О.В Мутыгулина, Е.А.Суслова Дебаты "Необходимо ли в наше время быть нравственным?"
методическая разработка (9 класс) по теме

Мутыгулина Оксана Валерьевна

Данный материал предназначен для учащихся старших классов, заставляет ребят задуматься о нравственности, о том, что является значимым в современном обществе, об отношении к себе и окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neobkhodimo_li_v_nashe_vremya_byt_nravstvennym.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка классного часа по теме:

«Имей сердце, имей душу – и будешь человек на всякое время…»

( Необходимо ли в наше время быть нравственным?)

Форма проведения: дебаты

- Предварительно учащимися выполняется работа по составлению коллажей на тему:«Нравственные и безнравственные поступки»

- Проводится анкетирование учащихся

- Необходимо придумать название команд, участвующих в дебатах.

                                       Ход мероприятия

Учитель №1: Крошка сын к отцу пришёл

                       И спросила кроха:

                      «Что такое хорошо

                      И что такое плохо?»

Действительно, вопрос о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»

волнует людей с начала существования человеческого общества: все знают о  предательстве Иуды, но ведь  эту историю рассматривают по-разному: с одной стороны, Иуда предал своего учителя за тридцать серебряников, и он повинен в смерти Иисуса,  с другой, заставил людей поверить в непогрешимость Иисуса, в  то, что он проповедовал , а сам заслужил осуждение и презрение людей, и вот уже в течение 2000 лет этим словом ( а оно стало нарицательным) называют предателей.

 А Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», с одной стороны, её поступок ( она зарабатывала, торгуя собственным телом), в обществе вызывает порицание,

а с другой… она пошла на это, чтобы прокормить свою семью, у которой не было средств к существованию…Имеем ли мы право осуждать?

Нравственно это или безнравственно?

Учитель №2: Сегодняшние дети тоже совершают поступки, которые, к сожалению, в нашем обществе стали уже нормой: снимают на сотовые

избиение своих одноклассников, записывают на диктофоны то, что говорят их учителя, при этом провоцируют последних на нелицеприятные высказывания, а безобидное и всем знакомое: « Почему у него «4», а у меня «3» навязло на языке сегодняшнего поколения, а звонок другу на муниципальном туре олимпиад, что это? Жизнь по принципу: в борьбе все средства хороши или

всё-таки безнравственный поступок?

1.Так что же такое нравственность?

2.Нужна ли она современному человеку?

3.Какая роль отводится школе в формировании этой нормы?

4.Каким вы представляете современного нравственного человека? – на эти вопросы мы сегодня с вами попробуем ответить.

 Вопросы записаны на доске

Учитель №1: Мы провели анкетирование учащихся 10А класса, и первый вопрос, на который они отвечали: Что такое нравственность? Вот некоторые из их ответов…(ответы проецируются на экране)

Учитель №1:  Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребёнка, который предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, своим обязанностям и к самому себе: это выражается в выработке активной жизненной позиции,Ф воспитании толерантности, умения сочувствовать  и сопереживать, приобщения к духовным ценностям.

 Учитель №2: Нужна ли нравственность современному человеку?

 Мы сегодня попробуем подебатировать, отвечая на некоторые далеко не

односложные вопросы, у нас составились две вполне работоспособные команды №1 «Почти за» и №2 «Почти против», пожалуйста, вам даётся 3 минуты на обсуждение этого вопроса, за основу каждая из команд будет брать высказывания своих одноклассников, участвовавших в анкетировании, поработайте с ними и приведите аргументы «За» или «Против»

на доске выстраивается таблица, в которой с помощью магнитов-смайликов указывается количество приведённых аргументов

             Нужна ли нравственность современному человеку?

№1

№2

Как-то на уроке мы работали с текстом Д.С.Лихачёва, в котором говорилось о том, что люди перед собой ставят совершенно противоположные цели: « Если человек рассчитывает приобрести все элементарные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчить их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

Он ставит себе цель, достойную человека.»

Учитель №2: Действительно, наша повседневная жизнь говорит о том,

что нравственному человеку пробиться в жизни гораздо сложнее, чем тому, кто пренебрегает нравственными нормамаи. Кто сегодня герой нашего дня?

Спекулянт, да они были и раньше, но их не уважали и презирали. А сейчас в обществе уважаемые люди. Кем раньше хотели стать дети: лётчиками, космонавтами, учёными, врачами, а вот недавно мне попал опрос современных школьников и там, на первое место, по предпочтению детей, вышла специальность «налоговый инспектор». Я с уважением отношусь к налоговым инспекторам, но когда об этом мечтают дети, что-то сломалось в этом мире, куда-то мы идём не туда. И если в 1917 году, как говорят, мы пошли не туда, то в 91 ,точно, заблудились ещё больше.


 Учитель №1: Успех в нашем обществе определяется не твоими профессиональными способностями, ни тем более высокими нравственными качествами. Успех любой ценой. Да и то правда, не вписывается культура, а тем более мораль в современное российское общество. Ну какая от нее польза? Деньги, успех. Так уж получилось, что место Бога в сердцах многих занял иной бог – деньги, забравший власть над их умами и сердцами. И для них вовсе не важно, откуда и как взялись деньги. "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Матф.,6:21). Так, где же сейчас наши сердца? Не то, что сказать, подумать страшно… Школа к чему должна готовить ребенка? Правильно, к жизни. А зачем в нашей современной жизни мораль?!

 Может, поразмышляем вместе, учащиеся 10А подготовили небольшой отрывок   из пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». 


 учащиеся 10А инсценируют отрывок из пьесы Е.Шварца


«Король. Ну вот. Так мы и жили. Девочка умнеет, подрастает. Что сделал бы на моем месте настоящий добрый отец? Приучил бы дочь постепенно к житейской грубости, жестокости, коварству. А я, эгоист проклятый, так привык отдыхать возле нее душою, что стал, напротив того, охранять бедняжку от всего, что могло бы ее испортить. Подлость, верно?

Хозяин. Да нет, отчего же!

Король. Подлость, подлость! Согнал во дворец лучших людей со всего королевства. Приставил их к дочке. За стенкой такое делается, что самому бывает жутко. Знаете, небось, что такое королевский дворец?

Хозяин. Ух!

Король. Вот то-то и есть! За стеной люди давят друг друга, режут родных братьев, сестер душат… Словом, идет повседневная, будничная жизнь. А войдешь на половину принцессы – там музыка, разговоры о хороших людях, о поэзии, вечный праздник. Ну и рухнула эта стена из-за чистого пустяка. Помню как сейчас – дело было в субботу. Сижу я, работаю, проверяю донесения министров друг на дружку. Дочка сидит возле, вышивает мне шарф к именинам…
Все тихо, мирно, птички поют. Вдруг церемониймейстер входит, докладывает: тетя приехала. Герцогиня. А я ее терпеть не мог. Визгливая баба. Я и говорю церемониймейстеру: скажи ей, что меня дома нет. Пустяк?

Хозяин. Пустяк.

Король. Это для нас с вами пустяк, потому что мы люди как люди. А бедная дочь моя, которую я вырастил как бы в теплице, упала в обморок!

Хозяин. Ну да?

Король. Честное слово. Ее, видите ли, поразило, что папа, ее папа может сказать неправду. Стала она скучать, задумываться, томиться, а я растерялся. Во мне вдруг проснулся дед с материнской стороны. Он был неженка. Он так боялся боли, что при малейшем несчастье замирал, ничего не предпринимал, а все надеялся на лучшее. Когда при нем душили его любимую жену, он стоял возле да уговаривал: потерпи, может быть все обойдется! А когда ее хоронили, он шел за гробом да посвистывал. А потом упал да умер. Хорош мальчик?

Хозяин. Куда уж лучше».

Учитель №1: Многие родители считают, что школа оторвана от жизни, она зачастую идеализирует мир, в котором ребёнку, когда он повзрослеет, придётся жить. И поэтому занимаются воспитанием самостоятельно. У многих по объективным причинам просто на это нет времени.

 Какая же роль отводится школе в формировании нравственности учащихся? Нужно ли в школе воспитывать нравственность или это семейная

прерогатива?

              Нужно ли в школе воспитывать нравственность?

№1  «За»

№2 «Против»

– – «Школа в современных условиях может и воспитывать культурного человека, но лишь в том случае, если у ученика есть наглядный пример воспитанного и культурного человека, то есть учителя».

- «Может, если учителя, прежде всего, будут относиться к ученикам так, как бы они хотели, чтобы к ним относились (ставить себя на место ученика и видеть в нем личность, а не «ученика», над которым имеешь «власть»)».

– «Для того, чтобы воспитывать нравственные качества у детей, учителям, прежде всего, нужно обратиться к самим себе, чтобы дети считали меня культурным и воспитанным. Достаточно ли я требователен к себе, что мне нужно изменить в себе, чтобы стать лучше? Чему я могу и должен их научить и как это сделать, чтобы мой замысел дошел до ума и сердца ребенка? Как поступить, чтобы проводимая воспитательная работа не ограничивалась беседами и нравоучениями, а наоборот, заставляла детей задумываться над своими поступками?».

«Соответствующим образом организовать жизнь школьников. Ярко, сочно показывать лучшие образцы достижений человеческого духа, побуждать к более глубокому изучению себя, самосовершенствованию».

 

Может ли школа в современных условиях воспитать культурного и нравственного человека?

– «Не следует преувеличивать роль школы в воспитании. Она, как и писатель-популяризатор, может обратить на что-то внимание, указать ориентиры, познакомить с методами. Решающую роль играет самовоспитание».

– «Нравственным человек может стать в более взрослом возрасте, нежели школьный, или нравственность может быть в нем заложена генетически, школа же не может указать ему то, на что нужно ориентироваться, чтобы стать нравственным. И не вина школы, если человек не пошел по указанному ему верному пути, так как возраст школьника и детская психология не позволяют ему быть нравственным.

– «Средства массовой информации во многом развращают подрастающее поколение, рассказывая о насилии, показывая постоянно негативные стороны жизни людей, их пороки.Школа оказалась оторванной от реальной жизни и живет по своим законам, которые мало пересекаются с теми процессами, которые происходят в обществе».

– «Многие понятия, неразрывно связанные, на мой взгляд, с представлением о нравственной личности исчезли из сознания тех, кто непосредственно занимается воспитанием детей – это родители и педагоги. Это такие качества личности, как порядочность, альтруизм, сострадание и великодушие, которых так не хватает современному человеку и без которых происходит деформация морального облика.

– «Воспитать культуру поведения у ребенка можно только личным примером родителей, а воспитать нравственность может только сам человек, никто ему в этом не поможет, если он сам не захочет быть нравственным. И попытки школы помочь ему стать нравственным только приведут к неприятию школы, раздражению, породят цинизм и равнодушие». «Я думаю, нравственность – это внутри человека, это заложено с самого рождения, если человек порядочный, то он и будет таким».

«Человек обладает от природы высокими нравственными началами. Под давлением неблагоприятных обстоятельств и лжи, царящих в мире, он их утрачивает».

«Нравственность дана человеку от Бога, в какой-то мере, а основную ее часть он воспитывает сам».

«Я считаю, что нравственность появляется у человека в результате его внутренней оценки окружающего мира. Человек делает определенные выводы о поступках других людей и понимает, что хорошо, а что плохо».

«Нравственность приобретается путем совершенствования самого себя».

«Человек становится нравственным, когда достигает определенного возраста для понимания нравственности».


Учитель № 2: Несмотря ни на что, мы уверены, что школа должна воспитывать нравственность .«Воспитать достойного гражданина общества можно только на достойных примерах. На чем учится сегодня современная молодежь? В очень малой степени на хороших книгах, передачах и фильмах, в большинстве своем на отрицательных примерах, которые подростки видят на каждом шагу в мире, окружающем их, наполненном безнравственными поступками взрослых людей».

Учитель№1: В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать означает «питать» духовно. В былые времена на Руси личность формировалась под воздействием строгих христианских норм морали и этим нормам обязан был следовать каждый христианин, независимо от его происхождения. Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей. Не внешний жизненный успех, безобидное благополучие, что в литературах западных утверждалось как идеал всех стремлений людей, но совесть как основа человеческого бытия русских людей. Вот что важно: не частые вопросы, но важнейшие, всеобщие волновали сознание и душу творцов русской литературы. Предмет «литература» когда-то М.Горький назвал предметом человековедения, а сами уроки литературы, русской словесности Твардовский определил как уроки нравственного прозрения. Прозреть- значит увидеть ранее не виденное.                                                                                                                            



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Есть ли герои в наше время?"

Материал подобран неоднозначный . Он вызвал интерес моих воспитанников: состоялась бурная дискуссия....

Время быть здоровым !

        В рамках года борьбы с сердечно – сосудистыми заболеваниями объявленным Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 7 апреля 2015 года в плавательном бассейне «Вор...

урок-тренинг "Время быть здоровым"

Данный материал будет полезен классным руководителям, социальным педагогам, учителям-предметникам. Урок-тренинг направлен на расширение знаний подростков о здоровье и здоровом образе жизни; показ знач...

« Настало время быть здоровым»

Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся. В решении этой задачи может помочь внедрение в школь...

"Время быть здоровым!" (классный час)

Презентация предназначена для проведения классного часа в средней школе по вопросам формирования здорового образа жизни у обучающихся....

"Время быть здоровым!" Открытое занятие в рамках коррекционного декадника

Цель: пропаганда здорового образа жизни среди подростков, формирование ценностного отношения к собственному здоровью.Задачи:1. Предоставить информацию о здоровье, здоровом образе жизни и факторах...