Разработка классного часа, посвященного Олимпийскому движению.
классный час (8 класс) по теме

Астапенкова Ольга Евгеньевна

В архиве два файла: сценарий классного часа, посвященного Олимпийскому движению и мультимедийная презентация. На этом классном часе затрагивались вопросы возобновления Олимпийских игр Пьером де Кубертеном и работа Людвига Гуттмана, давшая начало паралимпийским играм (в презентации есть их портреты), рассказы о двух наших паралимпийцах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема классного часа: «Олимпийское движение» (классный час один из серии, посвященной Олимпийским играм, проводится для всей параллели 8-х классов).

Цели и задачи: - познакомить ребят с историей олимпийских игр,

- довести до сознания школьников важность дел Пьера де Кубертена и Людвига Гуттмана,

- воспитывать ощущение сопричастности к спорту и олимпийскому движению,

- развивать интерес к занятиям спортом, к здоровому образу жизни,

- заинтересовать правилами «фэер плей» - честной и благородной борьбы за победу,

- самая главная цель – с помощью эмоциональной подачи материала классного часа вызвать у ребят физическое желание присоединиться к спортсменам, стать причастным к великому миру спорта, пойти в спортзал, на каток… изменить свою жизнь, найдя в ней место спорту.

Оборудование: компьютер, проектор,  экран.

Подготовка: мультимедийная презентация, выполненная нашим учеником,  интерактивная викторина, созданная объединением  ученических и учительских компьютерных талантов)), заметки о проявленном мужестве, стойкости и благородстве на спортивных соревнованиях – даны учащимся заранее для подготовки к артистичному эмоциональному рассказу на классном часе. При подготовке использована замечательная книга, из которой почерпнуто много полезного и интересного. Называется эта книга «Олимпийский калейдоскоп» альманах «Клёпа в Подмосковье», редакторы Н.Дубинина, А.Монвиж-Монтвид, издательство Подмосковье – 2013.

План содержательной части  классного часа:

1.Знакомство с историей олимпийских игр.

2.Возрождение олимпийских традиций. Пьер де Кубертен

3.Людвиг Гуттман – начало паралимпийских игр.

4.Символика олимпиад.

5. Викторина.

   Ход занятия:

1.Организационный момент:

Учащиеся входят в аудиторию, звучит музыка Гимн Олимпиады.  Учитель приветствует учеников.  Говорит о том, что сейчас вся страна готовиться к олимпийским играм. Наш классный час посвящен Олимпийскому движению, истории Олимпийских игр. (Музыка окончательно стихает). учитель спрашивает у учеников, кто из них занимается спортом, в каких соревнованиях участвовали? Знают ли, какая страна была родиной Олимпийских игр? (Древняя Эллада).

Рассказ учителя: «Давным – давно жители древней Эллады устраивали спортивные состязания в честь своих богов.  На время проведения состязаний прекращались все войны. Это было наиважнейшим условием проведения Олимпиад.  Дата рождения древних Олимпиад – 776 год до н.э.  В программу древних Олимпийских игр входило не так много видов спорта как сейчас: бег на одну стадию (192метра) был единственным видом состязаний с 1 по 13 олимпиаду, потом добавились другие виды бега; кулачный бой - это был жесткий вид спорта, случалось , что спортсмены гибли во время поединка; борьба; панкратион – борьба, совмещенная с боксом, посвящалась герою мифов Гераклу; пентатлон или пятиборье  (бег, метание диска и копья, прыжок в длину и борьба); конные бега – единственный вид спорта, в котором могли участвовать и женщины, участие в других видах для женщин было под запретом (На этом этапе дать ученикам возможность обсудить услышанное, высказать своё мнение - рефлексия).  История древних Олимпийских игр завершается в 394 году н.э., но похожие соревнования продолжают проводиться в разных странах».

Рассказ 1 ученика: «В середине 19 века немецкие археологи на раскопках в Олимпии (Греция) обнаружили древние спортивные сооружения. Идея возродить Олимпийские игры возникла во многих умах одновременно. Первым эту идею высказал, а через 2 года и воплотил в жизнь известный  французский общественный деятель и большой поклонник спорта барон Пьер де Кубертен. Игры возобновились летом 1896 года в столице Греции Афинах. Греция была выбрана специально для создания эффекта передачи эстафеты от древней Эллады в наше время. Игры имели огромный успех.  В них участвовало 14 стран. В то время это считалось крупнейшим спортивным достижением.  Первый спортсмен из нашей страны Николай Панин-Коломенкин завоевал олимпийское золото в играх 1908 года. Он выступал в зимнем виде спорта, который тогда назывался «специальные фигуры», сейчас это фигурное катание. Только с 1924 зимние и летние виды спорта были разделены».

Рассказ учителя: «В спортивных соревнованиях всегда участвовали самые быстрые. Самые ловкие и сильные, но это не значит, что спорт нужен только им. С помощью спорта каждый может улучшать свою физическую форму, укреплять здоровье.

Во время Второй мировой войны  в английском военном госпитале врач-нейрохирург Людвиг Гуттман хотел вернуть уверенность в себе раненым, потерявшим способность передвигаться самостоятельно. Он придумал для них соревнования, в которых они могли участвовать, сидя в инвалидных колясках. Людвиг Гуттман предложил своим подопечным посоревноваться в стрельбе из лука. В 1948 году состоялись первые соревнования людей с инвалидностью – национальные СТОК – МАНДЕВИЛЬСКИЕ ИГРЫ. Эта затея получила всеобщую поддержку. Людвиг Гуттман приспосабливал для инвалидов и другие виды спорта, придумывал новые. На Сток-Мандевильские игры стали съезжаться люди из разных стран. С 1960г. Их стали проводить параллельно с Олимпийскими играми, а Международный Олимпийский Комитет утвердил для них новое название, «ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ». Показ слайдов презентации (№№……………) Комментарий к слайдам: « Оскар Писториус – южноафриканский легкоатлет. Ему ампутировали обе ноги ниже колен еще в младенческом возрасте. В 2000 увлекся легкой атлетикой. В 2004 в Афинах взял золото в беге на 200 метров и бронзу на 400 метров. Обгоняет обычных бегунов.

С  ракеткой для большого тенниса  - Эстер Вергеер. С 2003 года не потерпела ни одного поражения. С 8 лет у нее парализованы ноги после операции на спинном мозге. Играет также в волейбол и баскетбол.

Рассказы детей о российских спортсменах – паралимпийцах.

2 Ученик рассказывает про Ирека Зарипова. Этот молодой российский паралимпиец замечательный пример мужества и решимости. Спортивную карьеру начал через 3 года после автомобильной аварии, которая лишила его возможности передвигаться самостоятельно. В Ванкувере на зимних играх 2010 года  Зарипов завоевал 4 золотые медали и 1 серебряную в биатлоне и лыжных гонках.

3 Ученик рассказывает о Марии Иовлевой  (сама я в это время выхожу из класса, потому что слушать рассказ про Машу  без слез невозможно). Мария Иовлева двукратная паралимпийская чемпионка и серебряный призер зимних Паралимпийских игр 2010 года в Ванкувере. Маша, инвалид-колясочник, страдающая нарушением слуха и речи. Воспитывалась в детском доме. Удивительный характер бойца помог Маше достичь замечательных спортивных результатов. На лыжном марафоне в Ванкувере девушка претендовала на золотую медаль, но сбилась со счета кругов, сделанных по трассе. Посчитав, что прошла уже всю дистанцию, Маша свернула к финишу. Напрасно болельщики и тренеры кричали ей, что остался еще один круг, - Маша не могла их услышать. Счастливая, она пересекла финишную черту и только тут поняла свою ошибку. Она вернулась на трассу и гнала так, что, даже учитывая паузу, стала шестой.  Через несколько дней  в биатлоне и лыжных гонках Маша выиграла еще два золота и серебро    (В этом месте рассказа наступает пауза, в какой бы аудитории мы не проводили бы этот классный час. Машин пример имеет колоссальное воспитывающее значение. Без дополнительного комментария учителя дети прекрасно все понимают сами).

Учитель: «В Олимпийских правилах записано (принципы фэйр плей):

- уважение к сопернику

- уважение к правилам и решениям судей (оспариваются решения только корректно и в отдельном порядке)

- отказ от допинга и любого искусственного стимулирования

- равные шансы – все спортсмены на старте соревнований могут одинаково рассчитывать на победу

- самоконтроль спортсмена – спортсмен должен сдерживать эмоции и адекватно воспринимать любой исход поединка.

В 1964 году Международный Олимпийский Комитет учредил особую награду Медаль Пьера де Кубертена. Она вручается за проявленное во время олимпийских соревнований благородство и за верность духу фэйер плей. Многие спортсмены считают эту медаль более значимой. Чем олимпийское золото».

4 Ученик рассказывает о примерах  спортсменов, заслуживающих Медали Пьера де Кубертена. Рассказы обсуждаются с учениками, ребята сами приходят к выводу, что эти поступки достойны награды. «На Олимпиаде в Берлине в 1936 американец Джесси Оуэнс выиграл забег на 400 м и продолжил соревнования в качестве прыгуна. Его соперником был Лутц Лонг – гордость немецкой команды. Лутц видел, что у Оуэнса не получаются прыжки, подошел к нему и посоветовал как откорректировать разбег. Следуя совету Лонга, американский атлет завоевал золото, оставив своему «учителю» только серебро».

Учитель подводит детей к мысли, что именно за такие поступки и присуждают Медаль Пьера де Кубертена. Жаль, что ее учредили только через 28 лет после Берлинской Олимпиады.

5 Ученик (еще один случай, достойный Медали Пьера де Кубертена). «На Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме приключилась замечательная история, показывающая благородство человеческой души. Чемпион по одиночной гребле австралиец Бобби Пирс в одном из заездов сильно вырвался вперед, но вдруг заметил утку с утятами, преграждавшую ему путь. Он остановился и пропустил их. За это время соперник обошел его на 5 корпусов. Однако, Пирс сумел выиграть этот заезд, как и все последующие».

Учитель (рефлексия): «Задумайтесь, пожалуйста, человек рисковал проиграть заезд, не получить золотую медаль, но, не раздумывая, остановился, чтобы не задавить уточек. Каковы человеческие качества Бобби Пирса?» Учитель подводит детей к выводу о благородстве спортивных соревнований. Как поступать если твой соперник оказался в сложной ситуации? Не заметить или помочь, даже если при этом будет потерян шанс  занять призовое место? Нравственный выбор возникает не только в спорте, но и жизни. Что было бы, если в жизни все люди игра ли бы честно?»

Далее – Олимпийская викторина (викторина интерактивная – правильный ответ – аплодисменты, неправильный – гудок):

  1. Сколько дней длились Олимпийские игры в Древней Элладе? (5дней)
  2.  Какой вид спорта, по мнению Аристотеля наиболее гармонично развивал тело? (пентатлон)
  3. Кто стал первым олимпийским чемпионом современности? (Джеймс Конноли в тройном прыжке)
  4. Кто из наших спортсменов был знаменосцем на 3 олимпиадах? (Александр Карелин)
  5. В программу какой из Олимпиад впервые вошли женские соревнования? (Париж 1900 год)
  6. В каком необычном виде плавания соревновались участники олимпиады в Париже в 1900 году? (Плавание с препятствиями)

Подведение итогов. Учитель хвалит учеников за участие в викторине. Спрашивает, что узнали для себя нового на этом классном часе? Что особенно запомнилось? Какие истории вдохновили вас? Какие выводы для себя сделали?

Наш классный час закончен. Спасибо за внимание!

Ученики под музыку покидают аудиторию.