Родительское собрание по теме: «Как слово наше отзовётся?»
консультация на тему

Тихомирова Валентина Сергеевна

Для старших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nashe_slovo_otzovetsja.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Родительское собрание

  «Как слово

       наше

    отзовётся?»

                                                 

                                     

                 

                                     

Родительское собрание «Как слово наше отзовется?»

Цель:

  • Обратить внимание взрослых на разговорную речь подростков;
  • Показать негативное влияние матерных и грубых слов на психическое развитие детей;
  • Способствовать развитию интеллектуальных способностей детей и родителей;
  • Воспитывать тактичность, вежливость, культуру речи.

Оборудование:

  • Презентация «Происхождение русских ругательств»,
  •  карточки-таланты,
  • шуточные призы и грамоты,
  • карточки со словами сленга.

Ход собрания:

Уважаемые родители!

Наше собрание посвящено великому русскому языку и нашему обращению с ним.

Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. К глубокому сожалению, огромное число взрослых и детей зачастую вставляют в свою речь матерные слова. Сколько слов составляет матерный язык? В целом где-то около сотни.  В активном же словарном запасе в основном находится 20-30 слов.

К великому сожалению, сегодня матерная речь проникла и в литературу,  и в искусство.   А вот каковы последствия подобного словоблудия, знают немногие.

Так что же такое матерная речь?

Доктор филологических наук А.Олянин провел целое научное исследование: «Если сравнить родную лексику с мощным водным потоком, то мат – это своего рода «отбросы»  нечистот, загрязнение речи», - полагает ученый. Он считает, что слова, которые сегодня считаются непристойными, в старину служили проклятиями и заговорами. Матерная речь берет свои корни в обрядах и носит ритуальный характер.

Человек, произнося некоторые их них, проклинает себя и своих близких. Существуют матерные слова, которые  обозначают имена бесов. Произносящий их,  автоматически призывает беса на себя, своих детей, свой род. Эти бесы влияют на настроение, здоровье, состояние финансов, а также на взаимоотношения с другими людьми.

А теперь обратимся к тому, что говорит современная наука о влиянии матерной речи на человека. Известный врач-психофизиолог Л.Китаев-Смык уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. Матерная речь стимулирует выработку мужских половых гормонов – андрогенов, которые являются антагонистами гормона стресса. Человек прибегает к мату в том случае, когда он не уверен в своих силах, т.е. чувствует свою неполноценность. А вот английские психологи после серии экспериментов утверждают, что если вы материтесь, испытывая резкую боль, то это не признак плохого воспитания, а естественная защитная реакция организма. Например, добровольцев заставляли опускать руки в очень холодную воду. Тем, кому запрещали выражаться, сумели вытерпеть чуть больше минуты. Бранившиеся  продержались в два раза дольше. Учёные утверждают, что крепкие словечки провоцируют выброс адреналина в кровь и тем самым уменьшают страдания. Однако, замечено, что ругательство может быть эффективным обезболивающим, только если применяются исключительно в экстренных случаях, а не используется просто в повседневном общении.

Употребление матерных слов ведёт к гормональным нарушениям. Особенно это заметно у женщин.  Косметологи замечают, что клиентки, которые жить не могут без мата, больше остальных страдают от повышенной волосатости конечностей. Голос таких женщин  со временем становится все ниже. Научный руководитель Центра экологического выживания  и безопасности Г. Чеурин  сделал поразительные эксперименты  на воде, результаты этих экспериментов были таковы: жидкость обругали отборными матами, после чего ею полили семена пшеницы. В результате семена, которые поливали «обматеренной» водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, над которой произносились молитвы, прорастали в 98 случаях. В России формируется культура труда, но до сих пор не культуры отдыха. Наш народ  снимает стресс и напряжение алкоголем, а это в первую очередь разнузданность и нецензурная брань.  Ученые установили, что бранные слова вызывают эффект  аналогичный радиационному излучению. Бранные слова, проклятия  невидимо рвут цепочку ДНК, разрушают гены и убивают хромосомы.   Слова, несущие свет любви, пробуждают резервные возможности генома, а проклятия повреждают даже те программы, которые обеспечивают нормальную работу организма. Таким образом, самый большой вред сквернослов наносит себе и своему потомству. Часто произносимые бранные слова способны сделать нашу жизнь невыносимой. Вызывает тревогу, что значительная часть россиян употребляет эти слова. Не используют эти слова, по статистике, всего лишь 35% .

Наряду с точно определёнными матерными словами, действует так называемый сленг. Что это такое?

В языкознании нет точного определения этого понятия.

Это слово имеет два значения:

- это речь социально или профессионально обособленной группы, употребляемая в противоположность литературному языку;

-  вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

Сегодня сленг заполняет разговорный словарь ученика наравне с матерными словами.  Откуда сленг школьников черпает свои силы?

1. Многие слова приходят из других языков, например:

Вау – удивление, восторг, изумление;  (анг)

Чувак – парень (цыганский);

2. Из зарубежных и отечественных фильмов, от взрослых людей;

3. Некоторые слова являются производными от глаголов, которые переходят от предметов на человека.

Интересно послушать слова, употребляемые детьми. О значение этих слов можно догадаться, но приходит на ум: как же извращен русский язык!

Давайте  с вами посмотрим сценку «Поговорили».

(Идет разговор взрослого человека с мальчиком)

Взрослый:

Здравствуй, Вова! Как у тебя дела?

Мальчик:

У, дела моща! Ща  один фитиль такое сморозил: подкатывается к шкету и говорит: «Дай велик погонять», сел и почесал. А тут училка. А он стал выпендриваться. Варежку-то разинул, да как дерябнется.  Сам с фингалом, училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка, да?

Взрослый:

Постой, постой, а там,  что лошадь была?

Мальчик:

Какая лошадь?

Взрослый:

Ну-ка, давай все сначала.

Мальчик:

Ну, давай.  Чего вы не поняли? Значит, один фитиль…

Взрослый:

Без свечки?

Мальчик:

Без.

Взрослый:

Так что это за фитиль?

Мальчик:

Ну, парень длинный такой подкатил к шкету…

Взрослый:

Он на чем подкатил, на велосипеде?

Мальчик:

Да нет, велосипед был у шкета.

Взрослый:

У какого шкета?

Мальчик:

Да вы его знаете, шибздик тут один ходит с таким вот шнобелем.

Взрослый:

С кем, с кем?

Мальчик:

Да не с кем, а с чем. Нос у него такой, здоровый. Ну вот, говорит: «Дай велик». Сел и почесал.

Взрослый:

У него что-то,  чесалось что-нибудь?

Мальчик:

Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся… поняли?

Взрослый:

Ничего!

А теперь, уважаемые родители,  предлагаю вам  познакомиться с некоторыми сленговыми словами и дать им ваше объяснение.

(Родителям раздаются тексты со словами сленга учеников, они должны напротив каждого слова написать свою интерпретацию).

Слова:

Я торчу от этой песни                                 ловлю кайф

Понтово                                                         беспонтово

Выделываться                                               прикол

Отпад                                                             тащиться

Шнурки смылись                                          шнурки в стакане

Крыша снесло                                               башню сорвало

Клевый                                                          колбасит, плющит

Стрелки метать                                             варежку разинул

Тормоз                                                           грузить

Прикольно                                                     мочить

Что самое интересное, некоторые слова, имеющие сейчас негативный характер, первоначально имели совсем другой смысл.

И сейчас я хочу предложить вашему вниманию игру в слова.

Вашему вниманию будет представлено несколько вариантов ответов на поставленный вопрос, ваша задача выбрать на ваше усмотрение правильное значение этого слова. За каждое правильное решение вы будете получать один талант, то есть денежку. В конце игры самый умный получит приз.

Итак, мы начинаем.

(идет презентация игры «Происхождение русских ругательств»,

после  игры -  вручение призов и шуточных награждений.)

Уважаемые родители! Поднимите руку, кто крестил своих детей?

Вот видите, а зачем  вы это сделали? Наверняка, для того, чтобы лишний раз найти своему ребенку покровителя, ангела-хранителя. А знает ли ваш ребенок хоть одну молитву? Самую доходчивую «Отче наш»? Значит, получается, что все это игра? Чтобы по-настоящему помочь своему крещеному ребенку, объясните смысл его  крещения и выучите с ним хоть одну молитву, чтобы в самые тяжелые для него минуты он мог обратиться к тому, в чью веру вы его обратили.

Священники  также говорят о вреде и пользе слова. Они говорят, что «Молитвы и просто добрые слова могут нейтрализовать накопленное зло. Молитвы лечат, избавляют от неприятностей и несчастий. Энергия, скрытая в молитве, во много раз мощнее, чем скрытая в атоме. Это проверено многовековым опытом человечества. Причем неважно, на каком языке человек говорит и приверженцем,  какой религии является!» А если ваш ребенок стесняется вслух об этом говорить, объясните ему, что молиться и просить о помощи Господа Бога можно и про себя, а не вслух, главное, что это будут хорошие слова!

Дорогие мои родители!

Свое собрание мне хочется закончить словами поэта Сабира Абдуллы:

«О, русской речи ширь и краткость,

Мне близок строй её и мил,-

Моя опора, гордость, радость,

Окно в необозримый мир.

В ней нежность песни, мощь оружья,

Размах – и точность без затей…

Друзья мои, учите русский,

 Учите русскому детей!»

                                             

При подготовке классного часа использованы материалы:

- Газета «Моя семья», №39, октябрь 2006 год,  статья «Происхождение русских ругательств»;

- Журнал «Воспитание школьников» №1,  2009 год. Статья Т. Кудашовой, педагога-организатора г. Ахтубинск;

- Стихи поэта Сабира Абдуллы;

- Журнал «Управление начальной школой», №4, 2009 год статья «Для чего нужен сленг?»

- «Чудотворные иконы», Москва, 2009 год, «Логос-Медиа»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса.

Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса....

Родительское собрание на тему "Детско-родительские отношения"

Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, ...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «О РОДИТЕЛЬСКОМ АВТОРИТЕТЕ»

Задачи: ознакомить родителей с методами воспитания детей в се­мье; формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни семьи.Форма проведения: лекция.Вопросы д...

Родительское собрание на тему «О родительском авторитете»

Родительское собрание на тему «О родительском авторитете»...