Мастер-класс для педагогов "Дискуссия как эффективное средство формирования критического мышления школьников"
методическая разработка по теме

Иванова Валентина Владимировна

Разработка мастер-класса для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disskussiya.rar151.36 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссия как эффективная технология формирования критического мышления.

Осуществление национального проекта поставило перед нами три цели: эффективность, доступность и качество образования. Эти цели касаются и воспитательной работы. Более того, в настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России. И школа призвана работать над формированием воспитательной системы, включающей целостный учебно-воспитательный процесс, интересующий воспитание и обучение.

Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий.

Одной из таких деятельностных технологий является проведение дискуссии. Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании. Цель технологии: развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.

Я предлагаю сегодня Вам поучаствовать в дискуссии.

Тему нашего разговора мы определим после просмотра видеоролика.

Видеоролик (социальный видеоролик о последствиях зависимости от Интернета)

- Как Вы считаете, что является сегодня предметом нашего обсуждения?

Сегодня, в век высоких цифровых технологий, мне хочется обсудить тему, которая коснулась уже или коснется вас в будущем.

«Настоящая опасность не в том, что компьютеры начнут мыслить, как люди, а в том, что люди начнут мыслить, как компьютеры» С.Харрисон

В наши дни дети впервые заходят в Интернет, едва научившись ходить, а страницы в социальных сетях они создают раньше, чем идут в школу. К сожалению, является фактом, что научиться пользоваться гаджетами детям легче, чем развить физиологические навыки. По данным ученых, среди детей от 2 до 5 лет только каждый 10й умеет завязывать шнурки, в то время, как каждый 5й сможет запустить приложение в смартфоне.

В школе мы проводили исследование с целью выяснения, для чего учащиеся дома используют компьютер. Из диаграммы видно, что большая часть использует для игр, чуть меньше – для обучения, на третьем месте – использование сети интернет.

В то же время в век информационных технологий трудно себе представить жизнь без сотовых телефонов, интернета, который является не только средством развлечения и времяпрепровождения, но и открывает возможности получения необходимой информации, пользования сетью интернет-услуг, дистанционного обучения и т.д.

Предлагаю Вам обсудить вопрос: «Виртуальное общение: За или против?»

В.: Чтобы дискуссия проходила  легко и непринужденно, я познакомлю вас с правилами, которых нам стоит сегодня придерживаться:

  • Стремитесь говорить четко и лаконично. Чтобы выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться МОПС - формулой:

М – мнение (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что…

О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашего мнения) - …потому, что…

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например…

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашего позиции) -…поэтому….

  • Критикуйте идеи, а не людей
  • Цель каждого из нас не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
  • Побуждайте каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении
  • Выслушивайте соображения каждого, даже если не согласны с ними
  • Не бойтесь изменить свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов

Мы поделились по группам. Предлагаю провести небольшое исследование. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

(Раздаются листочки)

  1. Тест. «Интернет –омут»
  1. Вы являетесь пользователем социальных сетей, форумов, чатов?
  2. Вы испытываете недостаток  реального общения?
  3. У Вас более 50 друзей в Интернете?
  4. Вы добавляете в друзья незнакомых людей?
  5. Вы играете в онлайн игры с незнакомыми людьми?
  6. Вы общаетесь в Интернете со своими бывшими одноклассниками, коллегами, соседями и реальными друзьями?

Если вы ответили положительно хотя бы на три вопроса – у вас может возникнуть интернет-зависимость.

Итак, я напоминаю вам тему нашего сегодняшнего разговора

«Виртуальное общение: за или против?»

Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа согласно жребию займет одну из спорных позиций. Также с нами сегодня работают эксперты: _________________________________________________________________________________________________________________________________

(в ходе обсуждения эксперты фиксируют по 2 самых важных аргумента с каждой стороны)

Гости нашей сегодняшней дискуссии и эксперты имеют право высказаться в любой момент. Для этого достаточно поднять руку.

Предлагаю поработать в группах:

Задание: продумать не менее 5 аргументов согласно вашей позиции. (5 мин)

Обсуждение.

- Почему человек нуждается в виртуальном общении?

Оппоненты могут задать вопросы.

 

На обсуждение выносится вопрос от экспертов:

В современном технологически развитом обществе все чаще используется дистанционное обучение. Как вы считаете, заменит ли компьютер учителя, а виртуальное обучение – обучение в реальном времени? (3 мин на обсуждение)

Обсуждение

Предлагаю экспертам озвучить самые важные тезисы нашего сегодняшнего разговора.

Какой можно сделать вывод?

На просторах онлайн пространства можно встретить кого угодно, начиная от обычной домохозяйки, которая общается на кулинарных форумах, заканчивая серийным маньяком, выискивающим своих жертв через интернет. Не стоит отказываться от всемирной паутины совсем, ведь, как ни крути, это место  при правильном его использовании может оказаться полезным, познавательным, интересным. Но ни в коем случае нельзя забывать и об опасности, подстерегающей на каждом углу. Будьте более выборочны при виртуальном общении, не разглашайте свои личные данные во всеуслышание, а главное, помните о том, что вы живете в реальном мире, где эмоции и чувства намного сильнее, ярче и долговечней.

Рефлексия. Составление синквейна

Анализ мероприятия.

Проведение подобной дискуссии актуально для детей 12-15 лет, т.к. именно в подростковом возрасте появляются проблемы в общении, ребенок отдаляется от родителей, больше доверяет своим виртуальным друзьям. Обсуждение вопросов возникновения компьютерной зависимости позволяет проанализировать виртуальное общение подростков в Интернете, сформировать представление учащихся о последствиях увлечения интернетом, выяснить причины в необходимости Интернет-общения, дать рекомендации, которые помогут повысить информированность детей о безопасном использовании онлайновых технологий.

Дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

Условия эффективного проведения дискуссии в общем виде следующие: 

  • Информированность и подготовленность учащихся к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений;
  • Правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание;
  • Корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента;
  • Установление регламента выступления участников;
  • Полная включенность группы в дискуссию, участие каждого учащегося в ней, для чего необходимо:

Выделяется несколько этапов дискуссии.

Этап 1-ый, введение в дискуссию: 

  • Формулирование проблемы и целей дискуссии;
  • Создание мотивации к обсуждению – определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т.д.
  • Установление регламента дискуссии и ее основных этапов;
  • Совместная выработка правил дискуссии;
  • Выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий.

Приемы введения в дискуссию:

- предъявление проблемной ситуации;
- демонстрация видеосюжета;
- демонстрация материалов (статей, документов);
- ролевое проигрывание проблемной ситуации;
- анализ противоречивых высказываний – столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему;
- постановка проблемных вопросов;
- альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).

Этап 2-й, обсуждение проблемы:

Обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа – собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом;

  • Формулирование проблемы и целей
  • Создание мотивации к обсуждению
  • Установление регламента и основных этапов
  • Совместная выработка правил дискуссии
  • Выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий

Этап 3-й, подведение итогов обсуждения: 

  • Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения;
  • Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения;
  • Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу.

Виды дискуссий

В современной педагогической практике накопилось множество разнообразных вариантов организации дискуссии, так как она активно разрабатывается не только как технология обучения, но и как способ организации внеучебной коллективной творческой деятельности обучающихся. Многообразие видов дискуссии определяется ее разнообразной целевой направленностью, содержанием организуемой с ее помощью деятельности, количеством участников. Так, кроме дискуссий, организуемых в виде обсуждения проблемы небольшой группой, существуют такие, которые обеспечивают эффективное проведение дискуссии в достаточно многочисленной ученической группе путем ее разделения на малые группы и организации обсуждения в них, а затем – координации результатов деятельности малых групп.

“Круглый стол”

Дискуссия направлена на обсуждение какой-либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15-25 человек.

“Дебаты”

Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения. Цель дискуссии – научить учащихся аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.

Этапы дебатов:

  • ведущий предлагает на выбор участникам две или несколько возможных точек зрения на проблему. Позиции могут иметь ролевой характер и имитировать разнообразные подходы к решению данной проблемы представителей разных профессиональных и социальных групп, политических партий, объединений и т.д.
  • учащиеся выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать и объединяются в микрогруппы, численный состав которых может быть разным
  • определяются правила дискуссии, продолжительность обсуждения в группах и регламент выступления группы в дебатах
  • организуется обсуждение проблемы в микрогруппах: распределяются роли между членами каждой группы; выстраивается система аргументов для убеждения оппонентов; продумываются ответы на возможные вопросы; решается вопрос о том, как распорядиться предоставленным временем
  • ведущий по очереди предоставляет группам слово, определяя регламент выступления
  • в завершении дебатов проводится совместный анализ результатов дискуссии.

“Эстафета”

Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующим анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения.

Алгоритм дискуссии:

  1. группы располагаются в пространстве аудитории по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на листе бумаги с вопросом (проблемой);
  2. затем каждый такой лист передается по часовой стрелке следующей группе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя свое мнение на этом листе. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов, проблем и сколько создано групп;
  3. по окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения или решений;
  4. группы озвучивают результаты своей работы;
  5. подводятся итоги, анализируется работа групп учащимися и преподавателем.

“Аквариум”

Эта разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения учащихся отстаивать и аргументировать свою позицию. В то же время она активно используется как метод социально-психологического обучения, так как позволяет ее участникам отрефлексировать свое поведение в процесса дискуссионного общения, проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне и откорректировать его. Дискуссия включает следующие этапы:

  1. подготовительный – ведущий представляет проблему и делит класс на микрогруппы, которые располагаются по кругу. Группы обсуждают проблему и определяют свою точку зрения на нее. От каждой группы выбирается представитель, который будет отражать и отстаивать позицию группы перед другими участниками;
  2. “аквариумное” обсуждение проблемы – представители микрогрупп собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы своей группы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимая позицию аналитиков, оценивающих содержание и форму выступлений, степень их убедительности, особенности стиля общения дискутирующих, но вмешиваться в ход дискуссии им запрещается. Однако, преподаватель может выделить специальное время на вопросы к участникам “аквариумного” обсуждения.
  3. анализ хода и результатов дискуссии может проводиться в один или два этапа, в зависимости от цели дискуссии. Если необходим анализ характера взаимодействия в “аквариумной” группе, преподаватель просит ее участников оценить степень своей удовлетворенности или неудовлетворенности. Затем “аналитикам” предоставляется возможность оценить ход и результаты дискуссии, характер взаимодействия ее участников. И, наконец, преподаватель систематизирует выводы учащихся и подводит общий итог совместной деятельности.

“Вертушка”

Информационный лист № 1                        ПРОТИВ

Общение в Интернете часто называют, чуть ли не главной причиной падения речевой культуры и грамотности среди молодежи. Общаясь виртуально, человек стремится максимально экономить речевые средства. Но носители высокой речевой культуры, даже общаясь в Интернете, таковыми и остаются. Разумеется, в речь человека перекочевывают различные сленговые словечки, но так ли это плохо? Ведь язык – живой организм, и ничего лишнего в нем все равно не задержится. Очень многие интернет - пользователи стремятся писать грамотно и призывают к этому других. Таким образом, в виртуальном общении не больше неграмотных людей, чем в общении реальном.

Занятия на компьютере требует большой сосредоточенности, почти такой как и вождение автомобилем. Игры требуют огромного напряжения, которое люди редко испытывают в обычной жизни. Основными факторами, отрицательно воздействующими на организм человека являются: электромагнитное поле; мелькание экранного изображения; воздействие на психику (техноголизм); гиподинамия, а также Синдром компьютерного стресса, когда отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы в общении. 

     Все эти факторы, как в комплексе, так и поодиночке могут вызвать целый букет заболеваний, от вегето-сосудистой дистонии со стойким нарушением уровня кровяного давления, расстройства нервной системы, утомляемости, ухудшения зрения, и до серьезных нарушений психики.

«Минусы» социальных сетей - публикация в свободном доступе личной информации о человеке. Большинство сетей собирают гораздо больше данных, чем фактически требуется для регистрации.

Пользователю кажется, что он сам решает, что о себе рассказывать, а что нет… Но не оставишь же пустыми фотоальбомы. А как не заполнить интересы? К тому же пользователь не может отследить, не выложил ли фотографию с ним еще кто-то…

Так, если постараться, через социальные сети можно узнать о человеке практически все. Сведения о том, когда, с кем и сколько он общается, могут быть важнее, чем содержание этих разговоров. С помощью программ, узнающих человека по фотографии и позволяющих найти в Глобальной сети все материалы, с ним связанные, мы можем узнать о человеке гораздо больше, чем он хочет о себе рассказывать.

Виртуальный мир зачастую всё больше и больше вытесняет мир реальный. Главная причина этому – глобальная компьютеризация населения.

Информационный лист № 2                                                     ЗА

Общение в Интернете часто называют, чуть ли не главной причиной падения речевой культуры и грамотности среди молодежи. Общаясь виртуально, человек стремится максимально экономить речевые средства. Но носители высокой речевой культуры, даже общаясь в Интернете, таковыми и остаются. Разумеется, в речь человека перекочевывают различные сленговые словечки, но так ли это плохо? Ведь язык – живой организм, и ничего лишнего в нем все равно не задержится. Очень многие интернет - пользователи стремятся писать грамотно и призывают к этому других. Таким образом, в виртуальном общении не больше неграмотных людей, чем в общении реальном.

«Плюсы» социальных сетей - безграничное общение. Разговаривать с друзьями со всего земного шара можно, не выходя из дома, ограничивает только стоимость интернет-трафика. Уже сложно представить, как поддерживать контакты со многими знакомыми без помощи социальных сетей, а хорошо выстроенные взаимоотношения с людьми всегда помогают и в жизни, и в работе.

Невозможно представить себе социальные сети и без дополнительных функций, таких как группы, новости, возможность добавления фото-, видео- и аудиоматериалов, оповещения о днях рождения друзей, многочисленные приложения и многие другие.

Благодаря растущей популярности социальные сети стали настоящим трендом. Мало того, что быть их пользователем просто-напросто модно – сети позволяют участникам всегда оставаться в курсе происходящего. Сами подумайте, сколько новостей мы получаем именно из них! Кто-то женился, развелся, родил ребенка, попал в больницу, уехал отдыхать… надо быть «в теме».

Благодаря социальным сетям человек чувствует себя частью общественной группы, не обязанным при этом прилагать какие-то усилия. Конечно, зачастую это всего лишь видимость, а пользователь с несколькими сотнями виртуальных друзей может быть в реальной жизни совершенно одиноким и ничего, кроме компьютера, не видеть… Но этого уже никто наверняка не знает.

Скорее нет, чем да. Благодаря интернету мы можем общаться с большим кругом людей, но нередко такой круг превращается в настоящую «свалку», ведь в общении реальном мы намного избирательнее. Однако, с помощью общения через паутину мы можем налаживать контакты с людьми, которые живут далеко за  рубежом, это несомненный плюс.

Но даже и  в этом случае можно отойти от норм и воспользоваться услугами почты, ведь таки приятно получить письмо, написанное от руки.  Интернет-общение – это инструмент, которым нужно уметь пользоваться (зарубежные контакты, бизнес и т.д.), но ни в коем случае не стоит привыкать  к нему, так как есть вероятность того, что виртуальность затянет Вас с головой и Вы не сможете общаться полноценном в мире реальном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории

Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования  критического мышления.Приемы, используемые на стадии вызова.Приемы, используемые при работе с текстом на с...

материалы для мастер-класса по русскому языку с использованием приёмов развития критического мышления

данный мастре-класс содержит описание приёмов развития критического мышления, а также материалы практического занятия с аудиторией...

"Современный классный час как эффективное средство формирования личности современного школьника".

Формы проведения классных часов разнообразны6 лекции, беседы, встречи с интересными людьми и т.д....

Мастер - класс по теме «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»

Мастер - класс по теме «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»...

Методический мастер-класс «Майндмэп (ментальная карта) как эффективное средство формирования информационной грамотности педагогов и учащихся»

     Цель:  совершенствование  информационной грамотности педагогов через освоение современных ИКТ – технологий....

ВЫСТУПЛЕНИЕ СЕМИНАР Формирования критического мышления школьников на уроках математики посредством решения нестандартных задач

Уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации,  анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в нестандартной  ситуации и находить нужное за короткий про...