С июля по октябрь все жители переезжали на острова, где ставили временные летние жилища - «хамораны».

Строился «хаморан» из гибких прутьев, воткнутых по окружности диаметром 4 - 5 м. Покрывался он циновками и берестой. Внутри летнего жилища находились только постели, все снаряжение складывалось снаружи у стен.

На кетовой путине мужчины ловили рыбу сетью, которую осенью и весной проверяли и ремонтировали. Женщины рыбу обрабатывали: очищали, разрезали на длинные тонкие пласты, нанизывали на  ивовые прутья и вялили на солнце и ветре. Получалась «юкола» - сушеная рыба - основная пища коренных жителей Приамурья.

Рыбалкой коренные жители занимались круглый год. Зимой, в отсутствии мужчин, рыбу для повседневного питания ловили и женщины. В зависимости от условий и традиций применялись различные орудия рыбного промысла.

Удыгейцы, орочи, живущие на быстрых горных реках, добывали рыбу с помощью остроги. Ульчи и нанайцы тоже использовали острогу, но, наоборот, на протоках и озерах в тихую погоду. Промысел острогой требовал силу, ловкость, знание повадок рыб. Коренные жители могли «вслепую» забрасывать острогу на 6 - 8 метров и обязательно попадали в рыбу.

Для ловли небольшого количества рыбы применились различные удочки и крючки. Грузила для них делали из глины. Если на удочку попадалась крупная рыба, ее добивали специальной колотушкой.

Наиболее популярной снастью были сети, которые плели из тонких ремешков кожи, конопляных и крапивных нитей с помощью специальных игл.

Коренные жители Хабаровского края, как живущие в районе Приохотья, так и Приамурья занимались охотой. Главными объектами охоты были дикие олени, лоси, медведи, горные бараны, зайцы. Для охоты использовался разнообразный арсенал: ружья, приобретенные у переселенцев и традиционные копья, луки. При разделке туши животного использовался специальный нож «уткен». При ловле пушных зверей, чтобы не повредить шкуру, использовались хитроумные ловушки. Чаще всего ловили соболей, чьи шкуры охотно принимали в обмен переселенцы.

Северные жители - эвены и эвенки, летом выходили из тайги на побережье Охотского моря, где занимались морским зверобойным промыслом. Нивхи же постоянно вели охоту на морских животных (нерпу, морских котиков, тюленей). Для этого использовались гарпуны с костяными и металлическими наконечниками.

При охоте на лесных зверей огнестрельное оружие часто давало осечку. Поэтому надежнее было идти на охоту с традиционным оружием: копье (на медведя), лук со стрелами, лук-самострел. В экспозиции представлена интересная ловушка: сетка - «рукавчик». До установления снежного покрова с ее помощью охотились на соболя. Собаки загоняли соболя в нору. А охотник закрывал все выходы кроме одного, к которому приставляли сетку-«рукавчик». Из норы соболя выгоняли ударами по стволу дерева или выкуривали. После установления снежного покрова на пушных зверей охотились с помощью лука-самострела или специальных ловушек.

Основным зимним средством передвижения у коренных народов были лыжи. Их изготавливали из разных пород дерева. Они были широкими и выгнутыми. На нижнюю часть приклеивали в определенном порядке семь деталей из «камуса» (шкура с ног оленя). При движении охотник опирался на специальные лыжные палки «тунепум» снабженные приспособлением для разгребания снега около ловушек.

Другой вид лыж - голицы (без меха) использовались для ходьбы по весеннему насту.

Для переездов на большие расстояния и перевозки грузов пользовались нартами (санями), запряженными в собачьи упряжки.

Летним средством передвижения были лодки. Коренные народы Хабаровского края использовали три вида лодок, которые отличалась методом изготовления.

Лодка - долбленка «утунгие» (слева) - выдалбливалась из целого ствола дерева. Русские такую лодку называли «оморочка» (от слов «омо» - дин, «ороч» - человек). Этой лодкой мог воспользоваться только один человек, и предназначалась она в основном для охоты на изюбра. Дело в том, что летом, изюбри держались по побережьям рек и их проток, где было вдоволь сочного корма.

Лодка - «бат» (справа) - это долбленка с тупой кормой и лопатообразным носом. Такая конструкция использовалась на горных реках, в основном для перевозки грузов (до 800 кг). Лодкой управляли шестами два человека: один на носу, другой на корме. Лодки-долбленки чаще всего изготавливали из тополя.

Сборная лодка - «омоочин» (в центре). Ее каркас изготавливали из ели и а корпус обтягивали берестой. На это уходило меньше времени, чем на постройку долбленки. Лодка получалась легкая, поэтому свободно проходила все мелководные места на реке. Переходя из одной протоки в другую, ее переносили на плече. Если в дороге заставала непогода - под ней спали. На сборных лодках коренные жители часто ездили в гости к знакомым и родственникам, отправлялись на охоту, но основное ее назначение - рыбная ловля.

Для охоты у каждого мужчины Приамурья имелся специальный костюм (чтобы зверь не учуял домашних запахов). На голову надевали шлемовидное покрывало защищающее шею зимой от снега, а летом от комаров. Сверху надевали шапку полусферической формы, которую обязательно украшали султаном из хвоста белки или колонка. В сильные морозы под покрывало дополнительно одевали наушники, а рукава халата завязывали нарукавниками.

Имелись и специальные охотничьи рукавицы, которые имели клапан над большим пальцем. Под клапаном находился разрез, чтобы можно было спустить тетиву лука, не снимая рукавиц.

Коренные народы были анимистами: они считали, что природа населена духами, различными по внешнему виду, свойствам и отношением к человеку. Для общения людей с духами находились посредники - шаманы. У народов Приамурья шаманами были как мужчины, так и женщины, а у народов Приохотья - только мужчины.

Главные атрибуты шамана - бубен и колотушка. Бубен - это дверь в душу шамана. Если бубен ломался, то считалось, что шаман становится уязвимым для злых духов. Поэтому в промежутках между ритуалами бубны хранились в специальных чехлах.

Ударами в бубен шаман призывал духов к общению - «камланию». Но на звуки бубна слетались и злые духи. Поэтому грудь и спину шаманов защищали металлические зеркала. Отпугивали злых духов и при помощи поясов с погремушками и подвесками, которые во время обрядовых танцев шамана издавали скрежет и лязг.

Закончилась наша экскурсия и знакомство с жизнью коренного населения  Хабаровского края.

В своем фольклоре эти люди передавали свою жизнь, жизнь природы - дома, в котором они живут, в котором живем и мы с вами.

3. Заключение (1 минута).

Студент 9. Закончить наш классный час, посвященный 70-летнему юбилею Хабаровского края, хотелось бы словами дальневосточного поэта Петра Комарова.

Край далекий - с лесами да сопками…

Небеса с колдовскими закатами,

И тайги вековечный покой,

И Амур с берегами покатыми,

И вечерний туман над рекой…

Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,

Я бы выпил ручьи до глотка,

И тропинку бы выходил каждую -

Да моя сторона велика.

Представление презентации

«Мой край в будущем: проекты от фантастических до реальных».

(работа студентов)

Используемая литература:

1. Завалишин А.Ю. История Дальнего Востока в новое и новейшее время (середина XVII - XX век): Учебное пособие для 8-9-х кл. общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. - Хабаровск: Издательский дом «Частная коллекция», 2001.

2. Кандауров И.И., Стрелова О.Ю. Символика Хабаровского края: Учеб.-метод. пособие - Хабаровск: Частная коллекция, 1997.

3. Мультимедийное учебное пособие «Хабаровский краевой краеведческий музей имени Н.И. Гродекова». Серия «Виртуальные экскурсии по музеям Хабаровского края». Выпуск 1.

4. Очерки истории родного края. Хабаровск, 1993.

5. Тигунцов В.В., Дроздова Г.Г., Бородина Е.А. Экономическая и социальная география Хабаровского края: Учебное пособие: В 3 ч. / Под общ. ред. Тигунцова В.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре гос. пед. ун-т», 2003.

6. Ципкин Ю.Н. История края в вопросах и ответах: Справочно-информационное пособие для педагогических  работников и учащихся общеобразовательных учреждений, учреждения дополнительного образования детей. Хабаровск, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Краю - 75: помним, гордимся, наследуем!"

Методическая разработка Единого Всекубанского классного часа....

Разработка классного часа " Краю - 75: помним, гордимся, наследуем!"

Представленная  разработа классного часа для учащихся 7-9 -х  классов  и презентация к его проведению  предназначены для проведения единого всекубанского классного часа 1 сент...

Методическая разработка урока "Хабаровский край"

В рамках регионального компонента проводится урок "Хабаровский край - Моя малая Родина", который имеет цель - расширить знания учащихся о родном крае, развитие навыков чтения и устного общения на англ...

Разработка классного часа "Край , в котором я живу"

Классный час посвящен 80-летию Алтайского края...

Методическая разработка История родного края. Русский народный костюм.

    Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с историей, культурой и традициями  нашей страны и Тамбовского края. Мы познакомимся с русским народным костюмом и историей некото...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...