Классный час "Береги хлеб"
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Боброва Елена Валентиновна

расширить и обогатить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в жизни человека, помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб;

развивать кругозор, внимание, память;

воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и к людям, растившим его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_o_khlebe.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слава хлебу!»

Цели:

расширить и обогатить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в жизни человека, помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб;

развивать кругозор, внимание, память;

воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и к людям, растившим его.

Оборудование:

стол с различными хлебными изделиями;

выставка книг о хлебе, репродукция картины И.И. Шишкина «Рожь»;

мультимедиацентр.

Ход классного часа:

Оргмомент. Звучит песня Я. Френкеля «Русское поле», учащиеся и гости занимают места в классе. Группа учащихся проходит через класс и расставляет на столе, покрытом белой скатертью с колосьями, полотенца с хлебом.

Сообщение темы урока, обращение к эпиграфу.

Вступление.

Вед. 1.

 - Вот он – хлебушко душистый!

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Вед. 2.

 - В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришёл.

В нём – здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло,

Берегло!

Вед. 3.

 - В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки, -

Вырастай богатырём!

Слово учителя.

 - Каждый из нас  каждый день не меньше трёх-четырёх раз берёт в руки хлеб, с удовольствием ест его. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о нём. А ведь все знаем, что хлеб – это бесценное народное достояние, хлеб – это самоотверженный труд, отношение к хлебу каждого из нас – это мера нашей нравственности, наше отношение к труду и людям труда.

  5. Чтение стихотворения (?)

 - У булочной какой-то парень пошлый,

   Развязным молодечеством гордясь,

   Ботинком с микропористой подошвой

   Довесок хлеба подфутболил в грязь.

  И зашагал походкою беспечной,

  Выискивая, чем себя развлечь.

  Что за беда? Ведь хлеб – товар копеечный.

  Подумаешь, о чём вести тут речь?

  И вот такому встать бы до рассвета

  И целый день за тракторным рулём

  Под хлёстким ливнем и под знойным солнцем

  Пахать тугой, целинный чернозём.

  И рожь спасать, когда пылает пламя,

  И летний зной не остудить никак,

  Тогда бы он узнал бы цену хлеба,

  Гуляка в налощённых сапогах!

Сообщение целей урока:

 - Вот вы, ребята, и поняли цель сегодняшнего занятия.

Поговорим о цене хлеба, о значении хлеба в жизни человека, об отношении к каждому кусочку;

Вернёмся в прошлое ваших дедушек, бабушек, которым пришлось жить во время и после войны, пришлось увидеть самим, пережить то тяжёлое время;

Вспомним стихи российских поэтов, в том числе местных, о хлебе.

Слово учителя (звучит песня «Русское поле»):

 - Сколько лет русскому хлебу? Не сосчитать! Кто его первым посеял? Теперь уже не узнать! Но всем нам известно то, что с древних времён и до сего дня в каждом доме, в каждой семье, в сказках, поговорках и песнях живёт и присутствует на столе этот дорогой нашему сердцу продукт.

 Он был на Руси всегда в почёте и считался главным богатством нашей Родины.

Издавна Россия славилась своим хлебом. Россия – это не только милые душе берёзки, Это поля с золотистыми  колосьями ржи и пшеницы.

Звучит стихотворение «О хлебе» (под песню «Русское поле)».

 Слово учителя.

 - Задушевность этой песни, грустный настрой стихотворения отправляет нас в прошлое нашей Родины.

А знаете ли вы, что…

Царская Россия продавала зерно в другие страны, но крестьянин, рабочий никогда не ел вдоволь хлеба.

Крестьяне (ваши прадеды) работали от зари до зари на помещичьих полях, чтобы не умереть.

Родители  посылали в город на заработки своих маленьких детей.

 - Нам помогает понять великую цену хлеба эта картина. Наравне с матерью, которая пришла навестить голодного сынишку, отданного к сапожнику, хлеб – главное действующее лицо картины.

 Трудностей было много.

  В Музее революции в Москве под стеклом лежит кусочек хлеба в 50 граммов. Это была норма рабочего в 1919 году, когда столько нужно было сил рабочему, крестьянину, красноармейцу, чтобы защищать страну от врагов, чтобы строить железные дороги, заводы, жилища, школы, пахать землю, растить сады.

    Хлеба не было – и сил было мало.

Крепла страна, зашумели поля, заработали первые машины. Но так было недолго. Началась Великая Отечественная  война. Цену хлебу молодое поколение  узнало в войну. Хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки!  Потерять их – остаться без хлеба на месяц. Нормы были маленькие, хлеб некачественный. Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда! Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода.

Этот  чёрный  кусочек  хлеба – не камуфляж. Это живой хлеб блокадного 42-го  года.         Живой! Но девочки, которой он предназначался, давно в живых нет. Мать отдала и свою долю пайка дочке, но съесть его у девочки уже не хватило сил. Так и остался кусочек с чуть надкушенным уголком. 125-граммовый кусочек из жмыха, отрубей, целлюлозы, отбойной пыли… Представьте себе, что тогда, в 41-ом или в 42-ом, находясь в Ленинграде, вы бы ничего больше не получили. 125 граммов – на день…

Великая Отечественная  война кончилась победой нашего мужественного народа. Но погибло более 20 миллионов человек, все в стране было разрушено. Снова мало хлеба.

Пошло и 5, и 10 лет после войны, а хлеба всё не хватало. Земля, пашни истощены, не могут давать урожай, нет удобрений. Надо осваивать новые земли, новые технологии.

Стихотворение «Бесплатный хлеб».

Слово учителя.

 - Теперь у каждого из нас в любых, даже самых отдалённых районах нашей страны хлеба вдоволь.

Это большое наше завоевание, большое счастье.

И порой становится обидно, что многие люди не ценят его.

Стихотворение «Цените хлеб».

 Ведущие (в русских народных костюмах):

 - Помните! Хлеб – это мозолистые руки рабочих, бессонные ночи колхозников, мечты и надежды целых поколений.

 - Помните! Тысяча людей из всех концов нашей необъятной Родины заняты то посевом хлеба, то уходом за ним, то уборкой урожая.

 - Давайте нашему хлебу должное воздадим. Он по своей необходимости ни с чем на земле, родившей его, не сравним!

Стихотворение «Хлеб всему голова».

 Заключение. Слово учителя.

 - Мы должны помнить, ребята, что

Хлеб – имя священное,

Хлеб – солдат,

Хлеб – красота.

Хлеб – всё на свете!

Отношение к хлебу – мера нашей человеческой нравственности, культуры.

 Ценить хлеб – гражданский долг каждого из нас!

Любить хлеб – значит любить Родину!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Хлеб - всему голова!"

Классный час "Хлеб - всему голова!"...

Открытый классный час "Хлеб-всему голова"

Классный час посвящен  знакомству с истоией хлеба, историческими фактами  времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб....

Классный час "Хлеб всему голова".

Презентация "Хлеб всему голова".Материал презентации может использоваться как отдельное внеклассное занятие или часть урока ознакомления с окружающим миром....

Классный час "Хлеб- всему голова"

Классный час дает полное представление о том, как приходит к нам хлеб на стол.как важен труд хлебороба,каким было отношение к хлебу в годы войны.Мероприятие несет воспитательное значение: бережное отн...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Разработка классного часа...

Воспитательское занятие, Классный час Хлеб всему голова 1-2 класс

Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....

Классный час "Хлеб - всему голова!"

Предлагаю Вашему вниманию сценарий классного часа «Хлеб – всему голова!», который мы провели в 6 классе.Замысел возник несколько неожиданно. На одном из уроков русского языка вдруг выяснилось, что реб...