Классный час на тему "Толерантность"
классный час (9 класс) по теме

Воронина Ирина Васильевна

Рассматривается понятие толерантности, содержит психологический тренинг и советы психолога, о том как стать толерантным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_tolerantnost.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «Толерантность»

(разработан совместно с Ольховатовой О.В. – мамой Ольховатовой Александры)

Цель:

Нравственное воспитание учащихся.

Задачи:

  • сформировать у учащихся понятие толерантности;
  • рассмотреть принципы толерантного поведения;
  • формирование толерантного поведения по отношению друг к другу.

Оборудование

  • кроссворд (в бумажном или электронном варианте)
  • схема (в бумажном или электронном варианте)
  • изображение Земли и силуэты голубей, вырезанные из бумаги
  • весёлая мягкая игрушка

                                Ход мероприятия

Классный руководитель: Сегодняшний классный час мне хотелось бы начать старинной легендой

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

  • Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
    Черный презрительно сощурился и сказал:
  • Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
    Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти

к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

-        Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней,
подобно звездам, сияют глаза его...

Затем мудрец обратился к чернокожему:

-        А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий
белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца...

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

-        Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

Как вы считаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Версии учащихся

Об отношении к людям.

О равенстве и братстве народов.

Об уважении друг к другу.

Классный руководитель: Все вы правы. Всё о чем вы сказали, вмещает в себя понятие толерантности.

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность". По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма". Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос).

Сегодня мы более детально рассмотрим это понятие и попытаемся разобраться, нужно ли нам с вами быть толерантными.

 Слово "толерантность" происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть).

 При этом перевод и трактовка слова "толерантность" в разных культурах неоднозначны.

  • В английском языке понятие "толерантность" имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.
  • Во французском языке "толерантность" - "уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов".
  • В китайском языке "быть толерантным" - "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других".
  • В арабском языке "толерантность" определяется, как "снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим".
  • В русском языке "толерантность" означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам".

Т

О

Л

Е

Р

А

Н

Т

Н

О

С

Т

Ь

Е

Б

Ю

Д

А

Л

Е

А

Р

Т

О

Р

Р

Щ

Б

И

В

Ь

З

К

А

В

П

У

П

Н

О

Н

Е

Т

Л

Т

В

Е

Е

Д

Е

О

В

С

Н

Р

О

С

Т

Р

Н

С

Ь

Т

С

У

Б

Т

С

Е

И

Т

В

Т

И

Л

В

Т

Ж

Е

Ь

О

В

З

И

Е

В

И

О

М

В

Н

Е

В

О

Н

Н

А

С

О

Н

Н

Т

С

О

И

Ь

Т

С

Е

Ь

Т

Ь

Как мы видим, толерантность - это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов.

Обсуждение с учащимися каждой составляющей толерантности (что значит терпение, по отношению к кому нужно быть терпимыми, приведите примеры из жизни, когда вы были терпимы к кому-либо, и когда отсутствие терпения обижало кого-либо  и т. д.)

В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости.

Говоря, о толерантности при обсуждении мы в основном рассмотрели толерантность, по отношению друг к другу и к людям старшего возраста, к людям другой национальности.

Но толерантность более широкое понятие. И это можно увидеть на схеме.

Как же научиться быть толерантными?

Обратимся к мнению психологов

(выступление Ольховатовой О.В.-психолога по образованию)

Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.

Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.

Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.

Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь, потом фиксировать внимание на противоположном.

Чувство юмора. Способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

Психологический тренинг      (Проводит Ольховатова О.В.)

Игра 1  «Присоединение»

Вы все такие разные, но в тоже время так похожи друг на друга. Что вас всех объединяет?  (Все люди примерно одного возраста. Все учимся в одном классе)

Найдите в человеке черты,  способные вас объединить:

…… встань, потому что у тебя волосы такого же цвета как и у меня

……. встань, потому что ты так же хорошо учишься как и я

……. встань, потому что ты так же как и я любишь играть в футбол

и т. д.

В результате встаёт весь класс

Игра 2 «Комплимент»

Каждому человеку приятно слышать добрые слова в свой адрес, комплименты делают общение более тёплым, располагают собеседников друг к другу. А умеете ли вы делать комплименты? Давайте попробуем.

Символ комплимента – любая весёлая мягкая игрушка. Передавая её кому-либо, говорим ему комплимент

В результате каждому учащемуся говорится по комплименту.

Классный руководитель:

(учащимся раздаются силуэты голубей, вырезанные из бумаги)

 Завершая нашу встречу, давайте подведём итоги. Мы все с вами разные, но живём на одной планете Земля. И для того чтобы наша жизнь была лучше, счастливее, безопаснее нужно быть терпимее, принимать людей такими, какими, какие они есть, не смотря на все наши различия. И тогда мы будем жить в мире. Символом мира является голубь. Давайте создадим с вами  эмблему толерантности. Назовите и напишите на бумажных голубках качества толерантной личности.

(Голубки крепятся к модели земли)

        

        Я думаю, что мы ещё вернёмся к вопросу о толерантности в процессе нашей дальнейшей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...