Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся старших классов
статья (9 класс) на тему

Приходько Елена Александровна

     Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет за­ранее продуманная и четко организованная система сотрудниче­ства. Спонтанные и плохо организованные родительские собра­ния ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

     Родительские со­брания имеют огромное психологическое и педа­гогическое значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 124

Сотрудничество классного

руководителя с родителями

учащихся старших классов

Приходько Е.А.,

учитель английского языка

Н.Новгород

2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Основная часть

      Основные направления организации сотрудничества классного

руководителя с родителями……………………………………………..……...4

    Формы взаимодействия классного руководителя и семьи………………...8

    Традиции подготовки и проведения родительских собраний в школе…...16

Заключение………………………………………………………...…………….19

Список литературы………………………………………………...……………20

Введение

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить

людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви,

словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова,

которое разъединяет людей.

Л. Н. Толстой

Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Очень часто можно слышать от родителей: «В начальной школе нашим классом учитель занимался, а теперь классному руководителю нет до наших детей никакого дела». Безусловно, в начальной школе классный руководитель уделяет больше внимания учащимся, но ведь в его задачу входит не только создание классного коллектива, но и коллектива родителей, способных помочь в дальнейшем новому классному руководителю сохранить и приумножить традиции коллектива, заложенные в начальной школе.

Кто-то из классных руководителей может сказать, что в старших классах родительские собрания мало, что могут изменить в воспитании учащихся. Не могу с этим согласиться. Родительские собрания имеют огромное психологическое и педагогическое значение.

В первую очередь это связано с высоким уровнем тревожности родителей старшеклассников. Ни для кого не секрет, что сегодняшнее образование старшеклассников имеет большое количество направлений, профилей, курсов, а проблемы, связанные с ЕГЭ и тестированием, заставляют родителей старшеклассников не только приходить в школу, но и вынуждают их интересоваться, чем живет школа, какие возможности получает их ребенок. Конечно, на все эти вопросы должен ответить классный руководитель старшеклассников.

Помимо образовательных проблем родителей сегодняшних старшеклассников волнуют и проблемы, происходящие в обществе, которые, несомненно, накладывают отпечаток на поведение учащихся. Именно от того, как школа помогает семье решать эти вопросы, зависит адаптация старшеклассника в социуме.

Основные направления организации сотрудничества

классного руководителя с родителями

Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики.

Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой справиться не в состоянии. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников.

Следует отметить, что психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. Например, с родителями старшеклассников необходимо поднимать не только учебные вопросы, но и проблемы взрослых: служба в армии, проблемы ранних и гражданских браков, терпимость по отношению к другим людям, национальные взаимоотношения, участие в сектах и организациях, чья деятельность идет в разрез с государственной политикой. Об этом и о многом другом необходимо говорить с родителями заранее, чтобы они спокойно могли воспринимать возникшие в будущем трудности.

Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, классный руководитель должен не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

Приглашая специалистов для просвещения родителей, классный руководитель должен помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит степень доверия родителей классному руководителю.

Демонстрация видеоматериалов, слайдов, а также различного рода статистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.

Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями по интересующим их вопросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.

Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей старшеклассников:

  • Физиология и психология старшеклассника.
  • Куда пойти учиться? Анализ образовательных возможностей выпускников школ.
  • ЕГЭ: за и против.

- Основные документы школы об образовании.

- Режим дня старшеклассника при подготовке к экзаменам.

  • Механизмы подготовки к ЦТ.
  • Особенности организации образовательного процесса в современной школе: проблемы и решения.
  • Профильное обучение, его организация и перспективы.

- Особенности организации самостоятельной работы старшеклассников в курсе изучения предметов естественно-математического цикла.

- Особенности организации самостоятельной работы старшеклассников в курсе изучения предметов гуманитарного цикла

- Все о дополнительном образовании.

- Требования к оценке учебных достижений старшеклассников. Родителям на заметку.

- Какой он, современный школьный экзамен?

- Что нужно знать и уметь старшекласснику, чтобы победить в предметных олимпиадах? Встреча с учащимися-победителями предметных олимпиад.

  • Роль учебной книги в образовании старшеклассника.
  • Организация рабочего дня старшеклассника: проблемы и решения.
  • Как помочь старшекласснику сохранить здоровье? Советы специалистов.
  • О перегрузках и не только.
  • Как сохранить интерес к учению старшеклассников?

- Выбор профессии — нелегкое дело?

- Способности и их роль в выборе будущей профессии.

- Возможности получения образования после школы.

Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

. В работе с родителями старшеклассников классный руководитель должен обратить внимание на те аспекты, которые позволят разъяснить родителям многие проблемы, связанные с воспитанием старшеклассников, организуя работу с учащимися старших классов, классный руководитель не должен считать, что родители должны быть в школе только по необходимости, так как его ученики уже достаточно взрослые. Однако в старших классах классному руководителю необходимо обратить внимание родителей на то, что совсем скоро их дети уйдут из школьных стен, им придется самостоятельно принимать многие решения, за которые им самим придется нести ответственность. Именно вопросы правовой и нравственной культуры, должны стать темой родительских собраний. Не менее важно готовить такие мероприятия, которые позволят родителям убедиться в том, что их дети умеют рассуждать, принимать решения, что они умны и самостоятельны.

С этой целью необходимо проводить совместные родительские собрания, встречи поколений, открытые уроки нестандартного характера. Тогда учащиеся и их родители будут учиться тратить время общения не на конфликтные ситуации, а на проверку умения быть терпимыми и любящими, решать любые спорные вопросы, уважая при этом своего выросшего ребенка, внимательно и справедливо оценивая его доводы.

Родители должны иметь возможность увидеть своего ребенка в среде сверстников, чтобы понять, насколько они были правы в выборе системы мер по его воспитанию.

Тематика родительских собраний в этом направлении может быть следующей:

-  Права и обязанности, ответственность в обществе старшеклассников.

-  Как избежать проблем старшеклассников в общении с законом?

-  О молодежных организациях, сектах и не только.

-  Нравственная культура семьи. В чем она заключается?

-  Друзья моего ребенка. Что я о них знаю?

-  Речевая культура семьи. Ее слагаемые.

  •  Компьютер — друг или враг? Культура освоения информационного пространства школьником.

-  Культурные традиции и обычаи семьи.

-  О веротерпимости и уважении в вопросах веры.

-  Как уберечь своего ребенка от насилия других и предупредить его стремление проявлять насилие по отношению к людям.

-  Традиции интернационального и национального воспитания ребенка в семье.

-  О досуге старшеклассников.

-  Как уберечь ребенка от наркотиков и научить говорить «нет».

-  Трудный подросток. Какой он?

-  Современная литература: за и против.

-  О культуре чувств.

-  Секс и молодежь.

-  Культура отношений мужчины и женщины. В чем она заключается?

-  Если ваш ребенок ждет ребенка...

-  Запретные темы. Нужно ли оставлять их запретными в общении со старшеклассником?

-  О взаимоотношениях поколений в семье.

-  О цинизме и лжи.

  •  О свободе и ответственности.
  •  Деньги и их роль в жизни подростка.

-  Права и обязанности старшеклассника в семье. Как воспитать настоящего мужчину и настоящую женщину?

-  Портрет выпускника современной школы — социальный заказ общества.

В планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание уделяет участию самих родителей во всех внеклассных мероприятиях. Родители старшеклассников должны быть вместе со своими детьми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах.

К примеру, вместо обязательного и не совсем яркого классного часа к празднику восьмого марта можно предложить мамам и ребятам провести этот вечер на .театральной премьере. Еще лучше, если спектакль посвящен взаимоотношениям взрослых и детей, что позволит родителям по-иному взглянуть на себя и своего ребенка, открыть друг в друге ранее не увиденное, услышать ранее не услышанное.

Большое значение в работе со старшеклассниками и их родителями имеет демонстрация достижений учащихся. Родителям всегда приятно узнать о том, что его ребенка ценят и уважают в школе, поощряют его учебные достижения и творческие способности.

Формы проведения собраний родителей старшеклассников

Формы проведения работы с родителями старшеклассников могут быть самыми разнообразными, однако главными направлениями работы с родителями являются следующие направления:

  1. Разъяснение учебных возможностей учащихся на старшей ступени обучения в учебном учреждении.
  2. Формирование культуры взаимодействия родителей и детей в семье.
  3. Знакомство родителей учащихся с негативными явлениями в молодежной среде.

4.        Подготовка родителей учащихся к пониманию проблем взросления их детей и формированию адекватности их ожиданий.

Классный руководитель может использовать следующие формы организации работы с родителями:

-  Ежегодные праздники рождения класса и коллектива родителей.

  •  Встречи с администрацией учебного заведения и службами школы.
  •  Традиционные встречи родителей «Праздники, которые всегда вместе с нами».
  •  Круглые столы по проблемам нравственного воспитания учащихся, выбора жизненного пути.
  •  Родительские конференции по проблемам правовой культуры.
  •  Презентации достижений семей в рамках программы «Одаренные дети - одаренные семьи».

-  Выездные заседания родительских комитетов в проблемных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием старшеклассников.

-  Совместные экскурсии в техникумы и вузы с целью знакомства с содержанием системы обучения студентов.

-  Походы и экскурсии выходного дня.

  •  Лекции по проблемам воспитания старшеклассников.
  •  Совместное посещение выставок, театров и кинофильмов.

-  Дни творчества класса.

-  Выпуск совместных газет.

Формы взаимодействия классного руководителя и семьи

Педагогика должна стать наукой для

всех — и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский

     С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребенку.

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.

В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

Начиная работать с семьями своих учеников, классный руководитель должен обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться в работе с родителями.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно следующими:

  1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
  3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
  6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
  7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
  8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
  9. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

10. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.

11. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.

Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, например, по вопросам реформирования школы.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.

   Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей..

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания. Однако практика показывает, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше. Это связано с теми конкретными проблемами и ситуациями, которые требуют проведения дополнительных родительских собраний.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа — начале сентября.

Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы.

Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета класса и учащихся.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:

-  «Из истории воспитания детей в семье»;

-  «Великие педагоги мира»;

-  «Традиции воспитания народов мира»;

-  «Крылатые фразы о воспитании»;

-  «Азбука воспитания детей в семье»;

-  «Советуем прочесть»;

-  «Книжная полка родителей»;

-  «Обсудите вместе с ребенком»;

-  «Шкатулка мудрости»;

-  «Творческая мастерская семьи»;

  •  «Взрослые дети — взрослые проблемы»;
  •  «Документы школы об образовании»;

-  «Нововведения в образовании»;

-  «Куда пойти учиться»;

-  «Закон и порядок» и др.

Такие рубрики позволят сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет способствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в системе «учитель — ученик — родитель».

    Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива. Какие традиции родительского собрания являются значимыми и эффективными? Например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. В честь родителей-помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены именные поздравительные газеты, медали.

Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые классный руководитель может отправить как домой ученику, так и на работу его родителям. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получают в день рождения своего ребенка. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Хорошей традицией родительского собрания считается и введение в его ход определенных ритуалов. Например, ритуал, который можно условно назвать «Волшебная шкатулка». Этот ритуал заключается в том, что к каждому родительскому собранию ребята класса пишут письмо родителям, помещают его в конверт, надписывают и опускают в волшебную шкатулку, которая стоит в помещении, где проходит собрание. Такие послания ребята начинают писать уже в первом классе. В своих письмах они могут рассказать о своих проблемах и радостях, о том, что им порой трудно сказать вслух.

Если такой ритуал становится традиционным, родители его с нетерпением ждут. Иногда традиция написания друг другу писем становится семейной, о чем родители рассказывают с удовольствием и благодарят за ее введение в практику родительских собраний.

Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный анализ результатов собрания, оформление коллажа или газеты.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом.

К примеру, хороший эффект дает встреча родительского комитета класса с победителями интеллектуальных марафонов, участниками олимпиад, призерами различных соревнований. Это огромный стимул для дальнейшего сотрудничества учащихся и родителей.

Хорошей традицией в работе с классным коллективом является проведение встречи поколений в честь праздника Победы. Такие встречи позволяют изменить многое в общении детей и родителей, повлиять на взаимоотношения взрослых и детей в лучшую сторону. Однако надо помнить о том, что эти мероприятия требуют серьезной подготовки, огромного вклада душевных сил самого педагога.

Большое значение родительские встречи могут иметь в работе с проблемными детьми. Проблемными они зачастую становятся от недостатка общения с родными и близкими людьми, от отсутствия понимания и принятия. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка могут сделать гораздо больше, чем приглашение различных специалистов.

Интересной формой работы с родителями являются родительские клубы. Родительские клубы — это объединения по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания.

Организация клубов родителей — благодатное дело. Оно сплачивает родителей, позволяет развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в будущем проблемы подросткового возраста. В родительском коллективе всегда есть люди, которым интересны различные системы воспитания, результаты воспитания и обучения детей в школах определенных направлений. Таких родителей необходимо привлекать к участию в клубной работе.

Заседания клубов проходят три-четыре раза в год. Родителям заранее предлагается тематика клубных занятий, которая вывешивается в школе на стенде для родителей. В тематику родители могут вносить коррективы.

В последнее время, в силу сложившейся в обществе ситуации, связанной с разгулом наркомании и токсикомании, родители хотели бы как можно больше знать о данной проблеме. Неформальная обстановка занятий в клубе, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, встречи с родителями, которые пережили такие проблемы в воспитании детей, —• все это может сделать работу клуба полезной и необходимой в жизни школы. Занятия в клубе создают единомышленников-энтузиастов, способных впоследствии стать авторитетными друзьями для многих ребят, столкнувшихся с серьезными жизненными проблемами.

Большим подспорьем в работе классного руководителя с учащимися могут стать клубы творчества, членами которого являются родители и дети. В таких клубах ребята и их родители объединены общим увлечением, которое не только сплачивает взрослых и детей, но и формирует совершенно иной мир взаимоотношений между ними. Изучение мира животных и растений, флористика, живопись, увлечение поэзией и спортом, шитьем и вязанием — все эти интересы могут стать основой создания клуба.

Клубное занятие — это не просто встреча увлеченных людей; это традиции и обычаи совместного общения, это влияние на будущие поступки человека, формирование его культуры, характера. Классный руководитель должен поощрять участие родителей в клубной работе, красивой традицией класса может стать ежегодная презентация работы клуба. Это может быть маленький видеофильм, выставка работ участников клуба, клубный благотворительный аукцион и другие формы демонстрации достижений клуба родительского общения.

Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей.

  1.   Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.
  2.   Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.
  3.   Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.
  1.   Родители не должны ждать под дверью своей участи.
  2.   Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.
  1.   Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность.
  2.   Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
  3.   Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны.

9. В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме.

  1.   Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.
  2.  Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей класса, в дне самоуправления. Еще одна важная функция родительского комитета класса — оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе.

     Родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям — увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

      Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в классе. Ремонт кабинета, мебели, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно-гигиенических и профилактических мер учащимися и школой — это и многое другое может быть в компетенции родительского комитета.

     По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях.

      Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета — один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работу в классе, классный руководитель должен предупредить родителей о том, что побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обновляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем, и активно участвовать в их решении.

Как правило, обязанности в родительском комитете распределяются между председателем родительского комитета, его заместителями, отвечающими за определенные участки работы, и казначеем. Председатель родительского комитета отвечает за организацию его деятельности, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний; является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы.

Председатель участвует в защите прав учащихся класса в судебных структурах, если в этом есть острая необходимость. Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучных семей, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует родителей для участия в школьной жизни детей: в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий; организация различных смотров-конкурсов, брейн-рингов; помощь одаренным учащимся в поиске спонсоров для участия в различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях; организация помощи отстающим в учебе детям; поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими, результатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, секций, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организует в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме того, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной работе возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте классного кабинета, в его оформлении, в приобретении предметов, необходимых для классного коллектива.

В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды класса. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства. Если в этом есть необходимость, он определяет средства из бюджета родительского комитета класса на поощрение учащихся в рамках программы «Одаренные дети», на издательскую деятельность (детский журнал класса, книжки-малышки, написанные учащимися и их родителями, ксерокопирование нужных учебных материалов).

Заседания родительского комитета проходят два-три раза в четверть. Однако при острой необходимости, встречи родительского комитета могут быть чаще.

Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются протоколы его заседаний, положение о родительском комитете школы, план работы родительского комитета на учебный год или полугодие, график заседаний родительского комитета.

Традиции подготовки и проведения родительских

собраний в школе

Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.

Эбнер Эшенбах

Традиции подготовки и проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными. Они должны способствовать формированию культуры быть родителем, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать различные ситуации в воспитании собственных детей.

    Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному: типографский вариант, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, примерные временные рамки собрания, контактный номер телефона, по которому можно позвонить и узнать информацию о собрании. Прочитав эти строки, кто-то может сказать, что подготовка такого приглашения отнимет много времени. Однако именно такой подход к организации системы в работе с родителями поможет формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркнет значительность встреч учителя с родителями, будет стимулировать их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

Такие приглашения собираются из года в год в архиве класса и могут украсить любой праздник, особенно финал учебного года или праздник окончания школы.

Хорошей традицией родительских собраний, которая может существовать в течение всего времени обучения ребенка в средней школе, является ведение родительских дневников. Родительский дневник — это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. Дневник ведет каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям-предметникам и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Родители это делают с большим удовольствием, если классный руководитель объяснил им важность и значительность для своей работы родительских рекомендаций.

На первой странице дневника родители фиксируют рост, вес своего ребенка при поступлении в первый класс; его интересы и увлечения, любимые книжки, песенки; положительные качества характера; любимые игры и словечки на протяжении обучения в разных классах.

Вторая страница дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка: каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Здесь же родители указывают фамилии людей, наиболее авторитетных и значимых в жизни ребенка. Иногда такие данные помогают решать многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться классному руководителю в воспитании детей.

Последующие страницы родительского дневника могут быть посвящены содержанию родительских собраний: к примеру, страницы «Народная мудрость о воспитании», «Азбука педагогики» и другие. Вполне уместно и просто необходимо знакомить родителей с методами воспитания на примере художественной литературы, с воспитательными системами известных исторических и литературных персонажей. Азбука педагогики — это работа с родителями над их педагогическим и психологическим словарем. Что означает то или иное слово или термин, название и понятие — все это можно успешно анализировать в ходе родительского собрания.

Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания — страничка Радости. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице педагог фиксирует достижения ребенка, связанные с его обучением и воспитанием. Каждое родительское собрание начинается с того, что родители получают страничку Радости, вкладывают ее в дневник и в течение всего родительского собрания работают с ней. Классный руководитель напоминает родителям внимательно прочесть записи на страничке Радости и задать волнующие вопросы в ходе собрания или в конце его.

Страничка Радости помогает родителям больше узнать об их детях, обращает внимание семьи на те моменты, которые родители, может быть, пропустили в силу собственной занятости или невнимательности, фиксирует достижения ребенка, которые формируются в семье и проявляются в детском коллективе.

Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность. Спустя годы такой родительский дневник может стать семейной реликвией и еще долго служить в семье своеобразным педагогическим пособием по воспитанию детей.

Интересной традицией родительских собраний может стать рубрика «Зеленая лампа», с помощью этой рубрики проигрываются различные проблемные ситуации из жизни класса, школы и отдельных учащихся. Имена учащихся не называются, ситуации несколько изменяются, родителям предлагается найти оптимальный вариант решения трудной житейской задачи.

Традиции родительских собраний могут быть самыми разнообразными, но главное в них - формирование культуры человеческого общения, создание такой атмосферы, при которой хотелось бы открыто говорить о своих радостях и бедах, чувствуя доброжелательность и поддержку собеседников. Такая атмосфера на пустом месте не появится. Классный руководитель должен учить этому родительский коллектив на собственном примере.

Родительский комитет вместе с классным руководителем готовит традиционные поздравления родителям учащихся к юбилейным датам и вручает их на родительском собрании или отправляет по почте. Уместно поздравить родителей с теми достижениями, которые произошли в их карьере, в работе. Для родителей это не только приятная неожиданность, но и формирование убеждения в том, что рядом с их ребенком неравнодушный взрослый, который делает их жизнь и жизнь ребенка богаче и добрее.

Хорошей традицией родительского собрания является его рефлексия. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это высказывания родителей, выпуск «молнии», оформление коллажа, интервью и т. д.

В конце учебного года итоговое родительское собрание может заканчиваться тоже по-разному. Традиционными становятся фотографии на память всем составом родителей, награждение родителей-активистов и помощников классного руководителя и школы, создание классной книги почета, в которую ежегодно торжественно вносятся фамилии родителей, без помощи которых жизнь в классе была бы скучной и неинтересной.

Заключение

     С годами у меня уже сложились определённые принципы. Я их тезисно довожу до родителей. Например, говорю им, что я буду:

  • уважать, любить и доверять детям;
  • обсуждать с детьми и родителями возникшие проблемы и вести совместные поиски их решения. Обозначаю, что мы все должны быть готовы к тому, что время от времени будут возникать проблемы, но пути их решения можно всегда найти. Но для этого требуются наши совместные усилия. Призываю родителей к сотрудничеству и взаимопониманию;
  • рассматривать поведение детей «сегодня» и никогда не буду навешивать на них ярлыков;
  • наблюдать за детьми, но не делать скоропалительных выводов;
  • непрестанно работать над развитием дружного коллектива, духа товарищества, ответственности за себя и друг друга;
  • твердо и настойчиво следить за выполнением решений детского коллектива, развитием самоуправления;
  • держать под пристальным контролем вопросы дисциплины и успеваемости;
  • искать альтернативу банальным наказаниям (вместе с детьми и родителями);
  • максимально использовать чувство юмора и не унывать, когда что-то не

получается;

  • помнить, что результат нашего совместного труда мы увидим не сразу после первого собрания, а может быть, и очень не скоро.

     Я призываю родителей вооружиться подобными принципами в их нелегком родительском деле. Убеждаю их в том, что результата можно добиться только совместными усилиями.

Список литературы:

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. Москва, 2010.
  2. Руднева И.А., Понькина И.В. Родительские собрания. Волгоград, 2012.
  3. Коржакова О.И. Система работы классного руководителя с родителями // Классный руководитель. 2009. №5.
  4. Щуркова Н.Е. Школа и семья: конфронтация или нежный союз? // Классный руководитель. 2011. №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сатья "Сотрудничество классного руководителя и родителей"

Выступление в районной педагогической конференции  «Учитель, семья, общество – инновационная модель взаимодействия»...

"49 Евсевьевские чтения" выступление "Сотрудничество классного руководителя с родителями"

Мое выступление на Международной научно-практической конференции "49 Евсевьевские чтения"Кино, сопровождающее доклад можно посмотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/client/disk%7Cslider/disk/Со...

Программа сотрудничества классного руководителя с родителями

Современный мир интенсивно меняется. Новый день несёт нам новые взгляды, позиции, новое отношение к проблемам воспитания. Время идёт, а детство человека обладает всё той же неизменной особенностью: он...

Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся старших классов

Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся старших классов...

Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся

презентация из опыта работы классного руководителя 8 класса...

План работы классного руководителя с родителями учащихся 9 класса в 2016-2017 учебном году.

Планработы классного руководителя с родителями учащихся 9 классав 2016-2017 учебном году....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН сотрудничества классного руководителя с родителями с родителями

ДатаТемаФорма работыОтветственныйСентябрьБеседа о правах и обязанностях школьниковБеседаклассный руководитель«Будем знакомы»- обновление данных о родителях классаанкетированиеклассный руко...


 

Комментарии