Разработка родительского собрания на тему: "О слове, речи и культуре общения"
методическая разработка

Делибалтова Жанна Владимировна

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «О слове, речи и культуре общения».

Цели:

1. определения уровня общей речевой культуры детей и взрослых;

2. разъяснить необходимость соблюдения норм культурного общения;

3. развить стремление к совершенствованию речи;

4. показать красоту русского языка.

Ход собрания.

Слайд №1

– Здравствуйте,  уважаемые родители. Я рада  видеть вас сегодня на родительском собрании. Тема сегодняшнего собрания «О слове, речи и культуре общения». Она неразрывно связана с будущим ваших детей. А каждый родитель, несомненно, желает самого лучшего своему ребёнку.

Слайд №2

Какое оно будущее? Как вы его себе представляете?  (-Век информатики, новых технологий..) Без сомнения, окружающая действительность изменится.

- А какие будут люди? ( Люди будут много знать, им придётся управлять «умными» машинами, благодаря новым технологиям, появится больше возможности для разностороннего общения…)

-  Изменится ли язык, речь человека? ( Да, в языке появится много новых слов, терминов.)

- Отправляясь в будущее, хотелось бы взять с собой всё хорошее, нужное. Я думаю, никто не  поспорит, что с собой надо взять и  правильное умение общаться.

2. А задуматься есть над чем.

Слайд №3

Предварительно вы ответили на вопросы анкеты. Проанализировав  их, я получила следующие результаты:

  1. Большинство считают, что культура речи важна для современного человека, но при этом, что это не самое главное для жизни.
  2. Многие признают, что уровень знаний речевых норм у них недостаточен, но при этом никак не повышают свою грамотность (мало или совсем не читают, со школьных времён не заглядывали в словари).
  3. И самое главное, повышение уровня культуры речи у своих детей сводится к беседам о неупотреблении бранных слов, при этом не всегда личный пример способствует этому.  

- Ваша позиция по этому вопросу мне понятна.

-  Недостатков в речи детей очень много. Это чувствуется и на уроках, и в общении детей между собой. Дети много чувствуют, по глазам вижу – знают, но не хватает слов, чтобы выразить знания и чувства. Мало литературных новых слов, много жаргонных, уличных слов, смысл которых дети не понимают. В устной и письменной речи – рассказы, изложения, сочинения –видна бедность языка. Всё это препятствует овладению знаниями.

- Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком — это задача взрослых.

 - Придаете ли вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи? Какими способами исправляете? (Поправляем, заставляем повторить правильно, заставляем его заглянуть в словарь.)

- Считаете ли вы эти методы эффективными? (Не всегда… Да, многие слова запоминает).

Слайд №4

Советы:

- Чтение разнообразной литературы, и особенно стихотворений. Как писал К. Паустовский: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск»

- Семейное чтение. (личный пример). Важное значение при этом играет интонация. Ею необходимо владеть всем взрослым, воспитывающим ребенка.

У нас есть возможность попрактиковаться, приняв участие в игре «Не повтори интоннацию».

Слайд №5

Суть ее в том, что вы по очереди должны сказать фразу, не повторяясь в интонации: «Давайте говорить красиво!» (возвышенно, зло, робко, равнодушно, вопросительно, радостно)Карточка

Как вы видите, эта игра очень проста и результативна.

- Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос «Как в речь ребёнка попадают бранные слова?» (от взрослых, общение со сверстниками, телевидение, семья)

Слайд №6

- Предупреждаете ли вы появление бранных слов в речи ребенка? (Да, беседуем, объясняем, запрещаем) Карточка

-Как быть, если ребенок грубо выругается? Наказывать ли его? (Иногда это помогает..)

- Конечно, не обращать внимания, остаться равнодушным нельзя. Беседы, разумные наказания, например, запрет на просмотр телевизора, могут помочь. Но необходимо помнить и о личном примере.

- Умеют ли вести беседу ваши дети?

  Судя по результатам анкетирования, вы считаете, что не всегда: в их речи присутствуют резкие слова, не всегда контролируют громкость и темп речи.

Во все времена хороший собеседник ценился на вес золота. Об этом говорят многочисленные пословицы и поговорки, крылатые выражения. Хотелось бы вместе с вами вспомнить некоторые из них:

Слайд №7

 «Кто говорит — тот сеет, кто слушает — тот собирает».

«Своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди!»

«Далеко идёт тот, кто мягко ступает» (китайская пословица).

«Весёлое слово — речи опора».

 «Не бросай слова на ветер»

«Одно доброе слово лучше 1000 слов ругани».

Слайд №6

Подходит к концу наш важный и нужный разговор. Вспоминая начало собрания – стремление к лучшему будущему -  хотелось  бы сказать: «Человек, равнодушный к своему языку,— дикарь». Надо помнить, что будущее детей во всём зависит от нас – взрослых. 

Какое оно будущее? Как вы его себе представляете?  (-Век информатики, новых технологий..)

- А какие будут люди? ( Люди будут много знать, им придётся управлять «умными» машинами, благодаря новым технологиям, появится больше возможности для разностороннего общения…)

-  Изменится ли язык, речь человека? ( Да, в языке появится много новых слов, терминов.)

- Придаете ли вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи? Какими способами исправляете? (Поправляем, заставляем повторить правильно, заставляем его заглянуть в словарь.)

- Считаете ли вы эти методы эффективными? (Не всегда… Да, многие слова запоминает).

«Давайте говорить красиво!» (возвышенно, зло, робко, равнодушно, вопросительно, радостно)

Какое оно будущее? Как вы его себе представляете?  (-Век информатики, новых технологий..)

- А какие будут люди? ( Люди будут много знать, им придётся управлять «умными» машинами, благодаря новым технологиям, появится больше возможности для разностороннего общения…)

-  Изменится ли язык, речь человека? ( Да, в языке появится много новых слов, терминов.)

- Придаете ли вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи? Какими способами исправляете? (Поправляем, заставляем повторить правильно, заставляем его заглянуть в словарь.)

- Считаете ли вы эти методы эффективными? (Не всегда… Да, многие слова запоминает).

«Давайте говорить красиво!» (возвышенно, зло, робко, равнодушно, вопросительно, радостно)

Какое оно будущее? Как вы его себе представляете?  (-Век информатики, новых технологий..)

- А какие будут люди? ( Люди будут много знать, им придётся управлять «умными» машинами, благодаря новым технологиям, появится больше возможности для разностороннего общения…)

-  Изменится ли язык, речь человека? ( Да, в языке появится много новых слов, терминов.)

- Придаете ли вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи? Какими способами исправляете? (Поправляем, заставляем повторить правильно, заставляем его заглянуть в словарь.)

- Считаете ли вы эти методы эффективными? (Не всегда… Да, многие слова запоминает).

«Давайте говорить красиво!» (возвышенно, зло, робко, равнодушно, вопросительно, радостно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания по теме "Я, ты, он, она- вместе мы здоровая страна"

Разработка родительского собрания по теме «Я, ты, он, она – вместе мы здоровая страна».Родительское собрание проводится в форме обмена мнениями.Задача: убедить родителей в нео...

Разработка родительского собрания на тему: "Аддиктивное поведение подростков"

В психолого-педагогической литературе достаточно часто употребляется выражение «аддиктивное поведение» - это склонность подростка к приобретению вредных привычек. В школе достаточно много внимания у...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Родительское собрание на тему:"О слове, о речи, о культуре общения."

Разработка родительского собрания, анкета для родителей, методика игр для детей, способствующих обогащению речи ребят....

Родительское собрание по теме: «Бранные слова. Сквернословие»

Цель: формирование культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения.Задачи:Выяснить отношение родителей к проблеме сквернословия,обсудить и установить причины распространения сквернословия в общ...