Главные вкладки

    Материал по теме:
    Разработка родительского собрания "Культура человеческого общения"

    Кабилова Светлана Фаизовна

    В помощь классному руководителю

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kultura_chelovecheskogo_obshcheniya._rodit._sobranie.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Культура человеческого общения

    “Самая большая роскошь на свете – это роскошь
    человеческого общения”

    Антуан де-Сент Экзюпери

    Уважаемые родители!

    Сейчас я вам прочту одно письмо. Послушайте, пожалуйста, его и будьте готовы ответить на один единственный вопрос.

    Вам неожиданно пришло письмо, где сообщено о том, что Ваш дядя оставил Вам в наследство свой остров, и Вы должны прибыть туда для того, чтобы ознакомиться с условиями наследования… Когда самолет начинает снижать высоту, Вы видите замечательнейшее зрелище: остров весь в зелени, по берегу расположены прекрасные пляжи и белые яхты…Выйдя из самолета, Вы садитесь в новейший лимузин и едете в дом дяди по указанному маршруту. Перед Вами открывается дом прекрасной архитектуры, утопающий в экзотической зелени и цветах. Вас встречает слуга и молча проводит Вас в дом, где для Вас накрыт стол, полный всевозможных яств, что только может пожелать душа. Вдруг Вы замечаете, что на столе для Вас лежит письмо, где оговорены условия наследования. Дядя пишет, что на этом острове Вы можете прожить всю оставшуюся жизнь, ни в чем не зная нужды. Но… никого на остров приглашать нельзя и самому из острова выезжать тоже. На острове никто не живет. Слуги не знают Вашего языка, к тому же на ночь будут уезжать на другой остров. Заказать Вы можете себе все, что угодно, богатства достаточно. Но если Вы нарушите условие, то лишитесь всего наследства. Вопрос такой: кто примет наследство дяди, не нарушая условия?

    Слышу ответы: на неделю, на месяц, на год (видимо устали очень). Значит, по условию принять наследство никто не желает? И это правильно, роскошь человеческого общения нам ничто не может заменить. Мы все без исключения воспринимаем общение как нечто естественное, присущее человеку как воздух. Но мы не должны забывать, что этот воздух, эту атмосферу мы создаем сами. И учиться строить отношения с окружающими людьми и со своими детьми в особенности, развивать в себе те качества, которые для этого необходимы – это наша каждодневная задача. Мы хотим с вами, чтобы наши дети умели вести себя вежливо, тактично, иногда терпимо. Но какой пример при этом мы подаём сами, часто не задумываемся. К сожалению, на улице, в общественном транспорте, в магазине частенько сталкиваешься с весьма неприятными ситуациями, показывающими наш уровень культуры, культуры общения в частности. Дома мы редко находим время, чтобы пообщаться со своим ребёнком, поговорить с ним о его жизни, о его ощущениях этой жизни, выслушать его и помочь советом, чтобы ребёнок увидел и почувствовал в нас друга, а не воспитателя. Что очень важно, особенно в подростковом возрасте. Очень часто модель общения родителей с другими людьми дети переносят и на свои отношения. Если мы частенько обсуждаем окружающих или вслед собеседнику тихонько бросаем плохое слово, то и ваш ребёнок, слыша это, будет делать то же самое. Если мы доброжелательны и улыбаемся при общении с другим человеком, то и ваш ребёнок будет таким же. Известно, что ребёнок проецирует модель общения своих родителей на свою жизнь. Поэтому, на нас с вами лежит большая ответственность.

    Никто из нас не представляет свою жизнь без общения. Для чего необходимо человеку общение?

    Во-первых, оно выполняет важнейшую функцию регуляции совместной деятельности людей. Общение и возникло тогда, когда у одного человека появилась потребность объединиться и договориться с другими людьми о совместной трудовой деятельности с целью физического выживания.

    Во-вторых, общение служит установлению общности между людьми и самоопределению личности. Вне контактов с другими людьми человек не может существовать не только физически, но, прежде всего психологически: ему необходима эмоциональная поддержка, ощущение, что он значим для других, привлечь к себе внимание других, выразить себя, проявить свою индивидуальность.

    В-третьих, в общении, так или иначе, выражается отношение человека к другому человеку. И в зависимости от характера этого отношения общение влияет на эмоциональное состояние человека, обеспечивает эмоциональный комфорт или дискомфорт, является средством воздействия одного человека на другого, побуждения его к действию.

    В-четвертых, общение - важнейший инструмент познания, так как только через содержательное общение с другим человеком или продуктами его творческой деятельности мы получаем необходимые знания.

    Есть ли готовая формула общения, чтобы общаться и жить с людьми в мире и согласии, без нагнетания стрессов, которых в настоящее время переживает каждый человек? На работе не поладил с начальником или подчиненным, сО сослуживцем; дома не так встретили, не к месту пошутили или еще что-то тому подобное, мало ли… Как же добиться культуры общения с людьми? Можно ли научиться общению, есть ли такая техника общения?

    В литературе таких разработок найти не так уж и сложно. Только нужно очень хорошо усвоить одну маленькую деталь: все начинается от нас самих, от нашего состояния души, а не с техники. А правила достаточно и одного, которое называется золотым правилом этики: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Все другие правила, так или иначе, являются производными данного правила. Рассмотрим некоторые из них под общим названием “секреты безконфликтности”.

    СЕКРЕТЫ БЕЗКОНФЛИКТНОСТИ

    1. Включите душевное зрение. В вашем лице это отразится доброй улыбкой. Для успешного общения необходима эмоционально-благоприятная атмосфера. В основе ее – личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям. Также важную роль играет умение владеть инструментом общения: речью, мимикой, жестами, движениями и т.п. Сияющее счастливое лицо воодушевляет людей. Если смеющийся ребенок встретит грустного человека, то, при виде его лица, ребенок прекратит смеяться, сам не зная почему. Знакомое явление, нельзя не согласиться, уважаемые родители!

    2. За каждой фразой человека с его неповторимой интонацией стоит что-то зрительное: тепло, свет, поглаживания или удар, укол, ушат грязи… Мягкие слова разряжают напряженность, энергичные - подхлестывают расползающиеся, светлые и теплые - приближают и между собеседниками наступает поле понимания и согласия. Помните енота из детского мультфильма?

    Маленький енот собирал в лесу хворост, набрал хорошую вязанку сухих веток и отправился домой. Ему нужно было перейти речку, а мост был старый, скрипучий и енот очень боялся. Осторожно перебирая лапами, он уже подходил к берегу… и случайно глянул вниз. О, ужас! На него смотрело огромное лохматое чудовище. Енот быстро показал ему кулак - чудище тоже показало кулак; енот пригрозил ему палкой – палкой пригрозили и ему. И енот бросился бежать. Запыхавшись, он прибежал домой к маме: “ Никогда- никогда больше не пойду в лес, в речке живет кто-то страшный, злой…”

    - Малыш, не пугайся так сильно, - утешила его мать, - знаешь что, попробуй улыбнуться чудищу!

    Енот снова побежал на мост, собрал все свое мужество и глянул вниз. Чудище настороженно смотрело на него. Он улыбнулся. Ч то же? На него смотрело добродушное, милое, веселое существо.

    3. Настройтесь на волну собеседника. Давайте подумаем, что же будет, если вы, не услышав мелодию собеседника, поведете свою? От такого наложения симфония врядь ли получится и ваши души не встретятся. Поэтому, прежде чем начать звучать самому, послушайте тональность собеседника. Почувствуйте то, что его волнует. Штормы в душе человека, мы более или менее чувствуем, а волнение не всегда. Не нагнетайте напряженность - это прямой путь к конфликту. Смотрите на окраску каждого слова и все грязные, ядовитые, дерущиеся, пачкающиеся – выбрасывайте. Зачем загрязнять пространство между собеседником, ведь вы этим дышите. И еще: каждое слово резонансом тянет за собой и всю свою компанию (по закону подобия). Некоторые злые и агрессивные высказывания, даже не направленные на собеседника, все равно создают напряженность. Старайтесь ни о ком не отзываться дурно. Не судите, да не судимы будете. Можете устроить себе маленький экзамен: постараться не злословить ни о ком в течение недели - ни вслух, ни про себя. На какой день сломаетесь - ставьте себе столько баллов за выдержку.

    4. Без нужды не задевайте. Понравится ли вам общение, в котором собеседник все время лезет на пьедестал, а вас пихает в грязную лужу? Поэтому стройте общение на равных. Не задевайте то, что людям дорого: людей его круга, увлечения, идеалы и ценности, национальное достоинство (мы ведь не расисты с вами, правда?…), будьте предельно внимательны своими оценочными суждениями.

    5. Умело пользуйтесь шуткой и юмором. Без юмора жизнь пресна и одноцветна, хороший юмор замечателен, если не доходит как оскорбление. То, что хорошо между друзьями, под хорошее настроение, в других случаях может создать грозовое напряжение. Берегите собеседника, избавьте его от уколов, обид и обвинений.

    6. Разрешите вас поправить? Не тыкайте человека носом на ошибку резко. Наверняка ваш собеседник не настроен брать у вас уроки по языкам. Если вы такой умный, что заметили неточность или ошибку собеседника, может быть у вас хватит ума и на то, чтобы оставить это открытие при себе? Если уж очень хочется поправить, делайте это максимально тактично.

    7. Будьте осторожны с раздачей советов налево и направо. Без прошения они редко учат, а часто злят (я и сам знаю, отвечают наши дети частенько не без доли агрессии). Поэтому, кто любит давать советы налево и направо, давайте их только тогда, когда вас спрашивают, и только такие, за которые вам будут благодарны (“Другой раз думай!” - вообще не совет, а тупой удар по голове).

    8. Не спорьте зря. Почему, столкнувшись с чужим мнением, мы чаще торопимся возразить, а не понять его? Обычно мы соглашаемся только тогда, когда не можем возразить. А почему бы не возражать только тогда, когда никак не можем согласиться? Нетерпимость к чужому мнению не делает чести ни одной из сторон. Надо стремиться к согласию, но и не надо бояться разногласий. Они в жизни-явления естественные, но не могут быть постоянным поводом для разочарований и недовольств, ссор и конфликтов.

    Не спорьте по мелочам. На свое мнение имеет право каждый, если вы его имеете. К чему так долго и с жаром спорить о том, сколько было вчера градусов на улице? Сколько сгорает энергии впустую!

    Говорят, что в спорах рождается истина. Наверное, но в каких муках она рождается!.. А ведь есть и не мученический способ ее родить – доброжелательное и конструктивное обсуждение. Это уже не спор!

    9. Не будьте столь категоричны. Что больше скрывается за категоричностью: ограниченность, бескультурье, неуверенность в себе? Почти всегда, вспоминая свою горячность и категоричность, нам становится или грустно, или смешно, или стыдно, или все вместе… Главное, это восстанавливает собеседника против вас.

    10. Старайтесь не давать отрицательных суждений и оценок мнения собеседника, напротив, отмечайте все удачные места в его высказываниях, поддерживайте в нем ощущение компетентности; и научитесь обходиться без резкости и категоричности. При разговоре лучше диалог, он продуктивен, особенно хорош метод Сократа (а при общении с детьми тем более): свою мысль вы раскладываете на маленькие звенья и каждую подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой, заранее предсказуемый ответ. Его достоинства:

    • он держит внимание собеседника, не дает отвлечься;
    • если что-то в логической цепочке для собеседника неубедительно, вы это вовремя заметите;
    • собеседник к истине приходит сам (хотя и с вашей помощью).

    11. Не пилите опилки, т.е. не пытайтесь изменить то, что уже сделано, что уже прошло. Время нам неподвластно, чтобы мы могли изменить ту ситуацию, которая нам неприятна, но все же произошло. Самое лучшее, что можно сделать, т.е. лучший способ извлекать пользу из прошлого – спокойно проанализировать совершенные нами ошибки, помня пословицу “не плачь о разлитом молоке” и передать все забвению.

    12. Cверим словари? Русский язык очень богат, но далеко уже не Пушкинский. Да и татарский тоже, как бы мы не уважали Тукая и всех мастеров слова, а бытовой уровень оставляет желать и желать лучшего. Если прислушаться к бронебойным оборотам типа: глупости! Не надо! Ты что?! Ну-ну! Щас! Да брось ты! Если подумать, на самом деле можно говорить и помягче; а эти слова задеть и обидеть могут очень легко.

    13. Прежде нужно подумать что говорить и как говорить. Это нас может спасти в самых сложных ситуациях. Послушайте, пожалуйста, притчу.

    Королю приснился страшный сон. У него один за другим выпали все зубы. Он пригласил своего мудреца и попросил истолковать его сон. Тот сказал: “Это печальная весть. Так же как ты потерял зубы, один за другим ты потеряешь родных”. Такое толкование разгневало короля, он выгнал его и пригласил другого. Второй мудрец, выслушав рассказ, сказал: “Я счастлив сообщить тебе радостную весть. Ты станешь старше всех своих родных, их судьбы пройдут у тебя на глазах, ты всем им сможешь помочь; и они будут тебе благодарны до конца своей жизни”. Король был счастлив и щедро наградил мудреца.

    14. Умейте прощать и искренне попросите сами прощения, если вы чувствуете, что своими словами поставили человека в неловкое положение. Таким образом, вы оставите за собой душевную чистоту и не отобьете желание общаться с вами. Умение слушать собственные мысли позволяет разрешать даже самые сложные и опасные жизненные ситуации.

    Все сказанное выше можно было бы обобщить одним словом: эмпатия.

    Уметь вчувствоваться в человека, в его эмоциональное состояние, знать писаные и неписаные правила поведения в различных ситуациях взаимодействия людей, уметь выбирать соответствующую форму общения с людьми, убедить собеседника в справедливости своих аргументов- вот далеко не полный перечень умений, которыми должен обладать современный цивилизованный человек. Эти все умения называются коммуникативной компетентностью, т.е. культурой общения. Эмпатийность, толерантность – отличительные черты человеческой культуры. Они не даются человеку с рождения, ею овладевают с различной успешностью на протяжении всей жизни. Кому-то она приходит через набитые шишки, а кому-то с умом, или с внутренней интуицией. Ибо как мы мыслим, то к себе и обращаем. Величие человека в его способности мыслить, сказал мудрец.

    Часто происходит так, когда нам неприятно, или постигла неудача, мы начинаем оглядываться по сторонам в поисках виновного. А причина-то лежит в нас самих. Успеха же в контактах добивается тот, кто гибко реагирует на изменение ситуации. А это требует терпимости к личности, проникновения в ее закрытый от чужих глаз мир и известной доли мастерства общения. Человек, заинтересованный в улучшении взаимоотношений, должен отказаться от эгоцентрической позиции, от насильственной подгонки партнера под свои стереотипные представления. Выполнение этих требований желающими овладеть искусством взаимопонимания явятся преградой для эмоционально неотзывчивых, душевно скупых людей.

    Слово и взгляд - обоюдоострое оружие, выкованное на наковальне общественно-исторических отношений. Неосторожное пользование ими может нанести травму обеим сторонам в общении. Поэтому в межличностном взаимодействии, как и в медицине, со всей справедливостью действует принцип Гиппократа: “Не навреди!”

    Отрадно то, уважаемые родители, что уровень эмпатийности среди учителей нашего класса очень высокая. Действительно. Большинство учителей, работающих с нашими детьми очень доброжелательные, понимающие; иногда у них строгий нрав, но это - разумная строгость. И вы, уважаемые родители, наверное не уступаете нашим учителям по эмпатийности и толерантности. А ведь только тогда мы можем надеяться, что наши дети будут высококультурными личностями и при всех обстоятельствах они поступят достойно.

    Среди учащихся высокой эмпатией обладает 10 учащихся, среднем уровнем эмпатии -13, низкий уровень – 1 человек. Это показывает, что в классе есть на кого опереться, наши дети хорошие, просто бывают случаи неадекватного поведения в силу своих возрастных особенностей.

    Мною проведено в классе анкетирование. Детям было предложено ответить на следующие вопросы:

    1. Часто ли ты разговариваешь дома о своих проблемах с родителями? Положительно ответило только 7 человек.
    2. Помогают ли тебе решить твои проблемы родители. Положительно ответило 5 человек.
    3. Как будет происходить общение в твоей будущей семье? Более 50% ответили, что в моей семье будет всё по-другому.

    Есть о чём задуматься. Правда?

    Все мы должны понять важность умения внимательно выслушивать друг-друга, относясь друг к другу по золотому правилу этики.

    В заключении своего выступления хочу сказать, что задачей моего выступления была вспомнить вместе с вами те прописные истины, о которых все мы знаем и задуматься над тем, как все мы и наши дети, смогли бы изменить мир к лучшему, чтобы в мире не было конфликтов, которые в глобальном смысле приводят к войнам и убийствам, чтобы все мы могли прийти к взаимопониманию при помощи своих лучших качеств.

    Нам всем нужно постараться использовать наилучшим образом то, что дала нам природа. Мы можем петь только своим голосом, рисовать только своей рукой. Что бы не случилось, мы должны возделывать свой маленький садик, благоухающий ароматом всевозможных цветов человеческих отношений. Как бы не сложились обстоятельства, мы должны играть в унисон на своем инструменте в сложном оркестре жизни.

    Я желаю вам светлых и мирных дней, чтобы у вас были лучистые, как Солнце, сердца. Горите, улыбайтесь, озарите мир улыбкой и будьте здоровы!

    Спасибо за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роскошь человеческого общения

    Материал содержит: сценарий, презентацию разработаные для 8-х классов. В презентации есть гиперссылки на аудио, видео записи и фотографии.Цели:•...

    Роскошь человеческого общения"

    занятие для учащихся 4-5 класса по развитию навыков общения с использованием элементов тренинга....

    Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения.

    Никогда никого не упрекайте ни в чем. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания....

    Классный час "Роскошь и нищета человеческого общения"

    Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов....

    Разработка родительского собрания "Общение родителей с детьми"

    Эпиграф к родительскому собранию: "Наши дети - это наша старость плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной."...

    Классный час для 6 класса "Роскошь человеческого общения"

    Разработка классного часа "Роскошь человеческого общения"...

    Разработка родительского собрания " Особенности общения с ребенком в семье"

    Разработка родительского собрания " Особенности общения с ребенком в семье". Приведены результаты анкетирования родителейи детей. Подняты важные проблемы....