Родительское собрание по теме: «Бранные слова. Сквернословие»
план-конспект занятия (6 класс)

Киселёва Анастасия Андреевна

Цель: формирование культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения.

Задачи:

  • Выяснить отношение родителей к проблеме сквернословия,
  • обсудить и установить причины распространения сквернословия в обществе,
  • способствовать просвещению родителей,
  • создавать условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию.

 

Материалы и оборудование: ИКТ, памятка, видео фрагмент из фильма «Джентльмены удачи».

Форма проведения: круглый стол.

Участники родительского собрания:

  • родители;
  • классный руководитель;
  • социальный педагог;
  • школьный психолог;

 

Подготовительная работа: 

  • Объявление даты собрания и приглашение родителей (через группу в социальных сетях);
  • Приглашение школьного психолога (Шрам В.А.)- предварительно проведена встреча и продуман «круг» вопросов.
  • Приглашение социального педагога (Шумарова Е.Е.)- предварительно проговорена группа риска, продумано правовое сопровождение в отношении девиантного поведения школьников.
  • Подготовка статистического материала по проблеме (разработка анкеты и памятки).

 

Прогнозируемые результаты:

1. Осознание родителями, что присутствие и употребление непристойной лексики тормозит развитие мышления, речи и общей культуры ребёнка.

2.Желание родителей участвовать в «оздоровлении» речи ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_skvernoslovie_dlya_pechati.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме: «Бранные слова. Сквернословие»

 

Цель: формирование культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения.

Задачи:

  • Выяснить отношение родителей к проблеме сквернословия,
  • обсудить и установить причины распространения сквернословия в обществе,
  • способствовать просвещению родителей,
  • создавать условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию.

Материалы и оборудование: ИКТ, памятка, видео фрагмент из фильма «Джентльмены удачи».

Форма проведения: круглый стол.

Участники родительского собрания:

  • родители;
  • классный руководитель;
  • социальный педагог;
  • школьный психолог;

Подготовительная работа: 

  • Объявление даты собрания и приглашение родителей (через группу в социальных сетях);
  • Приглашение школьного психолога (Шрам В.А.)- предварительно проведена встреча и продуман «круг» вопросов.
  • Приглашение социального педагога (Шумарова Е.Е.)- предварительно проговорена группа риска, продумано правовое сопровождение в отношении девиантного поведения школьников.
  • Подготовка статистического материала по проблеме (разработка анкеты и памятки).

Прогнозируемые результаты:

1. Осознание родителями, что присутствие и употребление непристойной лексики тормозит развитие мышления, речи и общей культуры ребёнка.

2.Желание родителей участвовать в «оздоровлении» речи ребёнка.

Ход  родительского собрания:

Вводное слово:

Сегодня мат можно услышать везде: на улице, в СМИ, в автобусе, или метро. Но особо неприятно услышать неприличные выражения из уст собственного ребенка. К сожалению, все чаще дети начинают употреблять бранные слова, вызывая шок у родителей, учителей и просто рядом находящихся людей.

Казалось бы, русский народ матерился всегда, тот факт, что о крепости мата известно чуть ли ни каждому русскому, заставляет отнестись к этому серьезно. 

        Ругань противоестественна. Хотя ее и можно считать своего рода применением языка, причем достаточно распространенным (бранные слова и выражения присутствуют, наверное, во всех языках мира), по своей сути она противоречит всему языку. Брань и язык решают задачи прямо противоположные. Цель языка состоит в объединении людей. Люди говорят между собой, чтобы лучше понять друг друга. Без этого невозможно жить и действовать сообща. У ругани цель иная: ее задача — не сблизить, а наоборот, разобщить людей, провести между ними границу. Бранясь, человек показывает другому, что тот зря претендует на понимание. Он должен держать дистанцию, знать свое место. И место это может оказаться самым ничтожным. 

Из истории:

        Исходной точкой возникновения ругани можно считать схватку с врагом. Брань — это не только обмен ругательствами, но и битва, сражение. И сегодня «поле боя» и «поле брани» для нас синонимы. В древности, встречаясь с противником лицом к лицу, человек не сразу пускал в дело оружие. Исход боя неясен и тот, кто идет на бой, знает, что битва может кончиться для него смертью. Поэтому и возникает непосредственно перед схваткой пауза, хоть немного отдаляющая сам поединок, а вместе с тем и смертельный его исход для кого-то из поединщиков. И в этот момент вместо оружия идут в дело слова. Если поединщики говорят на одном языке, они могут хвалиться своей сноровкой и силой, пытаясь запугать врага и тем стяжать себе психологическое преимущество.

         Корни матерщины лежат в язычестве. Не все слова, которые мы сегодня считаем матерными, восходят к языческому культу, но тем, что люди матерятся, мы обязаны скорее всего ему. Языческие обряды, посвященные самым разным богам, часто принимали формы, оскорбляющие нравственное сознание обыкновенного человека. Обряды учинялись не ради самого разгула страстей, но ради богов. Этому своего рода «священнодействию» соответствовал и особый язык. Эта непотребная речь, немыслимая в обыденной жизни, была нормой общения во время языческого празднества.

         Ситуация резко изменилась с принятием христианства. Идеал нравственности, воспринятый вместе с православной верой, обязывал обуздывать речь. Тому языку, что славит Бога, не пристало блудить словами. Матерные слова должны были выйти из употребления. Однако этого не случилось.

         В первые  века христианства, матерщина была на Руси явлением более редким, поскольку воспринималась как преступление и самим сквернословом и обществом. 

Что же такое сквернословие?

В словаре В. И. Даля, который является результатом глубокого изучения живого русского языка, сказано: сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: «нецензурная брань», «непечатные выражения», «матерщина», «нецензурная лексика» «бранные слова». Но издавна нецензурное слово в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

Откуда пришло – это явление?

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению (закону) за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

В чем причина детского сквернословия?

(Выступление психолога)

Представление проведенной диагностики с выявленными причинами.

Из диагностики мы видим, что дети согласны с тем. Что нужно бороться со сквернословием самовоспитанием и воспитанием.

Значит, нам необходимо объединиться и начать усиленную работу по воспитанию детей в данном вопросе.

Как борется с матом закон?

(Выступление социального педагога)

Обращение к нормативно-правовым актам (Ст.20, ч.1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях»)

А теперь мы с вами разберем способ искоренения сквернословия у вашего ребенка.

Но, что делать, если ваш ребёнок ругается матом? Как его попытаться отучить? Как ему помочь?

Способы борьбы со сквернословием:

  1. нужно помнить, все, что делаем, говорим мы, взрослые, то же делают и наши дети. Поэтому начинать нужно с себя. 
  2. можно использовать приём, который применил герой известного нам фильма.

Видеоролик «Джентльмены удачи» (замена слов)

  1. психологи рекомендуют определённую систему, которая состоит из 4 этапов (шагов)

Четыре шага к искоренению сквернословия и непристойности в речи.

Шаг 1. Установите границы дозволенного.

Определите слова, жесты, богохульные выражения и шутки, которые вы считаете оскорбительными. Затем разъясните это ребенку, чтобы он понял. Упомяните бранные слова, которые вы слышали от ребенка или его друзей. Нужно следовать правилу: "Если в чем-то сомневаешься — не произноси это". К составленному вами списку можно добавить и другие, часто повторяемые бранные слова и выражения, поскольку их можно услышать в кино, в популярных песнях и от других людей.

Шаг 2. Объясните, почему сквернословие неприемлемо.

Если вы хотите, чтобы ребенок изменил поведение, он должен понять, почему вы считаете используемые им слова плохими и оскорбительными. Вот несколько фраз, которыми можно начать этот разговор.

"Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться".

"Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко срываться с твоих губ. Услышать их может кто угодно, например дедушка с бабушкой или учитель".

"Люди могут подумать, что ты плохо воспитан".

"Хорошие люди не сквернословят, а я хочу, чтобы люди считали тебя хорошим".

"Сквернословие оскорбительно для многих. Большинство людей просто не хотят этого слышать, поэтому сквернословить при них — это грубость".

"Люди могут подумать плохо о твоей семье. А это значит, что из-за твоего поведения страдает репутация каждого из нас".

"Значение некоторых бранных слов граничит с сексуальным домогательством или расовым оскорблением. Такие слова не только обижают тех, кому они адресованы, но могут также привести к серьезным проблемам с законом".

Не забудьте упомянуть в ходе разговора о своих надеждах и представлениях о ценностях.

Шаг 3. Научите ребенка использовать приемлемые синонимы.

Обычно сквернословием выражают огорчение, шок или злость. Дети ограничены использованием нескольких ругательств, поскольку не знают приемлемых альтернативных выражений. Помогите ребенку запомнить несколько таких выражений. Во-первых, поиграйте вместе с ним в поиск замещающих слов, которые никого не оскорбят и не навлекут на него беду. Или пусть он придумает свои собственные слова. Предоставьте ребенку выбрать одно-два выражения и поощряйте его пользоваться ими вместо оскорбительного набора слов. Не забывайте хвалить ребенка каждый раз, когда он пользуется нормативной лексикой.

Шаг 4. Установите за сквернословие штрафные санкции. Применяйте их спокойно и последовательно.

Сквернословие ребенка может привести вас в замешательство и шокировать, но старайтесь реагировать не слишком остро. Часто дети экспериментируют, следуя новой модели поведения, чтобы посмотреть на нашу реакцию. Борьбу со сквернословием ведите последовательно. Беседуя с ребенком, напомните: "Ты знаешь правило. Я больше не хочу слышать такие слова".

В завершении хочется напомнить вам, родители что семья– начало всех начал, именно в семье закладываются основы нравственности, культуры поведения, отношения к окружающим людям. Родители не должны терять свой авторитет перед детьми.

Развивайте культуру общения в своей семье, разговаривайте обо всем, проговаривайте все волнующие вас темы и трудности, обсуждайте то, что исходит сейчас, и то, к чему вы стремитесь через два, три, четыре года - и десять лет...Пока в семье есть общение, в ней есть и семейное благополучие, которое является необходимым для каждого члена семьи.

Список используемой литературы

1.Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. М.,1980.

2. Калейдоскоп родительских собраний. Вып.1,2 / Под редакцией Е.Н.Степанова, Дубровина И.В. Мы живём среди людей. М., 1989.

Шлаузер Л.В. Педагогика семейных отношений. // Классный руководитель .2004. №6

3. Игнатова И. Как помочь родителям организовать конструктивное взаимодействие с ребенком // Воспитание школьников. – 2008. – №1. - С. 22-28.

4. Щуркова Н. Воспитание в режиме повседневной жизни // Воспитание школьников. – 2007. – №7. - С. 17-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему " Сквернословие" 9 класс

1. Эстафета добрых слов. 2. Памятка " Почему нельзя сквернословить?" 3. Антиреклама мату. 4. Заключение....

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса.

Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса....

Родительское собрание на тему:"О слове, о речи, о культуре общения."

Разработка родительского собрания, анкета для родителей, методика игр для детей, способствующих обогащению речи ребят....

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....