Сотрудничество классного руководителя с родителями.
статья по теме

Привороцкая Елена Геннадьевна

Статья посвящена родительскому собранию, как одной йз форм взаимодействия классного руководителя и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Школа + Семья = Личность

Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о сотрудничестве классного руководителя с семьей, что является залогом успеха в воспитании детей.

В последнее время мы говорим об усилении воспитательной функции образовательного учреждения и необходимости совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи. Семья была, есть и будет главным фактором развития и воспитания человека.

Воспитательная работа нашей школы складывается из:

  • работы детской организации «Инициатива», которая охватывает детей среднего звена и является составляющей воспитательного процесса школы.
  • учителя предметника, который каждый свой урок старается использовать в воспитательных целях
  • и классный руководитель, который играет ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи.

Успешность взаимодействия классного руководителя с родителями определяется правильно выбранной позицией педагога, стилем отношений с родителями.

Подробнее мне хотелось бы сегодня поговорить с вами о родительском собрании, как об одной из эффективных форм взаимодействия семьи и школы, и которое, я думаю вы согласитесь, является не менее «сложным жанром», чем уроки или внеклассное мероприятие.

Мне хотелось бы начать с социально-педагогической характеристики класса, в котором я являюсь классным руководителем. В предстоящем году это будет 7-ой класс. Класс, который пришел в среднее звено из начальной школы со сложившимся коллективом, доброжелательным и в большинстве своем позитивным отношением друг к другу. За что большое спасибо учителю начальных классов Герциг Вере Васильевне.

В 5-ом классе он составлял 22 обучающихся. Класс не из легких, из них:

5 обучающихся – с коррекционным (VII видом) обучения;

7 обучающихся – из малообеспеченных семей;

11 обучающихся – из многодетных семей;

5 обучающихся – из неполных семей.

Класс в котором были ударники, но не было отличников.

Исходя из социального статуса семей, и учитывая тот факт, что сейчас к сожалению, многие родители настолько перегружены работой, что не в состоянии уделить достаточно внимания не только школе, но и собственному ребенку, все сложнее удается привлекать их к сотрудничеству.

Не секрет, что родители неохотно посещают родительские собрания.

Итак, возникает проблема:

Как привлечь родителей к участию в родительских собраниях, к сотрудничеству со школой?

На основе своего опыта, я могу сказать, чтобы родители охотно шли на собрание и с желанием включались в работу я придерживаюсь следующих правил:

  1. Встреча с родителями: праздник экзамен (компетентность, настроение)
  2. Не поучать. Обсуждать проблемы.
  3. Не стесняйтесь признать свои ошибки, тем более публично.
  4. Прежде чем критиковать, найдите достоинства.
  5. Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
  6. Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не значит «плохой человек».

Итак. Родительское собрание

Результативность родительского собрания зависит от целенаправленности, продуманности и тщательной подготовки:

  1. Выбор темы собрания (тема должна быть актуальна).
  2. Определение целей родительского собрания.
  3. Изучение научно-методической литературы.
  4. Проведение микроисследований в сообществе детей и родителей.
  5. Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов совместной работы, его участников.
  6. Подготовка сценария.
  7. Приглашение родителей.
  8. Разработка проекта решения.

Готовиться к родительскому собранию я начинаю задолго.

Если раньше я просто делала записи в дневнике, то сейчас, и практика это показывает, что родителям гораздо приятнее получать именное приглашение с текстом примерно такого содержания:

Уважаемые, Наталья Степановна и Владимир Викторович, приглашаю вас принять участие в родительском собрании на тему: «Как помочь своему ребенку быть успешным в учебе?», которое состоится 19 октября в 18 часов в кабинете №16.

Нам очень важно знать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

 С уважением, классный руководитель, Елена Геннадьевна.

Итак выбрана тема собрания: «Как помочь своему ребенку быть успешным в учебе?»

Тема была выбрана мною не случайно. Я вижу, что в классе у детей есть потенциальные возможности быть успешней, но по каким-то причинам этого не проявляется.

Изучаю научно-методическую литературу по этой проблеме, ставлю цель:

- научить родителей стимулировать мотивацию ребенка к повышению успеваемости

Выбираю форму:

- информационно-практическая беседа

Подготовительный этап:

- выписать на отдельные листы по 10 последних отметок каждого ученика по всем предметам

На этапе подготовке к собранию нахожу, на мой взгляд, интересную методику по данной проблеме. Она заключается в том, что в процессе за повышение успеваемости мотивировать ребенка соревноваться не с каким-то другим учеником, а с самим собой. Чтобы он сам захотел учиться, сам заботился об устранении пробелов в своих знаниях, сам просил друзей и близких о помощи.

Так что же делать?

Дома создайте приятную, уютную атмосферу. Возьмите блокнот, линейку, ручку, калькулятор. Захватите дневник или рабочие тетради, по всем предметам. Вместе с ребенком посчитайте сумму 10 последних полученных отметок по всем предметам, не забывая о физкультуре, рисовании и труде. Это жизнь вашего ребенка и в ней важно все. Максимальная сумма может составлять 50 баллов. Это 10 оценок по «5» (отлично).

Минимальная – 10 баллов. Это 10 оценок по «1». Приведем пример: ребенок получил 3, 4, 2, 3, 2, 4, 3, 3, 3, 2. Сумма этих оценок составит 29 баллов.

Объясняю ребенку, что это начало его соревнования с самим собой. Это его начальные успехи. Чертим в блокноте самую обыкновенную систему координат. По оси Х откладываем равные отрезки, которые означают номер подсчета.. По оси Y деления от 10 до 50, соответствующие количеству набранной суммы баллов.

Все действия проговариваем ребенку, и объясняем, что после каждых 10 оценок мы будем повторять эту процедуру, чтобы посмотреть, как ребенок растет и кто победит в этом соревновании: он, немного выросший новый, или он бывший.

Предположим, что новая позиция оценок выше на 1 или 2 балла. Ваш ребенок стал учиться на целый балл или 2 лучше. Это очень важно! Проведите линию вверх, и пожелайте следующую точку поставить еще выше.

Эта простая процедура очень нравится детям. Она помогает им стремиться превзойти самих себя, а не кого-то там еще.

И еще один нюанс. Предположим, вас волнует не общая успеваемость, а успехи по какому-либо предмету. Тогда считаем сумму оценок только по данному предмету. И лучше перейти на подсчет пяти последних оценок. Тогда максимальная оценка по оси Y будет равняться 25, а минимальная – 5. В графике можно использовать цвет: отмечать восходящие линии красным, а падающие – черным или синим.

Подсчет поможет вам увидеть даже небольшое падение успеваемости, которое пока не заметно в общей массе оценок. Не надо за это ругать! График, который начнет вычерчиваться в блокноте, сам скажет вашему ребенку, что он начинает проигрывать САМ СЕБЕ. Он скажет это убедительней вас.

Далее на этом собрании я привожу еще несколько советов по данной проблеме.

И в решении родительского собрания мы указываем:

  • использовать полученную методику в своей работе с ребенком.

Несколько родителей заинтересовались этой методикой, и работали над ней в течение учебного года. И мы получили замечательный результат. Последний учебный год мы закончили с 2-мя отличниками и без отстающих! Я привела подробный пример только одного тематического родительского собрания.

Не менее успешными прошли собрания с тематикой:

- «Реакции подростков. Взаимоотношения подростков со сверстниками и взрослыми». Собрание было проведено совместно с социальным педагогом школы, который оказывает нам большую помощь в работе.

- «Как научиться понимать своего ребенка? Стресс. Как его преодолеть?» Собрание, которое прошло в форме тренинга общения для родителей.

- «Здравствуй лето!» - итоговое собрание. Это собрание мы проводим совместно с детьми. Устраиваем театрализованное представление, пьем чай, подводим итоги, награждаем почетными грамотами и дипломами собственного изготовления наиболее активных родителей,  каждого ребенка в определенной номинации.

На следующий учебный год я уже запланировала тематическое родительское собрание:

- «Моя семья – моя радость». И в связи с актуальностью данной темы и потому, что я традиционно провожу такое собрание в 7 классе в форме семейного вечера.

Целью которого, является развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитания у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордость за свою семью, сплочение классного коллектива.

Итак, решение проблемы о том, как привлечь родителей к участию в родительских собраниях, к сотрудничеству со школой я вижу в следующем:

  • Собрание должно быть информативным, а не поучительным.
  • Тематика собрания должна быть актуальной и интересной для родителей.
  • Атмосфера собрания – доброжелательная, теплая.

 Это то, чем я хотела поделить с вами из своего опыта работы, сотрудничества и взаимодействия с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сатья "Сотрудничество классного руководителя и родителей"

Выступление в районной педагогической конференции  «Учитель, семья, общество – инновационная модель взаимодействия»...

"49 Евсевьевские чтения" выступление "Сотрудничество классного руководителя с родителями"

Мое выступление на Международной научно-практической конференции "49 Евсевьевские чтения"Кино, сопровождающее доклад можно посмотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/client/disk%7Cslider/disk/Со...

Программа сотрудничества классного руководителя с родителями

Современный мир интенсивно меняется. Новый день несёт нам новые взгляды, позиции, новое отношение к проблемам воспитания. Время идёт, а детство человека обладает всё той же неизменной особенностью: он...

Презентация к статье "Сотрудничество классного руководителя с родителями"

Презентация сопровождает беседу классного руководителя с родителями о том, как помочь ребенку быть успешным....

«Из опыта сотрудничества классного руководителя с родителями учеников»

Тематическое анкетирование к родительскому собранию«Стили и методы воспитания ребенка в семье»...

Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся старших классов

   Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет за­ранее продуманная и четко организованная система сотрудниче­ства. Спонтанные и плохо организованные родительские собра­ния...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН сотрудничества классного руководителя с родителями с родителями

ДатаТемаФорма работыОтветственныйСентябрьБеседа о правах и обязанностях школьниковБеседаклассный руководитель«Будем знакомы»- обновление данных о родителях классаанкетированиеклассный руко...